Менеджмент свободного стиля: плюсы и минусы

Когда речь идет об управлении, нельзя сказать, что этот метод однозначно хорош, а другой однозначно плох; все гораздо сложнее. Нет универсальных рецептов «правильного руководства». Тем не менее первооткрыватели и новаторы иногда вдохновляют нас на современное и дальновидное управление, выходящее за рамки хорошо известных и часто используемых методов из пособий по практическому менеджменту. Хельга Паттарт–Дрекслер, руководитель отдела дополнительного образования для руководителей в WU Executive Academy, рассмотрела плюсы и минусы 6 методов управления.


Нам необходимо срочно выработать совершенно новое понимание менеджмента: свободный стиль в руководстве – вот то, что сейчас актуально. Это означает, что вам придется найти индивидуальные способы ведения дел и достичь оптимального баланса для вашего бизнеса, потому что в менеджменте нет никаких универсальных сценариев или подходов, и такое положение дел не изменится в будущем. Тем не менее примеры генераторов идей и новаторов из других компаний часто помогают найти собственный путь. Рассмотрим, как инновационное руководство может быть воплощено в жизнь на практике.

1. Стремиться к цифровому управлению, но не любой ценой

Сегодня главная задача руководителей – уделять особое внимание вопросам диджитализации, помогать сотрудникам развивать необходимые навыки работы с цифровыми технологиями и готовить почву для цифровой трансформации бизнеса. Для формирования цифровой среды бизнеса нужна командная проектная работа между компаниями и, следовательно, сотрудничество с конкурентами и стартапами.

Будучи цифровыми миссионерами, руководители должны подавать пример и поощрять сотрудников не только не бояться перемен, но и тестировать различные цифровые приложения. Такие компании, как Siemens, T-Mobile или VW, регулярно организуют хакатоны, то есть открытые соревнования по программированию. Федеральные железные дороги Австрии (ÖBB) сотрудничают с компанией Kussbus, находящейся в Люксембурге, в рамках проекта Postbus. Венская страховая группа недавно открыла первый корпоративный стартап «Центр инноваций Viesure», который развивает несколько сервисов в области страхования.

Однако приверженность руководителя технологиям может натолкнуться на отсутствие понимания сотрудников, которым требуется время для адаптации и освоения новых навыков. Давление на сотрудников бесполезно. Использование же таких подходов, как геймификация, упрощение инструментов и сосредоточенность на нескольких действительно важных нововведениях, напротив, отлично помогают.

2. Повышать гибкость с помощью целей и ключевых результатов

Так называемые цели и ключевые результаты, разработанные соучредителем Intel Энди Гроувом, могут сделать рабочие процессы более эффективными. Модель «цель– производительность» уже используется, например, Twitter, Netflix и Zalando, а также многими компаниями в немецкоязычном пространстве и представителями среднего бизнеса. Она основана на идее о том, что руководители и сотрудники ежеквартально согласовывают краткосрочные, прозрачные для всех участников цели, а это в свою очередь приводит к более быстрому принятию решений и помогает лучше ориентироваться на цели, коммуникации и эффективности.

Само собой разумеется, что подход «цели и ключевые результаты», как и любой другой, имеет свои плюсы и минусы. Но руководителям рекомендуется хорошенько поразмышлять о том, что имеет смысл с точки зрения бизнес-моделей их компаний. Главное – найти баланс между долгосрочными целями, определяющими направление движения, и краткосрочными, которые можно быстро адаптировать под постоянно меняющиеся реалии.

3. Помогать сотрудникам максимально использовать их сильные стороны

Позитивное управление – это подход из области позитивной психологии, ориентированный на поиск решения. При этом фокус смещается в сторону человека и его потенциала, но в зоне внимания также находятся концепция развития и ценности компании. Руководители, в частности, обращают внимание на индивидуальные сильные стороны сотрудников, направляют ресурсы на то, чтобы помочь подчиненным добиться успеха, дать им почувствовать цель и поощрять их вовлеченность. Кроме того, они делают акцент на таланте и развитии команды. Индивидуальное развитие и участие каждого сотрудника имеют первостепенное значение. Мебельный гигант Ikea –  один из ярких примеров такого управления.

Однако «позитивное управление» вовсе не означает отсутствие конфликтов. Это скорее активное поощрение открытого общения. Более того, фокус на сотрудниках может привести к тому, что от недостатка внимания будут страдать клиенты или продукты компании.

4. Пользоваться преимуществами в полном объеме

Чаще всего управление рассматривается как традиционная модель руководитель – подчиненный. В ходе недавнего исследовательского проекта, проведенного в Германии, на основе синергетического руководства была разработана новая модель управления командами, основанная как на успешных, так и на неудачных командных проектах.

В основе модели лежит гипотеза о том, что в идеале руководители воспринимают команду как систему, то есть уделяют особое внимание ее формированию, распределению ролей и задач; учитывают ресурсы и производительность команды, результаты сотрудничества совместно анализируют с сотрудниками.

Исследования показали, что команды работают более эффективно, когда руководители определяют и структурируют задачи и процессы. Команды, которые работают в режиме самоорганизации, более креативны и инновационны.

При этом важно уделять внимание сотрудникам в индивидуальном порядке; в противном случае можно не заметить, когда кто-то эмоционально отстраняется от работы или чувствует себя совершенно демотивированным.

5. Практиковать осознанность в менеджменте

Люди склонны связывать понятие «осознанность» с занятиями по медитации и курсами йоги. Однако в корпоративной практике под осознанностью понимается нечто иное. Осознанность подразумевает внимание к ежедневным действиям и постоянную рефлексию своих отношений с подчиненными. Концентрация на том, что мы думаем и делаем, не только помогает более четко решать сложные вопросы, но также увеличивает степень нашей эмпатии по отношению к другим.

Одним из основоположников осознанного управления считается Бодо Янссен, генеральный директор сети отелей Upstalsboom. После ретрита в монастыре он начал встраивать элементы осознанности в свой управленческий подход. Его корпоративные ценности – это целеустремленный, независимой стиль работы и способность проявлять благодарность.

Впрочем, развитие осознанности не дает вам карт-бланш на увеличение нагрузки, с которой приходится сталкиваться сотрудникам.

6. Вовлекать сотрудников в менеджмент

Предоставление сотрудникам права голоса может повысить их внутреннюю мотивацию – при условии, что они чувствуют, что их слышат и видят, а их идеи и мнения действительно имеют значение. Есть яркие примеры, иллюстрирующие, как это работает. Einhorn, стартап из Берлина, предоставляет сотрудникам право голоса в вопросах, касающихся заработной платы и отпуска. Производитель премиум-напитков Cola из Гамбурга даже позволяет поставщикам, потребителям и конечным клиентам принимать участие в принятии бизнес-решений через внутрикорпоративную сеть.

Для обеспечения вовлеченности сотрудников нужны соответствующая культура обсуждения и принятия решений, а также большая выносливость и решимость со стороны как руководителей, так и сотрудников.

Узнать больше о программах по лидерству для руководителей вы можете на сайте WU Executive Academy

Автор: Хельга Паттарт–Дрекслер

Источник: executiveacademy.at/en

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.