IT-директор сегодня, завтра и послезавтра

Последние десять лет на многих конференциях IT-директоров популярна альтернативная расшифровка аббревиатуры CIO: Career Is Over («Карьера закончена»). При этом подразумевается, что, достигнув управленческого предела в своей области и желая продолжить карьеру, IT- директор будет вынужден перейти в другую сферу бизнеса и соответственно стать другим.

Реалии позволили посмотреть на этот вопрос несколько под другим углом. В своей статье я хочу затронуть тему выживания IT-директора в условиях развивающегося кризиса. Останется ли IT-директор таким же, как и прежде? Необходимы ли перемены для IT-директора? Если меняться, то в какую сторону? Рассмотрим ситуацию в ретроспективе и в перспективе.

Вчера

Все было замечательно! Рынок рос темпами минимум 15%-30%. Собственникам и генеральным директорам хватало денег, и никто особо не задумывался, что нужно что-то менять и вообще что-то делать. Все и так было хорошо.

Сегодня

Картина кардинально изменилась. Порядка двух-трех лет рынок находится в рецессии. Конечно, темпы падения пока (!) не очень большие, но некоторые компании уже почувствовали это на себе. Кто-то уже провел сокращения персонала (и не один раз), а кто-то – закрыл часть филиалов, уменьшил свое присутствие на рынке или даже обанкротился, закрыл свои предприятия.

Завтра

Ситуация будет только ухудшаться. То, что сегодня кажется «очень плохо» – завтра будет казаться «нормально». Я не исключаю возможности ужесточения налоговой политики, так как государству тоже нужно выживать и откуда-то пополнять казну. А государственные расходы, как мы видим, только растут... Компании будут в прямом смысле слова выживать!

Послезавтра

Одно из двух: вы или еще живы, или уже «умерли» (обанкротились). Если вы живете и чувствуете себя «нормально» (так, как еще какое-то время назад считалось «очень плохо»), то я думаю, ваша компания останется на плаву». И у вас есть шанс пережить данную ситуацию.

Как остаться живым завтра и послезавтра?

Несколько советов IT-директорам, а также собственникам и топ-менеджерам, которые управляют компаниями.

  • Смириться и успокоиться. Кризис есть, и это нужно принять. Устраивать истерику по этому поводу уже не имеет смысла. Нужно успокоиться, работать с холодной головой и менять хотя бы ситуацию внутри той компании, в которой вы работаете.
  • Проявлять проактивность, добиваться прозрачности. Информационные услуги, которые IT-директора предоставляют своим компаниям, должны быть востребованы и понятны. Информационные технологии должны перестать быть для бизнеса «черным ящиком» и превратиться для него в «открытую книгу».
  • Поставить IT на службу своему бизнесу. Все сотрудники IT-отдела, включая директора, должны понимать, что они работают на свою компанию! Компания им нужна, и они должны сделать все, чтобы компании было хорошо, чтобы компания зарабатывала. Только в этом случае есть шанс продолжить работать в этой компании и получать заработную плату. Если мы говорим об айтишниках, то тут необходимо понимать, что в большинстве компаний, это обслуживающий персонал. IT-отдел должен быть на службе у всего бизнеса, а не наоборот.
  • Стать другим. Традиционный IT-директор (технарь, программист) должен уйти в прошлое! Бизнесу нужен партнер, а не сопровожденец! IT-директор должен быть проводником в мире информационных технологий для бизнеса. Информационные технологии должны быть механизмом развития и зарабатывания прибыли для компаний.
  • Не бояться увольнять. Это случится! И возможно, не один раз. IT-директор должен быть к этому готов и, самое главное, явно не сопротивляться указаниям о сокращении штата, поступающим от топ-менеджеров. (Можно сопротивляться неявно! Шутка! :)). Нужно заранее подготовить план сокращения 20% своих сотрудников. Перераспределить обязанности между оставшимися. Возможно, часть сервисов передать на аутсорсинг, часть оборудования перенести во внешние / облачные центры и т.д. Нужно быть к этому готовым! Если в компании уже проведено сокращение – готовьтесь к следующему сокращению на 20%. Когда эта необходимость появится, у вас будет уже готовый план действий.
  • Перестать быть IT-директором. В 80-90% компаний эта функция, как штатная единица, должна исчезнуть. Скорее всего, ныне работающий IT-директор будет (должен!) выполнять другие функции – функции развития компании с помощью информационных технологий. Как будет называться эта должность (директор по развитию, директор по ресурсам и т.д.) – неважно. Важно, что IT-директорам нужно измениться, чтобы остаться полезными для своей компании. Иначе компания поменяет такого директора.

Это кратко! Рекомендаций может быть намного больше. Я попытался выделить, на мой взгляд, наиболее значимые.

Комментарии
Менеджер, Украина
Перестать быть IT-директором. В 80-90% компаний эта функция, как штатная единица, должна исчезнуть

Сергей, штатная единица - это не функция. Это так, к слову.

Рост компании сопровождается изменением численности её персонала и возможностью регламентирования (автоматизации) тех функций, которые ещё не регламентированы (автоматизированы).

То, что вводят или вводили должность IT-директора? Это проблема руководства тех компаний которые не понимают, что IT - структура это часть подразделения отвечающая за развитие (реструктуризацию).

Как осуществляется это развитие, внедрением автоматов, разделением функций, созданием виртуальных автоматов в виде программ и т.д. - дело техники.

Как-то в статье все слишком вскользь... :-)

Генеральный директор, Новосибирск
Игорь Луценко пишет:
Сергей, штатная единица - это не функция. Это так, к слову.
...
Как-то в статье все слишком вскользь... :-)

Игорь, приветствую!

Спасибо за замечание по-поводу "штатной единицы" - полностью согласен. Но я думаю, Вы (и другие читатели) правильно поняли, что я имел ввиду ... :)

Основной посыл моей статьи в том, что многие (очень многие!) ИТ директора выполняют не те функции, которые необходимы их компаниям. И в статье я делаю упор именно на то, что в кризис это будет явно проявляться. И бизнес уже не станет мириться с тем, что при наличие ТОП-менеджера, этот самый менеджер выполняет обычные технические функции, которые может выполнять почти любой сотрудник имеющий соответствующее профильное образование. Проблема ещё в том, что собственники и управленцы НЕ ПОНИМАЮТ предназначения ИТ директора. Соответственно, и возникла такая ситуация. Но, опять же, в период кризиса, когда нужно выживать, все сразу станут умнее. Одни поймут, кто им действительно нужен, а вторые, что нужно что-то делать и меняться. В противном случае - одним можно будет закрыть бизнес, а другим искать новую работу.

Я не претендую на роль пророка, это просто моё мнение ... :)

PS спасибо за Ваш комментарий.

Аналитик, Москва

Идея высказана правильная. Но вот ведь незадача: ИТ-директора-то и не против, а вот просто директора, как правило, ставят именно обычного саппорта.

Генеральный директор, Новосибирск
Анатолий Курочкин пишет:
Идея высказана правильная. Но вот ведь незадача: ИТ-директора-то и не против, а вот просто директора, как правило, ставят именно обычного саппорта.

Анатолий, всё правильно! К сожалению, грамотность создателей и управленцев бизнеса очень низкая! Именно это я также указываю в статье. Но, опять же, с усилением неблагоприятной обстановки для бизнеса, недовольство будет направлено на сотрудников (ИТ директора и других) и, думаю, собственнику или ТОП-ам будет сложно обьяснить, что они "сами виноваты, назначив этого ИТ директора на эту должность". :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии