Маркетолог – это не профессия. Это диагноз

Мы – наемники, ландскнехты XXI века, солдаты экономической удачи. Вы – бизнесмены, собственники, наняли нас для того, чтобы крутились колесики вашего бизнеса, чтобы ваши паруса ловили ветер и не обмякли от неправильного маневра. У нас много прав и еще больше обязанностей, главная из которых – быть эффективными. Потому что в противном случае на наше место заступят другие, молодые и амбициозные – очередь за воротами длинна и желающих все больше. А вот на ваше место в случае неудачи не заступит никто: кому же нужен разрушенный бизнес? Собственно, в этом и есть наше главное отличие: в случае неудачи мы меняем лишь вас, хозяев, вы же – среду обитания. Мы теряем насиженное место, а вы свое дело. Дело, которое дает вам не столько средства к существованию, сколько смысл существования. У нас же смысл существования в другом.

Есть и еще одно отличие: в случае удачи мы получаем внутреннее удовлетворение, а вы – прибыль. Вы рискуете, а мы – нет. Впрочем, жаловаться грех: раз наше жалованье не слишком зависит от успешности дела, которым мы фактически управляем, то наша жизнь стабильна. Стабильна? Стабильна наша зарплата, пока мы не уволены, а в повседневности покой нам только снится.

Почему же тогда мы – не вы? Наемники, а не собственники? Потому что вы – реалисты, а мы – немного романтики. Романтики бизнеса, да простится мне такое словосочетание. Впрочем, переходы возможны и, к тому же, нередки. Ведь мы привыкаем управлять. Управлять вашим бизнесом, но прежде всего – самими собой, своей карьерой. А это, согласитесь, мало совместимо с романтикой. И тогда, в какой-то момент, некоторые из нас заводят свой бизнес. Но память… память остается и объединяет нас в любом качестве.

Когда-то, в нежном школьном, а иногда и студенческом возрасте, мечтая о взрослой и независимой жизни, мы хотели… Стабильности? Нет, стабильность нам была не нужна ни тогда, ни теперь. А действительно, чего же мы хотели? Свободы? Да, конечно, много свободы. Причем от всего, желательно и от земного притяжения тоже. Независимости, конечно, тоже хотелось, и прежде всего – финансовой. Именно она и дает свободу, как очень скоро выяснилось. И еще хотелось защищенности. Вот такие противоречивые мечты. Но главное – хотелось творчества. Не всем же дано за деньги рисовать, петь или вышивать крестиком! Мы выбрали другой путь, путь творчества в бизнесе – и стали маркетологами. И неважно, какое у нас образование. Оно-то как раз дело наживное, в отличие от внутреннего драйва.

Да-да, я знаю, что не бывает легких профессий, что всем трудно, что каждый из нас по-своему лошадь, знаю. И все-таки, все-таки что-то объединяет нас. Почему-то встречаясь, мы не только пьем слабо- и крепкоалкогольные напитки и гоняем шары туда-сюда по наезженной боулинг-дорожке. Мы можем не говорить друг другу кодовые слова типа «сегментирование», мы узнаем друг друга без слов. «Рыбак рыбака»? Да, конечно. Потому что каждому из нас до боли, до рези в глазах знакома эта безумная гремучая смесь интеллектуального напряжения с висением на телефоне и выяснением отношений сразу со всем миром: собственным директором, «сейлсами», дилерами, партнерами и прочая и прочая. И ты – один за всех, притом, что все кругом – каждый сам за себя.

Нам не надо в своем кругу жаловаться на это друг другу. Зачем? Счастье – это когда тебя понимают, как было сказано в старом уже фильме. Для того, чтобы тебя поняли, слова необязательны.

Когда же бывает совсем трудно и уже нет времени что-либо исправлять, или когда дело уже сделано, проект запущен и остается только мучительно ждать результатов, когда, кажется, нет сил даже включить чайник и дотянуться до зажигалки, остается только раствориться в этом мире, слиться с ним.

Есть один гениальный чеховский отрывок. Не помните?

«Мы отдохнем, мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах… Мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое объемлет собою весь мир… И наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка… Мы отдохнем…»

В минуты «сверхусталости» именно эти строчки приходят мне в голову. Почему? Думаю, из-за полной противоположности ситуации, для ее компенсации. Потому что отдых нужен, необходим как воздух, но жизнь наша никогда не станет тихою, нежною, сладкою. Наше «небо в алмазах» – это попытки найти решение нерешаемого, это работа на пределе возможного, а если надо, то и за ним. Награда же – найденное удачное решение, выполненный проект. Деньги, личное вознаграждение? Конечно. Но об этом думаешь потом.

Разумеется, удачное решение получается не всегда. Есть печальная (международная!) статистика: из каждых ста фирм, появляющихся на рынке, через три-четыре года остаются только 20%, из них через пять лет – еще 20%. Итого, из ста фирм за восемь-девять лет выживают только четыре. Жизнь сурова, и это надо признать. Наша армия может проиграть сражение, мы можем отступить перед превосходящими силами конкурентов. Отступить, но не сдаться. Мы извлечем уроки из произошедшего и начнем все сначала. Ведь мы – наемники, солдаты удачи… А за одного битого двух небитых дают. А то и трех.

Фото: pixabay.com

Реанонс публикации 2004 года.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель управления, Мурманск

Мне как маркетологу по первому образованию и первой работе по специальности статья понравилась. Очень душевно и прямо в сердце! 20 лет как выпустился из ВУЗа, а до сих пор смотрю на мир через призму маркетинга. Не только диагноз, но и образ жизни и состояние души. СПАСИБО за статью.

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Сверхусталость "наёмника и солдата удачи" одержала победу над профессией или над диагнозом? Совсем ничего не понял. Извините.

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар

А я мало что понял. К чему это всё написано?

Аналитик, Москва
Дмитрий Карусев пишет:
А я мало что понял. К чему это всё написано?

Это с одной стороны .А с другой стороны сей опус наглядно показывает кем зачастую является отечественный маркетолог. Свободным художником, мыслителем, философом, который занимается творчеством. А какие KPI ( гарантии, цели, дедлайны) в творчестве? Правильно, никакие. В этом смысле позиция автора очень близка к Вашей позиции: маркетинг - это такое дело, в котором трудно что-то заранее просчитать. Лично я противник такой позиции. Я считаю, что маркетинг - это вполне конкретная, научная дисциплина, которая вполне поддается оцифровке. А раз так, то маркетолога вполне можно как наградить за хороший маркетинг, так и "выпнуть" на улицу за плохой. Но, к сожалению, большинство маркетологов в нашей стране это именно такие свободные художники которые думают, что их творческое (философское) понимание маркетинга и есть маркетинг.

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Константин Комшуков пишет:
В этом смысле позиция автора очень близка к Вашей позиции: маркетинг - это такое дело, в котором трудно что-то заранее просчитать.

Я сделал этот вывод из своего личного опыта работы в маркетинге в течение 15 лет. Слишком много влияющих факторов и их взаимодействия, поэтому крайне сложно заранее просчитать результат той или иной активности. Но если вы считаете, что это реально - не вопрос, считайте! Лично мне уже всё равно. Я убил 15, пожалуй, лучших лет своей жизни на эту недо-профессию, и теперь мне всё равно, что и как там происходит. Был бы поумнее - даже и не влез бы в это болото.

Директор по маркетингу, Москва

уже в самом названии - полная дискредитация профессии маркетолога. Вот уж никакой лирики, романтики, сплошная математика, выверенные траектории, тексты и пр.пр. Креатив- да! Творчество - да! Но не одухотворенное, а вполне прагматичное. Вот тогда и эффективность.

Евгений Труфанов +571 Евгений Труфанов Директор по развитию, Ставрополь

из диалога с руководителем службы маркетинга компании с оборотом 2 млрд руб: "а чего это ты не исследуешь рынок, то то и то то" Ответ: "Жень я тут пашу за 30 тыс руб, а мне это надо". Это типичная ситуация на Юге РФ.

из диалогов с руководителем/ведущими/главными и тд маркетолухами "в юбках": "Вам нужно конкурировать"? Ответ: "у нас итак всё хорошо, растем и развиваемся".

Впрочем, как я ещё написал в 2005 году году эссе "Зачем барыгам маркетинг" (опубликовано в сети). С тех пор изменение в маркетинге только одно: стало больше тупых девочек с подработок.

Директор по рекламе, Москва
Константин Комшуков пишет:
Но, к сожалению, большинство маркетологов в нашей стране это именно такие свободные художники которые думают, что их творческое (философское) понимание маркетинга и есть маркетинг.

если рассмотреть маркетинг не категориально а институционально, то окажется, что маркетинг это специализация на кафедрах или экономики или социологии, т.е. как исследователь и ученый с аппаратом науки - маркетолог или социолог или экономист

искусство это низкая глубина разделения труда это не годится для индустриального мира и в норме профессия разделяется на разработку и управление, управление достаточно хорошо описано а вот разработка разделилась на стратегов и UX исследователей, юксерам нужен научный аппарат психологии и социологии, который они поставляют управленцам в обертке из "модных техник" вроде карт опыта, сессий дизайн мышления и в любых других формализованных под восприятие управленца (да тысячи их) но для работы им нужны качественные методы социологии и психологии и самоосознание себя как ответственного социолога психолога (снизить качество и поставить исследование в "полноте данных" но ненужных это фишка рынка)

а учили их на экономической кафедре (опаньки) вот тут и начинается искусство

Консультант, Москва

Лирическое эссе! И этим все сказано! Призыв каждому маркетологу быть "романтиком", и чувствовать себя вознагражденным уже только за то, что смог "найти небо в алмазах". На первом месте именно это чувство - самовознаграждение гордостью и радостью от того, что смог это сделать. А денежное вознаграждение и прочие материальные "земные и низменные" радости - это потом! Фентези, одним словом!

Собственно придумать "небо в алмазах" может любой творческий человек не имеющий специального образование и сертификата маркетолога! И на этом строиться такая услуга как индивидуальный маркетинг , то есть разработка не стандартного проекта по привлечению ЦА и естественно по увеличению прибыли компании от продаж своего продукта. Фирмы есть специализированные по таким услугам, в них наряду с "романтиками бизнеса", которые продуцируют креативные идеи , есть прагматики, которые за эти идеи получают деньги от заказчиков. Прекрасный тандем - "романтики бизнеса" и "прагматики бизнеса"! И зачастую, и чаще всего как правило, в этом тандеме выигрывают именно прагматики - деньги ведь у них - эти земные и низменные радости! А наивным романтикам остается высшая радость - гордость от сознания, что он поднялся к звездам!

Управляющий директор, Москва

Что хотел сказать автор в целом ??? можно только гадать ... Настоящий маркетолог - романтик ? да я вас умоляю.... Настоящий маркетолог - он и разведчик и аналитик и экономист и креатор в одном лице. У настоящего маркетолога обычно много работы, в том числе и с цифрами, данными и тд. Настоящий маркетолог часто в споре с продажниками, доказывая свою правоту, которая потом реализуется на практике. Но к великому сожалению , сейчас очень много людей, работающих на этой позиции (как и на других в том числе) при этом даже на 20% не соответствуя должному профессиональному уровню. Эти люди на вопрос - "а как вы оцениваете емкость этого рынка" ? отвечают - "а зачем это нужно ?" Невежеству поем мы оду ???? или автор хотел только лишь хайпануть ? ну это наверное у него получилось.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
74% сотрудников предпочитают горизонтальный рост

Несмотря на высокий интерес к горизонтальному росту среди сотрудников, работодатели пока уделяют этому недостаточно внимания.

Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.