Как будет развиваться бизнес-аналитика в России: 4 направления

Когда крупнейшие вендоры прекратили работу с пользователями из России, это сказалось на функционировании бизнеса. Останавливаться нельзя, что делать дальше? Искать «лазейки» для использования привычного софта или перестраивать работу и менять используемое ПО? По моим наблюдениям, большинство предпринимателей выбрали второй вариант, хотя, конечно, попытки что-то где-то как-то и через кого-то продолжаются.

Сама идея импортозамещения не нова и поддерживается с 2014 года, но активные действия начались только в 2022. Однако перейти в другую систему – это не просто «установить, открыть, начать». Это целая миграция.

Большой пласт используемого софта связан с бизнес-аналитикой, которая во многом обрисовывает то, как на самом деле идут дела в компании. Здесь долгое время бал правили мировые лидеры, следовательно, могло сложиться впечатление, что все пропало, альтернатив нет, полная беспросветность. Однако это не так. В сегменте корпоративного ПО вариантов всегда было достаточно. Интересно, что многие вендоры не первый год создают свое, однако полностью заменить ушедших лидеров им пока еще не удается по нескольким причинам:

  • Недостаток опыта в разработке/улучшении системы. Многие поставщики не имеют опыта работы с кейсами формата Enterprise на практике, что замедляет процесс разработки и совершенствования системы.
  • Общее недопонимание целей, которые компания решает с использованием инструментов бизнес-аналитики. Не все вендоры полностью осознают задачи, которые компании ставят перед собой при внедрении инструментов бизнес-аналитики.
  • Отсутствие видения и шаблонов для решения проблем, возникающих при эксплуатации системы бизнес-аналитики. Многим поставщикам не хватает четкого видения и проверенных паттернов для эффективного решения возникающих проблем в процессе эксплуатации системы данного класса.

Российский бизнес сейчас находится скорее в собственной атмосфере, нежели следует или вторит мировой. И рассуждая на эту тему, я бы выделил следующие направления развития бизнес-аналитики в ближайшем будущем.

1. Мультипроцессная аналитика

Это развитие традиционного Process Mining. Рассматривает связку отдельных процессов и исследует их влияние друг на друга. То есть, можно изучать и смотреть не какой-то чистый «изолированный» процесс, а как на него влияет какой-то другой, как они взаимосвязаны. Это дает увидеть новые разрезы, например, время от оформления онлайн-заказа до его получения клиентом. Здесь можно будет обратить внимание на то, сколько уже готовых изделий на складе, сколько еще потребуется доделать, упаковать, чтобы дополнить заказ. Кроме того, доставка может объединять в себе несколько заказов, или будет сразу для нескольких клиентов.

Чем это полезно? Тем, что использование технологии дает возможность:

  • Изучить процесс с разных ракурсов и с учетом влияния на него других факторов.
  • Уменьшить затраты на создание данных для аналитики и делать проекты в несколько раз быстрее.
  • Сократить ресурсы на поиск, адаптацию и зарплату узкопрофильных сотрудников.

Никаких дополнительных систем или другого софта для мультипроцессной аналитики не нужно, поскольку используются данные из логов, как и в классическом Process Mining.

2. Маркетплейс

Под этим термином подразумевается ряд шаблонов, которые направлены на быстрое, буквально в один клик, выполнение частых похожих аналитических проектов: анализ кредитных процессов, логистических, закупок и т.д. На этой базе создается аналитика, заточенная под конкретную область и конкретную специфику деятельности. Такая небольшая коробочная система. Шаблоны обеспечивают структурированный и систематизированный подход: стандартизируют процессы, экономят время, улучшают качество анализа и обеспечивают согласованность результатов.

Партнеры, например, благодаря такой системе имеют возможность тот опыт, который они накопили в ходе анализа определенной области, «упаковать» в шаблон и значительно увеличить количество реализованных проектов и снизить их стоимость.

3. Управленческие действия из дашборда

Предназначение каждого дашборда – решение конкретных управленческих проблем и делать это необходимо быстро, здесь и сейчас. Действия по клику в дашборде позволят оперативно реагировать на данные, полученные в ходе анализа. Иначе говоря – приоритизация, отправка оповещений и создание задач прямо из интерфейса дашборда без перехода в другие системы или приложения.

К примеру, пользователь может кликнуть по элементу на графике, который отображает загрузку рабочих ресурсов, чтобы назначить новую задачу сотруднику, или, заметив критическое изменение в данных, такое как превышение порога ошибок в логах приложения, сразу же отправить уведомление ответственному лицу или команде. Также возможно изменять статус заказа прямо на дашборде, отображающем статусы заказов, например, с «В обработке» на «Готов к отправке».

4. Искусственный интеллект

Было бы странно, если бы этот тренд не попытались использовать в аналитике. Та же технология Task Mining в принципе невозможна без элементов ИИ – авторазметки операций, когда берется весь массив данных по активности пользователя за компьютером, сегментируется в режиме реального времени с помощью соответствующих алгоритмов, и выделяется необходимая информация.

Одно из интересных направлений – автоматическое построение аналитики при помощи голосовых запросов. Звучит сюрреалистично, но по факту человек задает системе простой запрос, например, «Выведи топ-10 самых трудозатратных операций». ИИ в режиме реального времени обработает запрос, «поймет» его и визуализирует необходимую информацию. Это реально экономит время и поможет сотрудникам без профильных компетенций самостоятельно получать необходимую информацию, не прибегая к большим затратам на разработку аналитических панелей.

Выводы

В периоды кризиса, хаоса и нестабильности никто не собирается прекращать движение – все находят альтернативы, пробуют программные продукты, оптимизируют процессы и обеспечивают бесперебойность работы. Каков следующий этап? Предстоит преодолеть множество трудностей, работать над адаптацией к новым условиям. Замена отлаженной системы одним щелчком пальца невозможна, и это важно учитывать. Я полагаю, что относительная стабильность вернется через три года.

А как вы считаете, как будет развиваться область аналитики процессов в России в ближайшие годы?

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.