Продвижение без рекламного бюджета

В жизненном цикле любой компании рано или поздно возникает ситуация, при которой один «рывок» – по завоеванию своей ниши на рынке – уже позади, а до перехода на следующую ступень развития вроде бы еще нет повода. Бизнес налажен и хорошо функционирует, появились постоянные клиенты, и время от времени привлекаются новые, а имя организации становится широко известным в узких кругах.

«Узкий круг» узнаваемости может стать настоящим несчастьем жизни для отдела продаж, смело бросающегося на амбразуру бездонных, казалось бы, баз данных юридических лиц (читай – потенциальных клиентов), в тщетных попытках донести до целевой аудитории в течение 3-5-минутного «холодного» звонка мантру сейлза: «Мы не такие, как все».

Очевидной становится необходимость проведения полномасштабной рекламной кампании, однако инициатива чаще всего тонет в море контраргументов отдела маркетинга: «неизвестно, какова будет эффективность», «сперва нужно провести отраслевое исследование» и пр. И если даже вам удастся «выплыть» из этого водоворота, в 90% случаях идея, едва достигнув кабинета руководства, все равно обречена налететь на скалу, на которой аршинными буквами написано: «ДЕНЕГ НЕТ!» – вне зависимости от реального положения дел в финансовой сфере.

Действительно, затратить единовременно 200-300 тыс. руб. на самое скромное ATL-мероприятие (пара простых баннеров на местах со средненькой «кликабельностью» отраслевых порталов + разработка, печать, рассылка рекламных буклетов нового образца небольшой группе потенциальных клиентов, которая будет прочитана в лучшем случае секретарем + вирусная рассылка по всем-всем-всем e-mail вашего города, которая с вероятностью 99,9% попадет в корзину еще до прочтения), а потом ждать у моря погоды – все это весьма затруднительно для представителей малого и среднего бизнеса, где бюджет на подобные незапланированные мероприятия по стимуляции сбыта забирается в прямом смысле из кармана собственника.

Что же делать? Обходиться своими силами и бюджетом, не выходящим за рамки зарплаты ассистента отдела или секретаря! И, что самое важное, рассчитать эффективность такого воздействия вы сможете уже через 2-3 месяца: определите количество входящих обращений клиентов в организацию и объем привлечения новых партнеров отделом продаж до и после начала мероприятий. Работая над созданием позитивного имиджа, вы уложитесь лишь в 15-20 тыс. руб. в месяц и выведете компанию на новый этап развития за счет более корректного представления ее на рынке, расширения «узкого круга» узнаваемости и, в конечном счете, более легкого привлечения клиентов. Итак, работаем по следующим направлениям.

Набор инструментов партизанского маркетинга, не требующего сколько-нибудь значительных финансовых вложений, достаточно широк. Существует множество приемов и уловок, позволяющих поднять эффективность взаимодействия как с существующими, так и с потенциальными клиентами на новый уровень и выжать из него максимальный результат. Итак, начинаем движение вперед и вверх!

Персонал и офис

Альфа и Омега любого бизнеса. Не поленитесь провести «домашний» аудит и мини-тренинг для продавцов и ресепшиониста по технике общения с клиентами. Проверьте, всегда ли они корректно здороваются с клиентами, доброжелательны и приятны, аккуратно и приемлемо для делового общения одеты. Порой от нарядов менеджеров по продажам, приезжающих на встречу, или девушки, встречающей, посетителей, берет оторопь! Не лишним будет также проверить наличие и правильность указания телефона и адреса компании на визитных карточках, информационных листовках и непосредственно вывеске. Думаю, излишне говорить о том, что скороговорки «мы только что переехали и не успели сменить табличку/перепечатать визитки» и «я недавно здесь работаю и еще не обзавелся визитками» не добавит вам очков в глазах клиентов.

Обозримая часть вашего офиса должна быть свободна от коробок, принадлежностей для приготовления чая-кофе, личных вещей сотрудников (сумки-куртки – в шкафы!) и, тем более, еды: даже невинная с виду булочка и чашка с дымящимся чаем на столе в помещении, через которое проходит клиент по пути в переговорку, могут оставить у него ощущение, как после посещения столовой. Недопустимы притаившиеся в углах швабры и запах с кухни.

PR: публикации в СМИ и не только

Практика показывает, что по своей эффективности этот способ коммуникации с целевой аудиторией не только не уступает, но порой и превосходит стандартные рекламные кампании: написание статей, заметок и комментариев для тематических газет, журналов и порталов, не отнимет много времени ни у руководителя организации, ни непосредственно у «клиентщика». Корреспонденты многих изданий с удовольствием включат в свой материал плоды вашего творчества со ссылкой на компанию, стоит лишь предложить им более-менее готовый продукт. Обзвоном редакций и рассылкой самодельных пресс-клиппингов, содержащих данные внутренней статистики компании или интересные наблюдения, сделанные в ходе работы, может заняться ваш собственный секретарь в перерывах между приемом входящих звонков и изготовлением чая-кофе. Интересные данные, разосланные в течение недели (чтобы не потерялась актуальность) по 20-100 ресурсам дают около 25% эффективность. А с партнерскими перепечатками – у представителей СМИ это принято – вы получите до 30 выходов ежемесячно. И заметьте, совершенно бесплатно.

Как это использовать? Во-первых, не поленитесь скомпоновать в конце месяца пресс-клиппинг и разослать его своим собственным партнерам, в том числе тем, отношения с которыми находятся пока что лишь в стадии переговоров: мнение о вас как об эксперте, привлекаемом СМИ, положительно скажется и на уровне доверия к компании в целом.

Во-вторых, активность в прессе и Интернет-пространстве с большой долей вероятности обеспечит вам присутствие и выступления на общественных и отраслевых мероприятиях, интернет-конференциях, где вы сможете выйти на новые целевые аудитории и выстраивать отношения с клиентами по-новому.

Социальные сети

Странички на Facebook и в Twitter, блоги и профессиональные форумы доступны и бесплатны для всех. Наверняка среди ваших сотрудников найдется любитель и, что немаловажно, «дока» интернет-общения (а скорее всего, даже не один!), способный корректно ввернуть в разговор ссылку на компанию.

Самое главное, не писать сообщений чисто рекламного характера. Рассказывайте об интересных проектах, которые реализовали, о сложностях, с которыми пришлось столкнуться, и нестандартных путях решения возникающих задач: будучи подкрепленным живыми примерами из практики, имя вашей компании непременно станет настоящим брендом в интернет-пространстве, который рекомендуют знакомым, а ваш сотрудник-«писатель» будет признан как опытный эксперт в своей области!

Рекомендательные письма

Нет ничего зазорного в том, чтобы по завершении работ для одного-двух-десяти постоянных клиентов напрямую попросить рекомендательные письма, которые будут истинным украшением холла, переговорной комнаты и, что уж там скрывать, резюме сотрудников, отработавших проект! Кроме того, у «рекомендашек» есть еще и несколько совершенно прикладных значений. Поверьте, они работают! Работают, будучи высланными потенциальным клиентам или приложенными к пакету документов для участия в тендере. Работают, если их захватить на встречу, выезжая к партнерам вашего клиента (к мнению своих «знакомых» порой прислушиваются гораздо лучше, чем к «чужому» сейлзу). Работают их электронные версии, размещенные на сайте.

Собственно, сайт…

…улучшить который легко можно, избежав дорогостоящих доработок макета, ведь ключ по управлению контентом – у вас. Что составляет его суть? Не столько информация, размещенная на нем, сколько посыл, так называемый «месседж» читающему. Избегайте клише и обтекаемых формулировок, говорите с посетителем сайта кратко, но душевно и, главное, на понятном ему языке: впечатление о вашей компании сложится самое благоприятное, даже если при разработке страниц вы воспользовались ничем не примечательным шаблоном.

Программа лояльности

Как правило, разработка и внедрение программы клиентской лояльности – многотрудный и дорогостоящий процесс. Однако при нормальном человеческом подходе обойтись можно и без существенных затрат. Для ваших постоянных клиентов «программа» вполне может быть «домашней» и немудрящей, и соответственно не затратной, но быть она обязана.

Взаимодействуйте с клиентами не только в рамках реализуемых проектов: дарите цветы и милые мелочи на дни рождения, причем желательно сделать это лично, пишите письма по электронке, поздравляя с Новым годом и 8 Марта – это совсем не сложно. Но внимательный партнер имеет гораздо больше шансов запомниться и быть рекомендованным коллегам по бизнесу, чем бука и сухарь.

Партнерские программы

Корпоративные мероприятия могут стать хорошим «крючком» для расширения сотрудничества с вашими действующими клиентами. Пригласите на корпоратив (пусть даже очень скромный) представителей своих наиболее значимых компаний: пять-десять «лишних ртов» вас не разорят, но позволят пообщаться в неформальной обстановке (помните все о той же программе лояльности!) и осветить мероприятие как клиентоориентированное.

Внутриотраслевые мероприятия (B2B-parties) – круглые столы, семинары и другие «слеты», которые вполне можно организовать в вашем офисе. Поделитесь со своими уважаемыми конкурентами и представителями смежного бизнеса новостями, поинтересуйтесь их мнением о тех или иных явлениях на рынке и в среде ваших общих клиентов.

Не забудьте пригласить представителей сторонних организаций: с ними можно договориться о взаимном продвижении неконкурирующих услуг на условиях агентских договоров.

«Домашний» BTL

BTL-мероприятия, предлагаемые профессиональными агентствами, хороши для крупного бизнеса, где счет клиентов идет на сотни. Представители малого и среднего сегментов вполне способны справиться своими силами. Такая «наивная» организация часто выигрывает за счет более близкого контакта со своими партнерами, реально индивидуального подхода к совместному продвижению услуг и большей вовлеченности в процесс.

Спонсорство не обязательно должно быть затратным: окажите услугу на определенную озвученную сумму в рамках своей профессиональной деятельности бесплатно, например, победителю конкурса среди компаний-экспонентов выставки, отпечатав свой собственный сертификат. Во-первых, «засветитесь» непосредственно на мероприятии, во-вторых, покажете себя как эффективный провайдер.

Как видите, произвести много шума из ничего – вполне реально и без затрат. Главное, постоянно расти, искать нестандартные решения, превращать рыночные клише в уникальные разработки и не бояться сделать шаг. Еще один шаг навстречу своим клиентам!

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Аналитик, Нижний Новгород

Юлия,
Спасибо за статью.

Всё вроде бы известно, но собрано в одном месте и написано хорошо.

Такой маркетинг - это тоже труд. Причем не маленький. Но действительно подходит для маленьких бюджетов.

Спасибо,
Андрей Бессолицын.

Менеджер интернет-проекта, Москва

Прекрасная статья. Маленькие мелочи делают большие деньги. Я знаю несколько международных корпораций, которые брезкуют таким маркетингом и теряют на этом миллионы долларов.

Директор по маркетингу, Москва

С одной стороны - все достаточно очевидно. С другой - работает это только в сфере B2B, и то не всегда. А если совсем с третьей, лучше всего в B2B работает совсем другой маркетинг.

Директор по маркетингу, Москва

Ольга, а можно подробнее? Что Вы имеете в виду под совсем другим маркетингом?

Директор по рекламе, Москва
Наталья Яшенкова пишет: Что Вы имеете в виду под совсем другим маркетингом?
Вероятно, подразумевается программа по повышению лояльности отделов закупок и лпр :)
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

На мой взгляд, эти инструменты работают в каких-то узких отраслях. Есть очень много направлений бизнеса, в которых ни один из пунктов не сработает. Например, офис- очень много компаний работают с клиентами, которые никогда не посещали их офис- в этом просто нет необходимости. Социальные сети- далеко не все услуги можно и нужно продвигать в них, для некоторых компаний- это просто неприемлемо. PR- любой пиар оплачивается! (ну за исключением совершенно каких-то знаковых событий, которые случаются раз в пятилетку)- он может быть бонусом за размещение РИМ и тд
Корпоратив и приглашенные клиенты- ну это вообще дурной тон.
Так что все очень относительно

Бренд-менеджер, Москва

Увы, но как бы мы не хотели в это верить, но продвижение без денег все ж невозможно.

Часть статьи об офисе - это раздел сервиса и имиджа комании, скорее, а не инструмент продвижения.
Написание статьей и рассылка их по СМИ с последующей публикацией - это, скорее, из области желаемого, а не реального. Ибо мало того, что журналисты не особенно-то и жалуют бесплатные публикации, так ведь и регулярно генерить статьи сотрудников еще попробуй заставь (тут даже прибавка к з.п. не поможет).
Да и правильно ли это с т.з. функционирования бизнеса, ведь каждый должен заниматься своим делом и желательно профессионально.
Следовательно, в этой части деньги точно нужны.
Висеть в соц.сетях и править комменты или их отслеживать - тоже работка, прямо скажем, не маленькая. значит, придется прибавлять денег к з.п. отдельному сотруднику. а то и нанимать такового
Организация семинара, пусть даже на базе собственного мероприятия - это довольно хлопотное и затратное дело, на самом деле
Модерировать сайт и писать на него правильные тексты - целая наука. И без внешних консультантов чаще всего не обойтись

Все мероприятия без исключения требуют денег. И времени, которое, в том числе, стоит денег.

И, в сущности, если все затраты посчитать, обнаружим кругленькую сумму.

Так что статья любопытная, но вводящая в некоторое блаженное заблуждение. На мой взгляд

Директор по маркетингу, Москва
Наталья Яшенкова пишет: Ольга, а можно подробнее? Что Вы имеете в виду под совсем другим маркетингом?
Ну к чему Вам эти подробности? :) Возьмем, к примеру, маленький заводик, который производит для РЖД специальные нестандартные болты 7/9 за совершенно безумные деньги, из которых специальному менеджеру РЖД отстегивается ежемесячно весьма солидная пачечка. И все у этой конторы хорошо, пока туда не берут активного продажника, ну и маркетолога, для солидности. И вот они на пару начинают искать варианты пристоить эти нестандарные болты, ну, скажем, в метро. Или трамвайщикам. И за те же деньги, что и на РЖД, потому что кто же этим детям скажет, что такие же нестандартные болты можно вдвое дешевле купить. Ребята поднимают кипеж, после чего их обоих увольняют, а директору делают втык - чтобы не суетился, и не пытался продажи поднимать. Такой вот маркетинг.
Генеральный директор, Нижний Новгород
Гнусное послевкусие от статьи, если честно. И ладно бы, если текст подавался восторженным начинающим маркетологом - тут как бы без вопросов - искренне благие намерения сэкономить бюджет работодателя смотрелись бы симпатично. Но здесь-то другое дело. Здесь предлагается алгоритм набивания шишек и при особо успешном варианте его реализации - так и вообще попадания в финансовую яму. Риски здесь следующие
Собственно, сайт… …улучшить который легко можно, избежав дорогостоящих доработок макета, ведь ключ по управлению контентом – у вас.
Улучшить - это как? Без оглядки на функционал ресурса? Как-то не хочется верить, что и сейчас сайт рассматривается как набор страниц с картинками и текстом, пригодный лишь для того чтобы на визитке или в буклете указать. С таким сайтом, впрочем, можно делать что угодно. Толку от него как не было, так и не будет. Другое дело, если по совету автора происходит вторжение в чужую зону ответственности. То есть на территорию тех, кто работает над продвижением сайта. В этом случае тексты - их инструмент (во всех смыслах иногда, кстати), любое ''улучшение'' которых может привести к потере позиций сайта, а то и вообще его попаданию в бан. Восстанавливать позиции удовольствие не из дешёвых. Вытаскивание из бана - тем паче. Помимо этого можно потерять налаженные отношения с толковой SEO-фирмой. Вот честно. У профи недостатков в Клиентах нет. Им проще расстаться, чем терпеть такое. В итоге - потеря времени и денег плюс риски, связанные с поиском новых специалистов. Добавьте сюда ещё потерю нодополученной прибыли от сайта, и картинка станет совсем объёмной.
Программа лояльности дарите цветы и милые мелочи на дни рождения, причем желательно сделать это лично, пишите письма по электронке, поздравляя с Новым годом и 8 Марта – это совсем не сложно. Но внимательный партнер имеет гораздо больше шансов запомниться
Умилительно, только с завоеванием истинной лояльности здесь никакой связи нет. А вот письмишко ''по электронке'' может дать очень фееричный эффект. И совсем не тот, какой нужно. Не то чтобы этот инструмент не надо применять. Однако не колхозно-кустовой метод, а правильный - это снова, пардон, бабки.
Партнерские программы
Ноу комментс. Выше уже говорили о стоимости подобных песен и плясок. Вот только почему-то о тех партнёрках, которые реально работают на истинную лояльность и могут доп. копейку приносить - ни разу ни слова.
Социальные сети
От полной цитаты просто невозможно удержаться
Странички на Facebook и в Twitter, блоги и профессиональные форумы доступны и бесплатны для всех.
Вот только освоение этих инструментов стоит денег ибо время рабочее - те же деньги.
Наверняка среди ваших сотрудников найдется любитель и, что немаловажно, «дока» интернет-общения (а скорее всего, даже не один!), способный корректно ввернуть в разговор ссылку на компанию.
Вот только интересно - сколько при этом компания потеряет от невыполнения этим сотрудником своих прямых обязанностей и что он спустит на тормозах под видом выполнения этой важной задачи.
Самое главное, не писать сообщений чисто рекламного характера.
С косвенной рекламой не все профессиональные райтеры справляются, слишком уж дело тонкое.
Рассказывайте об интересных проектах, которые реализовали, о сложностях, с которыми пришлось столкнуться,
ага, раздевайтесь на радость конкурентам))))) Они любой подобный месседж в свою пользу красивенько так развернут)
и нестандартных путях решения возникающих задач:
как говорится, палите темы:)
будучи подкрепленным живыми примерами из практики, имя вашей компании непременно станет настоящим брендом в интернет-пространстве,
Несомненно. Особенно если ещё имена Заказчиков называть ...
который рекомендуют знакомым, а ваш сотрудник-«писатель» будет признан как опытный эксперт в своей области!
ноу комментс. А сотрудника ещё и дворником никто не возьмёт. От греха, как говорится, подальше. И снова скажу - продвижение через социалки - ведущий тренд. Но делается это отнюдь не бессистемно. Сотрудников - да, их можно и нужно привлекать. Но с постановкой конкретных задач, распределением ролей и много чего ещё, что заложено в стратегии. А вот разработка такой стратегии - снова деньги. И да, ещё нужно поискать тех, кто за эту разработку возьмётся в чистом виде. Стало быть, наигравшись с социалками всласть, придётся за исправлением ситуации снова идти к профессионалам. А отмывать - всегда гораздо дороже, чем продвигать с нуля. Вопрос - вот зачем такая статья? Самопиар? Сомнительный он какой-то. Неужели есть искренняя надежда на то, что после применения подобных рекомендаций благодарные пользователи денежку понесут?
Бренд-менеджер, Иваново

Тема, затронутая в статье, актуальная, во всяком случае для малого и среднего бизнеса малых городов. Как это не странно, во многих компаниях руководители до сих пор не готовы тратить деньги на программы лояльности, сайты и прочие прелести продвижения компании. По сути, многие вещи приходится делать своими силами, мизерными бюджетами....

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Какие навыки проверяют работодатели при найме на высокооплачиваемую должность

Помимо необходимой квалификации и опыта, работодатели за последний год стали все больше внимания уделять мягким навыкам и проверять их на этапе собеседования.

Половина работодателей планируют выплатить сотрудникам новогодние премии

В большинстве случаев компании выплатят премии всем сотрудникам.

Нейроинтерфейс от Skillbox и Neiry поможет выбрать профессию

Новая технология работает на базе электрической активности мозга, помогая измерять поведенческие паттерны человека.

Почти половина россиян собираются работать на новогодних праздниках

Трудиться во время новогодних каникул будут в большей мере жители Перми, Волгограда, Самары и Нижнего Новгорода.