Как попробовать себя в роли консультанта, поступив на MBA

Чему должна учить бизнес-школа в меняющемся мире? На вопросы Executive.ru отвечает директор Высшей школы менеджмента Национального исследовательского университета«Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) Лев Татарченко.

Executive.ru: Что сегодня мотивирует абитуриентов Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ на получение управленческого образования? Заметны ли отличия от мотивов прошлых лет?

Лев Татарченко: Сразу отмечу: программа MBA «Стратегический менеджмент», которую наша бизнес-школа предлагает с момента основания, сильно помолодела. Если раньше средний возраст поступавших был в районе 32-35 лет, то сейчас не больше 30 лет. Это связано, с одной стороны, с тем, что менеджеры и специалисты, которым адресована программа, быстрее понимают, что им нужно, а с другой стороны, 15-20% набора – слушатели, которые хотят резко изменить свою карьерную и профессиональную траекторию.

В ВШМ приходят люди, которые ищут себя и, расширяя сознание в процессе обучения, хотят понять, что им интересно. Наша статистика показывает, что 30-40% слушателей в течение двух-трех лет после выпуска меняют место работы или вообще уходят в свободное плавание. А если говорить в целом, то в бизнес-школе абитуриенты ищут новые знания и нетворкинг.

Executive.ru: Чем ВШМ отличается от других бизнес-школ в России?

Л. Т.: Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ была создана в 1999 году. С самого начала она позиционировалась как бизнес-школа, в которой готовят менеджеров для работы в российском бизнесе. У нас есть ясное понимание того, что нужно слушателям программ MBA, которое основано на том, что порядка 20% нашей профессуры пришло из бизнес-среды. У всех преподавателей, которых мы привлекаем с других факультетов Высшей школы экономики и из других вузов, очень большой консалтинговый опыт.

Нашей визитной карточкой являются три программы MBA: «Стратегический менеджмент» (с 1999 года), «Финансы» (с 2001 года), «Маркетинг и продажи» (с 2012 года). Еще в 2002 году была запущена программа ExecutiveMBA, которая до сих пор не имеет аналогов на российском рынке. Эта программа построена по проблемно-ориентированному признаку. То есть берется проблема (например, управление конкуренцией) и затем рассматривается с точки зрения финансов, маркетинга, HR и других функциональных областей. Программа предназначена для собственников бизнеса и топ-менеджеров.

Позже, в 2007 году, у нас также появилась программа DBA для менеджеров высшего звена, которые обладают большим практическим опытом управления и хотят осознать свою роль в этом мире. По результатам обучения слушатели пишут диссертацию, которая является вкладом в общее поле знания.

Executive.ru: Какие главные акценты в образовательном контенте делает школа в связи с этим?

Л. Т.: Одной из особенностей наших программ – является разумный баланс между наполнением образовательного контента классическими управленческими теориями и новыми научными знаниями о менеджменте, современной практикой бизнеса. В 2015 году мы приняли участие в специальном исследовании международной образовательной ассоциации CEEMAN, направленном на понимание того, как привносить в образование новые элементы. Этот проект охватил бизнес-школы 37 стран Восточной и Центральной Европы. После обработки собранной информации мы планируем внедрять полученные результаты в учебный процесс.

Executive.ru: Какие образовательные форматы предлагает школа?

Л. Т.: Программы MBA «Стратегический менеджмент», «Маркетинг и продажи» существуют в очно-заочной форме: фактически это вечерняя форма обучения. Слушатели занимаются три-четыре раза в неделю, плюс одну субботу в месяц в течение двух лет. И эти же программы существуют в модульном формате, который предполагает, что слушатели из регионов России приезжают в Москву один раз в три месяца и усиленно учатся в течение двух недель. Можно сказать, что это более интенсивная и плодотворная форма, дающая, кроме всего, и более широкие возможности для нетворкинга.

Программа MBA по финансам у нас существует только в вечернем формате.

А программа ExecutiveMBA – цикл из 15 двухдневных семинаров. Семинары идут по жесткому расписанию один раз в месяц.

Executive.ru: Какие уникальные «фишки» предлагает программа EMBA?

Л.Т.: Есть модуль, посвященный эмоциональному лидерству, во время которого нужно перейти по льду Байкала, преодолев 25 км. Перед участниками, которые не были раньше знакомы, ставится задача собрать команду из пяти человек и выработать стратегию перехода, намеченного на следующий день. Таким образом, для людей создаются определенные условия, чтобы они проявляли свои лидерские качества и компетенции, умение действовать в режиме реального времени.

Еще одна особенность программы EMBA – международные стажировки. В разные годы ее слушатели выезжали в Словению и страны BRICS (все, кроме Китая). А сейчас у нас появилась идея – организовать поездку в три страны, которые связаны именно с Китаем. В этом году мы были в Гонконге, в следующем – планируем посетить Сингапур и в 2019 году –Тайвань.

Executive.ru: Какие темы слушатели чаще выбирают для дипломных работ?

Л. Т.: У нас подход к подготовке аттестационной работы несколько отличается от того, как это принято в других школах. Наши слушатели объединяются в группы из трех-четырех человек и разрабатывают консультационный мини-проект для конкретной компании. Тема при этом выбирается самой компанией и согласовывается с группой: в этом случае достигается максимальный положительный эффект для обеих сторон. Это может быть разработка стратегии для повышения эффективности отдела финансового учета или проектирование нового бизнес-направления… И при этом есть одно важное условие: никто из членов команды не должен работать в компании, для которой выполняется работа.

Executive.ru: Появляются ли у вас новые курсы, связанные с текущими трендами? Насколько велик спрос на знания о гибких методологиях, Agile?

Л. Т.: В наших краткосрочных программах и семинарах есть курсы по Big Data, Agile и Scrum, современным информационным технологиям. Ряд вопросов мы частично обсуждаем на курсе, который веду я, – «Управление организационными изменениями».

В проектировании «длинных курсов» мы более консервативны. Но, тем не менее, в наших MBA-программах есть четыре-пять курсов по выбору, и эту линейку мы готовы менять достаточно динамично, исходя из потребностей слушателей. В частности, большим спросом в последние два года пользуется курс по Big Data.

А на финансовой программе MBA у нас появился курс по юридическим последствиям принятия финансовых решений. Для этого мы пригласили из крупной консалтинговой компании партнера, который ведет практику по судебным делам с крупными налогоплательщиками и рассказывает о трендах в сегодняшнем законодательстве. Все новое, что происходит, мы стараемся отслеживать.

Executive.ru: Какие форматы есть в школе для повторного обучения выпускников (Post MBA)?

Л. Т.: Выпускники наших программ могут дополнительно прослушать новые курсы, которые у нас появляются в очном формате. И также существует формат openlectures – бесплатные лекции, которые проходят три-четыре раза в год. На них приглашаются ведущие специалисты из разных областей. Лекции могут посетить все желающие.

Executive.ru: Насколько широки и активны контакты с зарубежными партнерами?

Л. Т.: Изначально у нас была программа партнерства с Cranfield School of Management в Великобритании – одной из ведущих школ бизнеса Европы. Большая группа преподавателей ВШМ прошла там стажировку в 1999-2000 годах. Позднее в партнерстве с ассоциацией CEEMAN мы направляли наших преподавателей на обучение в Словению, в Bled School of Management (IEDC).

Что касается совместных программ с зарубежными бизнес-школами, то у нас есть некоторые опасения, связанные с их реализацией. Дело в том, что определенные школы стремятся к определенным видам аккредитации. А любая аккредитация – попытка привести программы к единым стандартам. С одной стороны, это хорошо, так как это позволяет слушателям сравнивать и выбирать бизнес-школы. Но это серьезно ограничивает свободу действий самих образовательных институтов в разработке своих программ.

Мы готовы взаимодействовать в научных исследованиях и участвовать в совместных консультационных проектах с другими институтами, в том числе и зарубежными, но к выстраиванию общей системы сертификации мы подходим осторожно.


Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ создана в 1999 году. 1437 выпускников программ МВА. Дипломы об окончании программы Executive MBA получили 511 человек, дипломы DBA c защитой диссертации – 51 человек. Около 60 преподавателей, из которых около 70% – сотрудники НИУ ВШЭ, еще 10% – лучшие преподаватели из других вузов, и 20% –это практики бизнеса и консалтинга, включая выпускников самой школы. Подробная информация о программах, которые Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ предлагает в 2017-2018 учебном году, – в Каталоге бизнес-школ Еxecutive.ru.


В рамках исследовательского проекта редакция Executive.ru осенью 2017 года проводит серию интервью с российскими бизнес-школами, опросы выпускников и возможных абитуриентов бизнес-школ. В результате мы планируем получить объемное представление о состоянии спроса и предложения на рынке российского бизнес-образования.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Слушатели программы MBA ВШБ ВШЭ прошли двухдневную деловую симуляцию

Такой формат обучения отражает реальную сложность стратегического управления в компаниях.

В ВШБ ВШЭ завершилась программа для лидеров в сфере управления HR

Слушатели программы «HR 3.0: управление человеческим капиталом» получили системные знания, практические инструменты и новое видение своей роли в бизнесе.

Проект ВШБ ВШЭ признан одним из лучших ESG-проектов России

В этом году на участие в конкурсе поступило более 670 заявок, из которых была отобрана 61 наиболее значимая инициатива.

Альфа-Банк и ВШБ НИУ ВШЭ расширили партнерство в сфере бизнес-образования

Сотрудничество направленно на развитие образовательных программ в сфере бизнес-информатики.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
31% работодателей используют карьерный коучинг

Личный опыт обращения к коучу имеется у 61% респондентов как вне, так и внутри компании.