DBA: в науку ради бизнеса

Лариса Карташова, доктор экономических наук, декан факультета «Плехановская школа бизнеса Integral» Российского экономического университета имени Г. Плеханова

Программа DBA: эксклюзивное предложение на рынке бизнес-образования

Во всем мире программа DBA является эксклюзивной программой подготовки управленческих кадров высшего звена, способных на основе современных ис­следовательских методов генерировать и реализовывать на практике новые идеи и глобальные стратегиче­ские управленческие решения. Интерес к этим про­граммам возрастает. Выпускники таких программ, как правило, немногочисленны, но они кардинальным образом влияют на устойчивое и поступательное раз­витие глобальной экономики, социально-экономиче­ское развитие страны, региона, отрасли.

На проведенном в «Российском экономическом университете имени Г.В.Плеханова» в апреле 2012 года «круглом столе» «Перспективы развития программ DBA: международные стандарты и российский опыт» было высказано много мнений по предложенным к обсуждению вопросам. Какое место про­грамма DBA занимает в общей системе образователь­ных программ? В чем ее отличие от программ подготов­ки кандидатов и докторов наук, так называемых на Западе программ PhD?

За рубежом на обучение по программам PhD (канди­дат наук/доктор наук) поступают, чтобы затем стать профессиональным ученым и преподавателем высшей школы. А на DBA, как правило, приходят топ-менедже­ры и государственные служащие, чтобы, опираясь на исследовательские методы, внести существенный вклад в устойчивое развитие экономики, бизнеса и об­щества.

В России рынок недостаточно осведомлен о преимуще­ствах и особенностях программ DBA. Руководители крупного бизнеса, ответственные хозяйственные работ­ники в целях дальнейшего профессионального роста и развития, а также для получения более высокого статуса в качестве единственной для себя альтернати­вы видят защиту кандидатской или докторской диссер­тации. При этом они вынуждены концентрироваться больше на элементах научной новизны и существенно­го вклада в науку, нежели на поиске обоснованных стратегических решений, способных кардинально по­высить эффективность экономической практики. При этом, в отличие от зарубежной практики, значительная часть (по ориентировочной оценке, не менее 30%) тех, кто защитил в последние годы кандидатские и доктор­ские диссертации, вышли из государственного управ­ления и бизнеса. Причем после получения научной степени они не избрали науку и преподавание в качестве своей основной сферы, а по-прежнему продол­жают работать на государственной службе и в своих ор­ганизациях.

ros_zar_praktika1.jpg

Относительно отличия программ «Доктор делового ад­министрирования» и «Доктор наук» (PhD) участники «круглого стола» в основном склонялись к тому, что и та и другая программа содержит мощный научный и практический компонент. Но приоритеты различны. В первом случае – это существенный вклад в развитие экономики и управленческой практики, во втором – развитие новых научных направлений и методов решения научной проблемы. Так, заведующая кафед­рой общего менеджмента и управления человечески­ми ресурсами ИМИСП (Санкт-Петербург) Елена Молл в своем выступлении обозначила следующие формулы для отличия этих программ:

dm.jpg

celi2.jpg

Другой вопрос, который активно обсуждался участни­ками «круглого стола», касался потребности в програм­мах DBA на российском рынке и критериев оценки ка­чества программ DBA. Российская ассоциация бизнес-образования включила в Положение о национальной российской общественной аккредитации программ до­полнительного профессионального образования Наряду с другими программами дополнительного об­разования и программы DBA. А каковы международ­ные стандарты качества программ DBA? В чем мы могли бы равняться на международные критерии, а в чем должны отразить нашу российскую специфику? Особый интерес представляет анализ международных критериев аккредитации программ DBA. Например, в соответствии с критериями АМВА слушатели про­грамм DBA должны иметь не менее пяти лет опыта работы на высших управленческих должностях, а пред­шествующий уровень их образования должен быть не ниже PhD, MBA или магистра в области менеджмента.

kriterii3.jpg

Ведущие зарубежные школы придерживаются основ­ного принципа – продолжительность программ DBA должна составлять не менее трех – четырех лет (в зави­симости от формы обучения). В большинстве западных школ она составляет от четырех до шести, а цена про­граммы колеблется в пределах 1,2 -1,5 млн руб. в год. Однако доказано и подтверждено отзывами выпускни­ков программ DBA, что затраты времени и средств в ос­новном окупаются. Ведь по окончании программы ее выпускники обладают оригинальными знаниями, навы­ками и компетенциями, позволяющими находить ин­новационные и эффективные решения сложнейших проблем экономики и бизнеса, чувствовать себя уве­ренно в постоянно меняющихся условиях, а приобре­тенные широкое управленческое мировоззрение и ана­литическое мышление позволяют осуществлять успеш­ную ротацию на топовые позиции в любых сферах эко­номики, бизнеса и государственного управления.

amba4.jpg

Об опыте реализации программы DBA в «Высшей школе корпоративного управления РАНХиГС» рассказал директор программы DBA Сергей Календжян, по мнению которого «миссия программы DBA – развить компетенции и способности генерировать и реализовывать на практике новые идеи, принимать управленческие решения в интересах успешного развития как отдельных компаний, так и национальной экономики». Судя по пред­ставленным им данным, спрос на программы DBA, несомненно, существует и неуклонно возрастает.

dinamika5.jpg

Интересные данные относительно состава слушателей и российского опыта реализации программ DBA пред­ставил в своем докладе декан факультета МВА «Инсти­тута повышения квалификации – РМЦПК» (Пермь) Николай Акатов. Судя по представленным им данным, наи­больший интерес к программе DBA проявляют выпуск­ники МВА. Среди слушателей программы DBA они со­ставляли 85%. Более половина слушателей программы – первые руководители организации, 33% - собствен­ники бизнеса, каждый четвертый занимает руководя­щие позиции в сфере государственного и муниципаль­ного управления.

Состоявшееся обсуждение позволяет сделать оптими­стические прогнозы о перспективах развития програм­мы DBA на российском рынке. В качестве основных направлений развития программы DBA были названы следующие:

  • совершенствование качества программ;
  • организационно-административное развитие;
  • территориальное развитие;
  • расширение сотрудничества школ бизнеса по во­просам разработки и реализации программы как внутри страны, так и за рубежом.

Полная версия статьи впервые опубликована в информационно-аналитическом журнале РАБО «Бизнес-образование» №2 (32) 2012

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Токарев
Генеральный директор, Нижний Новгород

Очевидно, что если есть спрос на DBA, то будет и предложение (а уже существующее предложение будет толкать спрос вверх). 

То есть, с точки зрения образования как бизнес - выигрыш очевиден (для бизнеса в сфере бизнес-образования)

Но, насколько мне помнится, сначала был повышенный спрос на МВА, сейчас он уменьшился (по крайне мере знаю одну нижегородскую БШ, которая закрывала направление МВА из-за снижения спроса в кризис). 

Не случится ли того же с DBA?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.