Дальнее Подмосковье: последний шанс на приобретение недвижимости?

Московская область (далее МО), являясь одним из наиболее стабильно и динамично развивающихся регионов России, прочно входит в число лидеров среди субъектов Российской Федерации по объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, оказания платных услуг населению, обороту розничной торговли и объему привлекаемых инвестиций. Благоприятные условия для притока долгосрочных инвестиционных ресурсов, в первую очередь, стратегических инвестиций, которые созданы на территории Московской области, позволяют ей прочно удерживать лидирующие позиции в Центральном федеральном округе по такому важному показателю как объем прямых инвестиций в основной капитал промышленных предприятий. На сегодняшний день в Московской области успешно работают такие известные зарубежные компании, как «Мишлен» (Франция), «Главербель» (Бельгия), «Пилкингтон» (Великобритания), «Марс», «ПепсиКо» (США) и многие другие.

Также, Московская область на сегодняшний день представляет уникальный транспортный узел, в котором взаимодействуют все виды транспорта, включающие в себя сеть железных дорог, международные аэропорты, автомобильные дороги, часть из которых – дороги федерального значения, и разветвленную сеть внутренних водных путей. По территории МО проходят 12 радиальных федеральных магистралей, общая протяженность федеральных дорог в регионе составляет 2440 км, при этом 812 км магистралей имеют 4 и более полос движения. Основной задачей при строительстве новых автодорог на территории Московской области является кардинальное улучшение транспортного обслуживания населения и бизнеса в регионе, в первую очередь, за счет повышения мощности и улучшения качества транспортных связей в пределах Московской области. Строительство скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург и Центральной кольцевой автодороги позволит сформировать в зоне их тяготения новые «узлы ускоренного развитии» Московской области.

Казалось бы, какая связь между дорогами и недвижимостью?

Не открою секрета, что она, связь, как раз самая прямая. Всем известно, что чем лучше транспортная и дорожная доступность населенных пунктов, тем выше интерес к их земле. Динамика строительства в Московской области это наглядно показывает и характеризуется высокой инвестиционной активностью. Больший интерес для инвесторов представляют города-спутники Москвы, но на всех «спутников» не хватает, и постепенно растает количество реализуемых проектов в городах, находящихся в пределах 50-100 км от МКАД. Да и сами покупатели все больше заинтересованы в приобретении недвижимости в таких проектах.

Рынок недвижимости МО, объемы которого всего лишь некоторое время назад были весьма малы, сегодня переживает настоящий бум. С точки зрения реализации инвестиционно-строительных проектов, рассматриваемый регион является весьма интересным и перспективным направлением. От московского рынка недвижимости его отличает лишь уровень рентабельности. На момент написания данного материала (июль 2007 г.) Московская область занимает первое место в России по объемам строительства жилья и вероятнее всего еще долго удержит пальму первенства.

Конечно, не все так радужно в строительной сфере МО, как и на большей части территории России, существует ряд проблемных вопросов в процессе реализации инвестиционно-строительных проектов, таких, как:

  • плохое состояние или отсутствие необходимого объема коммуникаций,
  • дефицит источников тепла и электроэнергии,
  • ограничение этажности строительства многоэтажного жилья (до 17 этажей).

Препятствий может быть и больше, но это не останавливает заинтересованные стороны – Администрации городов МО, инвесторов, застройщиков, девелоперов и др., а наоборот позволяет общими усилиями решать возникающие вопросы. Эффективным способом решения большей части вопросов является комплексная застройка целых микрорайонов или коттеджных поселков, с вытекающими: прокладка коммуникаций, строительство социальной инфраструктуры – поликлиник, школ, детских садов и т.д., что в итоге придает современный облик городам Московской области, а главное – делает приобретение жилья в них весьма привлекательным. Немало важно, что спрос на квартиры остается стабильно высоким и продолжает расти, одной из причин этого также является вытеснение покупателей нижнего ценового сегмента Москвы в Подмосковье. В первую очередь в Подмосковье дорожают квартиры. «Спрос в сегменте «эконом-класса» значительно выше, чем в сегменте «де люкс», - объясняет Мария Литинецкая, исполнительный директор компании Blackwood в эфире телеканала РБК в программе «В фокусе». Помимо местных, в Подмосковье вышли и крупнейшие московские инвесторы – застройщики с программами комплексной застройки районов. Некоторые из них являются участниками Программы межрегионального сотрудничества Правительства Москвы с Администрациями субъектов РФ в сфере строительства. В данной Программе также практикуется в некоторых регионах РФ комплексная застройка микрорайонов.

Возвращаясь к МО, необходимо отметить перспективные направления. Эксперты отдают предпочтение городам и поселкам, расположенным на расстоянии 30 километров от МКАД с хорошим транспортным сообщением, пример, направление – «новая рига». Плотность застройки 30 километровой зоны делает привлекательными земли в более отдаленных районах Подмосковья. Основной объем новых больших землеотводов (примерно 65%) приходится на Новорижское, Калужское, Дмитровское, Киевское, Волоколамское, Минское, Можайское и Симферопольское шоссе, где земли скупаются вплоть до 100 км от МКАД.

Отличительная особенность МО в том, что большая часть земель относится к категории сельхозназначения, а закон разрешает строительство жилья только на категории земли поселений. В этом случае инвестор, приобретает землю категории сельхозназначения или промышленные земли с дальнейшим переводом земли в необходимую категорию - необходимое условие для получения разрешения на строительство.

Соответственно, смена категории земли повышает ее стоимость в разы и становится реальным рыночным продуктом. Земля в ИЖС имеет более высокий правовой статус (под нее можно получить банковский кредит, оформить в собственность физического лица и много других преимуществ). Основными покупателями сельхозземель являются ленд-девелоперы и инвесторы-застройщики. Причем, застройщики в чистом виде делают это крайне редко и предпочитают иметь дело с землями, уже выведенными из сельхозоборота. Ленд-девелопмент – это отдельный бизнес, который заключается в превращении земли в ликвидный товар, в результате его осуществления стоимость земельного участка может увеличиться на 150-300% по сравнению со стоимостью этого участка в категории сельхозназначения. Но инвесторы и застройщики готовы платить такие деньги, т.к. получают практически землю «под ключ» с возможностью приступать к строительству. После того, как участок застроен, его стоимость может повыситься еще на 50-60%. Далее участок с постройкой реализуется потребителю. Если в процессе принимают участие риэлторы или посредники, в цену закладывается еще 1- 3% их комиссионных.

По словам Германа Грефа, затраты на смену категории ранее несли региональные власти. Как бы то ни было, сегодня это проблема инвесторов, и касается она в основном застройщиков многоквартирных домов.

Парадоксально, но для строительства коттеджного поселка получить разрешение легче. В 2006 году наблюдалась тенденция роста (примерно на 20-25%) предложений земельных участков с уже переведенной категорией (например, с земель сельхозназначения в ИЖС), что обусловлено возрастанием конкуренции на рынке земельных участков.

Достойным примером для рассмотрения можно взять направление Симферопольского шоссе с постоянно растущим и развивающимся городом Чехов.

Город Чехов, расположенный на юге Московской области, – город молодой (ему всего 52 года). Центр Чеховского района МО. Основан в XVIII веке, в 1954 году рабочий поселок Лопасня был переименован в город Чехов в честь великого русского писателя, который в течение семи лет (1892-1899 гг.) жил и творил в имении Мелихово, расположенном неподалеку от нынешнего Чехова. Город расположен в 77 км к Югу от Москвы. Население свыше 59 000 человек.

Чеховский район граничит с Подольским, Домодедовским, Ступинским, Серпуховским районами Московской области и Жуковским районом Калужской области. С Москвой Чехов связан Симферопольским шоссе, а также железной дорогой Курского направления. Железнодорожная станция «Чехов».

Чехов – один из тех городов Подмосковья, которые переживают второе рождение, обусловленное благоприятной экономической и экологической обстановкой. Всплеску интереса к нему не мешают даже 77 км, отделяющие город от столицы. Например, Чехов уже снискал славу одного из самых спортивных городов Подмосковья - построен спортивный центр «Олимпийский», Ледовый дворец спорта и зал бокса «Витязь», рядом с районной администрации гостиница «Олимпийская». Все началось с сооружения уникального дворца спорта «Олимпийский», на территории которого выступает сильнейшая гандбольная команда «Чеховские медведи», проходят крупные международные соревнования по различным видам спорта, также в «Олимпийском» состоялся чемпионат Европы по баскетболу среди юношей. В то же время Чехов по праву можно считать и промышленным центром юга Московской области. Самые важные предприятия города сумели адаптироваться к рыночной экономике. Кроме знаменитого Чеховского полиграфического комбината в районе уже работают совместные предприятия, а также фирмы со 100%-ным иностранным капиталом. Участие иностранных инвесторов дает немалые отчисления в местный бюджет и сказывается на развитии социальной сферы. Но даже среди успешных предприятий выделяются «Энергомаш» и «Гидросталь». В местной прессе их называют градообразующими. «Энергомаш» – это ведущее предприятие страны по выпуску энергетической арматуры для тепловых и атомных электростанций. Среди его заказчиков - российские, украинские, китайские и болгарские АЭС.

Самым престижным районом в городе считается тот, который расположен в непосредственной близости к железнодорожной и автобусной станциям. Популярностью пользуется микрорайон вокруг спорткомплекса «Олимпийский». Среди новостроек – как типовые панельные дома, так и монолитные дома по индивидуальному проекту, предназначенные для более состоятельных покупателей. Такие здания в Чехове, как правило, имеют не больше семи-девяти этажей, что позволяет сохранить атмосферу уюта, присущую малому подмосковному городу.

Еще несколько лет назад Чехов отнюдь не являлся местом, где можно было выгодно вложить средства в недвижимость, однако все изменилось после 2004 года, в течение которого наблюдался мощный и неуклонный рост цен на жилье. В 2005 ценовая планка поднялась совсем немного, в 2006 году стабильный рост. А после открытия в этом микрорайоне магазина «Рамстор» цены на квартиры вновь подросли. Дальше – больше. Буквально в чистом поле получает развитие 6-й микрорайон «Венюково». При въезде в город, вдоль Симферопольского шоссе, ГК «СУ-155» осуществляет строительство микрорайона Губернский, по соседству с которым находится крупный участок, выставленный на продажу с перспективой застройки многоэтажным жильем. В перспективе появление в городе различных объектов индустрии развлечений.

Выводы

Активизация строительства на расстоянии более 50 км от МКАД, например в г.Чехов, с дальнейшим развитием сегмента «эконом-класса» ведет к росту цен на землю, что закономерно, хотя ценообразование на подмосковном земельном рынке не всегда можно называть процессом всегда логичным. Но совершенно очевидно, что при эффективной реализации инвестиционно-строительных проектов в плюсе остаются все:

– администрации городов МО частично решают вопрос приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»;
– инвесторы получают хороший доход, по-другому и быть не может, прежде чем входить в проект, хорошо его прорабатывают;
– население получает не всегда доступное, но все-таки жилье.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний внедряют программы well-being

В условиях дефицита кадров компании стали чаще внедрять или расширять программы благополучия сотрудинков.

Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.