Как попробовать себя в роли консультанта, поступив на MBA

Чему должна учить бизнес-школа в меняющемся мире? На вопросы Executive.ru отвечает директор Высшей школы менеджмента Национального исследовательского университета«Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) Лев Татарченко.

Executive.ru: Что сегодня мотивирует абитуриентов Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ на получение управленческого образования? Заметны ли отличия от мотивов прошлых лет?

Лев Татарченко: Сразу отмечу: программа MBA «Стратегический менеджмент», которую наша бизнес-школа предлагает с момента основания, сильно помолодела. Если раньше средний возраст поступавших был в районе 32-35 лет, то сейчас не больше 30 лет. Это связано, с одной стороны, с тем, что менеджеры и специалисты, которым адресована программа, быстрее понимают, что им нужно, а с другой стороны, 15-20% набора – слушатели, которые хотят резко изменить свою карьерную и профессиональную траекторию.

В ВШМ приходят люди, которые ищут себя и, расширяя сознание в процессе обучения, хотят понять, что им интересно. Наша статистика показывает, что 30-40% слушателей в течение двух-трех лет после выпуска меняют место работы или вообще уходят в свободное плавание. А если говорить в целом, то в бизнес-школе абитуриенты ищут новые знания и нетворкинг.

Executive.ru: Чем ВШМ отличается от других бизнес-школ в России?

Л. Т.: Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ была создана в 1999 году. С самого начала она позиционировалась как бизнес-школа, в которой готовят менеджеров для работы в российском бизнесе. У нас есть ясное понимание того, что нужно слушателям программ MBA, которое основано на том, что порядка 20% нашей профессуры пришло из бизнес-среды. У всех преподавателей, которых мы привлекаем с других факультетов Высшей школы экономики и из других вузов, очень большой консалтинговый опыт.

Нашей визитной карточкой являются три программы MBA: «Стратегический менеджмент» (с 1999 года), «Финансы» (с 2001 года), «Маркетинг и продажи» (с 2012 года). Еще в 2002 году была запущена программа ExecutiveMBA, которая до сих пор не имеет аналогов на российском рынке. Эта программа построена по проблемно-ориентированному признаку. То есть берется проблема (например, управление конкуренцией) и затем рассматривается с точки зрения финансов, маркетинга, HR и других функциональных областей. Программа предназначена для собственников бизнеса и топ-менеджеров.

Позже, в 2007 году, у нас также появилась программа DBA для менеджеров высшего звена, которые обладают большим практическим опытом управления и хотят осознать свою роль в этом мире. По результатам обучения слушатели пишут диссертацию, которая является вкладом в общее поле знания.

Executive.ru: Какие главные акценты в образовательном контенте делает школа в связи с этим?

Л. Т.: Одной из особенностей наших программ – является разумный баланс между наполнением образовательного контента классическими управленческими теориями и новыми научными знаниями о менеджменте, современной практикой бизнеса. В 2015 году мы приняли участие в специальном исследовании международной образовательной ассоциации CEEMAN, направленном на понимание того, как привносить в образование новые элементы. Этот проект охватил бизнес-школы 37 стран Восточной и Центральной Европы. После обработки собранной информации мы планируем внедрять полученные результаты в учебный процесс.

Executive.ru: Какие образовательные форматы предлагает школа?

Л. Т.: Программы MBA «Стратегический менеджмент», «Маркетинг и продажи» существуют в очно-заочной форме: фактически это вечерняя форма обучения. Слушатели занимаются три-четыре раза в неделю, плюс одну субботу в месяц в течение двух лет. И эти же программы существуют в модульном формате, который предполагает, что слушатели из регионов России приезжают в Москву один раз в три месяца и усиленно учатся в течение двух недель. Можно сказать, что это более интенсивная и плодотворная форма, дающая, кроме всего, и более широкие возможности для нетворкинга.

Программа MBA по финансам у нас существует только в вечернем формате.

А программа ExecutiveMBA – цикл из 15 двухдневных семинаров. Семинары идут по жесткому расписанию один раз в месяц.

Executive.ru: Какие уникальные «фишки» предлагает программа EMBA?

Л.Т.: Есть модуль, посвященный эмоциональному лидерству, во время которого нужно перейти по льду Байкала, преодолев 25 км. Перед участниками, которые не были раньше знакомы, ставится задача собрать команду из пяти человек и выработать стратегию перехода, намеченного на следующий день. Таким образом, для людей создаются определенные условия, чтобы они проявляли свои лидерские качества и компетенции, умение действовать в режиме реального времени.

Еще одна особенность программы EMBA – международные стажировки. В разные годы ее слушатели выезжали в Словению и страны BRICS (все, кроме Китая). А сейчас у нас появилась идея – организовать поездку в три страны, которые связаны именно с Китаем. В этом году мы были в Гонконге, в следующем – планируем посетить Сингапур и в 2019 году –Тайвань.

Executive.ru: Какие темы слушатели чаще выбирают для дипломных работ?

Л. Т.: У нас подход к подготовке аттестационной работы несколько отличается от того, как это принято в других школах. Наши слушатели объединяются в группы из трех-четырех человек и разрабатывают консультационный мини-проект для конкретной компании. Тема при этом выбирается самой компанией и согласовывается с группой: в этом случае достигается максимальный положительный эффект для обеих сторон. Это может быть разработка стратегии для повышения эффективности отдела финансового учета или проектирование нового бизнес-направления… И при этом есть одно важное условие: никто из членов команды не должен работать в компании, для которой выполняется работа.

Executive.ru: Появляются ли у вас новые курсы, связанные с текущими трендами? Насколько велик спрос на знания о гибких методологиях, Agile?

Л. Т.: В наших краткосрочных программах и семинарах есть курсы по Big Data, Agile и Scrum, современным информационным технологиям. Ряд вопросов мы частично обсуждаем на курсе, который веду я, – «Управление организационными изменениями».

В проектировании «длинных курсов» мы более консервативны. Но, тем не менее, в наших MBA-программах есть четыре-пять курсов по выбору, и эту линейку мы готовы менять достаточно динамично, исходя из потребностей слушателей. В частности, большим спросом в последние два года пользуется курс по Big Data.

А на финансовой программе MBA у нас появился курс по юридическим последствиям принятия финансовых решений. Для этого мы пригласили из крупной консалтинговой компании партнера, который ведет практику по судебным делам с крупными налогоплательщиками и рассказывает о трендах в сегодняшнем законодательстве. Все новое, что происходит, мы стараемся отслеживать.

Executive.ru: Какие форматы есть в школе для повторного обучения выпускников (Post MBA)?

Л. Т.: Выпускники наших программ могут дополнительно прослушать новые курсы, которые у нас появляются в очном формате. И также существует формат openlectures – бесплатные лекции, которые проходят три-четыре раза в год. На них приглашаются ведущие специалисты из разных областей. Лекции могут посетить все желающие.

Executive.ru: Насколько широки и активны контакты с зарубежными партнерами?

Л. Т.: Изначально у нас была программа партнерства с Cranfield School of Management в Великобритании – одной из ведущих школ бизнеса Европы. Большая группа преподавателей ВШМ прошла там стажировку в 1999-2000 годах. Позднее в партнерстве с ассоциацией CEEMAN мы направляли наших преподавателей на обучение в Словению, в Bled School of Management (IEDC).

Что касается совместных программ с зарубежными бизнес-школами, то у нас есть некоторые опасения, связанные с их реализацией. Дело в том, что определенные школы стремятся к определенным видам аккредитации. А любая аккредитация – попытка привести программы к единым стандартам. С одной стороны, это хорошо, так как это позволяет слушателям сравнивать и выбирать бизнес-школы. Но это серьезно ограничивает свободу действий самих образовательных институтов в разработке своих программ.

Мы готовы взаимодействовать в научных исследованиях и участвовать в совместных консультационных проектах с другими институтами, в том числе и зарубежными, но к выстраиванию общей системы сертификации мы подходим осторожно.


Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ создана в 1999 году. 1437 выпускников программ МВА. Дипломы об окончании программы Executive MBA получили 511 человек, дипломы DBA c защитой диссертации – 51 человек. Около 60 преподавателей, из которых около 70% – сотрудники НИУ ВШЭ, еще 10% – лучшие преподаватели из других вузов, и 20% –это практики бизнеса и консалтинга, включая выпускников самой школы. Подробная информация о программах, которые Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ предлагает в 2017-2018 учебном году, – в Каталоге бизнес-школ Еxecutive.ru.


В рамках исследовательского проекта редакция Executive.ru осенью 2017 года проводит серию интервью с российскими бизнес-школами, опросы выпускников и возможных абитуриентов бизнес-школ. В результате мы планируем получить объемное представление о состоянии спроса и предложения на рынке российского бизнес-образования.

Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В WU Executive Academy рассказали об Одиссее и стратегическом предвидении

Как развивались бы события «Одиссеи», если бы в распоряжении главного героя уже были современные инструменты стратегического управления?

В WU Executive Academy рассказали о 10 главных навыках руководителей

Почему специалистов с необходимыми навыками находить все сложнее? 

Видео эксклюзивного мастер-класса Бена Нельсона

Американский предприниматель и основатель университета Minerva провел мастер-класс «Революция рынка труда: как современные технологии изменят лицо образования».

Новая группа МВА начнет обучение в школе бизнеса МИРБИС 7 ноября

Вечерний формат обучения по программе МВА подойдет тем менеджерам, которые не любят долгих перерывов в обучении, а выходные хотят посвящать своим увлечениям или семье

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Эксперты: 4-дневная рабочая неделя приведет к снижению зарплат

Закон не препятствует пропорциональному снижению ФОТ при переходе на четырехдневную рабочую неделю.

75% россиян не верят в пенсии

Три четверти россиян не верят в пенсии, показал опрос Райффайзенбанка. А те кто верят, полагают, что она составит всего 10-20 тыс. руб.

Японцы доказали, что при четырехдневной рабочей неделе производительность растет. В Microsoft сообщили о росте на 40%

Японское подразделение Microsoft подвело положительные итоги месячного эксперимента по переходу на четырехдневную рабочую неделю.

 
Кто счастлив в России?

Самыми счастливыми оказались - медики, госслужащие и HR-ы. Об этом сообщается в исследовании Headhunter.