Если вы не юрист, но вам должны

Для начала, хочется заметить, что в случае, когда ваши права нарушены контрагентом и вам не возвращают долг, государство стоит на вашей стороне. Это нужно усвоить раз и навсегда. Это аксиома.

Итак, контрагент нарушил свои обязательства. «Что делать?» – Этот вопрос одолевает, как я понял, довольно широкую часть управленческого персонала. Опираясь на жизненный опыт, могу привести несколько простых, но действенных правил.

1) Вам должны - морально готовьтесь идти в суд.

Суд – дело хлопотное, долгое, требующее знания норм права, потому большинство пугается данных обстоятельств, оценивая стоимость госпошлины, стоимость юридических услуг и размер долга, многие просто опускают руки, не забывая грызть локти. Это неверный подход. Нужно быть готовым отстаивать свои две тысячи в суде. «Быть готовым» – это значит знать все нормы права, которые регулируют отношения между контрагентами в случае возникновения хозяйственных споров. В нашем случае нужно знать, что, помимо денежных средств, государство позволяет взимать с должника «проценты за пользование чужими денежными средствами». Нужно знать, что стоимость госпошлин оплачивает проигравшая сторона. Но главная причина необходимости моральной готовности к борьбе в суде – это необходимость убедить должника в серьезности ваших намерений. Шаман, который не верит – плохой шаман, ему посетители не поверят, что духи жаждут жертвы.

2) Предъявляете претензию должнику.

Под претензией понимается не бумажка с перечнем ваших обид, а инструмент досудебного урегулирования споров. У вас может не быть ни времени, ни ресурсов, ни юриста, но должник, скорее всего, не знает об этом, да и на коротенькое послание на пол-листа формата A4 найти время можно. Потом, управленец, чаще всего отвечает за определенный сектор деятельности предприятия, потому будет полезно знать правовые основы, регулирующие ваши отношения с контрагентами. Проще говоря, можно составить типовую претензию и пулять ей во всех должников, меняя лишь адрес, наименование контрагента, и прочие атрибуты претензии. По большому счету, претензия – это сухое, математическое доказательство того, что должнику выгодно урегулировать спор до обращения в суд. Итак, ваша цель одной бумажкой вернуть деньги. Для правильного составления претензии ознакомьтесь с тем, как оформляется претензия и какие необходимые атрибуты должны в ней присутствовать. Перечислю некоторые обязательные атрибуты:

  • наименование организации-контрагента, которой будет адресована претензия;
  • наименование своей организации с указанием точного почтового адреса, платежных реквизитов, контактной информации;
  • номер претензии и дата документа.

В претензии необходимо указать все документальные обоснования своего требования, номер и пункты договора, акты приемки-сдачи и прочее. Укажите всю законодательную базу, на которую опирается ваша претензия, статьи законодательства, пункты договора, правовые последствия для должника. Помните, что оптимальный способ доставки претензии – это не факс, а ценное письмо, с описанием содержимого, либо курьерская доставка с регистрацией претензии в журнале входящих документов. Даже если вы не собираетесь судиться, форма доставки будет говорить о серьезности ваших намерений. Если же вы собираетесь идти в суд, то при такой форме доставки должнику трудно будет доказать, что вы имеете в виду разное содержимое претензий. Обязательно сохраните копию претензии у себя. Претензия должна быть подписана руководителем предприятия.

Содержание претензии, как показывает опыт, должно быть максимально сжатым и кратким. Помните, претензия – это в первую очередь документ, а не рукопись Маршака. Претензия должна содержать суть договора, по которому нарушены обязательства, суть нарушения обязательств, ваши требования, сроки выполнения требований, санкции за неисполнение требований. Далее необходимо указать, в какие органы вы обратитесь и с какими требованиями, в случае невыполнении должником обязательств. Такая форма претензии говорит о том, что вы не собираетесь перепираться и «жевать сопли», а намерены действовать жестко и решительно, согласно вашей правовой информированности.

Стиль написания претензии должен быть требовательным, сухим, полным юридических терминов. Не стоит писать «прошу вернуть сто рублей». Нужно писать «требую погашения задолженности в размере ста рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере двух рублей» . Не стоит смущаться суммы в два рубля, должник должен осознать, что через месяц два рубля превратятся в 30.

Для заметки могу сказать, что не все правовые споры регулируются в досудебном порядке, однако возврат долга в чистом виде таким образом реализовать вполне возможно.

3) А вот если должник игнорирует ваши претензии, то стоит проверить, что это за фрукт. Не находится ли он в стадии банкротства и стоит ли с ним судится. Скорее всего, вы выиграете дело, но мало выиграть дело, нужно еще деньги получить. И тут нужно проверять, насколько состоятелен должник и стоит ли напрягать службу судебных приставов. Стоит ли нанимать юриста или можно пойти в суд самому. Поверьте, в случае большого интереса, вы сами можете выиграть дело даже у юристов с регалиями. Но это нервы и время.

Стоит отметить, что очень часто, предприятия не имеют в штате юристов, потому, если ваши требования законны, и у должника нет уверенности в том, что он победит, он может не нанимать юриста и просто не предоставить оного в суд. Также не стоит преувеличивать сложность юридического шаманства. Поищите в интернете, узнаете порядок подачи искового заявления. В суде будьте предельно вежливы, изучите порядок процесса и форму обращения с судьей. Не поленитесь встать, когда судья входит. Изучите порядок подачи ходатайства….

В заключении могу сказать, что наука юриспруденция - занимательна и полезна для управленца. Даже если у вас есть юрист, не поленитесь вникнуть в детали его деятельности, ибо полезно. И не верьте, что юрист – это шаман и наука сложна. Наука очень похожа на арифметику, потому она и скучна одновременно.

Удачи в возврате долгов!

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

я думаю вот енто будет полезнее
:

Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар
Как взыскать дебиторку: На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье * Какое условие стоит добавить в договор, чтоб защититься от неуплаты долгов * Чем полезно решение арбитражного суда, даже если у должника нет денег * Почему не стоит соглашаться на погашение долга маленькими частями В нашей компании сложилась интересная ситуация с дебиторской задолженностью. С октября по декабрь 2008 года она увеличивалась, а в январе 2009 года, как ни странно, начала сокращаться, хотя мы ожидали коллапса. Это говорит о том, что началось финансирование реального сектора и партнеры стали расплачиваться. Я думаю, помогли также меры, которые мы предприняли, когда осенью кризис набирал обороты. Расскажу подробнее, что мы сделали. 1. Всех партнеров мы поделили на благонадежных и неблагонадежных У нас в компании на протяжении последних двух лет специалист службы безопасности ведет базу всех контрагентов – покупателей и поставщиков. Осенью, когда стало ясно, что разгорается кризис, мы проверили финансовое положение всех контрагентов. Смотрели, есть ли у компаний имущество, сменились ли акционеры, продлена ли аренда складов, есть ли на этих складах какой-нибудь товар. Если на складе имеются остатки товара, это означает, что компания работает и у нее будет выручка. После проверки мы разделили партнеров на две категории: благонадежные и неблагонадежные. С первыми можно работать на обычных условиях, а со вторыми лучше договориться о 100% предоплаты. 2. Установили точные сроки и суммы С благонадежными партнерами мы подписываем соглашение на каждую партию товара. В этом документе обязательно нужно установить лимиты по задолженности в днях и рублях. Лимиты могут быть достаточно мягкими. Например, мы установили приемлемые сроки, а просрочку начинаем отсчитывать не с первого дня. За превышением лимитов следит кредитный контролер. Он приостанавливает отгрузку, если лимит по срокам или по деньгам превышен. Не соглашайтесь, если контрагент просит об отсрочке. Часто бывают ситуации, когда компания хочет получить дополнительную партию товара, чтобы продать его и погасить старый долг. На нашем рынке сельскохозяйственного сырья такой способ не работает. Опыт показал, что партнеры просто пропадают, ничего не заплатив. Думаю, что на других рынках ситуация схожая. Экспертное мнение Денис Быков Руководитель практики разрешения коммерческих споров компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», Москва «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сфера деятельности: юридические услуги. Форма организации: ООО . Территория: головной офис – в Москве, филиал – в Санкт-Петербурге. Численность персонала: 300. Выручка: 1,2 млрд руб. (за 2008 год). Основные клиенты: АК «Алроса», ГК «Вымпелком», ОАО «Газпром», МГУ им. М.В. Ломоносова (юридический факультет), компании «Мечел», «Мосэнерго», ОК «Русал», Metro Cash & Carry, PepsiCo. Мы рекомендуем всем своим клиентам, у которых возникают опасения, что в будущем вернуть долг будет трудно или невозможно, договариваться с должниками о заключении договоров залога движимого или недвижимого имущества. Если должник обещает с Вами рассчитаться, то почему бы ему в подтверждение своих слов не заложить какое-либо имущество? Заключить такой договор Вы можете в любое время, причем не обязательно в тот момент, когда заключаете основной (например, договор поставки). Это достаточно эффективная мера, потому что в случае банкротства компании-должника залог пойдет напрямую Вам для погашения задолженности, минуя все остальные очереди. 3. Создали согласительную комиссию Бывают ситуации, когда приходится работать с компанией, которая по некоторым параметрам не проходит проверку на благонадежность. Подобные вопросы мы решаем на совещании представителей разных отделов. Наша согласительная комиссия состоит из менеджера по продажам, представителей службы безопасности и контрольно-ревизионного управления. 4. Назначили ответственных за работу с дебиторами Для работы с должниками в нашей компании еще в 90-х годах был создан отдел дебиторов. Он работает по тому же принципу, что и коллекторские агентства, но его услуги обходятся дешевле. Сотрудники получают процент от взысканной суммы: таким образом они ориентированы на результат. С началом кризиса мы несколько расширили отдел, так как планируем активно заниматься работой по взысканию во внесудебном порядке. Компаниям, которые не имеют возможности содержать отдел по работе с дебиторами, я советую поручить данную работу хотя бы одному работнику. Это окупится в любом случае. Пусть это будет, к примеру, бывший следователь. Такие люди, как правило, имеют юридическое образование и смогут найти подход к должнику. 5. Активно напоминаем партнерам о долге Когда наступает пятый рабочий день просрочки, мы пишем претензию. Претензии нужно отправлять всегда и всем партнерам, даже таким крупным и известным, как, например, компания Mars. Если в течение одной-двух недель ответа нет и оплата не поступает, мы начинаем регулярно звонить и напоминать о долге, пишем письма и даже выезжаем к контрагенту. Это достаточно эффективно. Если положение контрагента нормальное, он, вполне вероятно, вскоре погасит задолженность – чтобы его оставили в покое. Кроме того, многие понимают, что если Вы подадите иск в суд и дело будет выиграно, то придется дополнительно платить пени и возмещать госпошлину. (Тематическая коллекция статей, посвященных взысканию дебиторской задолженности.) 6. Обращаемся в суд Я считаю, что обращаться в арбитражный суд очень полезно. Если Вы выяснили, что у должника нет имущества, то, подав заявление в суд, Вы, скорее всего, получите положительное решение. А это дает возможность возбудить уголовное дело о мошенничестве путем подачи заявления в прокуратуру. Можно действовать, как налоговики, которые заводят уголовные дела против руководства компании, чтобы получить недоимку. А Вы можете попытаться получить деньги самих руководителей. Обычно компании-неплательщики – это региональные оптовики, которые просто исчезли с деньгами, либо пытаются исчезнуть, либо разорились. Но их руководители имеют личное имущество, и в рамках дела о мошенничестве порой удается взыскать что-либо из этого имущества. Если компания должна два миллиона рублей, то по решению суда Вы можете, к примеру, получить квартиру руководителя фирмы, а потом продать ее. Экспертное мнение Дмитрий Ширяев Ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза», Москва «ФинЭкспертиза» Сфера деятельности: консалтинг и аудит. Форма организации: группа компаний. Территория: головной офис – в Москве, филиалы – в Королеве, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Рязани, Санкт-Петербурге, Тюмени. Численность персонала: 700. Выручка: 2 млрд руб. (в 2007 году). С осени прошлого года число исков в арбитражные суды по взысканию задолженности стало увеличиваться. Более расторопные компании начали предъявлять иски к должникам летом, когда еще не все замечали признаки экономического кризиса. Именно у этих кредиторов высокие шансы на реальное взыскание долгов. Тем компаниям, которые подадут иски в арбитраж последними, не имея при этом обеспечения, придется, скорее всего, надеяться лишь на получение части денег уже при банкротстве дебиторов. Интересно, что сейчас дела о взыскании задолженности по договорам в Арбитражном суде Москвы стали рассматривать не только судьи соответствующих судебных составов. В списках дел, вывешенных рядом с кабинетами судей, рассматривающих налоговые споры, встречается по 10–15% дел о взыскании задолженности. А уж судьи налоговых составов никогда не страдали от малой загруженности. Это наглядно свидетельствует о том, что количество споров по долгам не просто увеличилось, а выросло лавинообразно. Не случайно на сайте Арбитражного суда Москвы 17 декабря прошлого года и 12 января нынешнего появлялись объявления о том, что в связи с увеличением количества исков сокращается рабочее время канцелярии, осуществляющей их прием. Такой прирост вряд ли могли дать споры по налогам: скорее всего, это реакция на кризисные неплатежи. Рост количества исков о взыскании задолженности продолжится, вероятно, до конца весны, а потом их поток стабилизируется и начнется снижение количества исков. К этому времени большинству предприятий станет ясна платежеспособность дебиторов, и вслед за этим увеличится число дел о банкротстве. 7. Не соглашаемся на минимальную оплату Некоторые компании предлагают выплачивать долг маленькими частями. Обычно мы не соглашаемся. Исключение делаем только для очень крупных клиентов. Например, крупному производственному предприятию, которое будет погашать долг таким способом, можно установить пониженные штрафные санкции. Для этого достаточно подписать приложение к договору. Имейте в виду, что если контрагент выплачивает необходимую сумму маленькими порциями, по 3–4% от долга в месяц, то Вам будет намного сложнее возбудить уголовное дело. Адвокат должника сможет сослаться на то, что в компании были временные финансовые трудности. Экспертное мнение Работы коллекторским агентствам прибавилось Альберт Бекметов Руководитель отдела развития коллекторского агентства «Акцепт», Москва «Акцепт» Сфера деятельности: взыскание задолженности. Форма организации: ООО . Территория: головной офис – в Москве, филиалы – в 27 регионах РФ (Санкт-Петербург, Ленинградская область, Воронежская область, Краснодарский край, Ростовская, Самарская области и др.). Численность персонала: 40 (московский офис). Количество обращений к нам как различных компаний, так и банков возросло. Думаю, это совершенно логично, учитывая, какое количество фирм ушло с рынка. Многие из них остались должны немалые суммы своим партнерам и инвесторам, которые не намерены, как мне кажется, делать такие дорогие подарки и прощать долги. Стоимость услуг с момента наступления кризиса не изменилась. Понижать ставки – значит работать себе в убыток, повышать их в сложившейся экономической ситуации тоже нерентабельно.
Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

и еще одна статья на тему как взыскать дебиторку:

Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

Практические способы собрать долги. Действовать через суд следует лишь в тех случаях, когда иные способы исчерпаны
Отвечает Лев Кузнецов Генеральный Директор компании «Студия-Сервис», Москва, Рязань

«Студия-Сервис»
Сфера деятельности: системная интеграция, поставка, инсталляция и ремонт профессионального телевизионного и радиовещательного оборудования, разработка и производство технологической мебели. Форма организации: ООО. Территория: офисы в Москве и Рязани. Численность персонала: 30 (без учета внештатных сотрудников). Стаж Генерального Директора в должности: с 1992 года (с момента основания компании). Участие Генерального Директора в бизнесе: владелец.

Мы не раз сталкивались с задержкой оплаты оказанных нами услуг и поставленных товаров (наши клиенты – юридические лица). Но я считаю, что идти в суд – не лучшее решение. Сам я сначала стараюсь понять, по каким причинам образовался долг, есть ли у должника возможность его погасить, каковы личные качества и интересы сотрудников организации-должника, от которых зависит оплата. Конечно, часто информации не хватает, поэтому приходится полагаться на собственный опыт и интуицию.

Решение проблемы без обращения в суд. Попробуйте предложить должнику помощь в решении его финансовых или технических проблем (конечно, если Вы видите такую возможность). В случае успеха партнер рассчитается с долгами и Вы сможете продолжить сотрудничество (если это в Ваших интересах). В нашей практике был подобный случай. Одна региональная компания расплатилась по счетам более чем двухлетней давности, причем новое руководство не только вернуло долг, но и возобновило работу с нами. Мы сделали следующее:

* обсудили ситуацию с новым руководителем, в результате он признал справедливость нашего требования;
* помогли ему успешно реализовать новый технический проект.

Если Вы не уверены, что решите проблему собственными силами, можно обратиться за помощью к профессионалам, специализирующимся в области возврата долгов (в рамках действующего законодательства). Это особенно эффективно, если должник платежеспособен и у Вас правильно оформлены договорные отношения, налажен бухгалтерский учет, а также есть деловая переписка между Вами и неплательщиком. Опыт показывает, что чем выше сумма долга, тем больше оснований для обращения в коллекторские агентства и надежды на успех. Стоимость услуг этих организаций может составлять 10–30% от реально возвращенной с их помощью суммы долга.

Возврат долга через суд. Действовать через суд можно лишь в тех случаях, когда иные способы исчерпаны. Важно понимать, что участие в судебном процессе обычно требует значительных издержек (не только финансовых). В случае банкротства организации-должника все кредиторы, сумевшие доказать суду право на возврат долга, будут выстроены в очередь, и Вы в ней можете оказаться далеко не первым1. И не факт, что денег от распроданного имущества и других уцелевших активов должника хватит на всех. Мы столкнулись с такой ситуацией: одна московская компания, не расплатившаяся с нами за произведенную на заказ продукцию, оказалась в состоянии банкротства. Полагая, что оставшихся от реализации ее имущества средств на всех кредиторов не хватит, мы согласились на возврат примерно трети поставленной нами продукции, не пущенной в эксплуатацию и имевшей исходный товарный вид.

Если Вы, взвесив все за и против, все же решили обратиться в суд, постарайтесь сделать так, чтобы Ваш должник отнесся к этому с пониманием, а не с обидой. Заодно советую проинформировать окружающее Вас рыночное сообщество о причинах обращения в суд и о приложенных Вами усилиях для мирного разрешения ситуации. Это поможет избежать славы скандалиста и убедит партнеров и клиентов в Вашей порядочности2.
Экспертное мнение
Андрей Пушкин Управляющий партнер компании Tenzor Consulting Group, Москва

Tenzor Consulting Group
Сфера деятельности: юридические услуги компаниям (по земельным вопросам, вопросам, связанным со строительством, недвижимостью, корпоративной, налоговой и судебной практикой, государственно-частным партнерством, внешнеэкономической деятельностью). Форма организации: ООО. Территория: головной офис – в Москве, филиалы – в Санкт-Петербурге, Дубне (Московская область) и Сочи. Численность персонала: 50. Годовой оборот: 3,5 млн долл. США (в 2009 году). Стаж управляющего партнера в должности: с 2003 года (с момента основания компании). Участие управляющего партнера в бизнесе: владелец.

1 января 2011 года в нашей стране начнет действовать процедура медиации – способ урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица (медиатора). Она введена Федеральным законом от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». В отличие от мирового соглашения медиация предполагает обязательное участие в примирении сторон третьего лица. Говорить о выгодности медиации можно будет только после определения стоимости услуг медиаторов и их сравнения с судебными расходами.

Плюсы медиации. Процедура позволяет сторонам сэкономить время и сохранить репутацию. Медиатор не вправе разглашать без согласия сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации. Этим медиация отличается от судебного процесса. Сведения о последнем доступны всем, а ведь даже информация о самом наличии спора может пагубно сказаться на репутации компании, привести к падению котировок ее акций и оттоку инвестиций. А если становятся известны детали спора, это и вовсе может спровоцировать банкротство компании.

Минусы медиации. Помимо недоверия к новой процедуре, незнания ее особенностей и отсутствия опыта в ее проведении, может сказываться нежелание спорящих сторон договориться. Не исключено, что даже после решения суда проигравшая сторона откажется выполнять условия медиативного соглашения. В таком случае победителю в споре ничего не останется, как искать защиты интересов у судебных приставов

Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

а вот еще узкая тема:

Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

Что делать, если Ваш должник запустил процедуру банкротства и выводит активы

Ганюшкин Алексей Старший юрист Юридическая группа Principium, Москва

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

* Как понять, что Ваш должник собирается банкротить компанию
* Как действовать, если процедура банкротства уже запущена
* Что делать, если первое собрание кредиторов прошло по сценарию Вашего должника

Также Вы прочитаете

* Как отстранить от работы арбитражного управляющего, лояльного должнику: советы эксперта

Первые симптомы того, что Ваш должник собирается запустить выгодную для себя процедуру банкротства, – обещания вернуть долг чуть позже, призывы потерпеть неделю, потом другую, затем еще месяц. На то, чтобы процесс банкротства стал полностью подконтролен недобросовестному должнику, нужно примерно полгода. За это время он успеет подобрать подставных кредиторов и вывести ликвидные активы. Последний сигнал – это направление самим должником или подставным кредитором заявления в суд о признании компании банкротом. Тогда заявители выбирают арбитражного управляющего (ст. 37, 39 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ, далее – Закон о банкротстве).
Рассказывает практик
Георгий Коваль Арбитражный управляющий, член некоммерческого партнерства «Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих», Владивосток

Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих (МСО ПАУ)
Форма организации: некоммерческое партнерство. Территория: центральный офис – в Москве; филиалы и представительства – в федеральных округах и субъектах Федерации. Количество арбитражных управляющих: более 300.

Как показывает арбитражная практика, часто потенциальный банкрот не заинтересован в том, чтобы бо2льшая часть кредиторов была вовремя оповещена о его банкротстве. По личному опыту могу сказать, что к преднамеренным банкротствам прибегают всевозможные МУПы, ГУПы, ФГУПы жилищно-коммунальной сферы. Что предпринять руководителю предприятия, чтобы не пострадать от действий недобросовестного должника?

Во-первых, включайте в договор пункт о том, что Ваш партнер при возникновении угрозы банкротства должен обязательно Вас информировать. Также определите санкции за нарушение этого условия. Впоследствии Вы сможете сослаться на договор, направляя жалобу в арбитражный суд.

Во-вторых, регулярно оценивайте финансовое состояние партнеров по сделкам (особенно крупным). Информацию можно получить на сайтах Высшего арбитражного суда России, арбитражных судов субъектов РФ и федеральных округов. Данные из бухгалтерской отчетности партнера запрашивайте в ФНС России по месту его регистрации. Изучайте также объявления о банкротствах в газете «Коммерсант» (Правительство РФ распоряжением от 21.07.2008 №1049-р назначило эту газету официальным изданием, публикующим сведения о банкротстве).
Что делать, если процедура банкротства уже запущена

Если должник или дружественный ему кредитор направил заявление о банкротстве в суд, то Вам следует сделать то же самое. Если в суд поступают несколько заявлений и первое из них по каким-либо причинам не удовлетворят, не рассмотрят или вернут заявителю, то суд утвердит кандидатуру временного управляющего, указанную в следующем заявлении, которое признают обоснованным (ст. 42 Закона о банкротстве).

Если Вы обнаружите, что в отношении Вашего должника введено наблюдение (то есть начата процедура его банкротства), направьте в суд заявление о включении Ваших требований в реестр требований кредиторов. И, хотя сделать это можно в течение 30 календарных дней с момента появления в газете «Коммерсант» соответствующей информации, медлить не стоит. Дело в том, что сразу после включения Ваших требований в реестр Вы получаете право знакомиться в суде со всеми материалами дела о банкротстве, в том числе с требованиями других кредиторов, и заявлять возражения по требованиям, которые вызывают у Вас сомнения. Не пренебрегайте этими возможностями.

Определить сомнительных кредиторов несложно: их требования обычно составляют 70% от стоимости активов, указанной в бухгалтерском балансе должника. Часто встречаются схемы, по которым в реестр пытаются включить требования, добровольно признанные должником в ходе суда и подтвержденные вступившим в силу судебным решением. Если подобные сделки не будут оспорены, Ваш должник получит возможность контролировать процедуру банкротства – ведь в его распоряжении окажется более 70% голосов кредиторов. И тогда на первом собрании кредиторов голосование будет проходить следующим образом (перечисляю вопросы повестки дня и наиболее вероятный расклад голосов):

* Вопрос первый: «Утвердить отчет временного управляющего». За – 75%.
* Вопрос второй: «Принять решение об образовании комитета кредиторов». За – 75%.
* Вопрос третий: «Определить, что комитет кредиторов должен состоять из трех членов». За – 75%.
* Вопрос четвертый: «Избрать в комитет кредиторов предлагаемые кандидатуры». Благодаря кумулятивному голосованию в комитет попадают три заранее отобранных должником кандидата.
* Вопрос пятый: «Обратиться в суд с ходатайством о признании должника банкротом и введении в отношении него процедуры конкурсного производства». За – 75%.

После первого собрания бороться за имущественные интересы Вам будет сложнее, так как уже комитет кредиторов будет решать ключевые вопросы, например определять стоимость имущества должника. Поэтому, не допустив, чтобы в реестр были включены хотя бы 20% сомнительных голосов, добросовестные кредиторы получают возможность ввести в состав комитета по крайней мере одного своего члена. Его мнение, занесенное в протокол заседаний комитета кредиторов, поможет отстранить арбитражного управляющего, если на него поступит жалоба. Хотя замечу: должнику играет на руку также то обстоятельство, что мало кому из реальных кредиторов удается объединить голоса против подставных заимодавцев и действовать согласованно.
Рассказывает практик
Георгий Коваль Арбитражный управляющий, член некоммерческого партнерства «Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих», Владивосток

Если Вы обнаружили, что в отношении компании, которая должна Вам немалую сумму, арбитражным судом запущена процедура банкротства, а Вас об этом не известили, то одновременно с заявлением о включении Ваших прав в реестр требований кредиторов подайте в арбитражный суд заявление о нарушении Ваших прав. Суд обязан его рассмотреть и дать оценку изложенным обстоятельствам. В заявлении приведите доказательства того, что процедура банкротства по заявлению должника затеяна с целью сокрытия его имущества либо нанесения ущерба кредиторам. Таким образом Вы повышаете вероятность того, что временный управляющий, лояльный должнику, не умолчит о предъявленных Вами фактах при подготовке анализа финансового состояния должника и заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства.

Тщательно подготовьтесь к первому собранию кредиторов. Прежде всего уточните дату (крайний срок, когда оно должно состояться). Определение суда, которым вводится наблюдение, содержит дату рассмотрения отчета, подготовленного временным управляющим (по сути это отчет арбитражного управляющего перед судом). Отсчитайте от этой даты пять дней назад – именно в течение такого срока арбитражный управляющий должен передать протокол первого собрания кредиторов с обязательным набором документов в арбитражный суд (п. 7 ст. 12 Закона о банкротстве). Арбитражные управляющие, заинтересованные в благоприятном для них исходе дела, установленных законом сроков не нарушают – представляют в суд документы как минимум за пять дней до даты отчета. Таким образом, Вы можете определить крайнюю дату собрания кредиторов. Кроме этого, рекомендую Вам предпринять следующее:

1. До собрания кредиторов выясните намерения других участников процесса: представителей уполномоченного органа (органа власти, задача которого – взыскать с должника обязательные платежи), трудового коллектива, иных кредиторов. Попытайтесь уяснить для себя возможность консолидации с ними при голосовании на первом собрании кредиторов.

2. Изучите, как временный управляющий составляет реестр требований кредиторов. Сделать это можно, обратившись к сайтам арбитражных судов. Подайте ходатайство в арбитражный суд о том, что составление реестра требований кредиторов затрагивает Ваши материальные интересы, и просите суд приглашать Вас как кредитора на рассмотрение требований иных кредиторов.

3. Ведите аудиозапись собрания кредиторов.

4. Если Вас не устраивают формулировки, которые управляющий собирается поставить на голосование, предлагайте кредиторам свои варианты (с внесением в протокол). Целесообразно заблаговременно разослать их кредиторам для ознакомления. Поскольку участниками собрания кредиторов могут быть также Федеральная регистрационная служба и некоммерческое партнерство арбитражных управляющих, отправляйте предложения и жалобы и в эти структуры.
Если первое собрание кредиторов прошло без Вашего участия

Даже если первое собрание кредиторов полностью контролировалось должником (то есть прошло по схеме, описанной выше), у Вас все равно есть возможность бороться за свои права. Вы можете предпринять следующие действия:

1. Подать жалобу на арбитражного управляющего.

2. Оспорить результаты финансового анализа компании-должника и решение первого собрания кредиторов.

3. Заявить ходатайство о проведении независимой экспертизы для выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.

4. Подать заявление о возбуждении уголовного дела по статье 196 «Преднамеренное банкротство» УК РФ.

Рассмотрю перечисленные действия подробнее.

1. Жалоба на арбитражного управляющего. По Закону о банкротстве суд вправе отстранить арбитражного управляющего от занимаемой должности (ст. 20.4). Однако это возможно лишь в случае, если Вы докажете, что тот ненадлежащим образом исполнял свои обязанности, что привело к нарушению Ваших прав и законных интересов, а также причинило или могло причинить убытки Вашей компании или другим кредиторам. Конечно, доказать это довольно сложно, тем не менее примеры разрешения споров в пользу кредиторов в судебной практике есть. Так, это удалось сделать компании «Прибой». Суд, отстраняя конкурсного управляющего, принял во внимание несколько фактов: управляющий отчитался о работе, однако документов и доказательств, подтверждающих наличие либо отсутствие имущества у компании-должника, не представил; кроме того, он подал заявление о завершении конкурсного производства без согласия кредиторов (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда г. Москвы от 08.10.2008 по делу №А40-71020/05-73-175Б)1.

2. Оспаривание результатов финансового анализа. Другая, более реальная возможность защитить свои интересы – обжалование финансового анализа и заключения временного управляющего (Ваша цель – доказать наличие признаков преднамеренного или фиктивного банкротства). Дело в том, что временный управляющий должен не только рассчитать разные коэффициенты (платежеспособности, ликвидности и др.), но и провести анализ сделок должника. На деле управляющий часто ограничивается только расчетом коэффициентов и не анализирует, куда и по каким сделкам ушли активы. Расчеты коэффициентов, графики и таблицы образуют объемный документ, содержание которого суды проверяют редко2. А вот юристу и финансисту Вашей компании не помешает его внимательно изучить для поиска аргументов в Вашу пользу. Скажем, выводы о том, что «средства, полученные от размещения облигаций, были направлены на финансирование проектов по приобретению новых объектов сети магазинов холдинга «Ромашка» и на погашение краткосрочных кредитов и займов», нередко подтверждены в документе лишь типовыми договорами займа, причем непонятно, были ли по ним в действительности перечислены денежные средства. Обжалуя действия арбитражного управляющего либо подготовленные им документы, обратите внимание суда на такого рода обстоятельства.

3. Проведение независимой экспертизы. Вы можете подать ходатайство об экспертизе, чтобы выявить признаки преднамеренного или фиктивного банкротства. Сегодня судебными финансово-экономическими экспертизами занимаются экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел (МВД России) и Российский федеральный центр судебной экспертизы Минюста России (а также его региональные центры). Закон не ограничивает в полномочиях и другие организации, оценивающие финансовое состояние банкротов. Однако ходатайства об экспертизах – большая редкость.

4. Возбуждение уголовного дела. Помимо перечисленных действий, рекомендую подать в управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ заявление о преступлении по статье 196 УК РФ. Стоит, однако, учитывать, что обвинительные приговоры по таким делам единичны. Минэкономразвития РФ объясняет это сложностью доказывания причинно-следственной связи между совершенными действиями (бездействием) и последствиями, в частности между сделками (одной или несколькими) и банкротством. Недавно министерство выпустило методические указания, регламентирующие финансово-экономическую экспертизу, назначенную в ходе предварительного следствия (приказ от 05.02.2009 №35), однако пока непонятно, в какой степени этот документ поможет в делах о банкротстве. Тем не менее он дает дополнительные возможности для кредиторов.
Рассказывает практик
Георгий Коваль Арбитражный управляющий, член некоммерческого партнерства «Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих», Владивосток

Чтобы уличить арбитражного управляющего в недобросовестности, внимательно изучите выданное им заключение о финансовом состоянии компании-должника и о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного или фиктивного банкротства. Как правило, некоторые положения этого документа уязвимы. А именно – в нем можно обнаружить:

* неполный перечень документов, положенных в обоснование заключения;
* неполное раскрытие информации о деятельности должника;
* неполный перечень освещаемых в заключении вопросов, финансовых показателей деятельности должника;
* несоответствие выводов арбитражного управляющего данным официальных отчетных документов о деятельности банкрота;
* отсутствие анализа сделок должника на соответствие их законодательству и положению на реальном рынке.

Часто арбитражные управляющие, чтобы их не заподозрили в лояльности к должнику, привлекают к финансовому анализу аудиторские компании. Так же можете поступить и Вы: закажите аудиторской фирме анализ финансового состояния должника. В арбитражной практике есть примеры, когда, основываясь на таком анализе, кредитор сумел не только переломить ход процесса в свою пользу, но и отстранить арбитражного управляющего и впоследствии выиграть исковое производство в суде первой инстанции.

Вы также можете заявить о фальсификации арбитражным управляющим доказательств отсутствия признаков преднамеренного банкротства, подкрепив это выводами сторонней аудиторской компании (п. 1 ст. 82, ст. 161 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Однажды я был участником процесса банкротства крупного федерального предприятия (выступал на стороне кредитора). Тогда в ходе процедуры наблюдения кредитору удалось отстранить арбитражного управляющего, лояльного должнику, именно заявив о фальсификации доказательств. Для этого кредитор организовал аудиторскую экспертизу документов, подготовленных управляющим, и инициировал его уголовное преследование.

Имейте в виду, что арбитражный суд может принять решение о проведении судебной экспертизы и по собственной инициативе (п. 3 ст. 50 Закона о банкротстве).
Заключение

Сейчас судебная практика противодействия контролируемым банкротствам еще не сложилась. Но можно с уверенностью сказать, что лишь активность кредиторов в борьбе за свои права может дать положительные результаты. Среди обнадеживающих примеров – решение, принятое Двадцатым арбитражным апелляционным судом (Тула) по делу №А68-138/09. Кредиторы обжаловали в апелляционной инстанции определение суда о включении в реестр требований кредитора, который на первом собрании получил 43% голосов (представив договор купли-продажи векселя). Заседание по проверке обоснованности жалобы было назначено на 16 сентября 2009 года, а первое заседание кредиторов – на 11 сентября. Кредиторы обратились в суд с заявлением, в котором просили запретить голосовать на собрании сомнительному кредитору. Суд заявление по обеспечительным мерам удовлетворил. Собрание состоялось, но решения по ключевым вопросам приняты не были, что сыграло на руку добросовестным кредиторам. В дальнейшем недобросовестный кредитор вынужден был по собственной инициативе выйти из состава кредиторов должника.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что только активные и согласованные действия кредиторов дают реальный шанс вернуть хотя бы часть активов.
Экспертное мнение
Алина Топорнина Адвокат, руководитель проектов юридической компании «Юков, Хренов и партнеры», Москва

Вы можете обжаловать решения первого собрания кредиторов и добиться, чтобы суд признал их недействительными. Это получится, если решения собрания нарушают права и интересы:

* лиц, участвующих в деле о банкротстве;
* лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
* третьих лиц.

Еще одно основание для отмены решений – нарушение установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов.

Имейте в виду: в Законе о банкротстве критерии недействительности решений определены очень размыто, а конкретные основания, по которым решения могут быть признаны недействительными, вообще не указаны. Поэтому факт нарушения Ваших прав и законных интересов Вам придется доказывать самостоятельно. Скажем, участие в первом собрании кредитора, чьи требования не были установлены в законном порядке, конечно, нарушает права и законные интересы других кредиторов. И все же вопрос, признать ли на этом основании решения собрания недействительными, остается на усмотрение суда.

Подать заявление Вы можете в течение 20 дней с даты, когда Вы узнали или должны были узнать о решениях, принятых на первом собрании кредиторов. Определение арбитражного суда о признании решения собрания кредиторов недействительным подлежит немедленному исполнению. Однако определение можно обжаловать в апелляционном порядке в течение 14 дней со дня его принятия. Суд апелляционной инстанции выносит уже окончательное решение

Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

почему все на е-хе
кто пишут статьи не могут дать никогда конкретики...
все как то в общем и как то не законченноюююю

Игорь Гомзиков Игорь Гомзиков Нач. отдела, зам. руководителя, Челябинск
Александр Лазарев пишет: почему все на е-хе кто пишут статьи не могут дать никогда конкретики... все как то в общем и как то не законченноюююю
Статья написана, вследствие того, что ощущается большая неграмотность в сфере возврата долгов. Из наименования статьи видно, что советы не для юриста. Автор статьи действительно не юрист, но имеет юриста, в дела которого вникает. И данная статья - это скорее ответ на вопрос, как обойтись без юриста, в случае, если вам должны. С точки зрения юриста же, то, что вы пишете, подразумевает другой уровень противостояния, как следствие другой уровень необходимых знаний. Статья ориентирована именно на случайные долги, которые контрагент может вернуть или не вернуть. Бороться с умышленными, злостными не выплатами - это уже дело юриста. Нужно чётко разделять, что может, а что не может любитель.
Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

НЕЛЬЗЯ БЫТЬ любителем
в вопросах ДЕБИТОРКИ!!!!!

Игорь Гомзиков Игорь Гомзиков Нач. отдела, зам. руководителя, Челябинск
Александр Лазарев пишет: НЕЛЬЗЯ БЫТЬ любителем в вопросах ДЕБИТОРКИ!!!!!
Безусловно. Но порой можно обойтись без юриста, порой услуги юриста по своим характеристикам более тяжки, чем тяжесть дебиторки. Потом. Уверяю, читателей, что найти грамотного юриста даже за любые деньги - проблема, особенно на периферии. А если этих ''любых'' денег нет, то вполне вероятно, что в фирме, с красивыми рекламными лозунгами, с грамотными напечатанными советами, вам подсунут дешевого практиканта, который будет в теме по менее вас, не юриста. Шарлатанство в сфере юридических услуг зашкаливает за все разумные деления. Думаю, что это отдельная тема, как и в каких случаях, можно оойтись без юриста, а в каких без него никак. И ещё отдельная тема - ''Как не быть обутым юристом или юридической конторой.'' Естественно, что данная информация пользительна для фирм среднего уровня.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.