Какую форму обучения выбрать?

«Несколько лет назад наблюдалось уменьшение интереса к программам full-time, связанного, в частности, с различными ожиданиями слушателей программ и рекрутерами, но сейчас ситуация меняется и программы возвращаются к стабильной популярности», - оценивает ситуацию Людмила Мургулец, вице-президент Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге.

Пару лет назад специалисты отмечали повышенный интерес к формату обучения part-time: в условиях экономического кризиса люди не хотели бросать работу на два года ради дневного обучения и поступали на вечерние программы. Но постепенно этот интерес сошел на нет, и сегодня part-time для западных бизнес-школ скорее экзотика. Тем не менее, кризис оставил свой след в развитии бизнес-образования. Так, следствием нестабильности последних нескольких лет стали усилия бизнес-школ по продвижению альтернативных традиционному full-time-формату программ, в первую очередь Executive MBA (ЕМВА) и дистанционного обучения. Эта работа принесла свои плоды - сегодня представители университетов также говорят об огромном спросе на программы ЕМВА, а новые разновидности дистанционного обучения называют будущим бизнес-образования.

Недавний недобор на программы full-time заставил представителей американских и европейских университетов снижать планку требований к поступающим. Больше всего это касается требований к опыту работы. «В последнее время в США растет количество бизнес-школ, где для приема на программу вообще не требуется опыта работы на должности руководителя, - отмечает Сергей Филонович, директор Высшей школы менеджмента Государственного университета - Высшей школы экономики . - В соответствии с этим слегка меняется и содержание курсов full-time-программ. Если к этому еще добавить серьезное развитие ЕМВА, то можно сказать, что традиционный формат full-time MBA - это образование для менеджеров среднего звена».

В последние годы российские руководители стали отдавать предпочтение однолетним европейским программам full-time. Это понятно - на них требуется в два раза меньше времени, чем на традиционные американские, да и стоят они в большинстве случаев дешевле. Однако существует мнение, что только двухлетняя программа может называться настоящим полноценным бизнес-образованием.

«В десятке лучших программ full-time MBA есть программы продолжительностью как в один, так и два года, - рассказывает Людмила Мургулец. -Что лучше? Обычно одногодичная программа более обобщенная, обучающая основам анализа ситуации и принятия решений. За два года удается дать больше дополнительных знаний и показать больше взаимосвязей разных предметов между собой. Кроме того, в двухлетних программах больше внимания уделяется развитию лидерских качеств и предпринимательству. Навыки оценки бизнеса и анализа различных сценариев его развития становятся отработанными до автоматизма. Это прекрасно для молодых людей, у которых еще недостаточно опыта в бизнесе и в жизни. Как известно, сейчас у нас наступил период экономики знаний, где успех в бизнесе связан с эффективным управлением талантом и знаниями работников и клиентов. Конечно, знания и навыки важны все больше, но, на наш взгляд, еще более важно умение думать, анализировать, находить выход в любой ситуации, быть свободным от стереотипов прошлого опыта».

Главная тенденция этого и прошлого года - рост спроса на программы ЕМВА. Эти программы заполнили уникальную нишу - образование для тех, кто имеет большой опыт в бизнесе и хочет продолжать работать, в то же время осмысливая накопленный опыт. ЕМВА всегда считалась главной альтернативой полноценному традиционному full-time-образованию. И хотя такие киты бизнес-образования, как Harvard, Stanford и MIT Sloan , всегда оставались в стороне от чего-то еще, кроме full-time, даже они не могут не признать роста значения ЕМВА. В то время как в последние годы подача заявок на full-time снизилась в среднем на 30%, ЕМВА утверждается в позициях.

Руководителей не отпугивают высокие цены на такие программы - отдельные формы ЕМВА, например Global ЕМВА, включающая в себя учебные модули в разных частях света, стоят более $150 тыс.

Если говорить об Executive Education в целом, все большую популярность приобретают так называемые advanced management programs, позволяющие руководителям получить в сжатые сроки глубокое понимание отдельных аспектов управления непосредственно от экспертов в этих областях.

В последние несколько лет происходит сдвиг в бизнес-образовании - от обучения аналитическому мышлению идет переход к обучению образному. «Глобализация, понимание особенностей других культур, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект - вот что сегодня выходит на первый план», - уверен Сергей Филонович. «Для всех программ МВА и ЕМВА увеличивается значение раскрытия лидерского потенциала, - добавляет Людмила Мургулец. - Опыт зрелых руководителей, обучающихся на программах ЕМВА, показывает, что только хорошего образования и специальности уже недостаточно. Важность для программ ЕМВА приобретает предпринимательство как способ инновационного мышления. Развитие творческих способностей, ответственности за принятые решения, формирование готовности к риску и неожиданным поворотам становятся все актуальнее во всех форматах обучения, но в ЕМВА - особенно. Слушатели таких программ уже понимают, как важно управлять своей жизнью, личной эффективностью, и хотят научиться этому. Для эффективного обучения у них уже есть жизненный опыт. Еще одна тенденция привнесена глобализацией. Теперешним менеджерам придется работать с представителями разных национальностей, в разных странах и в условиях разных культур, поэтому необходимым становится изучение кросскультурных различий».

Немало сегодня говорят и о дистанционном обучении. Насчет перспектив этой формы бизнес-образования существуют диаметрально противоположные точки зрения - от оптимизма до полного неприятия. Однако факты таковы, что дистанционное обучение занимает уже достаточно большую долю рынка бизнес-образования -по данным Online Education in the US , в 2005 году 65% американских бизнес-школ предлагали помимо очного дистанционное обучение. Эксперты полагают, что развитие технологий e-learning в итоге приведет к тому, что дистанционная форма станет альтернативой очной. Сегодня также появляется новый вид дистанционного образования - глобальные сообщества (global communities). Одно из таких было открыто в 2006 году в испанском Instituto de Empresa . До недавнего времени главным преимуществом такой формы обучения была возможность получать образование, не отрываясь от работы. Теперь же кроме этого видны и другие плюсы, заключающиеся в эффективности и качестве программ. В глобальные сообщества входят выпускники бизнес-школы (в данном случае Instituto de Empresa) и топ-менеджеры различных компаний, и обучение в них направлено на изучение отдельных стран, сфер бизнеса или специальностей. Студенты могут примкнуть к той части сообщества, которое им интересно, и получать обратную связь от других участников, живущих в разных странах мира и имеющих самый разный опыт в бизнесе. Причем студенты, окончившие программу, остаются в сообществе и продолжают обучение столько, сколько им нужно, но уже самостоятельно.

«Дистанционные программы востребованы и в чистом виде, и особенно в сочетании с работой в реальном режиме, - объясняет Людмила Мургулец. - Новые технические возможности (например «виртуальные классы») и уже большая привычность этих программ способствуют их распространению. Это хороший способ пополнить знания тем людям, которые обладают большой самодисциплиной, но испытывают нехватку времени. Дистанционные учебные программы обычно более стандартизованы, они меньше зависят от личного присутствия профессора и студентов непосредственно в школе. Так, у нас в школе один шведский преподаватель по финансам записал собственную программу - у него просто не было времени ездить в другие страны. Теперь его курс по финансовому менеджменту можно проходить много раз, повторяя те показатели и формулы, которые сложно запомнить сразу».

Сергей Филонович более осторожно высказывается о дистанционном образовании: «В чистом виде на Западе e-learning пока всерьез не воспринимается. Тьюторы, работающие на таких программах, сильно уступают профессорам, преподающим в реальном времени. Пока без личного взаимодействия преподавателя и слушателя хорошее образование получить невозможно, поэтому дистанционные формы эффективны лишь в сочетании с традиционными».

«Практика реализации дистанционных МВА показывает, что, во-первых, создать действительно качественные программы в этом формате чрезвычайно сложно по целому ряду оснований и поэтому это весьма редко удается, - считает Сергей Мордовии, ректор Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП). – Во-вторых, успешно заканчивают такие немногочисленные качественные программы очень небольшое число слушателей, так как на этих программах очень велика роль самомотивации, самоменеджмента и силы воли обучаемого. Увы, эти качества не так часто встречаются в реальной жизни. Что касается сочетания огромных возможностей современных образовательных технологий с традиционными методами и формами обучения, здесь очевиден рост интереса и со стороны провайдеров услуги, и со стороны клиентов. Синергия очевидна».

При подготовке статьи использованы материалы Begin.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ИБДА РАНХиГС возглавил индекс популярности среди бизнес-школ России

Индекс составляется по ряду показателей, среди которых уникальные просмотры страниц бизнес-школ, новостей и анонсов, количество переходов на сайты вузов.

Зарплата выпускников IT-курсов растет в среднем на 50% после обучения

При этом каждый третий айтишник трудоустраивается во время учебы.

Исследование RAEX: как абитуриенты выбирают вуз

Выяснилось, что рейтинги влияют на выбор абитуриентов больше, чем мнение родителей.

В России впервые составили справочник корпоративных университетов

В пуле участников исследования представлены 43 корпоративных университета крупнейших российских компаний и субъектов федерации.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бывшая сеть Starbucks в России открылась под брендом Stars Coffee

На логотипе сети вместо русалки — девушка в кокошнике с пятиконечной звездой.

Собрать школьника к учебному году стало дороже в среднем на 11,4%

Основа «продуктовой корзины» школьника на маркетплейсах подорожала за год.

Как профессии влияют на состояние здоровья россиян

Чаще всего влияние профессии на здоровье отмечают HR-ы, юристы и IT-специалисты.

Половина родителей школьников берут отпуск в августе, чтобы собрать ребенка в школу

Затраты на расходы для подготовки к школе в этом году начинаются от 15 тыс. руб.