Зачем в кризис тренинги

Сегодня сложно встретить публикацию, в которой бы не упоминалось о ФЭК — финансово-экономическом кризисе. За год мы свыклись с ним так же, как и с эпидемией птичьего, а затем свиного гриппа, феноменом Эль Ниньо и увеличением в нашей галактике количества черных дыр.

Конечно, за предыдущее десятилетие относительно стабильная экономическая ситуация стала казаться нормой, а для нашего поколения, начавшего свой трудовой путь в конце девяностых, так и вообще представлялась нормой. И вдруг ОН пришел. Толпы социологов, психологов и, увы!, бизнес-тренеров, в купе с представителями иных профессий, оказались на улице. То, что раньше было модным и даже казалось нужным, вдруг перестало вписываться в новые экономические реалии.

Первое, что пришло в голову топ-менеджерам (и в какой-то степени с ними согласна) — это пересмотреть структуру затрат. И вдруг выяснилось, что самая большая статья расходов на предприятии — это люди! Мало того, что им нужно платить деньги, кормить, обеспечивать рабочие места, за них еще нужно отчислять в казну государства определенную сумму денег ежемесячно, обучать, развивать, в общем, холить и лелеять. И в стране начались массовые увольнения и пришедшая с ними истерия и паника. Расходы на персонал стали резко сокращаться, начали сворачивать мероприятия по развитию персонала, в общем, «затянули кадровые пояса». И стали ждать экономического чуда. Только оно почему-то не произошло. Почему?

Бытует мнение, что для того, чтобы найти выход из сложной ситуации, нужно задавать правильные вопросы. Например, не «за что?» а «зачем?». Почему в мире случился ФЭК? Что он может нам дать кроме неприятностей? Мне сложно оценить последствия ФЭК в незнакомых и непонятных мне областях, но в области обучения и развития персонала (для работников западных компаний привожу аббревиатуру T&D) ответы на эти вопросы можно найти достаточно легко. За что нужно действительно быть благодарным кризису — это за возможность изменить вектор управленческого мышления. Перевести его с количественно — механистического на качественно — инновационный.

Раньше, в «жирные нефтяные времена», как их принято называть сейчас, было модно обучать персонал. Заседала на очередном собрании группа топ-менеджеров и думала — куда бы еще потратить нераспределенную прибыль? Так на обучение же! Вызывался бизнес-тренер с длинным референс-листом и желательно напечатанной книжкой типа «Как увеличить продажи в десять тысяч раз», проводил некое действо, после которого выходили счастливые и расслабленные сотрудники с загадочными лицами, и в списке корпоративных мероприятий ставилась галочка — сотрудники обучены.

Дело доходило до смешного, когда продавцов, работающих с мелкой розницей и имеющих непосредственный и живой контакт с клиентом, отправляли на тренинг по телефонным переговорам. Конечно, это полезно и нужно. Но не сейчас и не здесь. Немудрено, что первым делом срезали именно расходы на обучение персонала. Потому что не видели в них смысла. И правильно, потому что в этом случае смысла действительно нет.

Так неужели мы будем до бесконечности урезать бюджеты, чтобы остаться на плаву? Если да, то это печально, поскольку в этом случае предприятие никогда не выйдет из кризиса. Почему? Давайте вспомним феномен «японского чуда», когда после Второй мировой войны, Хиросимы и Нагасаки, японская экономика стала возрождаться, как птица Феникс из пепла. Опять-таки, не вдаваясь в экономические дебри (иначе никогда не выпутаюсь) скажу, что топ-менеджеры крупных предприятий изменили вектор своего мышления, сделав его качественно-инновационным. Что позволило, снизив себестоимость производства, предложить покупателям качественные товары? Откройте любу книжку типа «Лидерство Мацуситы» и увидите, что на первом месте в концепции такого лидера стоят люди. Система обучения, наставничества, развития человека.

Грамотный, профессиональный, замотивированный человек принесет предприятию гораздо больше пользы. Тот самый не поддающийся исчислению «человеческий фактор» может работать, в отличие от станка, по 12-14 часов в день, улучшать и модернизировать свой рабочий процесс, приносить новые идеи по работе предприятия. Поэтому в условиях кризиса людей не только можно, но и нужно обучать. Только грамотно, как сказал уже наш классик «с толком, с чувством, с расстановкой». В этом случае топ-менеджеру снова нужно задать себе правильные вопросы «Зачем обучать», «Кого обучать», «Как обучать». И не нужно покупать дорогостоящие тренинговые программы для обучения всего персонала в количестве 10 тыс. человек. Наверняка топ-менеджер скажет «Нет, Вы что, с ума сошли, это же очень дорого!». Однако можно прикинуть затраты на обучение и посмотреть, настолько ли это нереально для компании. Например, если менеджер хочет обучить группу из 10 менеджеров по работе с ключевыми клиентами. Двухдневной тренинг будет в среднем стоить 60 тыс. руб. (цифры приблизительные, точного маркетингового исследования рынка не проводила), два дня отсутствия на работе 10 менеджеров в среднем (исключая решения срочных рабочих вопросов по мобильным телефонам) — около 60 тыс. (при зарплате в 70 тыс.).

При этом если каждый из них в месяц заключит контрактов на несколько миллионов, можно считать затраты окупившимися. И при этом не только повышается мотивация сотрудников. В коллективе появляется ощущение стабильности — если нас обучают, значит, мы еще нужны Родине, а это уже напрямую связано с производительностью труда. На светящийся от счастья и крепкого ночного сна (наконец-то!) отдел посмотрят другие сотрудники. Конечно, в глубине души (а может, и не так глубоко) они позавидуют счастливцам, но и в их ежедневный труд придет ощущение стабильности и нужности.

Получается, что обучать сотрудников нужно. Только сможем ли мы преодолеть нашу русскую ментальность «коль рубить, так уж с плеча», чтобы сохранить золотую середину и вывести предприятие, а за ним и всю страну (приношу извинения за пафосное высказывание) из жестоких лап экономического кризиса?

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по продажам, Архангельск

Краткое содержание:Введение.Немудрено, что первым делом срезали именно расходы на обучение персонала. Потому что не видели в них смысла. И правильно, потому что в этом случае смысла действительно нет. Основная часть.Грамотный, профессиональный, замотивированный человек принесет предприятию гораздо больше пользыВывод.Получается, что обучать сотрудников нужно.

HR-директор, Москва

В приницпе все правильно. Но иного ждать и не надо было. Думаю, что бюджеты срезали не только в СНГовии,но и везде.При том, что буквально все компании на Российском рынке обозначали, что самая главная наша ценность-наши сотрудники.Представляется, что в кризис надо пытаться использовать внутренние ресурсы.Тот же тим-билдинг можно и нужно реализоваить средствами активной social life, а именно-организации интенсивноговнеофисного общения сотрудников на почве ... На реальной неофисной почве...Шашлыки, выезды на природу, посиделки на дачах, культурные туры по городам Подмосковьякоторые организуют местные представительства (в моей практике директоры даже оды слагалив честь приезда коллег).А также реализовывать концепцию внутренних тренеров, опираясь на скрытые педагогические ресурсы коллектива...Хотя свет в конце тоннеля уже виден, и вроде бы бюджеты постепенно стали восстанавливаться...А в целом написано живо и интересно!

Аудитор, Ярославль
В принципе написано все правильно. Вот только читая, никак не мог отделаться от ощущения, что где-то я все это уже видел. Потом понял, что текст практически полностью копирует рекламные тексты, предлагающие различные обучающие программы. Только раньше в них звучал лейтмотив 'Если Ваша фирма переживает кризис...' (имелось в виду на фоне общего благополучия), то теперь вместо кризиса одной отдельно взятой фирмы говорится о всеобщем ФЭК. Но зато выводы схожи - нужно обучение. Не хочу быть понятым неправильно. Развивать персонал, конечно же, необходимо. Однако, не могу не вступиться за тех, кто вынужден 'затягивать кадровые пояса' (цит. по автору статьи).
При этом если каждый из них в месяц заключит контрактов на несколько миллионов
А если этих дополнительных миллионов в окружающей среде просто нет? В кризисе оказалась не одна отдельно взятая организация. Кризис затронул и окружающие компании. Речь часто идет о банальном выживании организации. И даже те, кто располагает некоторым количеством свободных средств стремятся сохранить их, создавая 'подушку безопасности' на всякие непредвиденные случаи. Можно ли в такой ситуации обвинять тех, кто сократил расходы на обучение, если они реально не видят, как обучение может помочь их компании. Статья также не дает ответа на данный вопрос. Фактически, там приводится набор общих рассуждений о необходимости обучения персонала.
Павел Кузнецов пишет:Краткое содержание: Введение. Немудрено, что первым делом срезали именно расходы на обучение персонала. Потому что не видели в них смысла. И правильно, потому что в этом случае смысла действительно нет. Основная часть. Грамотный, профессиональный, замотивированный человек принесет предприятию гораздо больше пользы Вывод. Получается, что обучать сотрудников нужно
Полный разбор статьи. Добавить нечего. В этой связи несколько неожиданным и наивным кажется рассуждение автора о том, что если мы все вдруг потратим деньги на обучение персонала, то это поможет:
вывести предприятие, а за ним и всю страну (приношу извинения за пафосное высказывание) из жестоких лап экономического кризиса?
Представляется, что, наоборот, пока не изменится ситуация, расходы на обучение будут продолжать урезаться.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Юрий Полетаев пишет:Вот только читая, никак не мог отделаться от ощущения, что где-то я все это уже видел.
+1 :DЕсли это действительно 'крик души', то Ок. Ну высказался человек еще раз.Но коли это статья, то хотелось бы видеть нечто большее.
Руководитель проекта, Беларусь

я бы в варианты оценок статьи добавил бы еще одну: грустно... чтобы тренеру себя прорекламировать в кризисный период, нужны не рекламные тексты и не крики души. А банальные, занудные отчеты о результатах, которых вы добились вместе с клиентами в период кризиса.

Генеральный директор, Москва

Татьяна я думаю Вы меня узнаете! Статья Ваша имеет место быть и в ней Вы пишите действительно умные слова и фразы, но в связи с тем что во всём мире ФЭК, то моё мнение следующее:Учить персонал с помощью тренингов и тем более тратить на это деньги сейчас не время, раньше надо было этим заниматься когда всё было хорошо!Сейчас надо все знания полученные ранее воплощать в жизнь и показывать чему тебя научили!!!Так что Вам сейчас остаётся только смотреть, чему научились Ваши сотрудники, воплощают они это в жизнь или нет, и если это не так то не допускать таких ошибок в будующем и учить сотрудников работать в любой ситуации и в 'хорошую погоду' и в кризис!!!

Генеральный директор, Пермь

К сожалению в бизнес тренеры идёт огромная армия неудачников не способных реализовать себя в какой-нибудь другой сфере, кроме как пересказывать чужие идеи и мысли почерпнутые из разных источников....А персонал учить надо, но хороших тренеров думаю процентов 5....а остальные....пена....пересмотрел человек 30 на позицию корпоративного тренера....плакал....сейчас веду тренинги сам.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Поддерживаю А. Сорокоумова с оценкой - грустно...Я понимаю - накипело, а может что-то путное напишем для собственного развития, опытом поделимся, мне кажется важна поддержка в профессиональной среде. А то как в детких стихах 'что за вой, что за рев? то не стадо ли коров (тренеров)?'

Директор по продажам, Москва

Соглашусь с Юрием Полетаевым - рекламное объявление не больше не меньше. Крик криком, а тема раскрыта не полностью.. Хотя абсолютно согласен с тем, что тренинги нужны! это ж как армия без боевых учений.основной вопрос в том, какие тренинги и кто их будет проводить.сейчас много говорят, что кризис - время пересмотреть свои затраты, а как следствие и структуру предприятия. Главное, чтобы в торгующих организациях после пересмотра не осталась одна бухгалтерия, да тренера:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ИБДА РАНХиГС возглавил индекс популярности среди бизнес-школ России

Индекс составляется по ряду показателей, среди которых уникальные просмотры страниц бизнес-школ, новостей и анонсов, количество переходов на сайты вузов.

Зарплата выпускников IT-курсов растет в среднем на 50% после обучения

При этом каждый третий айтишник трудоустраивается во время учебы.

Исследование RAEX: как абитуриенты выбирают вуз

Выяснилось, что рейтинги влияют на выбор абитуриентов больше, чем мнение родителей.

В России впервые составили справочник корпоративных университетов

В пуле участников исследования представлены 43 корпоративных университета крупнейших российских компаний и субъектов федерации.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Владелец «Л’Этуаль» полностью выкупил сеть магазинов косметики «Подружка»

В России работает 287 магазинов сети «Подружка».

Стать предпринимателем пробовал каждый третий в мире

Доля заинтересованных в развитии своего бизнеса выше в странах Латинской Америки и в Индии, ниже — в Японии, Нидерландах, Бельгии, Швеции.

Названы самые дефицитные профессии в промышленности

Спрос на представителей некоторых специальностей за полгода вырос на 58%.

Пожар на складе Ozon: ущерб в 10 млрд рублей, компания выплатит компенсации продавцам

Основная версия пожара – поджог. Склад в Подмосковье уже не спасти.