Управление проектами в период кризиса

Ситуация до кризиса — бурное развитие

Интерес к применению проектных методов управления в последние годы демонстрировал бурный рост, причем во всех отраслях экономики. По ходу «взросления» российского проектного управления менялись формы интереса, а вслед за ними и конфигурации консалтинговых услуг.

Еще 10 лет назад вопросы проектного управления рассматривались, скорее, как мода или даже своеобразный «фетиш» отдельных руководителей. Полезным считалось само включение в управленческий лексикон слов «проект», «проектное управление». Но к концу этого периода уровень общих теоретических знаний стал выше и спрос на услуги управления проектами конкретизировался. Задачи проектного менеджмента начали привязываться к текущим процессам компаний, оргструктурам, стратегии развития.

Многие российские компании вслед за западными переориентировались и вместо масштабных внедрений тяжелых решений, которые обычно затягиваются на годы, стали выбирать решение выделенных задач. Некоторые компании, следуя западному тренду, решались и вовсе передавать отдельные функции проектного управления в зону ответственности внешней профессиональной команды. Аутсорсинг стал выделяться в отдельное бизнес-направление многих консалтинговых компаний.

Еще одна особенность развития проектного управления в России последних лет — это возрастающее внимание к этой сфере со стороны органов государственной власти. Причем не только регионального, но и федерального уровня. И это понятно, ведь для реализации масштабных проектов государственного значения (ПНП, государственные и целевые программы) требуются прозрачность управления, оперативность и обоснованность принимаемых решений, качество планирования. Все это очень хорошо проявилось на примере крупнейшей государственной программы последних лет — подготовки к Олимпийским играм 2014 года, в реализации которой мы принимаем непосредственное участие.

 

Но, несмотря на бурное развитие, к кризису рынок проектного менеджмента подошел разношерстным. Выявились проблемы роста, заключающиеся в глобализорованных целях заказчиков, не обусловленных готовностью и реальными потребностями, в «рыхлых» решениях ряда подрядчиков, создававших системы управления второпях из-за растущего спроса.

Непростое настоящее

Мировой финансовый кризис внес свои коррективы и в область проектного управления. Однако его влияние нельзя оценивать только как негативное. Более того, по наблюдениям наших консультантов, кризис посеял зерна нового интереса, новых возможностей и новых областей использования проектных подходов к управлению.

Во второй половине 2008 года многие компании находились в растерянности, замораживали свои инвестиционные бюджеты. Сейчас ситуация серьезно меняется. Те компании, которые оказались более эффективными, чем их конкуренты, руководство которых было готово не сидеть «сложа руки» в условиях неопределенности, сейчас демонстрируют готовность к внутреннему развитию. Более дальновидный менеджмент прилагает усилия по развитию бизнеса, направленные на дальнейшее повышение его эффективности.

Кроме того, именно сейчас, когда многие получили незаменимый опыт выживания в период кризиса, наблюдается активизация инвестиционной деятельности. Компании ищут новые сферы для своего бизнеса, диверсифицируют инвестиции, вкладываются в проекты, подразумевающие длительные сроки возврата инвестиций.

Если до кризиса приоритет был смещен в сторону проектов рассчитанных на нескончаемый потребительский спрос (например, на девелоперские проекты), то сейчас инвесторы готовы рассматривать возможность вложений в долгосрочные проекты развития. Рассматриваются перспективы создания новых производств, освоения новых технологий, которые принесут прибыль в будущем. Этому способствует и государство, которое все активней применяет инструменты поддержки такого рода проектов.

Естественно, что инвестор, соглашаясь на долгосрочные инвестиции, хочет максимально снизить свои риски. Этого можно достигнуть, только повысив качество управления проектами и программами. Именно поэтому — в связи с ростом требований к системе управления проектами, мониторинга и отчетности, компании обращаются за подобными услугами к профессионалам в данной области.

Если раньше многое строилось на доверии, то сейчас выбор профессиональной команды, способной обеспечить эффективную и прозрачную систему управления выходит на передний план. Выстроенный мониторинг со стороны Инвестора или Заказчика является практически обязательным признаком инвестиционных проектов — люди хотят проверять и контролировать.

В кризис не остается без внимания и управление государственными программами. Федеральные органы власти, являясь одними из крупнейших инвесторов в России, требуют переработку «лозунгов» проектного управления в работающие решения.

Опыт реализации проектов в кризисный год показывает, что развитие не остановилось. Коммерческие компании внедряют отдельные элементы систем управления проектами, которые закладывают основу для будущего развития. Внедряются специализированные решения по программно-целевым методам управления в государственных органах власти (в Министерстве сельского хозяйства РФ, в организациях реализующих госпрограмму подготовки к Олимпийским играм 2014 года и многих других). Расширяется теоретическая база российского проектного управления — создаются новые национальные стандарты в системе ГОСТ Р.

 

Прогнозируемые перспективы

По данным наших аналитических исследований, несмотря на все текущие сложности, проектное управление в России только усиливает позиции, становясь мощным инструментом в борьбе за эффективность и конкурентоспособность.

Затишье на рынке конца 2008 года и первой половины 2009 года сменяется ростом числа «горячих» обращений и пресейлов. Часть из них характеризуется небольшим бюджетами — компании находятся в поиске направления развития, точек опоры в новых условиях. Но это неизбежная реальность, диктуемая рецессией.

 

Формируются новые критерии ценности, предъявляемые к услугам проектного управления: быстрая и конкретная полезность, возможность полностью делегировать ответственность за блоки конкретных работ профессионалам, обеспечение менеджмента компаний своевременной, достоверной и достаточной для принятия решений информацией.

Вторая половина 2009 года характеризуется готовностью Заказчиков к принятию решений о переходе к контрактным стадиям взаимоотношений по консалтингу, аутсорсингу и внедрению информационных систем. Число реализуемых проектов уже вышло на докризисный уровень.

Однако сегодняшняя структура спроса отличается от докризисного периода. Поменялись типы реализуемых проектов, востребованные услуги, требования к системе управления со стороны Заказчиков и Инвесторов. Фактическое перепрофилирование рынка, в свою очередь, определило необходимость изменений и в консалтинговых компаниях. Некоторые из них не смогли приспособиться к новым требованиям и ослабили свои позиции, что привело к перераспределению нагрузки на более сильных участников рынка.

Эту тенденцию чувствует на себе и ГК «Проектная ПРАКТИКА». В силу возрастающего интереса к проектному управлению, мы рассматриваем возможность отказа от применяемых ранее антикризисных дисконтных программ, что, конечно, не коснется Заказчиков, с которыми уже налажены партнерские отношения или заключены договоры на оказание услуг. При этом в ближайшее время не планируется введение новых систем скидок на консалтинговые и аутсорсинговые услуги. Услуги настоящих профессионалов с огромным опытом реализации проектов остаются востребованными и не могут стоить дешево.

В целом, прогноз развития рынка управления проектами, по оценкам наших специалистов, — позитивный и именно он может оказаться рычагом для выхода из кризиса всей экономики России.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Москва

На мой взгляд статья носит исключительно рекламный характер.[I]'По данным наших аналитических исследований, несмотря на все текущие сложности, проектное управление в России только усиливает позиции, становясь мощным инструментом в борьбе за эффективность и конкурентоспособность. '[/I]Лучше бы вместо пустых слов про 'мощные инструменты в борьбе за эффективность и конкурентоспособность' рассказать об одном маленьком скромном проекте, принесшим практический результат, достигнутых целях, возникших проблемах и том как они решались. Можно даже не называя компанию. Особенно было интересно ознакомиться как достигается «прозрачность управления, оперативность и обоснованность принимаемых решений, качество планирования» при строительстве олимпийских объектов, тем более что как пишет автор:[I]'Все это очень хорошо проявилось на примере крупнейшей государственной программы последних лет — подготовки к Олимпийским играм 2014 года, в реализации которой мы принимаем непосредственное участие.'[/I]А так создается впечатление что как было управление проектами в наших компаниях бесполезной игрушкой/кормушкой , так оно и осталось в большинстве своем.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Вот только про 'Олимпиаду-успешное управление проектом' не надо! :evil: Кого интересует - могу предоставить информацию 'из первых рук', что называется.[B]Еще одна особенность развития проектного управления в России последних лет — это возрастающее внимание к этой сфере со стороны органов государственной власти. Причем не только регионального, но и федерального уровня. И это понятно, ведь для реализации масштабных проектов государственного значения (ПНП, государственные и целевые программы) требуются прозрачность управления, оперативность и обоснованность принимаемых решений, качество планирования. Все это очень хорошо проявилось на примере крупнейшей государственной программы последних лет — подготовки к Олимпийским играм 2014 года, в реализации которой мы принимаем непосредственное участие.[/B]А-а-а-а-а :D :D :D Мать честная! Интересно, человек хоть раз хоть на одном Олимпийском проекте на штабе строительства бывал? В переписку межведомственную и корпоративную заглядывал? ТЭО проектов видел? Договорчики листал? Сравнивал заявления 'генералов кремля' и реальность?Вообще, хоть раз сравнивал генплан строительства к Олимпиаде и реальность НА МЕСТНОСТИ?[B]Мировой финансовый кризис внес свои коррективы и в область проектного управления.[/B]Во всем мире уже сообразили, что текущий кризис - кризис экономической парадигмы, почти экзистенциальный. А в ГК 'Проектная Практика' все еще говорят о финансовом кризисе... 8)

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
В целом, прогноз развития рынка управления проектами, по оценкам наших специалистов, — позитивный и именно он может оказаться рычагом для выхода из кризиса всей экономики России.
Смех, да и только! :D :D :D
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
У меня последняя фраза статьи:[COLOR=blue]В целом, прогноз развития рынка управления проектами, по оценкам наших специалистов, — позитивный и именно он может оказаться рычагом для выхода из кризиса всей экономики России. [/COLOR][COLOR=red]смех – не вызывает.[/COLOR]Обычно, считается, что численное значение отношения:(издержки управления) / (издержки исполнения) ≈ 10%Так что, если численное значение отношения:(объём рынка услуг по внешнему управлению проектами) / (общая стоимость реализуемых проектов в экономике России) ≈ 10%тогда, конечно, деятельность фирм типа ГК «Проектная ПРАКТИКА» – это рычаг Архимеда для [COLOR=blue]выхода из кризиса всей экономики России[/COLOR].А если нет?Тогда, Михаил Козодаев выдаёт желаемое за действительное.Но, жизнь показывает, что «вектор развития» «желаемого» Михаилом Козодаевым, направлен, всё-таки, в сторону действительности.По здравому смыслу, кажется, что инновационную долю госбюджета надо бы направлять через специализированный банк на [COLOR=red]кредитование[/COLOR] проектов, соответствующих стратегии развития экономики страны.А фактически, чиновники, под видом национальных проектов, программ и т.п, сохраняют [COLOR=red]систему «распила»[/COLOR] госбюджета. И под эту систему «распила» формируется «отрасль». В ней будут трудиться, как ранее существовавшие фирмы по внешнему управлению проектами, так и вновь создаваемые «высокопрофессиональные группы».И эта перспектива, вряд ли, может вызвать смех.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

С какого перепуга услуги по управлению проектами влияют на ВСЮ ЭКОНОМИКУ РОССИИ :?: [b]Владимир Зонзов,[/b] Вы всерьёз думаете, что КСУП способна решить проблемы коррупции и 'распилов'? :o :D Если Вы так хорошо знаете эту практику, то может поделитесь 'рецептами' ?А в статье кроме рекламы фирмы, к сожалению, я ничего не увидел. :(P.S. Под слоган: 'Всё за Инновационную Россию!' (как в рекламе Сибирской Короны) все бросились 'втюхивать' и 'впаривать' под гос.программы 'всё, угодно'!!! Одни сейчас впаривают (и довольно успешно это пропихнули 'на верху') свои дурацкие лампочки, другие - КСУПы, третьи 'притащат' скоро альтернативы супер-батарейкам 'Энергоджайзер', и прочую 'дрянь'. Мы УЖЕ ГОД прожили в тяжелом кризисе, а НИЧЕГО У НАС НЕ МЕНЯЕТСЯ !!! :evil:

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

[b]Роман Еремян,[/b] помнится, что уже давно были определенные распоряжения ВВП по поводу всех Олимпийских объектов...И как... изменилось ли хоть там что-нибудь 'в лучшую сторону'? ([I]Вы, вроде как, в курсе этой темы?[/I])

Генеральный директор, Санкт-Петербург

)))) В открытом доступе распространятся не могу. Сами понимаете почему) Я [B]очень[/B] в курсе этой темы. С 24.07.2007 года. 8) Проект Олимпийский огромный, распоряжений и поручений была масса, и не только от ВВП. Пишите, что интересует, или прямо по распоряжениям и поручениям - я отвечу. Но в личке. И без передачи дальше, я надеюсь?

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Сергей Лаптев пишет:Если Вы так хорошо знаете эту практику, то может поделитесь 'рецептами' ?
Здесь все очень просто, поверьте. До неприличия просто. Цифры такие приходится подписывать - иногда глаза на лоб лезут от несоответствия реальной стоимости товара или услуг. :DНо я знаю одну безопасную формулировку визы в таких случаях: 'Читал' :D Когда придет КРУ 'священной коровы', меня не за что будет привлечь. Поскольку 'Согласен' я не ставил в таких бумажках.
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Сергей Лаптев,Вашим умением читать, я – восхищен.

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Сергей Лаптев пишет:.S. Под слоган: 'Всё за Инновационную Россию!' (как в рекламе Сибирской Короны) все бросились 'втюхивать' и 'впаривать' под гос.программы 'всё, угодно'!!! Одни сейчас впаривают (и довольно успешно это пропихнули 'на верху') свои дурацкие лампочки, другие - КСУПы, третьи 'притащат' скоро альтернативы супер-батарейкам 'Энергоджайзер', и прочую 'дрянь'. Мы УЖЕ ГОД прожили в тяжелом кризисе, а НИЧЕГО У НАС НЕ МЕНЯЕТСЯ !!!
Кстати, загляните в это сообщениеhttp://www.e-xecutive.ru/forum/forum14/topic7734/message131878/#message131878Там ссылки, которые могут Вас заинтересовать, как мне кажется.Вы интересовались откатами?По поводу лампочек - если статистика не врет, на бытовой освещение у нас тратится 2% потребляемой электроэнергии.Зато сколько можно откатить на поставках ламп для госучреждений!!
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.