Как приходить на работу с улыбкой на лице, несмотря на кризисы

Владимир Моженков, генеральный директор и владелец «Ауди Центр Таганка» (с 1998 по 2013 год), основатель и первый управляющий ГК «АвтоСпецЦентр», основатель консалтинговой компании «Mozhenkov Progress Consulting», ответил на вопросы о жизни, бизнесе, антикризисных мерах и работе в онлайн-формате.

Александра Чаплина: В 1998 году вы возглавили «Ауди центр Таганка». Что было наиболее сложно внедрить из немецких стандартов? Что не прижилось?

Владимир Моженков: 1998 год, немецкие стандарты…Сначала мы обанкротились, потому что 30 июля 1998 года я подписал дилерский контракт, а 17 августа в Россию пришел дефолт, и стоимость доллара стала в 4 раза выше.

Мы обанкротились, поэтому ни о каких немецких стандартах разговора не было. Когда в 1999 году мы переделали бизнес-план, то вышли только с сервисом и запасными частями – с такими услугами. О продаже разговоров тоже не было.

А потом получилось очень просто. Я нашел лучшее предприятие Audi в Германии, приехал к ним в гости, интересным способом попросил управляющего директора дать мне все документы: структуру, бюджет, договоры, мотивацию, корпоративную культуру – то есть все, что у них есть. Посмотрел я это предприятие, далее приехал к себе, все это мы перевели и процентов 80 внедрили. Мы сразу встали на правильные «рельсы» и стали лучшим предприятием сначала в России, а потом и в Европе.

А. Ч.: За ваши результаты концерн «Ауди» признал вас лучшим топ-менеджером в Европе. Какую роль, как вы считаете, в этом сыграл менталитет? Если бы вы работали, например, с немецкой командой, удалось бы достичь тех же результатов?

В. М.: Да, мы гордимся. Потому что меня и мою команду и в 2003 году, и в 2008 году признали лучшим предприятием и лучшим менеджером Audi в Европе. Я этим горжусь. В 2012 году мы тоже установили рекорд, продав 3650 автомобилей Audi.

Когда мы достигаем успехов, мы о менталитете не думаем. Как только неуспех, тогда мы говорим, что он как-то нам мешает. Мне думается, что я бы на первом этапе в Германии добился больших результатов. Немцы более ответственные. Но мы – россияне, у нас бОльшая «хотелка», нам больше хочется, и мы энергетически больше заряжены на сверхрезультат. Вот объединить бы все это, и тогда было бы все ок.

А. Ч.: В течение работы вы прошли не один кризис: и экономический, и наверняка эмоциональный – как приходить на работу с улыбкой на лице, даже когда дела идут неважно?

В. М.: Да, 8 кризисов, 2 предбанкротных состояния и вот сейчас 9-ый кризис, и я тоже применяю антикризисные меры. На самом деле, бывает трудно, особенно, когда рвется ДДС, то есть отрицательный денежный поток. Ты понимаешь, что нужно вводить антикризисные меры.

Ну что же, я вырабатывал привычку: подъезжаешь к предприятию, выходишь и понимаешь, что нужно заразить всех энтузиазмом, нужно улыбаться. Выходишь в коридор из кабинета, например, помыть руки, нужно тоже как-то не думать о своих проблемах. Потому что на тебя все смотрят.

О серьезной финансовой ситуации знает финансист и первая линейка руководителей, но остальные 90% смотрят и впитывают то, как ты смотришь, как ты говоришь. Поэтому здесь надо над собой работать и показывать личный пример, в том числе и в эмоциональном плане. Это привычка.

А. Ч.: У Питера Лоуренса есть такая цитата: «Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других; а кто не умеет и этого, учит учителей». Как вы относитесь к ней?

В. М.: Отношусь нормально. Интересная цитата, такая хлесткая. Но если посмотреть, к каждой цитате можно найти «анти-цитату», которая будет противоречить ей на 180 градусов. Интересное выражение, но сейчас не то время. Сейчас «неумеки» – не те, кто не имеет опыта, не имеет возможности и даже не имеет права что-то говорить.

Почему? Потому что время жесткое. Сейчас все ищут пользу, инструменты, методы, подходы. И вот здесь мне повезло, потому что за моими плечами 30-летняя практика. В любом крупном вопросе в сфере менеджмента я имею свою точку зрения. Я никого не учу – я делюсь своим опытом. Многие рассказывают, что надо делать, и это отчасти тоже важно. А я рассказываю и делюсь опытом, как я это делал. А это две больших разницы, как говорят в Одессе.

В большей степени я рассказываю, как я это делал, даю свой вариант действия и говорю, что привело к позитивному результату, а в чем я ошибся и почему. Поэтому сейчас время практиков, которые рассказывают и показывают, как это делалось и как надо делать.

А. Ч.: В одном интервью вы рассказали историю сопротивления вашей команды обучать их подчиненных. Вы предложили им подготовить выступление, но они согласились только за дополнительные деньги и в рабочее время. Вы сказали, что против команды идти нельзя. Но не кажется ли вам, что далеко с такой «командой» не уедешь?

В. М.: Нет, не кажется! Во-первых, слово «подчиненный» для меня табу, я не приемлю такого слова в 21 веке. Это сотрудник. Во-вторых, здесь надо задать этот вопрос себе, и я его задал. Если что-то не дает результатов (кто-то «захромал», у кого-то сбой), задай этот вопрос себе, как руководителю: «Что ты сделал не так?».

Поэтому я неправильно подал, неправильно продал эту правильную идею. И они вот так мне ответили. А когда я все-таки подумал и нашел правильный «мостик», заинтересовал, замотивировал, они пошли. Все руководители раз в месяц проводили занятие со своими коллегами! Поэтому в любой ситуации задайте себе вопрос: «Как я могу поступить более правильно, более эффективно?».

Кроме принципиальных вопросов. В принципиальных вопросах можно против команды идти, но тоже желательно не доводить до этого. Потому что команда для меня – это все. Команда выполняет мои цели.

А. Ч.: Вы первым в России внедрили книжный KPI. «Не мыслю себя без книг», – так вы говорите. «Книги формируют сознание, помогают привести мысли в порядок…». Как считаете, нужно ли прививать человеку любовь именно к книгам, если его развивают и формируют какие-либо другие занятия или вещи, например, спорт или игра в шахматы и т.д.?

В. М.: Коллеги, мы руководители и наша задача – достигать поставленной цели. Наша задача – завтра работать чуть-чуть по-другому, чем сегодня. Значит, нужны новые идеи, новые мысли, на основании которых ты принимаешь новые решения и совершаешь новые действия. Если будем работать сегодня так, как и вчера, будем иметь вчерашние результаты.

Откуда брать идеи? Существует три инструмента. Первый – книги, журналы, Интернет. Из них ты черпаешь новые идеи или берешь те идеи, которые появляются в то время, когда ты читаешь книгу, журнал, статью в Интернете. Второй – в процессе общения, третий – в процессе размышления. Зачем лишаться одного из трех инструментов?

Меня сделали книги. Я книгочей, книгоман и считаю, что каждый руководитель должен читать книги о менеджменте, управлении и психологии – минимум 63 книги в год.

А. Ч.: Вы неоднократно говорили, что гордитесь тем, что подготовили более 30 генеральных директоров. В их числе есть ваши дети? Вы хотели бы, чтобы они также продолжили заниматься управлением, как и вы?

В. М.: Мало того, что я хотел бы. Я уважаю их выбор. Один из сыновей поработал в моей компании определенное время и сказал: «Все, пап, я не хочу в компании работать». И сейчас довольно успешно развивает свой бизнес. Кто-то работает, помогает мне и стал управленцем, младшая дочь работает в отделе продаж. Самое главное – я уважаю их выбор, уважаю их решение.

А. Ч.: Этот год внес коррективы в разные сферы жизни. Что он изменил для вас, вашей семьи и команды?

В. М.: Я думаю, что этот год 7,5 миллиардов человек запомнят на всю жизнь. Хотя мы не знаем, что будет завтра. Этот год, конечно, такой трудный, интересный, жесткий, тяжелый, необычный, неожиданный. Планы круто изменились с 28 марта (как только я сел на самоизоляцию) и в жизни, и в бизнесе.

Но у меня есть такое правило: из любого минуса сделать плюс. Я больше стал проводить время с семьей, с внуками, быстро написал книгу по антикризисному менеджменту «Эффективный или мертвый. 48 правил антикризисного менеджмента». Записал больше курсов в онлайн-школе, открыл онлайн-клуб достигаторов. Многое сделал, переформатировал свою жизнь, переформатировал свой бизнес. Из минусов всегда нужно делать плюс.

А. Ч.: Уже не первый год многие консультанты, бизнес-тренеры переходят в онлайн. У вас также есть онлайн-курсы. Как вы видите свое будущее? Готовы ли, например, отказаться от офлайн-форматов и полностью перейти в онлайн?

В. М.: Полностью не хочу отказываться от офлайн-формата, но онлайн-формат мне тоже нравится. Мой курс есть в Онлайн-школе Premium Management, с которой в этом году я начал сотрудничество. И, думаю, если бы не пандемия, то, возможно, мы бы и не повстречались. Поэтому идет сочетание онлайн и офлайн-форматов.

Сейчас в двух форматах я провожу бизнес-консультации, консалт-проекты, но, безусловно, больше мне нравится общение «глаза в глаза». Но с целью экономии времени и финансов онлайн-формат для многих регионов, для менеджеров, которые в этих регионах работают – очень выгодный и очень правильный. В любое время можно что-то послушать, перенять, например, в выходные, и уже в понедельник прийти и внедрить. Поэтому с компанией Premium Management мы и дальше будем сотрудничать.

А. Ч.: Единый учебник по менеджменту, как «единый учебник по истории» – как считаете, возможен?

В. М.: Единый, да? (смеется). У каждого свое мнение. Был единый учебник по истории, где он сейчас? Его нет. Я думаю, да, отчасти возможен, если это будет, например, Северная Корея. Вот там могут выпустить единый учебник по менеджменту. Но как он будет работать?

Мне нравятся разные точки зрения. Дело в том, что каждый руководитель – это космос. У него есть свой индивидуальный стиль. Он должен брать разные мысли, разные идеи, разные подходы, пропускать их через себя, и для себя, для своей команды и своих стратегических целей брать то, что на его взгляд более целесообразно. Поэтому я – не за однообразие, а за разнообразие. Это мой подход.

Ознакомиться с программой онлайн-курса Владимира Моженкова «Панель управления для первой линейки руководителей» можно на сайте Онлайн-школы Premium Management. Регистрация открыта.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Большинство студентов считают, что ИИ поможет улучшить их успеваемость

Студенты видят будущее, где преподаватели станут наставниками и консультантами, а рутинные задачи передадут ИИ.

Каждый второй россиянин готов обучаться IT-навыкам для работы

Почти половина опрошенных уверены, что все необходимые навыки и знания в IT они смогут получить за 6-12 месяцев.

«Яндекс» и НИУ ВШЭ проведут международную олимпиаду по ИИ для студентов

Участвовать могут студенты технических направлений из российских и зарубежных университетов.

Высшая школа бизнеса ВШЭ расширила географию глобального сотрудничества

В рамках развития международной мобильности ВШБ НИУ ВШЭ подписала новые соглашения о сотрудничестве и обмене с ведущими университетами и бизнес-школами Китая и Индонезии.

Дискуссии
4
Михаил Лурье
Эти истории отличаются статусом пострадавших. Особенно с учетом того, что за две недели до этого...
Все дискуссии
HR-новости
Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.

В Японии трудоустроили кошек, чтобы спасти сотрудников от выгорания

Большинство усатых работают по графику 24/7, а остальных отпускают домой вместе с их хозяевами.

Названы сферы с самым высоким уровнем конкуренции

Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, треть респондентов получают дополнительные непрофессиональные навыки.

Треть россиян перерабатывают ежедневно

При этом половина опрошенных не получает компенсацияю за переработки.