Что вам даст индивидуальный курс EMBA

Скажу сразу: многие бизнес-школы полезны. С несколькими я сотрудничаю, и это уважаемые организации, в которых преподают опытные и знающие люди, способные вооружить слушателей полезными и практическими знаниями и навыками. Время и деньги однозначно будут потрачены с пользой.

При этом я бы не преувеличивал «эффект нетворкинга», который часто рекламируют бизнес-школы. Тут, что называется, как повезет. Вы действительно можете обрасти уникальными связями, но бывает и по-иному. Один из моих клиентов, бизнесмен, закончил очень пафосную и дорогую школу, но его одногруппниками были менеджеры крупного госбанка, учившиеся за счет работодателя. Пока что ему заведенные знакомства не помогли никак. Я тоже, учась в Institute of Directors (London), познакомился с очень интересными людьми, но это лишь дружеские связи.

Но главная проблема не в этом. Школы, где еще доминирует советская метода преподавания, работают как каналы передачи информации. Лектор говорит, студенты слушают, записывают, вникают. Более прозападные школы разбавляют теоретический материал кейсами. Решая их, слушатели не только углубляют знания, но и оттачивают навыки их применения. Однако потом, вернувшись в свой офис, многие из них испытывают трудности с практическим применением того, что узнали за партой.

Сам я закончил первую бизнес-школу в 2006-м, и в процессе обучения, так совпало, был повышен до генерального директора. «Эффект неофита», яркая свежесть обретенных знаний вызывала жгучее желание немедленно воплотить все на практике. Однако это оказалось куда сложнее, чем хотелось. Очевидные и простые истины, усвоенные на лекции, выглядели абсолютно неприменимыми к моим подчиненным, моему рынку, моей компании. Некоторые из идей, возникших тогда, я начал применять только много лет спустя.

То же самое уже потом, став консультантом, я слышал и от своих клиентов. Собственники бизнеса, предприниматели, читают книги, получают MBA, ходят на семинары, но не могут использовать полученные знания в своих компаниях. Идеи о стратегии, о бизнес-моделях и концепциях, такие мотивирующие и очевидные в процессе обучения, начинают казаться «сферическим конем в вакууме», абстракцией уже на следующий день, когда их носитель возвращается в офис и погружается в пучину ждущих подписи платежек, невыполненных планов продаж, мелкой офисной возни и суеты.

Идея индивидуального бизнес-образования пришла, как обычно, случайно, из шутки клиента. В процессе разработки стратегии для его компании мне пришлось рассказать ему едва ли не обо всем, что я знал сам, и он в шутку заметил, что мне пора открывать бизнес-школу. Идея мне понравилась, и мы решили рискнуть, но открыли не простую школу, а проект индивидуального бизнес-образования. И мы уверены, что такого рода образование будет расти и развиваться, не вытесняя традиционное бизнес-образование, но дополняя его.

Замысел заключался в том, чтобы преодолеть одну из главных проблем традиционного бизнес-образования. Как ни старайся, а при групповом обучении слушатели обязательно столкнутся с тремя трудностями:

  • Скорость обучения может не соответствовать их личному темпу усвоения информации.
  • Программа будет универсальной, то есть какие-то предметы будут очень интересны и полезны, а какие-то скучны.
  • Кейсы, которые слушатели будут решать, будут про другие компании из других отраслей.

В случае индивидуального обучения все эти проблемы легко устранимы. Поскольку преподаватель общается со слушателем индивидуально, они вместе подбирают комфортный темп обучения. Курс состоит из небольших модулей, из которых слушатель может выбрать то, что ему важно, отказавшись от того, что, как ему кажется, в ближайшее время не потребуется, сконструировав личную программу. Все наши преподаватели – бизнес-практики с реальным опытом управления.

Но самое главное: все практические занятия слушатели выполняют, решая реальные проблемы своих компаний. Курс рассчитан в основном на собственников бизнеса, участвующих в оперативном управлении, поэтому все полученные знания слушатели тут же пытаются применить на практике, а потом разбирают с преподавателем свои успехи и неудачи, корректируя действия в режиме онлайн. То есть теоретические знания мгновенно переносятся в практику и усваиваются.

Разумеется, такой подход стоит дороже, поэтому пока это нишевой продукт, рассчитанный на специфическую аудиторию. Мы назвали его «индивидуальный EMBA» за неимением лучших идей: конечно же, это не EMBA в классическом понимании. Мы не даем слушателям престижных дипломов и не отвозим на стажировку в Стэнфорд, зато гарантируем, что полученные знания точно не останутся в памяти сухой теорией.

Я убежден, что индивидуальное бизнес-образование будет развиваться. Благодаря современным технологиям его себестоимость снижается, и со временем оно станет доступно более широкому кругу слушателей. В современном мире знания и информация обесцениваются: их легко получить бесплатно, в интернете есть масса доступных и полезных лекций и статей. Важней будут навыки, умение применить знания на практике. То есть востребованным будет образование, превращающее знания в навыки на ходу.

Если мы учимся на инженера и изучаем, скажем, сопромат, мы постигаем неизменные физические законы. Мы уверены, что, став частью здания или моста, двутавровая балка поведет себя так же, как в учебнике. Иное дело бизнес. Бизнес это, так или иначе, управление людьми и информацией. Но люди не хотят подчиняться законам из учебника, а информации, с которой работает бизнесмен, становится настолько много, и она столь разнородна, что он всю жизнь учится управлять ею. Получить такие навыки за школьной скамьей невозможно.

Недавно я прочел о концепции лояльности брендов потребителю. Благодаря массе информации, которую можно собрать о потребителе по его цифровым следам, бренды будут учиться создавать для покупателей высококастомизированные индивидуальные решения, подстраиваясь под особенности и привычки человека. Машины будут приспосабливаться к стилю вождения хозяина, запоминать маршруты. Личные электронные самообучаемые помощники возьмут на себя массу мелкой рутины вроде покупки билетов или брони столиков. Одежда на заказ перестанет быть дорогой и станет привычной. Компьютеры и телефоны будут адаптироваться под хозяев.

Бизнес-образование (да и, наверное, образование вообще) станет более индивидуальным. Банкиру, сталепрокатчику, владельцу сети ресторанов есть, конечно, о чем поговорить за обедом, если они учатся вместе. Такой обмен знаниями и опытом тоже полезен. Но куда полезнее перекладывать все полученные знания на практику немедленно.

В традиционном бизнес-образовании между теорией и практикой есть временной и информационный гэп. Учащимся требуется время и умственная энергия, чтобы адаптировать полученные знания к реальности своих компаний, и, как правило, это происходит уже после обучения, когда часть полученных знаний неизбежно забылась. Как следствие, лишь часть знаний становятся навыками. При индивидуальном обучении коэффициент конверсии знаний в навыки значительно выше. Так что, так или иначе, индивидуальное образование во многих отраслях в ближайшие годы будет развиваться.

Если вы хотите узнать больше о нашем образовательном проекте, заходите на сайт.

Также читайте больше в блоге на сайте.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Максим Клемешов, Юрий Тазов
Партнер, Москва

Мне понравилась статья и я согласен с автором - индивидуальный подход в маленькой группе или, тем более, при персональном обучении конечно эффективнее. Но только при условии, что преподаватели сами имеют большой практический и полезный для слушателей опыт управления бизнесом. Проблема в том, что одному преподавателю получить такой опыт во всех вопросах невозможно и придётся приглашать по разным темам узких специалистов, что сделает обучение гораздо дороже.

Директор по развитию, Москва

Набор доводов, обосновывающих необходимость учиться в проекте автора, не оригинален: нет деловых связей, учат не тому и не так, практики мало, знания применить нельзя и т.д..

Не нужно преувеличивать эффект нетворкинга, но не стоит его и преуменьшать, даже если автору не повезло в конкретном учебном заведении.

Какая-такая "советская метода" преподавания в бизнес-школах, это о чем?! В основных бизнес-школах этого не было уже 15 лет назад. Индивидуальные кейсы? Все задания по всем курсам в течение всего обучения выполнялись на базе собственной практики, своей компании. Если кто и после этого не смог применить знания, может нужно было на кого-либо другого учиться?

Каким бы продвинутым ни был консультант (его компетенции еще нужно подтвердить результатами его бизнес-практики в качестве менеджера, а не консультанта), ему не под силу заменить собой команду преподавателей, консультантов и экспертов бизнес-школы. А главное, неоткуда взять процесс совместного группового творчества менеджеров, поиска решений, которые создает бизнес-школа для своих слушателей. Это и есть суть бизнес-образования.

Индивидуальное консультирование было, есть и будет. Не надо называть его программой EMBA.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.