Зачем управленцу нужна теория в эпоху кризисов

Любой кризис рождает новые экономические и управленческие инструменты. Нобелевский лауреат Пол Энтони Самуэльсон по этому поводу писал: «Наука подобна паразиту: чем больше число больных, тем больше достижений в физиологии и патологии, а из патологии возникает терапия. 1932 год был дном Великой депрессии, и из его грязной почвы позже вырос новый предмет, который сегодня мы называем макроэкономикой».

Нынешний глобальный экономический кризис тоже оставит след в будущих управленческих технологиях. Это неизбежно хотя бы потому, что решить в полной мере все проблемы нынешнего кризиса старыми управленческими подходами невозможно, уверен декан факультета стратегического управления ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ Александр Чеканский.

Слушатели бизнес-школ теперь могут получать ровно столько теории, сколько им требуется, говорит Александр Чеканский

Как действовать менеджеру в эпоху изменений: изучать существующие инструменты управления или углубляться в основы технологий, в теорию, чтобы создать новые инструменты?

«Если владеете практическими навыками, то в сегодняшней обстановке чувствуете себя комфортно, ― говорит Чеканский. ― Но как только обстановка меняется, вам требуются новые инструменты, которых прежде не было. Если же обладаете теоретической и исследовательской подготовкой, если видите суть происходящего, то можете адаптировать старые инструменты под новые условия, вовремя реагировать на изменения или даже создавать новые технологии».

Карьера и глубокие знания больше не противоречат друг другу

По наблюдениям Чеканского, слушателей бизнес-школ можно разделить на три условных типа.

Люди первого типа нацелены на быструю карьеру ― они приходят в бизнес-школу за набором практических навыков и хотят научиться принимать быстрые эффективные решения. Как правило, они выбирают MBA.

Люди второго типа смотрят на вещи более основательно. Они хотят понять, как появился и развивался инструментарий, который они получают в бизнес-школе. Им интересны преимущества и недостатки технологий, история менеджмента, пути развития теорий. Эту теоретическую базу они получают на магистерских программах.

«Люди третьего типа и на карьеру нацелены, и важность теоретической подготовки осознают, ― продолжает Чеканский. ― Раньше им приходилось выбирать между MBA и магистратурой. Но с недавних пор практические навыки MBA и теоретическую базу магистратуры можно получать параллельно, причем всего за два года».

Новый продукт ИБДА РАНХиГС получил название «MBA + Магистратура менеджмента». Объединить получение двух степеней в одной программе стало возможным после того, как государство в начале 2012 года сложило с себя полномочия регулятора в российском бизнес-образовании. С 2012 года право аккредитовывать программы и контролировать качество образования переходит к Консорциуму по бизнес-образованию. Подписи под декларацией уже поставили РАБО, АМР, АРБ, РСПП, «Деловая Россия», ТПП.

Бизнес-школы убирают из программ излишнюю теорию

«Государственные нормы отсекали самые некачественные программы MBA, ― объясняет Чеканский. ― И эти же нормы сдерживали развитие сильных игроков. Программы MBA, ориентированные на государственную аккредитацию, оказывались перенасыщены теорией. Теперь государственных требований нет, поэтому мы «отрезали» избыточную теорию от MBA и сократили сроки проведения программы с двух до полутора лет. Но не просто «срезали» теорию, а перенесли фундаментальный теоретический блок в магистерскую часть».

Другими словами, теперь программа MBA длится полтора года, а после трех семестров каждый слушатель выбирает один из двух путей.

Первый путь ― человек остается на четвертый семестр, прослушивает курс фундаментальной теории, проходит исследовательский семинар по менеджменту, подготавливает магистерскую диссертацию и по итогам двух лет получает вместе с дипломом MBA государственный диплом о прохождении второй ступени высшего образования с присвоением степени магистра менеджмента.

Второй путь ― после трех семестров слушатель получает диплом MBA, посвящает себя карьере, а через два-три года, возможно, осознав необходимость теоретической подготовки, восстанавливается на программе, дослушивает четвертый семестр и уже тогда получает государственный диплом о высшем образовании и степень магистра.

Топы перестают тратить время на вопросы среднего менеджмента

Программы Executive MBA выигрывают от устранения государственного регулирования особенно заметно. Ранее государственные нормы для EMBA и MBA были общими. Из-за этого в программах EMBA, которые ориентированы на руководителей и собственников серьезных компаний, приходилось уделять излишнее внимание технологиям управления локальными бизнес-процессами.

«Программы MBA рассчитаны на менеджеров среднего звена, которых следует учить принимать конкретные управленческие решения, управлять бизнес-процессами, ― поясняет Чеканский. ― Топам, которые идут на EMBA, нужен общий взгляд на развитие бизнеса, им нужно овладеть технологиями разработки генеральной стратегии компании, управления большими коллективами. По новым правилам мы смогли очистить EMBA от частностей и деталей, которые руководителям самого высокого ранга не нужны, потому что бизнес-процессами занимаются подчиненные. За счет этого программы EMBA тоже сократились до трех семестров. А все желающие могут взять четвертый семестр теоретической подготовки и получить степень магистра».

Отмена государственного диплома повышает качество слушателей

«Отмена государственного диплома МВА приведет к сокращению спроса на эти программы, ― признается Чеканский. ― Немалая часть слушателей шла в бизнес-школы не за реальными знаниями, а за государственными документами. Таких «охотников за корочками» на программах МВА станет меньше. Особенно пострадает дешевый сегмент рынка МВА, потому что люди покупают дипломы там, где дешевле. Но с качественной точки зрения на рынке произойдут позитивные изменения. Уровень слушателей на программах вырастет».

Дипломы лучших европейских и американских университетов (к примеру, Оксфорда, Кембриджа, Гарварда), как правило, не являются государственными. Однако в России государственный статус диплома до сих пор воспринимается работодателями, да и самими слушателями как некая гарантия качества. Учебу многих людей либо частично, либо полностью оплачивают работодатели, и кадровики могут отказаться оплачивать учебу на негосударственный диплом. В результате страдают многие слушатели программ МВА.

Обучения по схеме «МВА + магистратура» или «Executive МВА + магистратура» позволят решить эту проблему, полагает Чеканский. Будущий слушатель бизнес-школы получает право выбора в зависимости от ситуации и цели получения образования: либо получить практические знания и негосударственный диплом MBA, либо усилить теоретическую базу и получить дополнительно к диплому MBA государственный диплом магистра.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Руководители IT-компаний из 10 регионов прошли скейларатор Корпорации МСП и НИУ ВШЭ

Отдельный блок программы был посвящен инструментам развития малых технологических компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.