Вызов традициям, или Почему МВА идет в онлайн?

Динамичность рынка и отсутствие свободного времени сегодня являются одними из наиболее актуальных причин отказа от MBA-образования. Лекции и семинары, домашние задания, учебные поездки по России и за рубеж… все это сильно отвлекает от основной работы. Многие из тех, кто решается пойти в бизнес-школу, но не может оставить бизнес, с трудом выкраивают время на обучение. В то же время онлайн-технологии в образовании достигли того уровня, когда бизнес-школы могут позволить себе их применять, а слушатели получают возможность учиться по свободному графику, выбирая то время, когда им это удобно. «Мы поняли, что с помощью онлайн технологий можем сделать действительно классный продукт, отвечающий всем критериям программы МВА», - говорит Ярослав Павлов, директор программ дистанционного обучения в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. Осенью 2014 года бизнес-школа запускает новую программу iMBA, где часть обучения будет проходить онлайн. Какое оно – образование будущее? Какие знания можно передать через Сеть, а какие – только через личный контакт? Как быть с теми слушателями, кто нуждается в «пинках»? Как избежать ошибок при создании онлайн курсов?

Executive.ru: На кого рассчитана программа iMBA?

Ярослав Павлов: В первую очередь, на тех, кого можно назвать динамичным и продвинутым, с позитивным отношением к современным технологиям и отсутствием стереотипов, вроде «онлайн образование – это легко, можно не напрягаться». Напрягаться придется, и очень много. В целом мы рассчитываем на достаточно широкий спектр управленцев, как среднего, так и более высокого уровня, владельцев бизнеса. Возрастной разброс от 26 и до 40 лет (… и старше, так как нижний порог задают требования по опыту работы, а верхнего порога нет). Наша программа призвана помочь слушателям шагнуть в эру новых технологий, начать понимать, как их использовать и как с их помощью повышать эффективность бизнеса. При этом в программе нет технологического уклона, технологии органически вписаны в учебный процесс.

Executive.ru: Какова структура программы iMBA?

Я.П.: Программа состоит из двух частей: онлайновой и очной. Весь онлайновый контент вынесен в начало обучения и длится шесть месяцев (250 часов). Очная часть длится 400 часов и поделена на четыре модуля. Она стартует не с нуля, а на базе того, что вы изучили онлайн.

Онлайновая программа существует в двух форматах. Первый – вы проходите сначала обучение онлайн, а потом продолжаете очное обучение и в итоге получаете диплом MBA. Второй – вы учитесь только онлайн на программе «Точка роста» (по сути, это онлайновый модуль программы iMBA – несмотря на интегрированность с очной частью в рамках iMBA, онлайновый модуль является полноценной программой) и получаете диплом о профессиональной переподготовке.

Executive.ru: В чем суть программы «Точка роста»?

Я.П.: Данная программа призвана стать точкой роста вашей карьеры. Она позволяет систематизировать и расширить имеющиеся у вас знания и навыки. Кроме того, вы органически развиваете свою IT-компетентность: без нагромождения технических терминов и схем, в «фоновом режиме» вы улучшаете понимание того, как современные технологии могут упростить вашу жизнь и усилить бизнес. В результате вы значительно превосходите конкурентов по двум ключевым показателям: систематичность и техническая компетентность. Это и становится залогом вашего карьерного роста. Если вы хотите большего, вы можете продолжить обучение на программе iMBA.

tochka-rosta.jpg

Executive.ru: Почему только часть программы iMBA проходит онлайн? Почему вы сохранили очный модуль?

Я.П.: Потому что мы понимаем ценность живого общения. А еще мы стремимся обеспечить синергию двух моделей обучения. Один из основных принципов программы: интеграция онлайновой и очной части обучения. Практически все онлайн-курсы (кроме одного) продолжаются очно. Это позволяет слушателям лучше осмыслить пройденное, поделиться личным опытом, обсудить связь практики участников с изученным материалом, а также лично проконсультироваться с преподавателем.

У интеграции двух форматов есть еще одно преимущество: в аудиторию на очные занятия слушатели приходят очень хорошо подготовленными. Все вспомнили теорию, систематизировали практические знания, полностью освоили терминологию и говорят на одном языке. Это дает потрясающий эффект, качество обсуждений в аудитории выходит на очень высокий уровень, какой сложно встретить даже на очень сильных МВА программах.

IMBA_5i.jpg

Executive.ru: Немецкий ученый Дерек Ф. Абель считает, что курсы MBA делятся на «ориентированные на действия» (финансовый, управленческий учет и т.д.) и «ориентированные на то, чтобы думать» (лидерство, создание команды и т.д.). И что дистанционный потенциал есть только у первых. Каково ваше мнение?

Я.П.: В этой концепции есть здравое зерно, но я не согласен. У всех курсов есть свои перспективы, и у всех они ограничены. Наивно предполагать, что «финансовый учет» в онлайне будет также эффективен, как в смешанном формате. Потом, совершенно не согласен, что «лидерство» и «создание команды» нельзя преподавать онлайн. Виртуальная команда – это разве не команда? Разве в виртуальных организациях не требуется лидерство? Я думаю, что деление должно осуществляться по другому принципу. Конечно, есть вещи, которые можно донести только с учетом индивидуального взаимодействия, харизмы преподавателя. Но это касается только определенной части материала. Поэтому я бы не сказал, что у каких-либо курсов нет перспектив в онлайне, скорее, у них нет перспектив исключительно в онлайне. Именно поэтому мы делаем ставку на формат blended – в нем можно вести абсолютно любые курсы.

Executive.ru: Но у вас ведь есть один предмет, который не продолжается в очной части?

Я.П.: Да, это курс «Управление виртуальными командами». Он идет только в онлайн-части. Потому, что заведомо настроен на виртуальную среду и направлен на то, чтобы помочь слушателям освоить навыки работы и управления в дистанционных командах. Мы будем затрагивать различные вопросы работы в дистанционных командах: технические, вопросы доверия, вопросы ответственности и т.д. Сегодня это актуально практически для всех: от больших компаний с множеством филиалов, до маленьких фирм, имеющих в штате (или на подряде) несколько удаленных сотрудников.

Нужно понимать, что управление командами бывает двух типов. Можно управлять командой подчиненных, а можно – равных себе. Второе – намного сложнее и закладывает навыки для первого. Работая в виртуальной команде равных во время своего обучения, человек одновременно находится и в роли «руководителя», и в роли «подчиненного». Он учится делить ответственность, делегировать полномочия, доверять исполнителям — без всего этого не построить эффективной команды.

Executive.ru: На форуме E-xecutive.ru было высказано мнение, что «онлайн обучение подходит не всем. Есть студенты, которых нужно контролировать, организовывать, практически заставлять учиться, угрожая отчислением и т.д.». Вы согласны с этим в рамках МВА?

Я.П.: Когда мы говорим о «взрослых студентах», управленцах, предпринимателях, то тут таких, кому нужен внешний дополнительный стимул к обучению, — крайне мало. Как правило, «нуждающиеся в пинках» люди хотят не учиться, а только получить корочку. Это не наша аудитория. Мы делаем программу для тех, кому нужны серьезные практические знания.

Executive.ru: А как планируете отсекать «халтурщиков»?

Я.П.: Они будут отсекаться на этапе отбора на программу. Кроме того, откровенные халтурщики не выдержат уже первых онлайн-курсов. А значит, они будут отчислены. Мы понимаем занятость наших слушателей, но навстречу идем только тем, кто действительно мотивирован учиться. Это крайне необходимо для обеспечения высокого качества обучения.

Executive.ru: Как на iMBA будет проходить контроль знаний?

Я.П.: Инструменты контроля разные. От микро-тестов после каждого видео-блока курса, до заданий на оценку (мини эссе, решение кейсов различной сложности). Кроме того, мы используем разные обучающие форматы, такие как групповые работы, очные экзамены, деловые игры, тесты.

Executive.ru: Как построен график обучения в онлайновой части программы?

Я.П. Общая концепция заключается в том, что человек достаточно свободно может регулировать свой график обучения, в том числе, когда проходить курсы, в каком количестве. Ограничение одно: дедлайны по окончанию курса. Тем не менее, нельзя забывать, что свободный график – тоже график. Для того, чтобы упростить жизнь слушателей, тьюторы помогают освоить новые элементы планирования, которые нацелены на работу в свободной динамической среде, и дать поддержку в плане построения персональной траектории обучения. При этом нужно понимать, что никто не будет ничего делать за вас, но вы никогда не останетесь без помощи.

Executive.ru: Кто из преподавателей будет вести онлайновую часть?

Я.П.: Те же, кто будет вести офлайновую часть. Это наш звездный состав преподавателей вместе с ректором ИБДА Сергеем Мясоедовым. Плюс мы пригласили известных бизнес-тренеров: Алексея Каптерева (будет вести курс «Мастерство презентации») и Сергея Бехтерева, автора первой в России книги по майнд-менеджменту.

Данное видео знакомит вас с одним из курсов программы «Кросс-культурный менеджмент»,
который ведет ректор ИБДА РАНХиГС Сергей Мясоедов.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.