Как заставить слона танцевать, или Чему экспат из Cirque du Soleil может научить российский стартап?

Бурно развивающийся российский рынок интересует мировое сообщество все сильнее. Инвесторы находят здесь инвестиционные возможности, а для специалистов Россия ― одно из самых перспективных и захватывающих мест работы, особенно если речь заходит о развитии стартапов.

Дарья Батухтина специально для E-xecutive.ru побеседовала с Владимиром Вервельским, экспатом, который уехал из СССР в десять лет и большую часть жизни прожил в Канаде, занимал руководящую позицию в Cirque du Soleil, а сейчас работает в e-commerce стартапе Heverest ― онлайн-магазине товаров для активного образа жизни. Что послужило причиной для возвращения в Россию? Чем проект привлек профессионала такого уровня? И какой рост ожидает рынок спортивных товаров в России в ближайшие годы?

Дарья БатухтинаВладимир, вы специалист по онлайн-ритейлу, работали в отделе корпоративного маркетинга Cirque du Soleil. Что общего у цирка и электронной коммерции? Зачем известному во всем мире шоу необходим интернет?

Владимир Вервельский: Cirque du Soleil был основан 27 лет назад квебекским уличным жонглером, который хотел создать незабываемое шоу для взрослых и развенчать миф о том, что цирк ― это развлечение только для детей.

Сегодня интернет для цирка ― это основной канал продаж по всему миру. Около 70% билетов приобретается через веб. Продвинутая аудитория, приходящая на представления, ищет дополнительную информацию о цирке и его гастролях заранее. Поэтому онлайн-коммуникации позволяют прогнозировать спрос и количество участников шоу в том или ином городе, тем самым сводя до минимума риск отмены представлений.

Д.Б.: Каким образом основатели Cirque du Soleil, творческие люди, смогли уловить значение интернета для бизнеса?

В.В.: Цирк ― это огромная инновационная машина, не только в плане креатива, но и технологий. С развитием интернета в Северной Америке основатели Cirque du Soleil обратили внимание на эту возможность. Можно сказать, что они были пионерами и лидерами в освоении веба, начав его использовать в маркетинговых целях лет десять назад.

Например, на заре электронной коммерции компания Cirque du Soleil инвестировала в стартап по продаже билетов онлайн, тем самым создав глобальную платформу для продвижения цирка. У цирка есть онлайн-клуб, членами которого являются более 3 млн людей по всему миру. Эти подписчики получают новости о представлениях, скидки и другие разные преимущества. Еще Cirque du Soleil производит огромное количество видео и фото, которыми мы пытается передать те незабываемые эмоции, царящие на представлениях. Это сложно, но можно… передать ощущение чуда.

Стратегия развития и продвижения цирка через интернет постоянно обновляется с учетом появляющихся новых интерактивных форматов взаимодействия с аудиторией. Что я отметил для себя, работая в Cirque du Soleil, так это то, что маркетинговая команда не боится пробовать, экспериментировать.

Д.Б.: В чем заключается маркетинговая интернет стратегия цирка, если коротко?

В.В.: В Cirque du Soleil на постоянной основе идет 26-27 шоу: театральные, шапито или цирковые. Около 11 из них являются стационарными, а значит проходят только в Америке или Канаде, другие ― гастролируют по всему миру. Поэтому единственно верное маркетинговое решение здесь: мыслить глобально, действовать локально.

Глобальным продвижением бренда занимается команда по корпоративным маркетинговым коммуникациям, а поддержку в городах оказывают команды по организации туров и стационарных шоу.

Д.Б.: Расскажите о команде компании Cirque du Soleil, что она собой представляет?

В.В.: Это огромный, живущий эмоциями организуемых представлений, организм, поэтому работать с такой командой для меня было одно удовольствие. В день в компанию Cirque du Soleil приходят тысячи резюме со всех уголков мира, но шанс выпадает немногим. Всего в цирке работают около 5 тыс. человек, 3,5 тыс. из них находятся в Монреале.

Д.Б.: Вы говорили, что работа в цирке похожа на работу в стартапе… Это так?

В.В.: Да, и там и там есть драйв. Хотя, признаюсь, в какой-то мере это было моей мечтой ― получить опыт работы в Cirque du Soleil. Живя в Монреале, я был наслышан о его креативной среде. Туда я пришел как состоявшийся профессионал, но каждый день был для меня вызовом, так как каждый день в цирке рождаются инновации в технологиях, искусстве, маркетинге и так далее. В стартапе Heverest у нас сейчас нечто похожее.

Д.Б.: А в чем был лично ваш вызов как профессионала в цирке?

В.В.: Сделать так, чтобы у аудитории, приходящей на шоу, складывался позитивный опыт взаимодействия с брендом от начала до конца. Ведь эмоции от представления начинаются с ввода ключевого слова в поисковике, когда пользователь ищет ближайшие гастроли Cirque du Soleil. Важно не разрушить «ожидание от чуда» бездумным или обыденным онлайн-сервисом или же невниманием к клиенту после. Ведь продукт (потребительский опыт взаимодействия покупателя с Цирком) с точки зрения маркетинга начинается задолго до самого шоу, а также не завершается, когда представление закончено. Show must go on!

Целостность шоу зависит от командной работы, иначе чуда не будет. Наверное, с брендом Heverest я ощущаю нечто схожее, так как мы хотим продавать не товары для активного отдыха, а впечатления, получаемые клиентом от их использования. Кроссовки, рюкзаки, палатки и тому подобное, все это служит одной цели ― чтобы человек получил неповторимые эмоции и новый опыт, а затем поделился со своими знакомыми в социальных сетях и на встречах.

Д.Б.: Чем вам запомнился первый день в офисе Cirque du Soleil?

В.В.: В первый день, когда я пришел на работу, то встретил грустного клоуна в лифте, который репетировал номер. Именно в тот момент я понял, что работаю в необычном месте. Во-первых, потому что грустный клоун-коллега, отрабатывающий свое искусство в лифте, может быть лишь здесь. А во-вторых, потому что в жизни мы видим только конечный результат, креативное представление, но не кропотливую работу над ним до этого.

Д.Б.: И что вас мотивирует в работе?

В.В.: Эмоции пользователей. Когда-то я выработал для себя некое понимание работы и жизни: чем лучше я сделаю свою работу, тем лучше будет новый день какого-то пользователя.

Д.Б.: Но тогда получается, для вас не имеет значения, что продвигать онлайн? После международного цирка вы пришли на позицию директора по маркетингу в локальный российский стартап в сфере товаров для активного отдыха ― Heverest. В чем логика такого выбора?

В.В.: Да, фактически для меня не имеет значения, что продвигать. Но для меня важно, чтобы основатель проекта, руководитель мотивировал. Для меня важно создавать нечто впечатляющее. Свое маленькое, но шоу. В цирке для меня таким человеком был Марио Д'амико, мой босс. С ним очень хорошо и интересно работать, ибо каждым своим словом он вдохновляет на подвиг.

В случае с Heverest такой вызов мне сделал Антон Пермогоров, генеральный директор. Он совершил кругосветное путешествие за 80 недель, собирается покорить Килиманджаро. И каждый день работы с ним заряжает не хуже представлений в цирке. Ведь директор стартапа ― это не просто босс, а пример, драйвер процесса, им хочется восхищаться.

Я должен быть уверен, что мы (компания Heverest) можем предоставить клиенту то, что он ожидает. Поэтому Heverest для меня ― это возможность изменить мир, продавая людям определенные товары, которые помогают им в этом. Цирковое шоу приезжает и радует людей только в одном регионе, а в случае с Heverest ― товар (наш продукт) может быть доставлен куда угодно, и позволит людям сделать свою жизнь ярче и здоровее.

Д.Б.: Что собой сегодня представляет рынок товаров для активного образа жизни в России? Какой у него потенциал роста?

В.В.: Российский рынок электронной коммерции развивается семимильным шагами, и, как я вижу, следующие пару лет здесь возможностей для бизнеса станет еще больше.

Например, согласно исследовательскому агентству RuМетрика, оборот российского рынка «товаров для активного отдыха» в 2011 году составил около $6-7 млрд. По нашим оценкам, к 2015 году он вырастет до $12 млрд. Онлайн торговля товарами в этой категории еще в самом начале развития, и у Heverest есть отличный шанс занять серьезную долю на рынке, так как портфель брендов этого проекта уже в 2-2,5 раза больше, чем у всех остальных спортивных интернет-магазинов.

Главная проблема сейчас в том, что у российского потребители мало доверия к онлайн-магазинам ввиду исторических особенностей в стране. Люди хотят покупать что-то, но боятся платить с помощью банковских карт. Я полагаю, что нашему проекту придется преодолевать эту боязнь правильной коммуникацией.

Опыт, который я получил в Cirque du Soleil, планирую применить для выстраивания правильных отношений компании Heverest с ее клиентами. Здесь тоже есть своя площадка и возможности для создания шоу! Хотя многое из того, что прекрасно работает глобально, «со скрипом» реализуется на российском рынке, например, сложные CRM инструменты ввиду своей дороговизны. Но пройдет немного времени, и с развитием и ростом российского рынка все изменится.

Д.Б.: Чем планируете заняться дальше? Надолго ли задержитесь в России, ведь здесь еще море нюансов, не позволяющих онлайн-бизнесу развиваться полноценно, например, логистика и доставка до сих пор определяют успешность e-commerceпроекта.

В.В.: Это проблема не только России, хотя здесь она стоит острее. Долгие годы я жил и работал в Канаде и видел ту же ситуацию: да, логистика, закупки являются ключевым фактором развития электронной коммерции, но различного рода бизнес-модели могут снизить риск. В России крупные игроки вроде Ozon.ru наконец-то пришли. Знаете, в электронной коммерции маркетинг ― это голова компании, логистика и закупки ― это руки и ноги. Одно без другого расти не будет, поэтому важно равномерное развитие бизнеса в целом.

А насчет планов: мне нравится изучать Рунет, поскольку здесь все меняется очень быстро. Можно пробовать и быстро увидеть «взлетает это или нет». Потребитель судит о продукте быстро. Если шоу не завлекает ― никто не покупает «следующий билет». Поэтому я хочу остаться в России и получить этот опыт работы. 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Михаил Меркульев
Глава филиала, регион. директор, Иркутск

Владимир!
Хотелось бы понять в чем фишка.
Очередной пост про Эверест.
Парни креативные, стартап крутой. Эту мысль я понял. Но захожу в магазин и...
Нормальный магазин, асоортимент для такого количества категорий невелик и не беден. Ассортиментный перечень как в ''Спортмаркете''. Все как-то привычно по нашему. Что-то можно купить, чего-то нет (опять нормально). Общее ощущуение нормы - бодренького середнячка.
Во что вложен креатив?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний внедряют программы well-being

В условиях дефицита кадров компании стали чаще внедрять или расширять программы благополучия сотрудинков.

Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.