80 недель без Родины

Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие?
Разве ты — гражданин? Ты — путник.
Не говорите: у меня такой то город, а у меня такой то.
Ни у кого нет города; город — горе (на небесах); а настоящее есть путь.
И мы путешествуем каждый день, пока движется природа.

Иоанн Златоуст

Как-то Антон Пермогоров, профессионал в области e-commerce (проект интернет-магазин Эльдорадо в России, Украине, Казахстане в 2006-2010 годах), и его жена Юлия, чудо-фотограф, подсчитали, чтобы увидеть большую часть мира и при этом не отрываться от привычного рабочего процесса в офисах, им нужно будет путешествовать около двадцати лет (каждый год по месяцу). Такой долгий срок их не устраивал. Поэтому они решили отправиться в кругосветку на 80 недель чтобы насладиться жаждой познания (о чем подробно рассказывали и показывал в своем блоге www.80weeks.ru). План был составлен, рассчитаны риски и бюджет. И первого июля 2010 года Большое Путешествие началось

Буквально пару недель назад Антон и Юлия вернулись обратно в столицу. И вернулись совсем другими людьми. Еще под свежими впечатлениям и эмоциями Антон Пермогоров рассказывает Дарье Батухтиной о том, как это ― путешествовать вокруг света.

E-xecutive.ru: Расскажите, где вам удалось побывать за эти пресловутые восемьдесят недель?

Антон Пермогоров: Вкратце: мы посетили 33 страны, 5 континентов, Северную, Центральную и Южную Америку, немного Восточной Азии, всю Юго-Восточную Азию, страны Индийского полуострова, по паре стран в Африке и на Ближнем востоке и чуть-чуть ― Европу. Пролетели на самолетах более 70 тыс. км, а по земле ― пешком, на поездах, автобусах, велосипедах, автомобилях, мопедах, лодках, яхтах, паромах и круизных кораблях ― проделали путь длиной в 33 тыс. км. По пути три раза пересекали экватор по земле, по разу в Эквадоре, Индонезии и Кении и побывали в нескольких городах-антиподах (располагаются на диаметрально противоположных точках Земли), например в Гонконге и Ла Киаке (аргентинский городок на границе с Боливией). Увидели много-много-много всего интересного.

E-xecutive.ru: Вы решились совершить кругосветное путешествие, чтобы исполнить мечту своей жизни… Вот она реализована. Нет ощущения пустоты от того, что достигли желаемого?

А.П.: Я себя настолько позитивно ощущаю, что хочется горы свернуть. Два года назад считал Москву совершенно унылым городом. А объехав мир, понял, что не так много подобных мест, хороших городов существует, что стоит беречь. Сегодня я шел по пешеходному мосту в районе Киевского вокзала, там три высотки сталинские. И неожиданно я испытал дежавю, как будто иду по мосту через Темзу, а вокруг лондонцы… Москва красивая и оригинальная, но в ней много отсылок к другим интересным местам со всего мира!

E-xecutive.ru: Сколько нужно вещей для путешествия длиной 80 недель? Сколько килограммов в чемодане?

А.П.: Первое, что могу сказать, самое нелепое ― это путешествовать вокруг света с чемоданом на колесиках. Мы встретили одну пару как-то, вот они мучились! Везде ведь нужно вызывать такси, а иногда ты находишься в таких непроходимых местах, в джунглях Перу например, или в горах Непала, где и речи не может быть об этом. У нас с женой были туристические рюкзаки. Примерно 5-8 кг каждый. Мы, конечно, покупали сувениры, но отправляли их по почте домой, чтобы не возить с собой.

E-xecutive.ru: А как же ваша жена? 80 недель пути и всего 8 кг одежды! Для женщины это же мука…

А.П.: Первое, что сделала моя дорогая супруга, когда приехала домой, достала весь свой гардероб и начала перемеривать: платья, туфли, ремешки… Ей ну очень этого хотелось!

E-xecutive.ru: А какой была ваша первая мысль после отсутствия 575 дней дома?

А.П.: Ой, самое сложное было вспомнить, где включается свет в квартире. Как включить воду. Два дня до приезда домой мы пытались вспомнить код в домофоне. Думали, что совсем не попадем в подъезд.

E-xecutive.ru: Какой у вас был самый большой challenge во время путешествия?

А.П.: Самое неприятное было в Саудовской Аравии, когда мы просидели 30 часов в аэропорту, так как был на сутки перенесен наш стыковочный рейс. Выйти в город мы не могли ― не было визы.

А позитивное: мы поняли, что нам нравится природа, нравится проводить время на воде, нравятся горы. Поэтому приезжая в новую страну, мы отправлялись в самые забытые Богом места, обходя туристические мекки. Такие далекие, что ты сначала летишь местными самолетами, потом два дня плывешь на лодке и никого вокруг, кроме лодочника. Вот там открывается истинная красота дикой природы! Очень запомнилась неповторимая экосистема Галапагосских островов.

Еще я обнаружил, что люблю трекинг, когда идешь-идешь пешком, а вокруг только природа. Мысли позитивные, общаешься с миром на своей особой волне. Ведь когда ты живешь и работаешь в мегаполисе, тебя просто засасывает дневная рутина. Нет времени посмотреть на себя со стороны. У нас во время путешествия именно была такая задача ― остаться наедине с собой.

E-xecutive.ru: А как же информационная зависимость, которая присуща современному поколению... Особенно вам, как специалисту в области интернет. Не чувствовали дискомфорта от лимита?

А.П.: Я такой человек, что не могу просто сидеть сложа руки. Во время путешествия я прочитал более 140 книг (это с учетом того, что за последние десять лет ― это было всего книг 20, потому что не было времени). Сначала читал гиды по туризму (советы бывалых путешественников) и трэвелоги, потом художественную литературу (любимые книжки из детства в том числе), а последние полгода читал только про бизнес и профессиональные издания.

Кстати, возвращаясь к вопросу про challenge, самым трудным для нас было ― это постоянно и структурировано вести блог о наших приключениях. Мы не профессиональные блогеры, а одной из основных задач для нас было не превращать путешествие в ленивый отдых. Поэтому обрабатывали фото, делали видео, готовили статьи постоянно ― это держало нас в тонусе.

Читал новости технологий и e-commerce на западных и отечественных ресурсах. В 21 веке нельзя полностью отсоединится от информации, если хочешь потом вернуться в профессию.

E-xecutive.ru: Какими сервисами планирования путешествий вы пользовались: сайты онлайн бронирования билетов, отелей?

А.П.: Kayak ― самый удобный инструмент планирования перелетов. Благодаря функциям поиска, мы например, смогли скорректировать свой маршрут несколько раз. Нужно было решить, куда лететь из Дели (не в Россию), чтобы использовать оставшийся месяц. И получилось: с помощью Kayak разработали маршрут, нашли недорогие билеты и поехали в Кению, Египет, Иорданию и Израиль, а оттуда в Украину.

Пользовались Booking.com, но в основном Южной Америке, хотя еще хорошо покрыта у него Европа. Огромный плюс заключается в том, что при использовании Booking.com деньги со счета не снимаются до последнего дня. Очень удобно отменять оплату (особенно в нашем случае, когда маршрут путешествия может корректироваться). Запомнилась шикарная служба поддержки клиентов, несколько раз мы звонили и в последний момент договаривались об изменении брони (даже в день заезда), объясняя причину. В Азии пользовались сервисом бронирования отелей Agoda.

Российскими сайтами бронирования не пользовались, так как они хороши для путешествий из России куда-то. А у нас маршруты были настолько изощренные… не каждый сервис способен помочь. Я знаю ключевых российских игроков на рынке travel e-commerce, вижу их особенности, с интересом слежу за развитием. Но считаю, что в России на рынке онлайн туризма пока нет сервиса бронирования, например отелей, который бы объединил и хороший клиентский сервис, и возможность оплаты на месте, и еще бы бонусы давал. Есть Ostrovok и Oktogo, но там оплата только вперед, есть проверенный booking.com с низкой ценой и оплатой на месте. Появился Hotels.ru, который пытается представить комплекс услуг согласно российскому менталитету. Будем смотреть…

E-xecutive.ru: Ваш совет тем, кто решится на подобное кругосветное путешествие.

А.П.: Нужно с самого начала определить цель путешествия. Мы такую цель не сформулировали. Думали, что наша задача ― увидеть как можно больше стран, где мы не были. Потом, спустя пару месяцев поняли, что это не цель. Ездить нужно в те места, где вам приятно и вы чувствуете себя гармонично: для нас это была дикая природа, птицы и горы, реки и озера. Поэтому дам важный совет: поймите сначала, что вам интересно. Может вы хотите пожить в какой-то стране и выучить новый язык, может, хотите быть волонтером, чем-то помочь планете и одновременно узнать местные обычаи. У меня есть знакомый, кругосветный путешественник. Он прожил более месяца в Буэнос-Айрес и учился танцевать танго. Сейчас он хочет туда вернуться со своей девушкой и продолжить обучение. Так что нужно четко формулировать свои желания, тогда они материализуются.

E-xecutive.ru: Сколько новых друзей вы приобрели за время путешествия?

А.П.: Много. У нас есть друзья в Египте, в Иордании, в Гонконге. В Бангладеш, Колумбии и Сальвадоре. И это новые люди, которых мы встретили на своем пути, а потом даже приезжали к ним в гости, меняя маршрут. С нами случилась такая отличная история: мы плыли из Панамы в Колумбию четыре дня на парусной яхте. Пять человек пассажиров и два человека ― команда. Все сдружились, а позже один из путешествовавших на яхте, норвежец, пригласил нас в гости в Буэнос-Айрес, где он тогда учился. А у нас Аргентины в планах не было совсем. И мы поехали, провели чудесную неделю в Буэнос-Айресе, посмотрели Аргентину и заодно Бразилию.

E-xecutive.ru: И не побоялись, что у этого незнакомого человека в незнакомой стране могут быть дурные мысли на ваш счет?

А.П.: В путешествии ты вынужден доверять людям и полагаться на интуицию. У тебя нет возможности просто взять и испугаться, убежать домой под одеяло. Нужно решать здесь и сейчас. Ты меняешься внутренне, учишься коммуникациям и решению проблем. Например, после путешествия я сильно поменять свою точку зрения насчет способа ведения переговоров в бизнесе. Нигде в мире, кроме России, арабских и индийских стран и Южной Америки, люди не ведут переговоры с напором, с позиции силы, а всегда уважают пространство собеседника. Все говорят спокойно, разговаривая на языке доводов, без эмоциональных всплесков.

То есть, я веду к тому, что опыт длительного автономного путешествия сильно меняет, так как, живя в России, ты и не представляешь, что может быть иначе.

E-xecutive.ru: Один из основных трендов онлайн продаж ― это F-commerce (продажи через приложения в социальных сетях типа Facebook, в России ― Вконтакте). Сейчас он находится в стадии тестирования, немногие компании могут похвастаться успехом на этой ниве. Ваши прогнозы?

А.П.: Мне кажется, что пока на рынке в России нет явного пионера, который бы мог похвастаться хорошими результатами продаж через социальные сети. Никто еще не нашел пока правильного подхода. И, на мой взгляд, это маловероятно в ближайшее время. Хотя если взять, например, сайт издания «Ведомости» и магазин Эквилибрия, модель работает. Но в данном случае это интернет-магазин, подключенный к медиа. Я считаю, что сама социальная сеть (Facebook или Вконтакте) должна выступить с какими-то инновационными бизнес-решениями, чтобы решить этот вопрос, а заодно и получить дополнительный канал прибыли.

E-xecutive.ru: Следующий тренд ― персонализация, так называемый «real time interest and intent». Демография и география пользователя теперь не столь важны для онлайн магазинов по сравнению с изучением реальных пользовательских интересов, социальных связей и даже мыслей и эмоций. У кого из игроков на рынке получилось использовать эти инструменты эффективно, по вашему мнению?

А.П.: Я считаю, что на хорошем уровне это получилось только у Amazon. В России аналогов нет. Я думаю, что Ozon после получения инвестиций в ближайшее время покажет рынку такие решения. А так пока только у Omniture и других профессиональных решений есть такие инструментарии, но это дорогие продукты. Рынку нужны SaaS решения. Кстати это актуальная идея для стартапа/

E-xecutive.ru: Западные инвесторы все больше интересуются растущими рынками интернета России и Украины. В результате в Рунете появляются большие магазины-агрегаторы ― Wikimart (интервью с основателями), MallStreet. Ozon (получив инвестиции) так же планирует развивать свой ассортимент продукции, в том числе и техники. Как вы думаете, что ждет в этом случае магазин Эльдорадо? Интересно ваше мнение как человека, который создал его с нуля.

А.П.: Будет очень мощное слияние офлайна и онлайна. Мы вступаем в эру, когда офлайн-ритейлеры будут искать новые форматы, а на рынке появятся нишевые проекты, маленькие магазинчики c продажей по каталогам. И уже есть примеры ― британский ритейлер Argos (супер-успешная), который сейчас пытается реализовать в России проект Enter.ru. За такими инновационными решениями, объединяющими лучшие стороны офлайн и онлайн продаж, будущее.

Все каналы будут смешиваться. И для покупателя это станет единым информационным пространство: пощупать товар в магазине, потом заказать в онлайне, оплатить по карте или через терминал и при необходимости вернуть товар через Почту России или DHL.

E-xecutive.ru: Какие товары, на ваш взгляд, сейчас будут пользоваться спросом у онлайн аудитории?

А.П.: Думаю, что стоит ожидать взрыва в онлайн туризме, так же будет спрос на одежду и обувь (не так давно магазин Ozon проявил интерес к сервису продажи обуви Sapato, например), в том числе детскую, а также мебель. Ведь долгое время товарная категория мебель вообще была недоступна для покупки через интернет.

E-xecutive.ru: Одной из ваших разработок в онлайн-магазине Эльдорадо является так называемая технология «интернет-самовывоз». Эльдорадо был в России пионером в этой области. Сегодня эта технология успешно используется многими игроками рынка. С какими проблемами вы столкнулись? Что думаете о системе сейчас?

А.П.: Самой большой проблемой было изучить лучшие мировые best practices и разобраться, какие есть решения, чтобы выбрать оптимальный и правильный вариант. Я ездил в Штаты и Великобританию, чтобы понять, как работают те или иные механизмы, может ли то или иное решение быть актуально для российского рынка. Российская специфика тоже накладывала свой отпечаток.

Сегодня на уровне информационных систем интернет-магазина Эльдорадо я не стал бы ничего менять, но мое мнение, что стоит менять работу с клиентами. Активно вовлекать персонал магазинов для предоставления лучшего сервиса, оптимизировать процессы.

E-xecutive.ru: Как вы видите развитие e-commerce в России?

А.П.: Главная задача в России ― развить каналы логистики, научить людей использовать банковские карты и в целом убедить не бояться онлайн-платежей. Думаю, выходящие на российский рынок PayPal и eBay нам в этом также активно помогут.

Все эти проблемы стояли и раньше перед отраслью, но сейчас наконец-то они начали постепенно решаться и закрываться. Одна из причин ― быстрое проникновение интернета. По прогнозам, к 2014 году еще 30 млн жителей России придет в онлайн. Вот тогда наступит счастье! И если не будет очередного витка кризиса, то рынок e-commerce расцветет! И мировые инвесторы, интересующиеся странами БРИК, будут заезжать к нам все чаще и чаще. Хотя уже и сейчас невооруженным взглядом видна нарастающая заинтересованность к российскому рынку e-commerce инвесторов и венчурных капиталистов.

E-xecutive.ru: В чем особенность российского онлайн-покупателя? Например, американцы любят, чтобы интернет-магазин предоставлял им максимум информации и минимум трудозатрат для оплаты, азиатская аудитория за fun, то есть ищет развлечения даже в покупках. А где мы, россияне?

А.П.: У нас свой путь. Это связано с местом России в мире, я считаю, что она ближе всего к Ближнему Востоку (Middle East), а не к Европе или Азии. Значит, что мы более хаотично принимаем решение, ищем во всем душевную составляющую. Сейчас сложно охарактеризовать. Думаю, лучше вернуться к этому вопросу через три-пять лет.

E-xecutive.ru: Чем бы вы хотели заниматься сейчас? Чего ищете в работе?

А.П.: Я ищу проект или компанию, где сейчас наблюдается бурный рост и драйв. Хочу погрузиться полностью в решение сложных задач и получать от этого удовольствие (в марте 2012 года Антон Пермогоров занял пост CEO Heverest.ruE-xecutive.ru).

E-xecutive.ru: Ваше кредо?

А.П.: Опыт приходит с опытом. Для меня это значит, что нужно не бояться пробовать новое. Если даже не получится с первого раза, то во второй раз обязательно будут улучшения. И лучше жалеть о том, что что-то сделал, чем о том, что чего-то не сделал.

Дарья Батухтина, специально для E-xecutive.ru.

Фото - 80weeks.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Интересно узнать сколько же потребовалось денег!?

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

.. при их наценках и буме, они могут себе - это позволить. Но для них - это уже пенсия (в бизнесе)! :)

Директор по продажам, Москва

@ Андрей - из расчета 75 долларов в день на двоих (без авиабилетов)
@ NoNam - даже и не буду говорить, какая в электронном ритейле маржа (приблизительно в 2.5-3 раза меньше, чем в одежде), все равно не поверите

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.