Эволюция бизнес-образования: баланс между классическим и онлайн МВА

В 2014 году в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС была запущена инновационная программа iMBA, где 30% курсов выведены в онлайн. О преимуществах iMBA Executive.ru рассказал Ярослав Павлов, директор программ дистанционного обучения.

Программа iMBA – это очно-дистанционная форма MBA, ориентированная на самых динамичных и продвинутых управленцев. Треть программы реализована в формате дистанционного обучения – основу этой части составляют видеокурсы, разработанные лучшими бизнес-преподавателями России. Такой вариант хорошо подходит для тех, кто имеет сложный график работы и хочет оптимизировать временные затраты, а также развить навыки работы в дистанционных командах. Учиться на iMBA комфортно и удобно.

Executive.ru: С момента запуска программы iMBA прошел год. Насколько поменялось за это время представление создателей программы о ее структуре и контенте?

Ярослав Павлов: И наши слушатели, и мы сами очень довольны качеством учебных материалов (видео-лекций, тестов, заданий). При этом мы понимаем, что программа должна развиваться. Первое время были задержки с проверкой заданий преподавателями, но нам удалось от этого избавиться. Сейчас мы сконцентрировались на организации взаимодействия между слушателями в процессе обучения. Для этого ввели роль тьютора группы. С самого начала у нас были преподаватели, которые проверяют задания и дают слушателям обратную связь. Тьютор же отвечает за интеграцию, что важно для философии программы iMBA. Задача тьютора — помогать слушателям интегрировать знания из разных дисциплин, а также объединять самих слушателей и организовывать групповые обсуждения.

Изменения коснулись и очных модулей. Теперь это три двухнедельных модуля, вместо четырех десятидневных. Эта мера направлена на то, чтобы дополнительно сократить временные затраты слушателей на дорогу. При этом интенсифицируется межсессионная работа. Мы также расширили вводный курс командообразования до однодневного тренинга, который ведет высококлассный бизнес-тренер и бизнес-психолог Сергей Ублиев. Данный тренинг реализует две задачи. Во-первых, создается групповая динамика, необходимая для эффективного обучения на программе. Во-вторых, слушатели осваивают психологические приемы и навыки, требующиеся для создания команд. На этом мы не собираемся останавливаться. Мы постоянно общаемся со слушателями, собираем обратную связь. На основе нее и тех тенденций образования, которые существуют в мире, мы разрабатываем новые решения для программы iMBA.

Executive.ru: Продолжая разговор о преподавателях: кто преподает на программе, и кто пользуется особенной популярностью среди слушателей?

Я.П.: В целом коллектив очень похож на тот, что задействован на нашей классической программе MBA. Имена наших преподавателей хорошо известны: Теймураз Вашакмадзе, Александр Гапоненко, Александр Ляско, Владимир Козлов, Александра Кочеткова, Эмиль Мартиросян, Людмила Мосина, Галина Соколова — список можно продолжать. Каждый из преподавателей уникален по-своему. Это руководители компаний, маститые бизнес-консультанты и серьезные академические исследователи, преподающие в России и за рубежом. Мы стремимся соблюдать баланс между преподавателями с разными профилями деятельности.

На iMBA к нам присоединяются несколько преподавателей, новых для команды ИБДА: Сергей Бехтерев (майнд-менеджмент), Алексей Каптерев (онлайн-курс по мастерству презентаций), Саша Карепина (курс по письменным коммуникациям), Андрей Гавриков (интернет-маркетинг).

На программе iMBA также преподает и сам Сергей Мясоедов, директор ИБДА. Он является одним из отечественных классиков кросс-культурного менеджмента; на iMBA он ведет курс по этой теме, который очень популярен у слушателей.

Executive.ru: Чем ваши слушатели отличаются от слушателей MBA в традиционном формате?

Я.П.: Как и на большинстве программ МВА в России, доля мужчин значительно больше доли женщин. Однако мы уже думаем над тем, как достичь лучшего баланса.

Большая часть наших слушателей из России, но, в зависимости от группы, примерно от 1/4 до 1/3 - представители стран СНГ, преимущественно Казахстана. При этом, на iMBA очень широкий региональный охват – это происходит за счет того, что 30% обучения осуществляется онлайн и слушателям необходимо приехать в Москву всего на три очных модуля.

В целом средний возраст на iMBA немного ниже, чем на классической MBA. В остальном профиль слушателей очень похож. К нам приходят менеджеры уровня руководителя отдела, руководителя бизнеса; встречаются также топ-менеджеры, члены совета директоров и владельцы бизнеса.

Executive.ru: В рамках программы iMBA 30% обучения происходит онлайн, а 70% - оффлайн. Чем объясняется такая пропорция? Возможен ли в будущем перенос в онлайн каких-либо курсов, преподаваемых сейчас в аудитории?

Я.П.: Мы действительно планируем увеличить количество онлайн-курсов, но лишь немного. Это связано с требованиями, которые предъявляют к таким программам АМВА (международная аккредитация программ МВА) и НАСДОБР (отечественная аккредитация бизнес-образования). Кроме того, мы будем переводить в онлайн-формат только те курсы, которые действительно можно эффективно проводить онлайн. И здесь кроется очень много подводных камней, которые мы внимательно изучаем.

Executive.ru: Вступительные испытания на программу состоят из эссе, экзамена и выборочного онлайн-собеседования. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о каждом из этих этапов.

Я.П.: Основной экзамен проводится в формате учебного кейса. Мы договариваемся со слушателем на определенное время, в которое ему будет выслан кейс. Слушатель должен предложить решение этого кейса в течение, как правило, 2 часов (зависит от конкретного задания). Присланное решение проверяется на антиплагиат, потом его просматривает преподаватель и выставляет оценку, после чего происходит с этим кейсом знакомится комиссия. Если обнаруживаются какие-то противоречия между решением и заявленным профессиональным опытом слушателя, может быть назначено дополнительное собеседование. Тех, кто пытается жульничать, вычислить достаточно просто. Но, к счастью, к нам такие не идут. Большинство абитуриентов очень ответственные и мотивированные люди. И это еще один залог качества программы.

Executive.ru: Одним из главных требований к поступающим на iMBA является наличие мотивации для серьезной работы на программе. По словам ваших слушателей, каковы основные источники дополнительной мотивации и вдохновения, которые они получают уже непосредственно в процессе обучения?

Я.П.: Самым большим мотивационным моментом является то, что у слушателей есть возможность сразу же применять знания, полученные в процессе обучения, на собственной практике.

Приведу пример из собственного опыта. В дистанционной части программы я веду курс «Работа в виртуальных командах». Признаться честно, я считаю, что это курс крайне простой: он невелик по объему и нацелен на переосмысление командной работы в новых условиях — в виртуальной среде. При этом слушатели часто пишут, что курс помог им по-другому взглянуть на свою работу в команде, обратить внимание на такие моменты, которые раньше ускользали от их взгляда – например, осознать, почему возникают проблемы при сотрудничестве с фрилансерами, — и изменить свою практику в лучшую сторону. Курсы других преподавателей вызывают еще больше одобрения, ведь они помогают реализовать на практике куда более сложные вещи. Слушателям iMBA нравится то, что они получают не сухую теорию, а конкретные практические знания, подкрепленные концептуальным объяснением и рассмотрением реальных управленческих проблем.

Executive.ru: Когда начинается подготовка к защите диплома и как организован сам процесс защиты? Какова роль онлайн-технологий в процессе работы над дипломом?

Я.П.: Слушатели начинают работу над дипломом на второй год обучения. Это было сделано осознанно: слушателям нужно лучше познакомиться с преподавателями и актуальными концепциями, которые они могли бы комплексно применить в собственной работе. Важно сказать, что все дипломные работы направленны полностью на практику слушателей.

Так как работа происходит, в первую очередь, в межсессионное время, в ней используются наиболее распространенные методы коммуникации – в первую очередь, электронная почта, скайп и вебинары.

Executive.ru: Куда читателям можно обращаться за дополнительной информацией об iMBA?

Я.П.: Исчерпывающую информацию можно получить на сайте программы. При возникновении вопросов, можно задать их мне через форму на сайте.

Кроме того, 29 октября состоится очная презентация программы в Москве, по адресу проспект Вернадского, 82. Все подробности и форма регистрации доступны по ссылке. В рамках мероприятия слушатели смогут узнать об основных преимуществах программы, задать вопросы администрации и слушателям. Также в рамках презентации будет проведен мастер-класс от одного из преподавателей iMBA – Леонида Смехова, автора курса «Коммуникации бизнес-лидера», телеведущего, управляющего партнера тренинг-центра «Коммуникатор».

Для тех, кто не сможет присутствовать лично, данное мероприятие будет транслироваться онлайн. Записаться на онлайн-трансляцию можно на странице регистрации.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

А с чем Я.Павлов связывает то, что пока управленческое образование (любого уровня и формы) никак не отразилось на результатах развития нашей экономики? Какая была структура нашего экспорта, такая примерно и осталась.

Руководитель, Москва

Владимир, спасибо за вопрос.
К сожалению, я не могу отвечать за всё отечественное бизнес-образование. Хотя ИБДА и является одной из крупнейших и сильнейших отечественных бизнес-школ, для российской экономики это капля в море.

А теперь мой ответ на Ваш вопрос:
1) К сожалению, количество бизнес-школ, работающих по действительно высоким стандартам крайне невелико. Если Вы посмотрите на список отечественных бизнес-школ имеющих аккредитацию АМВА, и сравните с аналогичным список любой из экономически развитых стран, Вы увидите, что Россия сильно отстаёт по этому показателю.
2) Необходимо, чтобы накопилась критическая масса людей, имеющих определенное мировозрение и соответствующий набор знаний и навыков. Пока их все еще мало.
3) Мы часто видим, что люди занимаются в России бизнесом скорее не благодаря, а вопреки имеющимся условиям.

Генеральный директор, Нижний Новгород

В свою очередь, спасибо Вам, Ярослав, что не ограничиваетесь только публикацией и готовы к обсуждению.
Немного о своем опыте в образовательном процессе. 10 лет я работал на обычном отделении международного бизнеса нижегородского иняза. Но у меня была возможность пару лет посещать пару курсов выпускника гарвардской бизнес-школы (вместе со своими студентами старших курсов) - этот преподаватель работал у нас на кафедре совместителем (основное место работы консультант, в то время он консультировал Кока Кола в Москве).
Те методы, которые применял он, в наших БШ уже применяются. Это раз.
Второе - это книга Голдратта "Критическая цепь", где кроме описания нового подхода к управлению проектами, автор описывает кризис МВА для западных БШ.
Я знаком с парой директоров БШ МВА в Нижнем, причины кризиса МВА - идентичные описанному у Голдратта в его бизнес-романе.
Потому я не смотрю так же оптимистично на ситуацию, как и Вы. Это, во-первых.

ПРИМ. Я не люблю сам читать длинные комменты, и сам стараюсь описать короче. Потому чуть позже отвечу на Ваши 3 пункта и предложу свою версию проблем и решений. Вернее повторюсь, так как описание проблемы я уже выполнил ранее - http://www.e-xecutive.ru/management/practices/1182433-taim-menedzhment-kak-put-k-protsvetaniu

Руководитель, Москва

Владимир, спасибо за ответ.

1) Я согласен с Вами относительно мирового кризиса МВА. Мне кажется, что этот кризис затрагивает всю образовательную систему. Но его можно преодолеть через эволюцию образования. В первую очередь эволюция происходит через смешанные программы, т.к. это позволяет сохранить многие плюсы традиционного образования и добавить больше гибкости.

2) Также согласен с тем, что сильные программы МВА в России есть, причём не только в Москве. Но для масштабов нашей экономики этого мало.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - "Мы также расширили вводный курс командообразования до однодневного тренинга, ... Данный тренинг реализует две задачи. Во-первых, создается групповая динамика, необходимая для эффективного обучения на программе".

Ну, во-первых, представлюсь еще с другой стороны - как слушатель дистанционного курса (курс Гандапаса по ораторскому искусству, который я выбрал как приз после получения 2 места в конкурсе бизнес-кейсов ШБ Синергия). Вот уже выполнил первое домашнее задание. Продолжаю наблюдать изнутри за дистантным образованием.

Теперь по поводу цитаты (поскольку командообравзоанием занимаюсь как тренер)
- групповая динамика она может "создаваться" даже в социальной сети. А вот пройти все этапы групповой динамики за 1 день не представляется возможным. Потому или нужны пояснения, или это ошибка - проведение такого тренинга с целью "создания" групповой динамики.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Ну и самое главное.
Уверен, что специфика нашего управленческого образования (меня интересует только эта тема) не в том, что происходит во время учебы, а что - после: выпускнику не кого учиться практике научного управления. Результат - пожинаем все вместе.
Но это не снимает вины БШ (что оффлайн, что он лайн) - они должны искать решения, как исправить ситуацию. Готов помочь.

Офис-менеджер, Австралия

Закончила Плешку. Думаю о построении карьеры.
МВА в планах. Но есть большие сомнения.
Онлайн обучение мне сильно напоминает подготовку к экзамену по чужим конспектам и чужим шпаргалкам. По моему опыту - самый неэффективный способ для получения знаний. Чужие мысли тут же вылетают из головы.

Цитата В.Токарев: " выпускнику не кого учиться практике научного управления"
Полностью согласна!!

Правда смущает следующая фраза В.Токарев: "Готов помочь."

В чем заключается именно В.Токарева помощь??

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата А.М. - "Онлайн обучение мне сильно напоминает подготовку к экзамену по чужим конспектам и чужим шпаргалкам. По моему опыту - самый неэффективный способ для получения знаний".

У меня скромный опыт обучения он-лайн - вот сейчас учусь у Гандапаса (2 месячный курс). Мне пока нравится. А если перестанет нравиться - это будет недоработка конкретного преподавателя, но не формы онлайн.

Цитата А.М. - "Цитата В.Токарев: " выпускнику не кого учиться практике научного управления" Полностью согласна!!
Правда смущает следующая фраза... "Готов помочь." В чем заключается именно В.Токарева помощь??"

Поскольку мы обсуждаем публикацию специалиста онлайн обучения. А его (спеца) и ее (форму онлайн) не виню в плохой подготовке (виню систему в целом), то предлагаю помощь любой образовательной структуре (что оффлайн, что онлайн). А помощь в проверенных методах:
1. Использовать технологию обучения через обучение других.
2. Использовать персональный менеджмент для овладения менеджментом. (написал книгу 3 менеджмента в 1 флаконе как раз про этот метод, книга вышла в журнальном варианте в журнале, решаю вопрос о размещении краткого обзора книги в одном из журналов, но готов пояснить суть здесь).
3. Использовать соцсети, в частности Е-хе, чтобы получить отличное образование по менеджменту (думаю, и не только).
По всем пунктам готов дать здесь более подробное пояснение

Офис-менеджер, Австралия

Я поняла. Это вы ему предлагаете помощь, а не мне.
Ну да ладно. Пока вы будите сами играться в ваши игрушки придётся выкручиваться самой. Хорошо что плешка хоть базу дала.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Обычно, Анастасия, комменты вроде - Пока вы будите сами играться в ваши игрушки
для меня достаточны, чтобы далее не терять время на дискуссию. Сори.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Бизнес-школа АМИ запустила Executive MBA в Казахстане

Казахстанские предприниматели получат бизнес-образование в петербургской школе.

Студенты ВШЭ и «Яндекса» выиграли международную олимпиаду по программированию

Олимпиада ICPC – одно из крупнейших и наиболее престижных соревнований по программированию в мире.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.

Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Cпрос на специалистов в сфере производства вырос почти в 2 раза

Средние предлагаемые зарплаты в производстве выросли на 16% в I квартале по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.