Онлайн-курсы vs высшее образование: кто победит?

Востребованная профессия за 2-3 месяца, не вылезая из теплого пледа – настоящий тренд последних лет. Больше половины взрослого населения получает дополнительное образование на онлайн-курсах, как отмечает Исследовательский центр портала Superjob, а число поступающих в вузы стабильно падает каждый год. Чем объяснить такую тенденцию?

Новые ориентиры

Раньше считалось, что построить успешную карьеру без учебы в университете невозможно. Сейчас вышка перестала быть главным ориентиром в системе ценностей молодых людей. По данным University of the Potomac (США, Вашингтон), 70% студентов и преподавателей сходятся во мнении, что онлайн-образование ничем не уступает привычному. А кто-то и вовсе не видит смысла тратить 4 года жизни на посещение вуза. Зачем, если есть SkillBox, Coursera и Udemy?

Мир меняется слишком стремительно, поэтому выбирать профессию сложно и страшно. Непонятно, какие знания и навыки понадобятся через 5-10 лет. Курсы дают право на ошибку: если что-то пойдет не так, всегда можно переучиться, потратив на это несколько месяцев. Тем более что средняя стоимость обучения на онлайн-площадках значительно ниже, чем в университетах.

Однако не стоит спешить и отправлять вышку «на пенсию». Сравнивать офлайн и онлайн-обучение вообще не совсем корректно, ведь каждый из подходов решает разные задачи. Давайте разбираться.

Как лучше учиться

Для лучшего понимания рассмотрим преимущества и недостатки разных форм обучения по нескольким критериям.

Качество

Как правило, курсы более адаптированы под реалии. Программу легче поменять, когда данные перестают быть актуальными. В результате вы получаете практические навыки в одном конкретном направлении. В университете дают фундаментальные знания и в основном теоретические. Это не плохо и не хорошо, все зависит от восприятия. Философия не пригодится в веб-разработке, но расширит кругозор.

Скорость

Обучение на степень бакалавра в нашей стране занимает 4 года, на магистра – 6 лет. Онлайн-площадки редко предлагают программы длиннее двух лет. Идеально для тех, кто хочет за короткое время получить профессию и сразу начать работать.

Удобство

Для обучения на очном отделении вуза нужно следовать четкому расписанию: вставать к определенному времени, тратить время на дорогу до университета и обратно, сидеть на лекциях. Может потребоваться переезд в другой город или страну. Несмотря на то, что есть много вариантов с дистанционным обучением, сдавать экзамены все равно придется очно.

Проходить курс можно где угодно: дома, в кафе, в поездке. Если пропустите вебинар, вам просто пришлют запись. Время тоже не ограничено, можно совмещать с работой или воспитанием детей, сохраняя привычный быт.

Базовые навыки

Soft Skills – это гибкие навыки, которые нужны любому специалисту, чтобы справляться с обязанностями на работе, уживаться с коллективом и решать возникающие проблемы. Офлайн-обучение развивает такие навыки. В университете студенты общаются друг с другом, преподавателями и руководством, постоянно прокачивая социальное взаимодействие. Курсы этого не дают, даже если вы общаетесь в группе на 10 человек.

Перспективность

Обучение в университете все еще важно для многих специальностей: врачей, учителей, госслужащих. Вход в эти профессии закрыт всем, у кого нет диплома. Даже системному администратору может понадобиться документ о высшем образовании, например, при приеме в государственную организацию. В этих случаях подойдут онлайн-курсы по профессиональной переподготовке.

Стоимость

Высшее образование дороже курсов в несколько раз, если не учитывать бюджетные места. В среднем за программу бакалавриата придется отдать около миллиона рублей за 4 года. Самые дорогие курсы стоят около 300 тыс. рублей, но это большая редкость. Обычно диапазон цен колеблется от 50 до 150 тыс. рублей.

Итак, онлайн-курсы – это дешево, удобно и быстро, а университет – полезно и перспективно. О качестве судить сложнее: все зависит от программы обучения, конкретного вуза или курса, а также усердия самого студента.

Что думают работодатели

При выборе способа обучения стоит ориентироваться не только на собственные желания и возможности, но и на требования сферы, в которой человек хочет развиваться.

HeadHunter провел исследование, которое показало, что единого мнения по вопросу образования среди работодателей нет. Однако большинству все же важнее опыт работы соискателя, а не наличие ученой степени, а еще – soft skills, которые нарабатываются именно в вузе. Студенты учатся взаимодействию в коллективе, решению спорных вопросов и организации времени.

В любом случае, наличие сертификата о прохождении курса или диплома о высшем образовании – это определенный сигнал для HR-менеджера о том, что специалист действительно вкладывается в свое развитие, ведь любое обучение требует денежных и временных затрат. Поэтому, если хотите показать представителю компании серьезность своих намерений, любая учеба зачтется.

При этом ни высшее образование, ни топовые курсы не гарантируют трудоустройство само по себе. Все зависит от специфики профессии. Например, бухгалтеру или юристу лучше делать выбор в пользу вышки, потому что это специалисты широкого профиля. Веб-разработчикам больше подходят курсы. Чтобы определиться с профессией, можно попробовать оба подхода. В итоге, их сочетание окажется самой выигрышной стратегией и обеспечит успех на собеседовании.

Перспективы EdTech в России

Узкопрофильные курсы вряд ли заменят высшее образование. Они отлично подходят для digital и IT-сферы, но не смогут выпустить профессиональных врачей или инженеров. Не все люди готовы отказаться от живого общения, самостоятельно выстраивать рабочую обстановку и управлять временем. Поэтому вышка будет жить, несмотря на спад популярности. При этом онлайн-обучение продолжит захватывать рынок. Достаточно посмотреть на тренды последних лет, чтобы понять, что ждет нишу в будущем.

Микрообучение

Людям нравится получать информацию небольшими порциями, ведь мир перенасыщен событиями, которые отвлекают. Поэтому сосредоточиться на длительном процессе бывает трудно. Акцент делается не на обширность, а на частоту. Яркий пример – мобильное приложение Duolingo для изучения иностранных языков. Скорее всего, тренд на microlearning коснется и курсов, чтобы люди получали новые знания в соответствии со своими привычками. Так, в Telegram процветает обучение через боты, например, TipTop Education.

Мобильность

Проходить курс со смартфона удобнее, чем с ПК, потому что это можно делать в любом месте. По дороге на работу, во время обеденного перерыва или вечером перед сном. Когда учебная программа адаптирована под все устройства, это повышает образовательный потенциал.

Курсов через мобильные приложения пока мало. Те же GeekBrains, Нетология и Яндекс.Практикум можно проходить только с компьютера. Первые шаги на пути к мобильности делает Skillbox, догоняя зарубежных коллег, которые давно предоставили студентам доступ к приложениям.

Геймификация

Игровой формат делает обучение менее рутинным и скучным. Многие онлайн-школы используют этот прием для мотивации участников, например, превращают курс в настоящий квест, который сложно бросить на середине. Игры помогают решать сложные задачи через понятный и увлекательный процесс, одновременно прокачивая навыки коммуникации и выносливость. Все это критически важно для будущей работы в любой сфере.

Адаптивность

Индивидуальный подход к обучению делает образование более гибким. Каждый человек получает только то, что ему нужно, в зависимости от характера, интересов и потребностей. В России с этим пока туго, но зато есть куда стремиться. Возможно, в будущем появятся специальные программы, которые позволят считывать особенности учащегося, чтобы подбирать под него особую образовательную программу.

Виртуальная реальность

VR и AR-технологии вошли во многие сферы деятельности, например, в дизайн интерьера. Некоторые медицинские работники используют виртуальную реальность для обучения, полностью погружаясь в процесс. Благодаря эмоциональному вовлечению информация лучше усваивается, а моторика движений отрабатывается на практике.

Популярный стартап MEL Science разрабатывает лабораторные наборы для физической химии и другие VR-программы по предмету. Когда-нибудь дополненная реальность в обучении станет обычным делом, но пока оборудование слишком дорогое.

Итоги

За онлайн-образованием будущее, но нужны оба подхода, чтобы у людей был выбор. Главное понимать, что при любом раскладе придется учиться. Нельзя освоить профессию, ничего не делая. И не так важно, где при этом находится человек: на лекциях или перед компьютером.

Фото: freepik.com

Также читайте:

За каким подходом к обучению будущее?
Loading...
Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Самара

Как можно  сравнивать вообще? Онлайн-курс для прокачки локальной компетенции, не более. Высшее образование - это формирование не просто готового специалиста в направлении или отрасли, это ещё и формирование личности, интеллекта, уровня мышления индивида. Я о качественном высшем образовании конечно.

Слушатель MBA, EMBA, Москва
Александр Егоршин пишет:

Как можно  сравнивать вообще? Онлайн-курс для прокачки локальной компетенции, не более. Высшее образование - это формирование не просто готового специалиста в направлении или отрасли, это ещё и формирование личности, интеллекта, уровня мышления индивида. Я о качественном высшем образовании конечно.

ну конечно, такое сравнение даст неверные выводы... Если пытаемся выявить преимущества (недостатки) одного параметра, то все остальные переметры сравниваемых сущностей должны быть уравнены. Кроме того, гуманитарная область (философия, лингвистика, исскуства и пр.) пригодны для он-лайн удаленки.... А вот области образования материального производства не пригодны, т.к. нужен доступ к материально-технической базе (станки, лаборатории и т.д.) и постоянный контакт с наставником...

Думаю правильнее будет каждый учебный материал по отдельности проверять на предмет пригодности к он-лайн изучению.

Президент, председатель правления, Москва
Александр Егоршин пишет:

Высшее образование - это формирование не просто готового специалиста в направлении или отрасли, это ещё и формирование личности, интеллекта, уровня мышления индивида. Я о качественном высшем образовании конечно.

1. А где вы видели качественное высшее образование!? Все работодатели повально говорят, что после высшего образования в бизнес приходят полностью неподготовленные сотрудники и их приходится учить заново, именно на это тратятся миллиарды корпоративных рублей, на переобучение после "качественного" высшего образования!

2. Так же с вами сильно поспорю, нет никаких научных данных, что высшее образование увеличивает интеллект, и с вами поспорит и профессор Савельев (институт морфологии мозга), он неоднократно в своих статьях это опровергает.

3. С практической точки зрения с вами поспорит и список самых богатых в мире журнала "Форбс". Билл Гейтс бросил институт и где он сейчас, кто с идеальным высшим образованием может с ним тягаться по капиталу, назовите фамилии!? А с каким личным состоянием закончил свою жизнь Стив Джобс, тоже бросивший университет? Половина списка Форбс бросили высшее образование (про это уже многократно писали в прессе). По их мнению они бросили институты именно по причине неэффективности высшего образования, их учили тому, что по их мнению им не надо. А вот те, кто имеет идеальное высшее образование и учится всю жизнь, как раз работает на тех, кто его бросил (те кто бросил тоже постоянно учатся, но у них самообразование по нужным им дисциплинам).

4. Ценность высшего образования в его нынешнем виде сильно завышена. Выпускники НИУ ВШЭ (одного из самых дорогих ВУЗов нашей страны) признаются, что ничего из того что они учили, они не смогли применить в жизни и в работе. А ради чего тогда они платили самый дорогой чек на рынке высшего образования!?

5. И это потому 70-80% выпускников высшего образования работают не по специальности, это потому, что они получили настолько хорошее образование, что не смогли себя реализовать в нише полученных знаний!?

И тут большой вопрос, нужно ли получать высшее образование (и тратить на это годы жизни, которых и так не сильно много)?! Или нужно сразу учиться только нужным навыкам, по шагам, на тех же курсах и так постепенно получать знания именно те, которые увеличат капитализации человека в части роста личных доходов. А высшее образование (везде и повально устаревшие программы обучения) полностью оторвано от потребностей бизнеса и по моему сейчас есть более хорошая замена потери четырех - пяти лет на образование которое никак в жизни не пригодится.

Генеральный директор, Великобритания
Олег Хан пишет:
получать знания именно те, которые увеличат капитализации человека в части роста личных доходов.

Олег, а Вы не могли бы уточнить, я правильно понимаю, что с Вашей точки зрения знания нужны исключительно для капитализации человека и роста личных доходов. И это всё? 

Специалист, Пермь

спасибо за статью.

I. Комментарий.

1.1 Прошел на портале Coursera ряд курсов по финансовой тематике - типа

* расчет фундаментальной стоимости акций,

* финансовые рынки и институты,

записанные лекторами Высшей Школы Экономики.

Аналог этих курсов оффлайн - живой курс лекций этих же профессоров в самой ВШЭ. 

Наряду с преимуществами курсов в формате он-лайн, указанными автором статьи, увидел и ряд недостатков.

- Т.к. отсутствие внятной обратной связи. Т.е. материал по темам подается только в базовом усеченном варианте. что ухудшает понимание. Зачастую лектор рассказывает только про один аспект обсуждаемого вопроса, не раскрывая суть со всех сторон.

В результате прослушивания курса остается больше вопросов, чем ответов.

1.2 Ряд курсов от западных университетов, выложенных так же на Сoursera - например, University of Irvine - выложенных там же, дает информацию в очень простом формате. Складывается впечатление, что данные курсы - это всего лишь элемент промо-компании университета для потенциальных студентов, а не инфопродукт, несущий ценность сам по себе.

2. Согласно пирамиде усвоения материала, "Демонстрация" и "Рассказ" относятся к методам обучения, слабо вовлекающих студента.

Соответственно, виды активного обучения обычные, доступные офлайн - т.к. семинар с обсуждением, применение изученного на практике - зачастую отсутствуют в онлайн обучении.

3. Более удачной версии простого прослушивания видео считаю обучение с т.н. "эффектом живого присутствия" - опция в ряде программ российских вузов.

Т.е. идет "live стрим" живой  лекции с возможностью  получить обратную связь "в моменте" от преподавателя.

4. Возможно, наибольшую пользу могло бы принести рассматривание подобных  онлайн видеокурсов как основу - 101 course - пререквизит для дальнейшего обучения студентов оффлайн.

 

Партнер, Москва
Алексей Старков пишет: Наряду с преимуществами курсов в формате он-лайн, указанными автором статьи, увидел и ряд недостатков.

Алексей, вы очеь разборчивы :) и забыли большой плюс - это стимулирование обучения, когда ставится Цель прямо на странице курса.

Слушатель следует этой Цели в обучении и не дает себе поблажек на отдых и развлечения. Достигать Целей - это стимулы для человека, который хочет развиваться в своей профессии или получить новую :) И никто не мешает открыть учебники, задачники и более осмысленно изучать предмет, когда тебя сдвинули с места он-лайн курсы. Там, кстати, на Coursera можно и не платить за обучение - тогда все равно все видео и текстовые материалы доступны, за исключением некоторых заданий. И домашку проверять не будут бесплатно.

Но не это самое главное :) - В чем смысл  такого обучения  - Раньше ты "стоял на месте", а теперь "побежал". :) 

Партнер, Москва

Некоторые или многие :) российские он-лайн курсы  представляют себя приблизительно так:  - Мы изучили рынок труда и знаем, что требуется вашим будущим работодателям для данной специализации. А высшее образование растекается на "все обо всем", и это не находит, по большей части, реального практического применения.

Поэтому в ответе на вопрос в заголовке - "Онлайн-курсы vs высшее образование: кто победит?" - 

Понятно, что Он-лайн курсы однозначно победят высшее - они дают реальные для практики знания и возможность выбрать лучших преподавателей. Он лайн образование - это рынок новых и нужных для устройства на работу знаний, а не отставшего от реальной практики преподавателя высшей школы, как "продавца устаревших знаний". 

Высшее м.б нужно было раньше для корочки, а на реальной работе из высшего-очного мало что пригодится. Если сертификаты он-лайн курсов будут засчитывать при приеме на работу, как за нужные для компании знания и навыки, то высшее вообще отсеется как неконкурентоспособное. Не выдержит конкуренции с лучшими он-лайн курсами. Может быть, со временем институт высшего  образования трансформируется в какого-то организатора бесплатного он-лайн обучения.

Сейчас без тестовых заданий и собеседований при приеме на работу не обходятся многие компании. Получить только высшее уже стало давно недостаточным. Раньше эта недостаточность высшего образования для устройства на работу компенсировались работой во время обучения, для получения реальных для практики знаний. Теперь могут помочь лучшие он-лайн курсы, когда выпускнику устроиться на работу стало проблемой ...

Генеральный директор, Москва
Олег Хан пишет:
И тут большой вопрос, нужно ли получать высшее образование (и тратить на это годы жизни, которых и так не сильно много)?! Или нужно сразу учиться только нужным навыкам, по шагам, на тех же курсах и так постепенно получать знания именно те, которые увеличат капитализации человека в части роста личных доходов.

Не посмотреть ли на список профессий и прочих занятий? 

Где должны учиться врачи? Или строители? Или теоретические физики? Или дирижеры оркестров?

Специалист, Пермь
Андрей Радионов пишет:
Он-лайн курсы однозначно победят высшее - они дают реальные для практики знания и возможность выбрать лучших преподавателей.
Он лайн образование - это рынок новых и нужных для устройства на работу знаний, а не отставшего от реальной практики преподавателя высшей школы, как "продавца устаревших знаний"

1. Это утверждение неверно в 100% случаев.

Подача образовательного контента может быть через:

* традиционную форму оффлайн - классический университетский метод занятий

* онлайн - через систему вебинаров на платформах-видеохостингах

* гибридно - микс двух вышеприведенных методов.

2. Эти опции - всего лишь методы дистрибуции контента потребителям-студентам.

Зачастую в сути материала те же проблемы могут быть. 

Т.е. и в онлайн формате также можно "налить воды", насытить формат трюизмами, академизмами и абстракциями

3.1 К примеру, будучи знаком с практикой владения таким финансовым инструментом, как Паевые фонды, услышал о нем в курсе

"Финансовые рынки и институты" от ВШЭ.

Лектор Берзон (завкаф и д.э.н.) рассказал о данном инструменте.

3.2. В той части курса, где описывается работа с фин.инструментами, в т.ч. с ПИФ, ничего, кроме прописных истин, не услышал. 

В лучшем случае этот курс - как знакомство с темой.

Прикладной пользы  было, возможно, до 5% от сказанного.

Возможно, это какой- то курс для совсем начинающих, но тогда 

надо было именно так его и позиционировать.

4. Т.е. просто надудонить видео по теме, и потом раздавать через платформу по подписке неофитам еще недостаточно для полноценного образовательного процесса.

"За 5 месяцев ты станешь веб-разработчиком/менеджером проекта/ дизайнером, посмотрев пару видео и пообщавшись в чате с экспертами по общению в чате". Ну так тоже можно) 

Но реальность более сурова.

5. Как замерить количественно расхождение в результатах традиционного и

он-лайн обучения?

* необходимо посмотреть уровень остаточных знаний между людьми, изучающими тему через EdTech платформы и классически. 

Думаю что результаты будут не в пользу онлайн-обучения.

* А также уровень востребованности рынком специалистов 1го и 2го типа.

Партнер, Москва
Алексей Старков пишет:
1. Это утверждение неверно в 100% случаев.
Алексей Старков пишет:
Т.е. и в онлайн формате также можно "налить воды", насытить формат трюизмами, академизмами и абстракциями. 

Алексей, вы ещё написали, что прошли курс на 

Алексей Старков пишет: 1.1 Прошел на портале Coursera ряд курсов по финансовой тематике - типа

Как пример. Множество курсов на Coursera - не один, а много по каждой тематике из разных университетов по всему миру  предлагают свои он-лайн курсы на этом ресурсе с возможностью бесплатно ознакомиться со значительной частью материалов. Видео лекций тоже доступно, как и контрольные задания. Чтобы получить диплом об окончании и у тебя проверяли тестовые задания, уже надо оплачивать обучение. Но значительная, если не большая часть учебных материалов доступна бесплатно.

Алексей Старков пишет: Лектор Берзон (завкаф и д.э.н.) рассказал о данном инструменте.

Вы могли просто перед решением о выборе курса от определённого универа посмотреть несколько лекций и решить для себя, выбрать этого лектора и курс, или посмотреть подходящий по теме курс из другого универа - их там листать по списку не перелистать. :) 

В этом и преимущество он-лайн курсов перед высшим образованием, привязанным к определенному учебному заведению. - МОЖНО ВЫБРАТЬ ЛУЧШИХ в мире преподов и даже на каких-то ресурсах посмотреть их лекции бесплатно. :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.