Как найти SMM-специалиста, если вы не маркетолог

Если вы не являетесь интернет-маркетологом, а для вашего бизнеса/проекта/текущих задач он был нужен еще вчера, то надо как-то собрать волю в кулак и приступить к нелегкому процессу поиска отбора и найма.

Скорее всего, с количеством кандидатов сложностей не возникнет: внятно составленное описание вакансии даст несколько десятков откликов в день. А вот отбор представляется гораздо более сложной задачей. Большинство руководителей, HR-менеджеров, рекрутеров чувствует себя крайне неуверенно и боятся допустить ошибку при найме SMM-специалиста.

Страх принятия решения можно существенно снизить, согласившись с мыслью, что найм SMM-специалиста — это покупка кота в мешке. Даже очень глубокий и качественный отбор кандидатов на собеседовании не гарантирует «правильного» найма. Выводы об эффективности работа специалиста можно будет сделать только через два-три месяца постоянной и последовательной работы. Но как определить, кому из многочисленных кандидатов дать шанс показать себя в деле?

1. Портфолио

Запросите у всех кандидатов портфолио, содержащее информацию о завершенных и текущих проектах. По тому, как эти материалы будут систематизированы, оформлены, и как быстро предоставлены вы сможете оценить степень серьезности отношения человека к своей профессии, его организованность, ответственность и мотивацию. Если кандидат в течение дня отправит хорошо структурированную презентацию по проектам с активными ссылками, скриншотами, аналитикой, это значит, что он готов к подобному запросу и заинтересован в получении новых проектов. Портфолио поможет получить первое впечатление о профессиональном опыте и навыках соискателя, при условии, что оно подлинное.

2. Рекомендации

Запросите рекомендации предыдущих клиентов, заказчиков, работодателей. Уточните, какие они ставили бизнес-задачи, какого масштаба выделяли бюджеты, как была организована работа, как оценивали результаты и эффективность потраченных ресурсов. Обязательно пообщайтесь с рекомендателями лично. Спрашивайте не только о достоинствах кандидата, но и о недостатках, о недочетах в работе. Так вы легко отличите настоящих клиентов и заказчиков от друзей, которых попросили дать отзыв.

3. Вопросы

Не смущайтесь того, что не являетесь специалистом в SMM-продвижении и не пытайтесь изображать специалиста, прочитав перед собеседованием две-три статьи и посмотрев пару роликов в YouTube. Спрашивайте смело обо всем, что считаете важным, вы — работодатель, заказчик, вы имеете на это право. Важно уделить внимание нескольким аспектам:

  • Опыт работы. Какие проекты по продвижению вели, самостоятельно или в команде, как была построена работа, кто разрабатывал стратегию продвижения, писал тексты, готовил фото- и видеоматериалы, делал техническую работу. В каких отраслях бизнеса был опыт работы, с какими товарами и услугами?
  • Обучение. Где обучались маркетингу? Как и когда получили навыки SMM-продвижения? Продолжаете ли обучаться сейчас? Кто из профессионалов в вашей сфере является role model (образцом для подражания)? Аккаунты каких соцсетей вы считаете интересными, прогрессивными с точки зрения продвижения?
  • Методология работы. Какие инструменты использовали, в зависимости от задач, какие считаете наиболее эффективными, с чего начнете в первую очередь, что порекомендуете для нашей сферы/индустрии?
  • Работа с негативом. Как будете работать с негативными отзывами, недостоверной информацией, конкурентными атаками? Просите приводить конкретные примеры из практики.
  • Оценка результатов. В какие временные интервалы можете показать первые результаты продвижения? Как предполагаете оценивать работу, в каких категориях/единица, что будет показателем успешности? Как будет связано ваше ожидаемое вознаграждение с результатами работы?

4. Тестовое задание

Дайте его обязательно! Пусть оно будет простым, коротким, оплачиваемым, если это проблема для кандидата. Нанимать SMM-специалиста без тестового задания, все равно, что копирайтера без пробного текста, написанного по заданию редакции. Это может быть несложное задание: сделать тематический пост, анонс мероприятия, подборку имиджевой графики по теме. И предложите кандидату сделать внятный календарный план работы на первый месяц. Это поможет понять, как человек ощущает время и свою ответственность за рабочий процесс.

5. Начало работы

Лучше всего начать сотрудничество с SMM-специалистом с краткосрочного проекта. Поставьте конкретные цели, обозначьте бюджет и критерии, по которым будете оценивать результат. Если вы остались довольны результатом первых недель/месяцев совместной работы, контракт можно продлить, заново обсудив задачи и условия. Большинство SMM-маркетологов предпочитают работать в формате фриланса, частичной занятости, удаленно или по свободному графику. Настойчивое желание «посадить» SMM-щика в офис и строго контролировать может встретить активное сопротивление сотрудника, подкрепленное аргументацией «в отрасли так не принято». Гораздо эффективнее построить систему работы на таких базовых понятиях, как цели, задачи, сроки, бюджеты, результаты. А заглядывать SMM-щику через плечо бесполезно, все равно ничего не понять.

6. Внешняя экспертиза

Если после всех отсмотренных портфолио, собранных рекомендаций и заданных вопросов, вы чувствуете, что понимаете в отборе SMM-ков еще меньше, чем прежде, имеет смысл привлечь к процессу отбора и найма эксперта именно этой специальности. Интернет-маркетолог или SMM-специалист из солидного рекламного агентства просмотрит вместе с вами все материалы и резюме кандидатов, задаст два-три правильных профессиональных вопроса на понятном только им «птичьем языке» и поможет определить достойного кандидата. Деньги, потраченные на привлечение отраслевого эксперта к процессу отбора и найма, будут существенно меньше цены неудачного найма.

Успешного вам выбора и SMM-продвижения!

Комментарии
Генеральный директор, Москва

 

Если, как пишет автор, "специалист нужен был вчера", то тратить время и ресурсы на негарантированный самостоятельный подбор, а потом все равно обращаться к профессионалам - не совсем экономически выгодно. Проще один раз заказать у агентства разработку тестов для входного тестирования SMMщика с правильными ответами, кейсами и комментариями. Или передать вакансию в кадровое агентство с оплатой за кандидата после окончания испытательного срока в 3 месяца.

Директор по продажам, Санкт-Петербург

Для первого этапа при подборе и тестировании, вполне правильный и нормальный порядок и набор действий. Так же  целесообразно нанять параллельно второго спеца, без огласки для первого, и давать им на проверку материалы друг друга.

Адм. директор, Санкт-Петербург

Собственно продвижение в социальных каналах, на мой взгляд, более чем на 50% похоже на продвижение в других нишах, только возможностей для детализации, подсчёта, прямой обратной связи и продаж с этих же платформ гораздо больше, чем в более древних способах.

Если продвижение бизнеса/проекта в этом направлении идёт "с белого листа", как расписано в данном случае - то это удобная позиция для сравнения результатов бизнеса/проекта до и после привлечения на постоянной основе сотрудника этого профиля. 

Собственно как рассмотренный алгоритм поиска специалиста "под себя", так и дополненный приглашением эксперта на начальном этапе я считаю дельным советом!

И лучше делать это самому - в любом случае после найма работника придётся погружаться в тему!

Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Алейников пишет:
в любом случае после найма работника придётся погружаться в тему!

погружаться в тему надо до, а не после. И погружаться не прочтением статей в интернете, а консультациями у экспертов, причем у разных - по тем соцсетям, которые нужны. Вот тогда есть надежда не полагаясь на кого-то, вычислить профи, который не будет сливать бюджет на таргет.

Адм. директор, Санкт-Петербург

На экспертов нужно немаленькую статью в текущем бюджете предусмотреть...

А всегда ли это разумно - на начальном этапе? И всегда ли нужен "готовый" профи, можно иногда и из молодой поросли ценного фрукта вырастить...

Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Алейников пишет:
На экспертов нужно немаленькую статью в текущем бюджете предусмотреть...

Да ладно, базовая консультация по трендам от 5-10 тыс рублей обойдется. Не по фишкам же детальным в привязке к конкретному бизнесу говорить придется.

Сергей Алейников пишет:
И всегда ли нужен "готовый" профи, можно иногда и из молодой поросли ценного фрукта вырастить...

Хозяин, как говорится, барин. Нравится мазохизм с финансовым уклоном - чего и не взять-то)

Адм. директор, Санкт-Петербург
Елена Рыжкова пишет:
Да ладно, базовая консультация по трендам от 5-10 тыс рублей обойдется. Не по фишкам же детальным в привязке к конкретному бизнесу говорить придется

В результате такой базовой консультации заказавший её лишний раз убедится, насколько он не в теме...

И получит предложение "довериться профессионалам и  сделать всё как надо"

Елена Рыжкова пишет:
Нравится мазохизм с финансовым уклоном

Если нравится - доверься профессионалам... цифрового доения!

По поднятой теме (к которой пора вернуться в обсуждении) - описан вполне приемлемый путь, когда оффлайн - процессы уже отлажены, а онлайн представляет собой дополнительный, но не гарантированный объём!

Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Алейников пишет:
описан вполне приемлемый путь, когда оффлайн - процессы уже отлажены, а онлайн представляет собой дополнительный, но не гарантированный объём!

описан вполне себе тупиковый путь перевода оффлайн-бизнеса на онлайн-продажи. Потому что часть основных бизнес-процессов для успешного применения онлайн-инструментов надо существенно перетряхивать (реорганизовать).

Сергей Алейников пишет:
И получит предложение "довериться профессионалам и  сделать всё как надо"

Если на инфоцыган нарваться, то так и будет. Но включение серого вещества при совершении каких-то действий ещё никто вроде не отменял

Адм. директор, Санкт-Петербург
Елена Рыжкова пишет:
Потому что часть основных бизнес-процессов для успешного применения онлайн-инструментов надо существенно перетряхивать (реорганизовать).

Ага, и приглашённый спец тут же предложит купить ещё один зарекомендовавший себя продукт...

Елена Рыжкова пишет:
Если на инфоцыган нарваться...

которые теперь не гипнотизируют, а программируют?

А вот "включение серого вещества", причём своего, а не приглашённого - это уже ближе к теме, поднятой автором...

 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Алейников пишет:
А вот "включение серого вещества", причём своего, а не приглашённого - это уже ближе к теме, поднятой автором...

А вот про это у меня даже байка-быличка имеется аккурат в тему)

Про злой таргетинг и бизнес

История дивная давеча в фейсбучике уютненьком приключилась.
Жила-была тетя. Косметикой всяческой по интернетам барыжила потихоньку.
И кто-то ей про таргетинг тот взял да и слово молвил. Дескать, закажи ты кампанию рекламную в фейсбуке неправославном и будет тебе самое что ни на есть счастье. И мастера по таргетингу тому ей умелого подсказал даже.
По цене копеечной добывает он лидов, в общем. Даже в нише самой что ни на есть конкурентной. 
А что такое лиды те поганые то ли тете не объяснил при этом, то ли по тупости своей решила что лиды и есть продажи.

Мастер тот тете пособить согласился. И дело свое сделал как сам посчитал честно. А то что тетя та что ни день то матом ему в телефон истерить стала, внимания не обратил даже. Мало ли, может климакс у ней, а может ещё какие проблемки по части бабской.

Уж и думать про нее позабыл вовсе, да тут коллеги по цеху мессенджер обрывать стали.
Иди, мол, перед обществом ответствуй пошто женщину зло обидел.
Пошел он такой по ссылке что дали, а там – мать честная! Заказчица его помоями поливает да мошенником обзывает в сообществе профессиональном.

Людям он расклад свой выдал конечно. Мол, охват такой-то у меня вышел. А конверсия в лиды – эта да по цене такой-то.
Народ в документы взглянул да ничего и не понял. Мало кто ведь добьется за лид цены такой низкой да в нише ещё конкурентной. И охват ведь высокий получен при бюджетике совсем скромном.

А тетя в сообществе знай себе слюной брызжет и какашки в парня кидает. Шарлатан он, мол, в общем и не мастер никакой вовсе.
Но народ ведь тертый собрался и выведал предмет претензий ейных все же.
А лютует тетя продаж у ней ноль потому что. И стало быть, плохие те были лиды.

Тут самое время заметить, что народ по рекламе зашедший заявки на товар оставлял добровольно. Стало быть, и купить хотели. А почему не купили – то, конечно, вопрос хороший. Лида ведь в покупателя ещё уметь превратить нужно.
И вопрос к той тете уже вообще-то. Чем же менеджеры ейные занимались что заявки те целевые взяли да в унитаз слили просто.

Люди добрые над тетей той посмеялись да и разошлись восвояси.
Тете-то конечно мозгов не вставишь, коль сам Господь Бог обидел.
А бизнесменам знать надобно, что людишек торговых к продажам из сетей социальных готовить специально надо. И процессы все правильно сначала строить.
Потому как покупатель в них особый и к галантному обращению привыкший.

© Helina Bentsioni

Сергей Алейников пишет:
которые теперь не гипнотизируют, а программируют?

А по поводу этого - рукалицо и ноу комментс)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии