Как найти SMM-специалиста, если вы не маркетолог

Если вы не являетесь интернет-маркетологом, а для вашего бизнеса/проекта/текущих задач он был нужен еще вчера, то надо как-то собрать волю в кулак и приступить к нелегкому процессу поиска отбора и найма.

Скорее всего, с количеством кандидатов сложностей не возникнет: внятно составленное описание вакансии даст несколько десятков откликов в день. А вот отбор представляется гораздо более сложной задачей. Большинство руководителей, HR-менеджеров, рекрутеров чувствует себя крайне неуверенно и боятся допустить ошибку при найме SMM-специалиста.

Страх принятия решения можно существенно снизить, согласившись с мыслью, что найм SMM-специалиста — это покупка кота в мешке. Даже очень глубокий и качественный отбор кандидатов на собеседовании не гарантирует «правильного» найма. Выводы об эффективности работа специалиста можно будет сделать только через два-три месяца постоянной и последовательной работы. Но как определить, кому из многочисленных кандидатов дать шанс показать себя в деле?

1. Портфолио

Запросите у всех кандидатов портфолио, содержащее информацию о завершенных и текущих проектах. По тому, как эти материалы будут систематизированы, оформлены, и как быстро предоставлены вы сможете оценить степень серьезности отношения человека к своей профессии, его организованность, ответственность и мотивацию. Если кандидат в течение дня отправит хорошо структурированную презентацию по проектам с активными ссылками, скриншотами, аналитикой, это значит, что он готов к подобному запросу и заинтересован в получении новых проектов. Портфолио поможет получить первое впечатление о профессиональном опыте и навыках соискателя, при условии, что оно подлинное.

2. Рекомендации

Запросите рекомендации предыдущих клиентов, заказчиков, работодателей. Уточните, какие они ставили бизнес-задачи, какого масштаба выделяли бюджеты, как была организована работа, как оценивали результаты и эффективность потраченных ресурсов. Обязательно пообщайтесь с рекомендателями лично. Спрашивайте не только о достоинствах кандидата, но и о недостатках, о недочетах в работе. Так вы легко отличите настоящих клиентов и заказчиков от друзей, которых попросили дать отзыв.

3. Вопросы

Не смущайтесь того, что не являетесь специалистом в SMM-продвижении и не пытайтесь изображать специалиста, прочитав перед собеседованием две-три статьи и посмотрев пару роликов в YouTube. Спрашивайте смело обо всем, что считаете важным, вы — работодатель, заказчик, вы имеете на это право. Важно уделить внимание нескольким аспектам:

  • Опыт работы. Какие проекты по продвижению вели, самостоятельно или в команде, как была построена работа, кто разрабатывал стратегию продвижения, писал тексты, готовил фото- и видеоматериалы, делал техническую работу. В каких отраслях бизнеса был опыт работы, с какими товарами и услугами?
  • Обучение. Где обучались маркетингу? Как и когда получили навыки SMM-продвижения? Продолжаете ли обучаться сейчас? Кто из профессионалов в вашей сфере является role model (образцом для подражания)? Аккаунты каких соцсетей вы считаете интересными, прогрессивными с точки зрения продвижения?
  • Методология работы. Какие инструменты использовали, в зависимости от задач, какие считаете наиболее эффективными, с чего начнете в первую очередь, что порекомендуете для нашей сферы/индустрии?
  • Работа с негативом. Как будете работать с негативными отзывами, недостоверной информацией, конкурентными атаками? Просите приводить конкретные примеры из практики.
  • Оценка результатов. В какие временные интервалы можете показать первые результаты продвижения? Как предполагаете оценивать работу, в каких категориях/единица, что будет показателем успешности? Как будет связано ваше ожидаемое вознаграждение с результатами работы?

4. Тестовое задание

Дайте его обязательно! Пусть оно будет простым, коротким, оплачиваемым, если это проблема для кандидата. Нанимать SMM-специалиста без тестового задания, все равно, что копирайтера без пробного текста, написанного по заданию редакции. Это может быть несложное задание: сделать тематический пост, анонс мероприятия, подборку имиджевой графики по теме. И предложите кандидату сделать внятный календарный план работы на первый месяц. Это поможет понять, как человек ощущает время и свою ответственность за рабочий процесс.

5. Начало работы

Лучше всего начать сотрудничество с SMM-специалистом с краткосрочного проекта. Поставьте конкретные цели, обозначьте бюджет и критерии, по которым будете оценивать результат. Если вы остались довольны результатом первых недель/месяцев совместной работы, контракт можно продлить, заново обсудив задачи и условия. Большинство SMM-маркетологов предпочитают работать в формате фриланса, частичной занятости, удаленно или по свободному графику. Настойчивое желание «посадить» SMM-щика в офис и строго контролировать может встретить активное сопротивление сотрудника, подкрепленное аргументацией «в отрасли так не принято». Гораздо эффективнее построить систему работы на таких базовых понятиях, как цели, задачи, сроки, бюджеты, результаты. А заглядывать SMM-щику через плечо бесполезно, все равно ничего не понять.

6. Внешняя экспертиза

Если после всех отсмотренных портфолио, собранных рекомендаций и заданных вопросов, вы чувствуете, что понимаете в отборе SMM-ков еще меньше, чем прежде, имеет смысл привлечь к процессу отбора и найма эксперта именно этой специальности. Интернет-маркетолог или SMM-специалист из солидного рекламного агентства просмотрит вместе с вами все материалы и резюме кандидатов, задаст два-три правильных профессиональных вопроса на понятном только им «птичьем языке» и поможет определить достойного кандидата. Деньги, потраченные на привлечение отраслевого эксперта к процессу отбора и найма, будут существенно меньше цены неудачного найма.

Успешного вам выбора и SMM-продвижения!

Расскажите коллегам:
Комментарии
HR-директор, Москва

 

Если, как пишет автор, "специалист нужен был вчера", то тратить время и ресурсы на негарантированный самостоятельный подбор, а потом все равно обращаться к профессионалам - не совсем экономически выгодно. Проще один раз заказать у агентства разработку тестов для входного тестирования SMMщика с правильными ответами, кейсами и комментариями. Или передать вакансию в кадровое агентство с оплатой за кандидата после окончания испытательного срока в 3 месяца.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Для первого этапа при подборе и тестировании, вполне правильный и нормальный порядок и набор действий. Так же  целесообразно нанять параллельно второго спеца, без огласки для первого, и давать им на проверку материалы друг друга.

Адм. директор, Санкт-Петербург

Собственно продвижение в социальных каналах, на мой взгляд, более чем на 50% похоже на продвижение в других нишах, только возможностей для детализации, подсчёта, прямой обратной связи и продаж с этих же платформ гораздо больше, чем в более древних способах.

Если продвижение бизнеса/проекта в этом направлении идёт "с белого листа", как расписано в данном случае - то это удобная позиция для сравнения результатов бизнеса/проекта до и после привлечения на постоянной основе сотрудника этого профиля. 

Собственно как рассмотренный алгоритм поиска специалиста "под себя", так и дополненный приглашением эксперта на начальном этапе я считаю дельным советом!

И лучше делать это самому - в любом случае после найма работника придётся погружаться в тему!

Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Алейников пишет:
в любом случае после найма работника придётся погружаться в тему!

погружаться в тему надо до, а не после. И погружаться не прочтением статей в интернете, а консультациями у экспертов, причем у разных - по тем соцсетям, которые нужны. Вот тогда есть надежда не полагаясь на кого-то, вычислить профи, который не будет сливать бюджет на таргет.

Адм. директор, Санкт-Петербург

На экспертов нужно немаленькую статью в текущем бюджете предусмотреть...

А всегда ли это разумно - на начальном этапе? И всегда ли нужен "готовый" профи, можно иногда и из молодой поросли ценного фрукта вырастить...

Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Алейников пишет:
На экспертов нужно немаленькую статью в текущем бюджете предусмотреть...

Да ладно, базовая консультация по трендам от 5-10 тыс рублей обойдется. Не по фишкам же детальным в привязке к конкретному бизнесу говорить придется.

Сергей Алейников пишет:
И всегда ли нужен "готовый" профи, можно иногда и из молодой поросли ценного фрукта вырастить...

Хозяин, как говорится, барин. Нравится мазохизм с финансовым уклоном - чего и не взять-то)

Адм. директор, Санкт-Петербург
Елена Рыжкова пишет:
Да ладно, базовая консультация по трендам от 5-10 тыс рублей обойдется. Не по фишкам же детальным в привязке к конкретному бизнесу говорить придется

В результате такой базовой консультации заказавший её лишний раз убедится, насколько он не в теме...

И получит предложение "довериться профессионалам и  сделать всё как надо"

Елена Рыжкова пишет:
Нравится мазохизм с финансовым уклоном

Если нравится - доверься профессионалам... цифрового доения!

По поднятой теме (к которой пора вернуться в обсуждении) - описан вполне приемлемый путь, когда оффлайн - процессы уже отлажены, а онлайн представляет собой дополнительный, но не гарантированный объём!

Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Алейников пишет:
описан вполне приемлемый путь, когда оффлайн - процессы уже отлажены, а онлайн представляет собой дополнительный, но не гарантированный объём!

описан вполне себе тупиковый путь перевода оффлайн-бизнеса на онлайн-продажи. Потому что часть основных бизнес-процессов для успешного применения онлайн-инструментов надо существенно перетряхивать (реорганизовать).

Сергей Алейников пишет:
И получит предложение "довериться профессионалам и  сделать всё как надо"

Если на инфоцыган нарваться, то так и будет. Но включение серого вещества при совершении каких-то действий ещё никто вроде не отменял

Адм. директор, Санкт-Петербург
Елена Рыжкова пишет:
Потому что часть основных бизнес-процессов для успешного применения онлайн-инструментов надо существенно перетряхивать (реорганизовать).

Ага, и приглашённый спец тут же предложит купить ещё один зарекомендовавший себя продукт...

Елена Рыжкова пишет:
Если на инфоцыган нарваться...

которые теперь не гипнотизируют, а программируют?

А вот "включение серого вещества", причём своего, а не приглашённого - это уже ближе к теме, поднятой автором...

 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Алейников пишет:
А вот "включение серого вещества", причём своего, а не приглашённого - это уже ближе к теме, поднятой автором...

А вот про это у меня даже байка-быличка имеется аккурат в тему)

Про злой таргетинг и бизнес

История дивная давеча в фейсбучике уютненьком приключилась.
Жила-была тетя. Косметикой всяческой по интернетам барыжила потихоньку.
И кто-то ей про таргетинг тот взял да и слово молвил. Дескать, закажи ты кампанию рекламную в фейсбуке неправославном и будет тебе самое что ни на есть счастье. И мастера по таргетингу тому ей умелого подсказал даже.
По цене копеечной добывает он лидов, в общем. Даже в нише самой что ни на есть конкурентной. 
А что такое лиды те поганые то ли тете не объяснил при этом, то ли по тупости своей решила что лиды и есть продажи.

Мастер тот тете пособить согласился. И дело свое сделал как сам посчитал честно. А то что тетя та что ни день то матом ему в телефон истерить стала, внимания не обратил даже. Мало ли, может климакс у ней, а может ещё какие проблемки по части бабской.

Уж и думать про нее позабыл вовсе, да тут коллеги по цеху мессенджер обрывать стали.
Иди, мол, перед обществом ответствуй пошто женщину зло обидел.
Пошел он такой по ссылке что дали, а там – мать честная! Заказчица его помоями поливает да мошенником обзывает в сообществе профессиональном.

Людям он расклад свой выдал конечно. Мол, охват такой-то у меня вышел. А конверсия в лиды – эта да по цене такой-то.
Народ в документы взглянул да ничего и не понял. Мало кто ведь добьется за лид цены такой низкой да в нише ещё конкурентной. И охват ведь высокий получен при бюджетике совсем скромном.

А тетя в сообществе знай себе слюной брызжет и какашки в парня кидает. Шарлатан он, мол, в общем и не мастер никакой вовсе.
Но народ ведь тертый собрался и выведал предмет претензий ейных все же.
А лютует тетя продаж у ней ноль потому что. И стало быть, плохие те были лиды.

Тут самое время заметить, что народ по рекламе зашедший заявки на товар оставлял добровольно. Стало быть, и купить хотели. А почему не купили – то, конечно, вопрос хороший. Лида ведь в покупателя ещё уметь превратить нужно.
И вопрос к той тете уже вообще-то. Чем же менеджеры ейные занимались что заявки те целевые взяли да в унитаз слили просто.

Люди добрые над тетей той посмеялись да и разошлись восвояси.
Тете-то конечно мозгов не вставишь, коль сам Господь Бог обидел.
А бизнесменам знать надобно, что людишек торговых к продажам из сетей социальных готовить специально надо. И процессы все правильно сначала строить.
Потому как покупатель в них особый и к галантному обращению привыкший.

© Helina Bentsioni

Сергей Алейников пишет:
которые теперь не гипнотизируют, а программируют?

А по поводу этого - рукалицо и ноу комментс)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.