«Озон», «Яндекс» и фермерские продукты: где возможности и риски?

Суть соглашения заключается в том, что фермерские хозяйства смогут осуществлять продажу продукции конечному розничному потребителю через эти интернет-площадки.

Цели данного соглашения:

  • Обеспечить доступность фермерских, экологически чистых продуктов для потребителя и оперативность их доставки.
  • Предоставить возможность фермерским хозяйствам получить приток новых клиентов, повысить спрос на продукцию.

При этом не стоит полагать, что Россия ставит целью полный переход потребителей на фермерские продукты. Никакого одномоментного и быстрого отказа от продуктов масс-маркета не будет, как в ближайшей, так и в далекой перспективе.

Однако поддержка фермерских хозяйств – одна из глобальных задач, которая идет рука об руку с политикой импортозамещения. Фермерские продукты станут доступнее благодаря сотрудничеству с маркетплейсами. Для многих потребителей, которые отказалась от глютена, лактозы, например, это станет настоящей находкой.

Опыт других стран

Очевидно, что для российского рынка принятые инициативы перспективны и привлекательны. В мировой практике – это вариант нормы. Например, в Китае потребители активно покупают фермерские продукты для здорового питания на маркетплейсе Pinduoduo. Все нюансы выбора продукции, последующей оплаты и доставки налажены.

В Китае к потреблению фермерских продуктов современные покупатели медленно, но верно начинают приходить. Не стоит полагать, что «чистое питание» – это своеобразный культурный код «Поднебесной». Напротив, с ростом населения увеличилась пищевая нагрузка в виде фаст-фуда, продуктов пищевой промышленности, обработанных пестицидами и химическими составами. Однако мировой тренд на здоровый образ жизни становится частью повседневной действительности (Китай – не исключение).

В России же формирование культуры здорового питания пока идет не самыми активными темпами. И все же предпочтения россиян постепенно меняются. Выбор все чаще отдается не продуктам из масс-маркета, а здоровой пище с коротким сроком годности и натуральным составом. Таких продуктов практически нет на прилавках супермаркетов, они малодоступны.

Формирование культуры потребления

Чтобы российский потребитель перешел на сторону фермерских продуктов, необходимо заниматься более активной маркетинговой политикой, рассказывать людям о пользе здорового питания. Сейчас активно позиционируются продукты из магазинов «шаговой доступности», всевозможные готовые блюда, фаст-фуд. Про пользу фермерских продуктов практически не говорится. А это значит, что прийти к их потреблению человек может только самостоятельно.

Разумеется, следует на государственном уровне активнее заниматься социальной рекламой и продвижением таких продуктов, говорить о пользе здорового питания, формировать эту культуру.

Собственные интернет-магазины

Конечно, фермерские хозяйства не находились и не находятся в забвении. Многие из них организуют продажу продуктов через свои интернет-магазины, занимаются доставкой. Однако минимальная стоимость заказа, как правило, внушительная, от 3 тыс. рублей, а варианты доставки в плане временных интервалов крайне скудные.

Есть надежда, что работа с «Яндексом» и «Озон» приведет и к снижению минимальной стоимости заказа, и к более оперативной доставке.

Если говорить про самовывоз продукции, то некоторые фермерские хозяйства практикуют и такой вариант. При этом предлагают покупателю не просто получить заказ, но и совершить небольшую экскурсию по ферме. Получается своего рода агротуризм, который сейчас очень активно набирает обороты. В этом, безусловно, есть своя фишка. И все же массово потребитель будет ожидать быструю и удобную доставку с возможностью выбора временных интервалов.

Возможные риски для фермеров

Стоит сказать, что у фермеров есть риски. Если «Яндекс» и «Озон»  действительно обеспечат стабильный приток клиентов, наладят логистику и цепочки поставок, то фермерским хозяйствам нужно быть готовыми к производству большего объема свежей продукции.

Ведь, например, срок годности свежего сыра едва ли превышает одну неделю. В то время как сыр с прилавка супермаркета может храниться от двух месяцев до года. Соответственно, не исключено, что потребуется менять технологии производства, бизнес-процессы, увеличивать штат сотрудников.

Кроме того, необходимо будет обеспечить и достойную упаковку, которая не только сохранит свежесть продукта, но и его товарный вид и целостность. Не исключаю, что совместно с Министерством сельского хозяйства нужно прорабатывать и этот момент, приходить к единым стандартам.

b2b в ожидании

Важно заметить, что подобные инициативы сотрудничества фермерских хозяйств и маркетплейсов ориентированы на b2c аудиторию. Тем временем b2b производители (корма для животных, семена, удобрения) пока действуют собственными силами. Дело в том, что представителям бизнеса нужна не просто покупка какого-то продукта или сервиса, но и клиентское сопровождение. Это осложняет процесс «быстрой продажи». Возможно, на государственном уровне в скором времени будут приняты шаги и в этом направлении.

Выводы

Сейчас очень хочется услышать реальные истории и комментарии представителей фермерских хозяйств, узнать, как осуществляется обучение работе с площадками «Яндекс» и «Озон», какие промежуточные результаты уже есть. Возможно, кто-то откликнется. Пока примеров нет, а было бы интересно узнать из первых уст, что скрывается за сотрудничеством.

Технологии меняют нашу жизнь. Поход в магазин – стал скорее исключением, чем правилом. Торговля «ушла с земли» в онлайн-пространство. Очевидно, что фермерские продукты будут востребованы, если активнее работать над их продвижением и позиционированием, объяснять людям пользу таких продуктов, обосновывать их высокую стоимость и короткий срок годности.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Константин Комшуков
Аналитик, Москва

Интересно, а разве, например, Фосагро не продаёт свою продукцию через маркетплейсы? Давно продаёт. Да, и другие производители удобрений тоже. Потому что у них есть специальные продуктовые линейки, предназначенные для рядового потребителя. Иными словами, эти компании работают не только в секторе B2B, но и в секторе B2C. Их стратегии это предполагают, они знают культуру бизнеса в этих секторах. Другое дело, если компания из сектора B2B хочет работать в секторе B2C. Тогда ей придётся менять свою стратегию. И, соответственно, оргструктуру, бизнес-процессы, персонал, топ-менеджмент...А иначе никак. Своя специфика. Работать в секторе  B2C - это значит в большей степени работать, что называется, "в рынке", т.е. функционировать в более конкурентной и конъюнктурной среде. 

Что касается того, как повлияют маркетплейсы на производителей фермерской продукции. На мой взгляд, никак не повлияют.Если речь действительно идёт о фермерской продукции, т.е. продукции, произведённой на фермах и личных хозяйствах непромышленным способом. Дело в том, что работа с маркетплейсами предполагает слишком сложную систему логистики и оплаты, которая не подходит ни фермерам, ни натуральным (фермерским) продуктам. Фермеру выгодно продавать свою продукцию не отходя от фермы. Не только по причине финансов. Только такой подход гарантирует качество данной продукции. Вот если бы маркетплейсы выкупили у фермеров их продукцию, а потом сами продавали через интернет, то тогда другое дело. А так с таким же успехом фермер может через авито или инсту продавать свою продукцию. Как тот же Стерлигов поступает. Нет, конечно, свято место пусто не бывает. Крупные производители продуктов питания и агрохолдинги обязательно воспользуются случаем и запустят в продажу линейку "фермерских продуктов". Что, собственно говоря, они уже делают. Но это всего лишь маркетинговый ход, не более.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.