Нетворкинг и бизнес

Что нужно современному топ-менеджеру для успешного ведения бизнеса? Конечно, знания, управленческие навыки, лидерские качества... Но это еще не все. Одним из основных критериев являются связи и умение их «нарабатывать». В бизнес-сфере этот навык получил название нетворкинг, и он активно преподается на различных программах бизнес-образования. Нетворкинг является процессом налаживания деловых контактов в целях образования отношений, которые затем перерастут в бизнес.

Для чего управленцы идут на курс по нетворкингу, какие цели они перед собой ставят, какой багаж знаний и навыков выносят из аудитории и как применяют,- Executive рассказывает Алексей Кекулов, преподаватель авторского курса «Нетворкинг» программы MBA, эксперт и автор серии статей на тему «нетворкинг - что могут связи».

networking.jpgExecutive: Что представляет из себя нетворкинг в вашем понимании?

Алексей Кекулов : Каждый специалист немного по-своему трактует понимание слова нетворкинг. Некоторые делят его на позитивный и общепринятый. Строго говоря, я не встречал четкого определения этому понятию. Для меня нетворкинг является частью моей жизни, которая связана с другими составляющими моего богатства. Один знакомый доктор рассматривает богатство человека, как совокупность шести факторов: здоровье, любимое дело, пространство для жизни, семья и род, материальное благополучие и взаимоотношения с обществом. Вот этот последний пункт для меня является нетворкингом. Понятно, что он может быть совсем отдельным звеном, а может объединять собой другие. Скажем, вы можете, общаясь с соседом, улучшать свое пространство для жизни. Иногда и здоровье, если это связано с воздухом, звуками и пр. Разобравшись, что вы можете улучшить в себе как личности, сможете улучшить и семейный очаг, и часто материальное благополучие.

Схему работы я бы разделил условно на два направления: личность как таковая и алгоритмы действий. Работу с личностью я давать не берусь, хватает и религий сегодня, и других учителей. А вот алгоритмы я и сам использую.

Executive: Популярен ли нетворкинг в России?

А.К.: Если брать издалека, то он всегда глубоко сидел в наших людях. Другое дело, что называлось это всегда по-разному: связи, рекомендации, доброе имя купца, партия и пр. Сторонники обходиться без него слегка лукавят перед самими собой. Кто из нас не искал хорошего доктора или возможность отвезти ребенка в школу/садик через знакомых? У нас все погрязли в нетворкинге, если хотите. Звучит грубо, но, если откинуть сантименты, то это так и есть. Мы порой не ищем определений и формулировок, но используем его все. В зависимости от понимания, результат у всех разный. Хотя, и это тут не главное.

Executive: В каких отраслях связи имеют важнейшее значение, а в каких второстепенное?

А.К.: Я больше склоняюсь к тому, чтобы выделить популярные позиции, где нетворкинг очень важен. Сказать же что в остальных местах он менее важен – было бы некорректно с моей стороны. Как показала практика, сферы, связанные с малодоступными товарами и услугами, просто окружены накатом нетворкеров. И чем более это дефицитно, тем более ориентировано на «связи». Помимо общего такого направления, можно выделить группы людей, таких как: банкиры, чиновники, журналисты, предприниматели и другие. Эти люди сами ищут все новые и новые знакомства. Специфика их профессий накладывает отпечаток. Они, если хотите, нетворкеры по следствию. То есть их род деятельности катализирует последствия в виде формирования личности как нетворкера.

Можно было бы предположить, что некоторые закрытые профессии несут в себе и закрытость от нетворкинга. Такие профессии, как технический аналитик, IT-специалисты, рабочие, которые выполняют труд в одиночку, - часто вялые нетворкеры. Казалось бы, их профессия не требует от них общения с людьми. Но ведь профессия – это максимум два из шести составляющих нашего богатства, если вернуться к началу нашей беседы. У меня есть знакомые, которые стараются отгородиться от людей, и это не мешает их профессии. Вместе с тем, и не помогает. Кроме того, они, и правда, выглядят как ограниченные люди. Посмотрите на замечательных профессоров, которые сейчас в свои 60 лет имеют много заслуг… и мало друзей, и мало здоровья, и мало денег.

Пусть читатель сам решит, в какой области деятельности нетворкинг ему наиболее важен.

Executive: Почему вы решили преподавать данный курс?

А.К.: Собственно, я всегда был общительным человеком. Мой отец много переезжал с нами по разным городам. Это помогло мне быстрее входить в контакт с людьми. Когда я открыл свой бизнес, меня часто спрашивали, какова моя профессия. Я учился в двух полярных вузах. В одном – на математика, в другом – на дизайнера. Мне хотелось жить полной жизнью. Делать все, что приносит радость. На вопрос о профессии мне часто хотелось сказать: моя профессия – дружить. Сейчас мне легче, я нашел этому определение…

Executive: Какими навыками нетворкинга должен обладать человек, чтобы быстрее продвигаться, выше подниматься и добиваться большего за меньшее время?

А.К.: Скорее, тут уместно было бы спросить: что может помочь в нетворкинге. Разумеется, в первую очередь – привлекательность личности для людей. Если к этому добавится еще и полезность – то это в разы усиливает шансы на мощное развитие нетворкинга. А вообще, считаю это таким видом деятельности, где любой ваш недостаток может стать уникальностью для вашего круга общения. Останавливает тут другое – страх и лень.

Executive: К вам приходят аутичные люди?

А.К.: Никогда не задумывался, благодарю за вопрос. Тут, как и везде встречаются люди, неуверенные в себе, они часто ищут толчок со стороны. У кого-то это временно, у кого-то прижилось. Знаете, это похоже на то, как иногда прыгают с парашютом из самолета.

Executive: Насколько курс нетворкинга необходим на современных программах бизнес-обучения?

А.К.: Вы задели болезненную тему для меня… дело в том, что я сам учился в бизнес-школе и думал: почему никто не знакомится между собой, с преподавателями, не заводят теплых отношений. Я был бы рад, если бы у нас в свое время был курс или, хотя бы, пару мастер-классов.

Executive: Что включено в программу образовательного курса?

А.К.: Алгоритмы условно можно разделить на несколько пунктов:

  • поиск контактов и определение кругов;
  • расширение сети контактов, начало отношений;
  • поддержание связей в желаемом ключе;
  • управление информацией о людях, коммуникациях, встречах.

Каждый из них рассматривается с разной глубиной для разных аудиторий. Часто у людей имеется хорошая база. Если аудитория небольшая, то мы общаемся по их ожиданиям: они сразу задают темы и глубину этих тем. И мы идем по этому пути, избегая монотонных повторений того, что люди уже знали до меня.

Executive: На какую бизнес-среду направлено обучение и ваша будущая книга?

А.К.: В первую очередь - на людей, которые для себя уже осознали или догадываются, что личными и корпоративными связями можно управлять, у них имеются для этого инструменты и некие «шаблоны», если можно так выразиться. Часто я слышу после выступлений высказывания, что они хотели бы услышать больше, что слишком мало было освещено за три часа аудиторных занятий. Причем, их вдохновил сам подход, а это, пожалуй, порой важнее, нежели сами знания. Люди могут как иметь долгосрочные планы/цели/мечты, так и не иметь их… Выделять какие-то социальные слои, бизнес, научные или политические аудитории тут тоже невежливо. Нетворкинг я бы сравнил с одеждой – как ответить на вопрос, на кого мода направлена сегодня? Вместе с тем, меня быстрее понимают люди открытые, имеющие примерно такой же жизненный опыт. Но это уже связано не с самим предметом, а с языком изложения материала.

Executive: С какими целями на ваши занятия идут слушатели?

А.К.: Я стараюсь создать условия, при которых обычные зеваки приходят редко. Чаще всего люди хотят детальнее углубиться в имеющихся познаниях или получить общее представление «по верхам» обо всем. Первые задают весьма конкретные, порой острые вопросы. Вторые слушают и внимают все.

Executive: Бывает, что люди уходят с занятий, поняв, что им это не нужно?

А.К.: Да, бывает. Я замечал, как на некоторых открытых мероприятиях люди были не совсем «со мной». Они, вроде, и тут, и в это же время выбегают звонить, что-то делать. Признаться, лично отзывов от людей, что это им не интересно, я не слышал. Может, из вежливости,- такие отзывы порой имеются в комментариях на мои статьи. Я не даю полного бизнес-образования и никогда не отслеживал, кто из слушателей открыл свой бизнес после меня. Поймите правильно, это лишь один из многих инструментов, который можно использовать в бизнесе.

Executive: Есть ли практические занятия, и как они проходят?

А.К.: Практические занятия я не проводил, хотя знаю, что проводят тренинги. На мой взгляд, они направлены больше на работу с личностью: лидерство, раскрытие экстраверта, выступления, преодоления страхов. Там требуется другая подготовка ведущего и другой формат работы с аудиторией. Буквально к нетворкингу я их не отношу.

Executive: Как поддерживать бизнес-контакт, не превращая его в дружбу?

А.К.: А почему дружба – это плохо? Это частая позиция: «хочешь потерять друга – начни с ним бизнес». У меня много примеров, когда бизнес рождал дружбу. Мой друг, Александр Субботин, когда-то пришел ко мне работать, а потом мы открыли совместную компанию. Дружим до сих пор.

Executive: Как вы думаете, был бы курс нетворкинга более эффективным в тандеме с преподаванием актерского мастерства?

А.К.: Да, это в частности я имел ввиду, когда отвечал на вопрос о практических занятиях. Актерское мастерство может помочь в этом деле. Однако я бы посоветовал при всем этом оставаться собой, не переигрывать. Но это тренеры лучше меня расскажут вам на самих курсах.

Executive: Какова роль социальных сетей в нетворкинге (типа E-xecutive)?

А.К.: Для современных людей это один из излюбленных инструментов. Разумеется, есть как плюсы, так и минусы. Вместе с тем, я использую социальные сети, и мне они приносят добрые плоды. В частности, и Executive, и Good2work я активно использую уже достаточно долгое время. Совсем недавно моя знакомая выложила по моей рекомендации свою статью в закрытой сети good2work. Чуть позднее она увидела выложенный пост с ее статьей в Facebook и комментарием от Юрия Барзова, где он рекомендует ее для публикаций в журнале «Сноб» своему знакомому Андрею Шмарову. А она как раз мечтала там публиковаться. Вот так вот тесен мир в социальной среде… особенно, если в этой среде есть какая-то избранность, ограниченность.

Фото: bizfam.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Автора безусловно следует поздравить, - ему удалось найти совершенно новый, никем еще не занятый и весьма перспективный бизнес-сектор для практической деловой самореализации. Вернее, для реализации одного из направлений бизнес-образования, который на 100% из 100% созвучен с веяниями современного российского рынка и тенденциями развития бизнеса, а также потребностями молодого поколения и растущего числа пользователей компьютерных сетей, поскольку создает практическую основу и обоснование для их общения, увлечения этим общением и т.д. А теперь еще и в корпоративной среде. Т.е. это та самая золотая жила, активная эксплуатация которой может позволить ему не только стать весьма известным человеком, но и неплохо заработать.

Следует также отметить, что автору, пока еще не поздно, было бы неплохо написать и издать книгу на эту тему, - закрепленный таким образом успех и первенство были бы гарантированы и на будущее, - тем более, если бы книга была хорошо, с пользой и умно написана. По крайней мере, имя ведущего специалиста во вновь открытой для России области ему было бы гарантировано. Как и успех среди потенциальных желающих прослушать этот курс (главное, - было бы что слушать в плане наполнения курса).

Что до самого «нетворкинга», то схожие по содержанию темы сегодня включены в крайне ограниченном и схематичном виде в программы GR MBA. Но и то, - очень схематично. Другой вопрос, насколько автор сумеет удержаться на гребне данной перспективной темы. Поскольку конкуренция однозначно будет со временем весьма серьезной. И это несмотря на то, что в России на сегодняшний день нет предпосылок для активного использования «нетворкинга» крупными коммерческими предприятияими или в коммерческих целях. Однако сама идея настолько интересна и внешне привлекательна, что рекламируемая программа МВА однозначно будет иметь весьма шумный успех и большую популярность. Несмотря на фактически полную пустоту в перспективе ее практического воплощения в реальном бизнесе.

Что до практического применения «нетворкинга» в бизнесе, то в России данное направление пока не имеет серьезных перспектив для крупных компаний и их бизнеса, играя больше роль «сарафанного радио». В отличие от крупных компаний на Западе, где такими компаниями и их конголмератами формируются целые разделы социальных сетей и иных аналогов под те или иные потребительские сферы. За рубежом серьезный бизнес уже сравнительно давно освоил перспективы использования социальных сетей для своих нужд. Но повторюсь еще раз, - в России пока таких перспектив не просматривается никак. Хотя на популярности курса, - уверен, - это не отразится никак. Идея слишком завораживающая, чтобы не обращать на себя внимание.

Николай Ю.Романов

Сергей Гончаров Сергей Гончаров Старший консультант, Москва
оригинальная статья - * Создано: 21.02.2011 23:24:30 комментарий на статью - Николай Романов Создано: 21.02.2011 23:24:31 ''отредактировано модератором''
Руководитель проекта, Москва

На мой взгляд статья абсолютна пустая. ''Реклама'' своего курса в МВА. Данная тема давно уже существует, в данном случае соглашусь с автором, что в России без связей даже ребенка в детский сад не отдашь.
Что такое «нетворкинг», а по-русски полезные связи знают все, но вот как грамотно их нарабатывать, чтобы не было игрой в одни ворота стоит учить еще со школы. Думаю, что курс в МВА уже поздно.

Светлана И +209 Светлана И HR-директор, Санкт-Петербург
Сергей Гончаров пишет: оригинальная статья - * Создано: 21.02.2011 23:24:30 комментарий на статью - Николай Романов Создано: 21.02.2011 23:24:31 еще немного и на е-xe появятся каменты в стиле ''первыйнах!''.
23.24.30 - это не время создания статьи. За секунду до размещения первого комментария появляется пресс-релиз обсуждаемой статьи. Автоматом, как я понимаю.
Менеджер по маркетингу, Украина

не далее, как на прошлой неделе, в отделе ''литература для саморазвития'' (почему там- не знаю, но не в бизнес-литературе) в книжном супермаркете видела 2 книги переводные на эту тему. тема интересная, но без учета специфики просто применить некоторые советы из этих книг было бы нереально!
если честно- ''как заводить друзей и оказывать влияние на людей'' тема настолько вечная и всегда актуальная, что развивать ее в разных направлениях можно до бесконечности
имхо- много зависит от личности и склада характера. если я приезжаю с конференции обменявшись меньше чем 50-60 визитками (на 100 участников), то считай что зря ездила... при этом френдить кого-то целенаправленно даже по внерабочим интересам считаю лишним

Экономист, Сингапур

Налаживание и поддержание связей требует времени.
Чем больше ''network'' - тем больше времени он съедает.
''отредактировано модератором''

Генеральный директор, Нижний Новгород

Господи, где я :o

Менеджер, Швейцария

Возможно, для запада, где даже соседи по кабинету друг с другом не общаются, эта тема и актуальна, но не для России, где бизнес-пиплы друг другу и сватья и братья :-)) У нас ''нетворк'' в крови.
Правительство с этим борется, а автор пропагандирует :-)))

Руководитель проекта, Москва

Недавно была на одном мероприятии. Выступал человек, не буду назвать фио, профессия - решать проблемы от юридических. до крупно финансовых. Неоднократно повторял. что чем толще ваша записная книжка, тем больше вопросов вы сможете решить. Главное, чтобы там были нужные телефоны нужных лиц. :) Но при этом не забывайте, что вы сами должны быть таким лицом, которое может решить ряд вопросов, а не просто коллекционером нужных телефонов.

Нач. отдела, зам. руководителя, Казахстан
Сергей Гончаров пишет: еще немного и на е-xe появятся каменты в стиле ''первыйнах!''.
Н. Ю. Романов как столп нахинга е-хе по сабжу: судя по описанию аффтар этим словом назвал обыкновенные межличностные коммуникации. Из 100% ответов только процентов 5% (всего лишь один коротенький абзац) посвящен непосредственно ''нетворкингу'' - в соцсетях. Засим, тема нераскрыта. Аффтар верните мне 10 минут потраченных на этот креатифф ! )) зы. кстате, фдисяткенах! замыкаю пьедестальчик!
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Москвичи смогут бесплатно обучиться востребованным направлениям на ВДНХ

Уже доступны занятия по направлениям: информационные технологии, маркетинг, автомобильный сервис и дизайн.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ обсудили тренды геоаналитики и применение ИИ

Более 50 специалистов обсудили использование инструментов геоинформатики и искусственного интеллекта для развития бизнеса.

Преподаватели ВШБ НИУ ВШЭ попали в число победителей конкурса лучших научных работ

В номинациях по секции «Менеджмент» победителями стали сразу три работы преподавателей Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ представили проекты для крупного бизнеса

Студенты работали как на данных, предоставленных компанией, так и проводили собственные количественные и качественные исследования.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы лучшие ESG-проекты России

В конкурсном отборе принимали участие более 600 претендентов.

Половина россиян остаются работать в компании по итогам стажировки

Чаще всего после стажировки молодые специалисты остаются работать в сферах транспорта, логистики и доставки, медицине и IT-сфере.

Больше половины россиян готовы переехать ради работы

Больше всего склонны к перемещениям молодые люди в возрасте 25-34 лет.

Половина россиян трудоустраивали друзей и родственников в свою компанию

Чаще других в хантинге принимали участие специалисты из сфер маркетинга, рекламы и PR, туризма, гостинично-ресторанного и автомобильного бизнеса.