Михаил Умаров: «В России некому читать экономическую прессу»

Только активный подход к работе приносит желаемый результат, а в период глобальных экономических трудностей такая позиция становится особенно важной и единственно возможной, - уверен экс-директор службы по связям с общественностью компании «Вымпелком», а в настоящее время генеральный директор пиар-агентства Comunica Михаил Умаров. По его словам, российский рынок пиар-технологий испытывает трудности, схожие с проблемами других профессиональных областей, – сказывается недостаток клиентов, всеобщая тенденция «залечь на дно» чтобы переждать кризис, и, самое главное, - отсутствие веры в то, что будущее строится именно сегодня и нашими же руками. О том, что сменить негативный тренд в поведении потребителя реально, специфике отечественной экономической журналистики и пиара, а также о знаковых пиар-свершениях «Билайна» рассказывает обновленное издание бестселлера Михаила Умарова «PRописные истины». 15 августа книгу выпустило в свет издательство «Эксмо». В интервью Executive Михаил Умаров рассказал о своих новых проектах, поделился видением будущего книжного бизнеса и пояснил, почему российский читатель пока не заслужил отечественный эквивалент газеты The Wall Street Journal.

Executive: У вас богатый опыт работы как журналистом в ведущих российских СМИ, так и пиар-директором крупных компаний. Отличия мировоззрений журналиста и пиарщика существенно разнятся?

Михаил Умаров: Я бы сказал, что отличие радикальное. Средства массовой информации в большей степени играют роль общественного прокурора: они выявляют проблемы, «выкапывают» преимущественно негативную информацию и делают ее доступной обществу. Роль пиарщика – это роль адвоката, который защищает интересы бренда, продукта или организации. И та, и другая позиция заведомо субъективны, но слияние этих субъективизмов дает, как ни странно, достаточно точную и объективную картину для потребителя. Однако это происходит при условии, что все эти компоненты пропорциональны.

Кроме того, журналист, как представитель четвертой власти, пребывает в плену сложившихся стандартов. Его все любят, его все хотят, его внимания добиваются и за него борются, поэтому у журналиста может сложиться несколько искривленное представление о действительности. При переходе в область пиара это свойство пропадает.

Также существенно отличается рабочий цикл этих профессий. У журналиста, особенно речь идет о сотрудниках газетах или радио, он равен одному дню. Поиск интересных свежих новостей, написание и сдача материала – все нужно сделать за один день. Медиа похожи на цех: работники за единицу времени вырабатывают определенное количество продукции. У пиарщика иной ритм жизни: многие проекты имеют другую специфику и не привязаны к четким временным рамкам. Жизнь корпоративных пиарщиков более разнообразна, потому что в компании гораздо богаче палитра внутренних взаимоотношений. Соответственно, шире палитра задач.

Но если подводить итоги, и пиарщик, и журналист – две составляющие одного целого, причем эти составляющие абсолютно равноправны и равнозначимы.

Executive: Пиарщик – молодая профессия, однако этих специалистов почему-то постоянно недолюбливают. Люди просто не понимают, что такое PR, или же для «нелюбви» есть реальные причины?

М.У.: Я думаю, что выражение «журналюги» появилось тоже не от слишком большой любви. И термин «вторая древнейшая профессия» - проявление того же самого отношения. Людям свойственно недолюбливать то, что они не очень понимают, поэтому в обществе к пиару относятся с недоверием. Его воспринимают как некую манипулятивную технологию или как продолжение рекламных коммуникаций. Причем такое отношение встречается даже у людей, приближенных к пиару - тех же журналистов, задачи и цели которых пиар вынужден решать.

Executive: В «PRрописных истинах» вы уделяете особое внимание рассказе о работе в «Билайн». В чем заключалась специфика работы в этой компании?

М.У.: Тут трудно не уделять внимание специфике, проработав в этой компании десять лет. Мало какая компания сравнится с «Билайном» по разнообразию, объему и масштабу решаемых пиар-задач. В «Билайне» во всем своем богатстве присутствовал корпоративный и кризисный пиар, репутационный менеджмент, продвижение продуктов и услуг. География «Билайн» обширна. Сначала это была Россия, затем - СНГ и другие страны. Это богатейший опыт, который трудно с чем-то сравнить.

Executive: В своей время ребрендинг и «Билайна», и других сотовых операторов вызвал пристальное внимание и бурное обсуждение как специалистов, так и их клиентов. В чем заключались ваши задачи в тот момент?

М.У.: Процесс подготовки и сам ребрендинг очень подробно описаны в книге. Я хотел бы добавить, что самой главной задачей, которую в ходе ребрендинга решал пиар, была задача первичного убеждения как потребителей, так и лидеров мнений в том, что это правильный и успешный шаг.

На ребрендинг можно смотреть с разных сторон: можно смотреть на привлекательный фирменный стиль, а можно оценивать бизнес-результаты, изменения в поведении потребителей и так далее. Понятно, что все не может пройти идеально и безупречно. В этом смысле пиар всегда работает не с фактами, а с оценками тех или иных событий. Негативные оценки могут выходить на поверхность и начинать превалировать. Это может угробить хорошую бизнес-идею еще в зародыше. Так что в период ребрендинга «Билайна» мы прошли через очень сложный этап. В течение первых двух месяцев наблюдался спад с точки зрения продаж, малый приток новых клиентов и другие сложности, в том числе, и во внутренних процессах компании. И если бы не проводилась целенаправленная работа по описанию наиболее позитивных сторон этого шага, то последствия могли бы быть непредсказуемыми. Кроме того, часть потребителей также восприняла ребрендинг негативно, и если бы их доводы заглушили бы аргументы лояльных клиентов, наверное, это вошло бы в историю как пример неудачного ребрендинга.

Executive: Судя по вашему последнему выбору места работы – в 2009 году вы стали генеральным директором PR-агентства Comunica, - пиарщик все-таки победил журналиста?

М.У.: Поскольку я занимаюсь написанием книг, то не до конца. Для меня по-прежнему интересно и меня увлекает изложение своих мыслей с помощью статей или книг. Но, безусловно, с точки зрения развития карьеры, я вижу себя человеком, который занимается, прежде всего, профессиональными коммуникациями. Comunica для меня - это своего рода полигон, на котором мы можем заниматься всем, что происходит на переднем крае сферы коммуникаций: нью-медиа, блогами, социальными сетями и так далее.

Executive: Вы возглавили агентство в весьма сложный, кризисный период. С какими трудностями столкнулись?

М.У.: Это правда. Если бы я знал, что этот период будет настолько сложным, я бы еще, наверное, три раза подумал, стоит ли делать этот шаг или нет. Сейчас я не жалею о своем выборе и, в общем-то, рад, что нам удалось миновать этот сложный период, развернуть тренд на позитивный и начать формировать из Comunica совершенно новое агентство, специализирующееся на нью-медиа.

Одна из главных трудностей – это, конечно, привлечение новых клиентов. У меня много коллег и партнеров, которые меня знают и которые мне доверяют, но, тем не менее, многие из них сказали – кризис есть кризис, давай встретимся осенью. В этот тяжелый период я поставил себе задачу провести с уже существующими и потенциальными клиентами сто встреч. Сейчас пошла уже вторая сотня, и я понимаю, что только активный подход к работе приносит результат. В результате у нас появились новые клиенты, которые выбирают для коммуникаций именно нью-медиа. Мы начали работать с рядом новых компаний, в том числе с MySpace и бизнес-школой «Сколково».

Еще одна существенная сложность заключается в том, чтобы изменить сознание людей, которые в период кризиса отказываются верить, что перемены зависят от них. Думаю, что для руководителя это одна из самых сложных задач.

Executive: Вообще Россия – страна, склонная не столько заимствовать, сколько изобретать. Какие пиар-инновации родом из России?

М.У.: На этот вопрос я, наверное, не смогу ответить, потому что для этого надо досконально знать западный опыт и знать, чего на Западе не было такого, что было изобретено в России. Мне кажется, что ничего, потому что пиар как таковой существует в развитых странах больше ста лет. Российский пиар – явление молодое. Поэтому в той или иной форме самые различные инструменты и приемы уже существовали и существуют в этих странах.

Executive: В «PRрописных истинах» вы уделяете особое внимание причинам, по которым в России нет своего журнала Spiegel или газеты The Wall Street Journal. Не является ли одной из причин практическое отсутствие в нашей стране среднего класса, который и является основной аудиторией этих изданий за границей?

М.У.: Является. Именно эту причину я считаю основной. Мало того, что нет среднего класса как такового, нет среднего класса, который является мелким инвестором. Сейчас, в разгар кризиса, это тема потеряла свою актуальность, но через некоторое время она вернется. На западе культура инвестирования насчитывает десятилетия – люди покупают акции, вкладывают средства в ценные бумаги и предприятия. А когда люди инвестируют, то, соответственно, следят за информацией об своих активах, ведь речь идет непосредственно об их деньгах. Это – прямой стимул для чтения экономической прессы. В России такого интереса нет. Мы читаем экономическую прессу просто потому, что нам интересно узнать о новых деяниях Олега Дерипаски или Романа Абрамовича. Такие газеты также интересны наемным менеджерам, которые следят за тем, как то или иное событие отразится на их работе. А вот базового интереса в широкой части аудитории как раз нет.

Executive: Каковы, на ваш взгляд, перспективы книжного бизнеса в нашей стране? Наступит ли, в конечном счете, момент, когда электронные библиотеки заменят «бумажные»?

М.У.: Этого еще долго не случится, потому что в настоящий момент доступ к всемирной сети есть только у 30 процентов населения. Но я думаю, что со временем существенную часть внимания читателей заберут именно электронные книги всех видов. Мы уже можем наблюдать, как в метро книги читают на телефоне или на специальном устройстве.

Executive: Услуги пиар-агентства или же собственная корпоративная пиар-служба? Что выгоднее для компании в условиях кризиса?

М.У.: Это хороший вопрос, и это вопрос на самом деле экономический. Когда руководитель не понимает сути предмета, то кажется, что гонорары, которые получает пиар-агентство, преувеличены, и проще взять одного-двух пиарщиков, сумма зарплат которых будет меньше, чем гонорары, и таким образом решить задачу. Однако я, как директор, знаю, что на самом деле такая экономия обманчива. Ведь каждый новый сотрудник в компании - это еще и затраты на его социальные гарантии, офисное пространство, компьютер, обучение, поддержку, развитие, - все это в совокупности может увеличить стоимость одного сотрудника в три-четыре раза. Когда речь идет о временном проекте, то вы можете завершить сотрудничество с агентством, а сотруднику придется искать новую работу. И еще один момент. На рынке вы можете выбрать лучшее решение, потому что рынок - это конкуренция. А вот ваш сотрудник - уже некая данность. Поэтому я думаю, что в кризис аутсорсинг более выгоден.

Executive: Как вы относитесь к мнению о том, что женщины не способны мыслить стратегически и планировать эффективные PR-кампании. Мол, их дело – мелкие маневры на уровне среднего звена и реализация планов, сгенерированных мужским аналитическим умом.

М.У.: Я с таким мнением не соглашусь. Будучи клиентом, я работал с агентствами, где были женщины, создававшие очень сильные стратегии, которые могут дать фору многим мужчинам. Но в то же время я видел много мужчин, которые просто не способны мыслить таким образом.

Executive: Самопиар в ситуации, когда человек старается казаться, а не быть. Вы с таким часто сталкивались?

М.У.: Сталкиваюсь. Если речь идет о специалисте любого уровня, то пиар или, скорее, построение собственного бренда очень важны, но когда идет перебор - отрыв от его содержательной сути, то, конечно, ничего хорошего в этом нет.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Председатель совета директоров, Москва

'А вот базового интереса в широкой части аудитории как раз нет...'-хотелось бы увидеть статистику интересов, к экономомической прессе, а без этого это личные ощущения и впечатления отдельно взятого PR-журналиста.

Аналитик, Тюмень

Ну и отлично, что личные. Не боится Я говорить. Тем белее, в личном же интервью.А то всё - было бы да кабы, 'хотелось бы' да 'без этого'. Вот вторая сотня встреч - это реальный вклад в то, чтобы понять что-нибудь про себя, любимого, и собственные услуги для настоящего, а не абстрактного заказчика.Так и управляется 'реальная', собственно, экономика. Пошли бы 'в народ' прочие экономические журналисты, так их бы, возможно, и читать со временем стали...

CIO, Ростов-на-Дону
Серьезная деловая пресса в России никому не нужна.
Может быть стоит перефразировать? Та деловая пресса с тем уровнем журналистики которую мы имеем никому не нужна и не интересна?В том же Эксперте периодически пишут такую ахинею, что журналистов хоть на курсы переподготовки с последующей аттестацией на проф. пригодность отправляй. Я уже не говорю про Эксперт Online.Хотя спрос на мой взгляд есть. По крайней мере я был бы рад видеть в продаже хотя бы десяток различных интересных газет деловой тематики и несколько журналов.
Директор по маркетингу, Москва
Андрей Дагалдьян пишет:Та деловая пресса с тем уровнем журналистики которую мы имеем никому не нужна и не интересна?
Браво!У свободы слова есть две стороны. Наши журналисты оказались к ней не готовы. Это не понимает даже Симонов, главный борец за свободу слова. Когда свобода слова не опирается на гражданственность, честность и ответственность -- это зло. Интересно упоминание Spiegel -- то, что напечатано в этом журнале, перепроверять не нужно. Журнал очень гордится объективностью своей информации. А наши СМИ?О ребрендинге Билайн -- трудно представить себе что-либо более глупое и расточительное. Огромные средстав, выброшенные на невразумительную рекламу, сработали бы лучше, если бы были вложены в улучшение приема, повышение клиенто-ориентированности сотрудников и пр.PR -- если он не доносит до общественности и потенциальных клиентов те же продающие моменты, те же ценности и те же идеи, что и маркетологи, то это мыльный пузырь.
Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

1. респек Александр Репьев вложенные деньги в ребрендинг можно было бы потрать более разумно. И в бренде-то как раз самое важное - стабильность марки, показывающая клиентам стабильное качество, стандарты обслуживания и устойчивость на рынке. Представьте себе, если бы, к примеру Кока кола, каждое десятилетие отмечало бы радикальной сменой имиджа. Бренд - это не только товарный знак, это еще и целый комплекс психологических элементов, взаимосвязей и пр. Поэтому би-лайн скорее более выиграл бы в глазах общественности, существующих и потенциальных клиентов, если бы не стал заниматься такой чепухой и демонстрировал бы СТАБИЛЬНОСТЬ.Но это все еще не означает, что компания должна замереть в своем развитии, и не меняться. Нет и еще раз нет. Прошу правильно понимать, изменения должны быть, но не резкие и не радикальные. В такой ситуации и денег затрачивается меньше, и воспрриятие компании не страдает.2. 'В России такого интереса нет. Мы читаем экономическую прессу просто потому, что нам интересно узнать о новых деяниях Олега Дерипаски или Романа Абрамовича. Такие газеты также интересны наемным менеджерам, которые следят за тем, как то или иное событие отразится на их работе. А вот базового интереса в широкой части аудитории как раз нет.' Сильно сказано, но не совсем правильно и адекватно, тк:- для печати 'о новых деяниях Олега Дерипаски или Романа Абрамовича' прекрасно справляется желтая пресса, посему если потребителя интересует только это, то и незачем им покупать Коммерсантъ, Ведомости и пр- наемные менеджеры выполняет задачи, поставленные вышестоящими: для директоров - учредителями, для менеджеров среднего звена - топ менеджерами. И я не вижу роли деятельности Абрамовича и еже с ними на рабочую деятельность менеджеров среднего звена. Не логично это.- в момент экономического кризиса, инвестиции высокорискованны. Надро быть специалистом и профи, чтобы адекватно оценивать риски и тенденции. А посему вполне понятно нежелание среднего класса расставаться с кровными. В момент же экономического роста, инвестиционная активность среди населения вырастает, что было продемонстрировано российской экономикой некоторое время назад , иначе не было бы у нас никаких ПИФ-ов.- ну исамое главное, не усех есть возможность инвестировать, Москва и Питер это далеко не вся Россиия.

Программист, Санкт-Петербург

А. Репьеву - 'Не готовы', говорите!? С Чего это Вы решили, 'что не готовы'? Вы упоминули об 'ОТВЕТСТВЕННОСТИ', а что оно такое? Без Заранее ПРЕДУСМОТРЕННОГО НАКАЗАНИЯ, а наипаче в ПОЛИТИКЕ! ЭКОНОМИКЕ?Все рассуждения равно, как и нтервью автора мне напоминают анекдотец: Мимо врача проносят больного. - Доктор, мне бы в реанима-а-цию... - В морг, в морг я сказал.

Председатель совета директоров, Москва
Юрий Зиненко пишет:Ну и отлично, что личные.
Да не отлично, потому что свое личное мнение преподносится как общее среднего класса, как говорят в 'Адессе' две большие разницы :evil:
Дмитрий Зорин Дмитрий Зорин Адм. директор, Украина

Какую ПОЛЬЗУ приВносит 'экономическая пресса России' в 'ТОВАР, производимый в России'?Кому в 'этой прессе' можно ВЕРИТЬ?****Это Я, так 'риторически побурчал в уголочке'

CIO, Санкт-Петербург
Его воспринимают [B]как некую манипулятивную[/B] технологию или как продолжение рекламных коммуникаций. Причем такое отношение встречается даже у людей, приближенных к пиару - тех же журналистов, задачи и цели которых пиар вынужден решать.
Михаил, а как вы думаете что имел ввиду Йозеф Геббельс когда писал:« ... Эта деятельность - инструмент политики, средство социального контроля. Переубеждение не входит в ее задачи.Ее функция - привлечь к себе сторонников и удерживать их. Ее задача, при наличии соответствующих путей, заключается в информационном охвате всех видов человеческой деятельности [B]с тем, чтобы изменить информационную среду обитания человека и заставить его принять “правильную” точку зрения.[/B]»
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
« ... Эта деятельность - инструмент политики, средство социального контроля. Переубеждение не входит в ее задачи. Ее функция - привлечь к себе сторонников и удерживать их. Ее задача, при наличии соответствующих путей, заключается в информационном охвате всех видов человеческой деятельности с тем, чтобы изменить информационную среду обитания человека и заставить его принять “правильную” точку зрения.»
PR и пропаганда не одно и тоже. Потом надо учитывать развитие общества. Монолиты сознания еще существуют, но они теряют доминирование в социуме.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.

90% российских компаний отмечают влияние выгорания на бизнес

Однако с ментальным здоровьем сотрудников работают лишь 45%.