Жан-Филипп Мюллер: «Россияне – идеальные студенты для европейских бизнес-школ»

Студенты бизнес-школ хотят получать не знания в чистом виде, а навыки для их применения на практике и успешной интеграции в деловое сообщество. Жан-Филипп Мюллер, генеральный директор Международного университета Монако, формулирует это так: «Добавленной стоимостью для учебного заведения является не сама информация, а способ ее распространения, манера взаимодействия с учениками и развитие у них новых навыков». В соответствии с запросами рынка, в феврале 2015 года Международный университет Монако и Факультет финансов и банковского дела РАНХиГС при Президенте РФ приступают к реализации совместной англоязычной программы Executive MBA Private capital management and luxury industry, что совпало с проведением года России в Монако. Жан-Филипп Мюллер отвечает на вопросы Executive.ru.

Executive.ru: Как бы вы оценили состояние европейского бизнес-образования сегодня?

Жан-Филипп Мюллер: Сегодня оно очень востребовано: проблемы европейской экономики создали ситуацию, в которой бизнес-образование просто необходимо для всех, кто хочет работать в успешных компаниях. Рынок европейского образования стал высококонкурентным, школы соревнуются между собой, авторитетные издания вроде Financial Times составляют их рейтинги. Студенты много путешествуют, своими глазами видят школы Франции, Германии, Швейцарии и так далее – так что им есть, с чем сравнивать. С другой стороны, студентам становится все труднее платить за обучение ввиду сложившейся экономической ситуации. В некоторых странах (например, в Великобритании) плата за обучение растет и растет, и не каждая семья может позволить себе расстаться с такой суммой. Это тоже сказывается на конкуренции: ведь каждая школа в погоне за эффективностью должна предоставлять стипендии и обеспечивать выпускников достойной работой, а сделать это не так легко, особенно в кризис. Наш университет, например, ежегодно выдает 5% всех студенческих взносов в виде стипендий, а больше позволить себе мы не можем. Кроме того, сейчас для европейского бизнес-образования открываются новые возможности на международном уровне, многие школы создают филиалы в Китае, Индии и других азиатских странах. Десять лет назад учебные заведения соревновались между собой на национальном уровне, сейчас эта модель поменялась и разрослась до глобальных масштабов.

Executive.ru: Как эта смена модели вкупе с кризисной ситуацией сказываются на мотивации и поведении студентов?

Ж.-Ф.М.: Студенты стали больше заботиться о своем будущем. Они очень хотят получить диплом, усердно учатся и прилагают все усилия, чтобы собрать деньги для оплаты обучения. Они становятся требовательнее, им нужно, чтобы все было высочайшего качества: курсы, оборудование, дополнительные возможности… Студенты хорошо мотивированы и хотят взять по максимуму из образования: стипендии, консультанты, дополнительные программы… По сравнению с прошлыми годами учащиеся стали заметно более активными, ответственными и целеустремленными.

Executive.ru: В Университете Монако подчеркивают важность гуманистического подхода к образованию. В чем суть этого подхода и что он дает учащимся, помимо психологического комфорта?

Ж.-Ф.М.: Гуманистический подход является одним из обязательных условий современного образования. Монако – это мультикультурное княжество, в котором проживают представители 129 национальностей. Наша бизнес-школа международная в самом прямом смысле: в ней учатся студенты 70 разных национальностей. Из них самая большая группа – французы, составляет всего 19% от общего числа учащихся, следующие за ними итальянцы – 15%, затем русские – 11%, а далее США, Германия и прочие. Человеческое измерение для нас исключительно важно. Наличие мультикультурного контекста является отличительной особенностью хорошей бизнес-школы – ведь суть менеджмента заключается в умении понимать людей из самых разных культур. Если вы хотите, например, сотрудничать с Россией или с Китаем в сфере маркетинга, если вы хотите управлять международной командой, вы должны хорошо понимать этих людей. Когда студенты живут и учатся вместе, они многое узнают друг о друге и проникаются духом взаимоуважения. Площадь княжества Монако составляет всего 2 км. кв., все в этой «маленькой деревне» друг друга знают. Естественно, я знаком в лицо со всеми студентами своего университета, каждое утро здороваюсь с ними и часто разговариваю. Это не только способствует созданию благоприятного психологического климата, но и является эффективным инструментом для обучения менеджменту. Человеческий фактор и хорошие отношения в коллективе никогда не потеряют своей значимости. Культурное разнообразие, взаимное уважение и доверительные человеческие отношения заложены в нашем ДНК.

Executive.ru: Студенты бизнес-школ приходят в учебные заведения не только за знаниями, но и за контактами. Насколько развит нетворкинг в сфере европейского бизнес-образования в целом и Университета Монако в частности?

Ж.-Ф.М.: Наша бизнес-школа является частью большой образовательной группы INSEEC, так что я пользуюсь преимуществами обоих форматов. Когда мне выгодно быть маленьким и автономным, я действую в масштабах Международного университета Монако. Когда мне нужен нетворкинг, я подключаюсь к нашей большой группе, у которой открыты учебные заведения в Париже, Бордо, Лионе, Шамбери, Женеве, Монако, Лондоне, Чикаго, Сан-Франциско и Шанхае, в которых в общей сложности учится 15 тыс. студентов. Если мне необходимы инвестиции, я обсуждаю этот вопрос с генеральным директором группы. Когда я должен найти кампусы за рубежом (например, для второкурсников бакалавриата, которые отправляются в другую страну на один семестр), я и с этой задачей справлюсь. Но для студентов я более полезен, когда действую в компактном формате университета. По своему опыту, могу сказать, что такая комбинация получается самой выигрышной для всех сторон: небольшая организация в составе влиятельной группы.

Executive.ru: На ваш взгляд, какие инновации, внедренные в западное бизнес-образование за последние несколько лет, можно считать самыми важными?

Ж.-Ф.М.: Онлайн-обучение и MOOCs. Они создали абсолютно новое восприятие бизнес-образования. Раньше главным продуктом и главным активом бизнес-школ был их профессорско-преподавательский состав, который в аудитории доносил знания до студентов. Сейчас эти знания можно найти онлайн, находясь в какой угодно точке мира. Добавленной стоимостью для учебного заведения является не сама информация, а способ ее распространения, манера взаимодействия с учениками, помощь в развитии их знаний и их интеграции в предпринимательскую деятельность, повышение квалификации учащихся и развитие у них новых навыков.

Онлайн-курсы меняют бизнес-модель образования. Чтобы прослушать качественный курс по приват-банкингу или рисковым инвестициям, достаточно владеть английским языком и иметь доступ к интернету. Зачем же тогда, спросите вы, нужны бизнес-школы? Дело в том, что в школах мы не просто даем студентам информацию, а помогаем применять ее на практике, развивать собственные проекты и становиться успешными предпринимателями. Это способ научить их взаимодействию с внешним миром – для чего, кстати, Монако подходит идеально. Когда во время Гайдаровского форума я прошелся по кампусу РАНХиГС, мне показалось, что он больше, чем все княжество Монако. Но при этом на территории 2 км. кв. в Монако находятся 5 тыс. фирм, довольно большое международное бизнес-коммьюнити. Для студентов главной добавленной стоимостью является как раз возможность организовать взаимоотношения с деловым миром и использовать свои знания для вхождения на рынок труда. Информацию в чистом виде можно легко найти на сайте, а как применить ее с пользой для себя и своих проектов – этому научит бизнес-школа. Во время кризиса эта потребность становится еще более насущной. Позицию студентов можно выразить примерно так: «Ок, мистер директор, я поступлю в вашу школу. Но обещайте мне, что я точно смогу найти работу!».

Executive.ru: Как кризис влияет на содержание программ бизнес-школ?

Ж.-Ф.М.: Я думаю, ситуация более-менее одинаковая и в Международном Университете Монако, и в других школах. Мы делаем акцент на развитии предпринимательских способностей, потому что в этот период студенты особенно в них нуждаются. Мы вводим в учебную программу курсы, поощряющие креативное мышление и обучающие управлению инновациями. Развитие предпринимательства и помощь в создании нового бизнеса – это наша социальная роль и ответственность перед обществом.

Executive.ru: Какие новые специальности бизнес-образования представляются вам наиболее перспективными и почему?

Ж.-Ф.М.: Понятие специальности и профессии актуально в короткой перспективе, а в условиях современного быстро меняющегося мира я бы предпочел говорить о навыках. Самый важный навык для молодых специалистов сегодня – это уметь быть инноваторами, каждый день и на всех уровнях, создавать новые идеи, находить новые решения, разрывать шаблоны, отвечать на все новые вопросы и справляться с новыми вызовами. Предположим, сейчас мой студент выйдет из университета, и будет работать менеджером – но кто сумеет предсказать, чем он будет заниматься через 15-20 лет? В процессе обучения мы должны дать им навыки, которые будут актуальны всегда и позволят выпускникам проводить собственные исследования, именно поэтому мы поощряем исследовательскую работу, уже начиная с бакалавриата. Также необходимо развивать критическое мышление: есть такая-то проблема, надо разобраться в ее сути и найти решение – это тоже чрезвычайно важный навык.

Executive.ru: Таким образом, в долгосрочной перспективе мы увеличиваем нестабильность. Современная кризисная ситуация нестабильна, а молодые выпускники, ориентированные на инновации и разрыв с прошлым, привносят в нее еще больше непредсказуемости.

Ж.-Ф.М.: Это философская проблема. Как я уже говорил, без инноваций сегодня обойтись нельзя: креативная деструкция помогает найти новые пути роста для экономики. Очень важно уметь организовать новые сферы деятельности и обеспечить им рост с помощью новых технологий. Новые технологии разрушают какие-то отрасли и уничтожают в них рабочие места, зато одновременно открывают другие и создают новые возможности. Единственный способ этими возможностями воспользоваться – это создавать новый бизнес, быть предпринимателем и инноватором. Да, я согласен с тем, что так мы поддерживаем нестабильность. Но сегодня уже невозможно вообразить себе мир, в котором компании существуют по 40-50 лет, как это было в ХХ веке. Современные технологии меняются слишком часто, и с этим ничего не поделать. Мы должны донести до студентов, что перемены создают контекст для возможностей, для создания нового бизнеса и развития новых мощностей. Это способ реорганизоваться и найти ответы на вызовы. Во Франции и в Европе в целом мы посвящаем много времени тому, чтобы подготовить студентов к работе в большой компании, в которой они занимают определенную позицию, чтобы с возрастом продвигаться все выше. Сегодня молодые люди часто меняют работу, каждые два-три года. Это не самый легкий путь, но он позволяет найти наилучшие возможности для развития. Именно поэтому я говорю, что важнее всего научить студентов справляться с рисками, быть предпринимателями и инноваторами.

Executive.ru: Какие вызовы стоят перед европейской экономикой и бизнесом сегодня? Как бы вы определили эти вызовы в терминах STEP-анализа?

Ж.-Ф.М.: С экономической точки зрения, основная проблема Европы сегодня – полное отсутствие роста. Главный вызов для нас сегодня заключается в том, чтобы найти новые пути роста и продавать свои продукты в развивающиеся страны (например, в Китай или Южную Америку). Либо содействовать развитию инноваций и создавать спрос на новые продукты в самой Европе. Вторая проблема, которую я хотел бы озвучить, содержит в себе решение первой – но это решение не такое уж и простое. Нам необходимо управлять экономикой на общеевропейском уровне, чего не происходит сегодня. Евросоюз формально существует, но каждая страна продолжает действовать в своих интересах, что не всегда соответствует целям глобальной европейской экономической политики. Следующая проблема заключается в старении населения: в Европе становится все больше пожилых людей и все меньше молодежи, с каждым годом работающему населению все сложнее содержать неработающее. То, что люди живут все дольше – это хорошая новость, но на их обеспечение надо откуда-то брать средства. Признаться честно, мы плохо представляем себе, где взять деньги на покрытие этой статьи расходов, и все европейские страны сейчас ведут активные дебаты по этому вопросу. Мне самому, наверное, будет очень нелегко уйти на пенсию! Старой Европе пора меняться, пора становиться более инновационной и менять правила игры.

Executive.ru: Что вдохновило вас на создание программы двойного диплома с российским вузом?

Ж.-Ф.М.: С нашей точки зрения, это напрашивалось само собой. Между Россией и Монако существует особая культурная связь, в княжестве и на юге Франции временно или постоянно проживает множество русских. Как я уже говорил, в моем университете русские студенты – это третья по численности национальная группа. Очень кстати 2015 год объявлен годом России в Монако. Почему именно РАНХиГС и почему именно такая программа? РАНХиГС – это крупный университет, который развивает чрезвычайно важную деятельность, полезную специалистам, занятым в сфере управления. Мы решили организовать совместную программу Executive MBA по управлению частным капиталом и люксовой индустрией, так как педагогическая деятельность в этой сфере имеет для нас огромное значение. Для нас это способ развития наших взаимоотношений на деловом уровне – создать партнерство в сфере МВА со специализацией на частных инвестициях и люксовом секторе. В Монако накоплен богатый опыт работы в этой сфере и развита легитимность – но и в России данный сектор быстро растет, а с ним растет и спрос на частные банковские услуги и управление состоянием.

Executive.ru: Каково ваше впечатление о российском образовании и потенциале российских студентов на международном рынке труда?

Ж.-Ф.М.: Впечатление очень хорошее. У меня учатся студенты со всего мира, и я вижу разницу в том, какое место отводится образованию в той или иной культуре. По моим ощущениям, для россиян образование и научная степень имеют очень большое значение, глубоко укорененное в национальной культуре. Я бы охарактеризовал русских студентов как трудолюбивых, образованных, способных, уважительных и позитивно настроенных. У меня не бывает с ними проблем, у них отличный потенциал. Возможно, преуспеть на международном уровне для них важнее, чем для остальных: заметно, что русские очень хотят быть космополитами, хотят работать за рубежом и много путешествовать. Это очень любопытное явление, которое, вероятно, обусловлено историей вашей страны. Также у русских студентов ярко выражена предпринимательская жилка – насколько я понимаю, это тоже исключительно важно в вашей стране сегодня. Вы стремитесь постоянно развиваться, создавать что-то, преуспевать, зарабатывать деньги. Так что, вы идеальные студенты для бизнес-школы! Нам нужны целеустремленные и амбициозные люди. Многие наши выпускники живут в России, и я, когда приехал открывать новую программу в РАНХиГС, пригласил их собраться всем вместе за чашкой кофе. Я помню, как они несколько лет назад поступали в наш университет с целью получить хорошую работу после выпуска – и они ее получили, чем я очень горжусь. На мой взгляд, россиянам также нужно и executive education, ведь ваши молодые менеджеры (а не только студенты) весьма амбициозны. МВА позволяет им овладеть новыми навыками и инструментами, которые помогают выпускникам оставаться эффективными в условиях все возрастающей глобальной конкуренции. Сегодня россияне превратились в достойных соперников для своих европейских и американских коллег. За это их и люблю.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
CIO, Москва

Было очень интересно. Спасибо!
Прочитав статью и, сопоставив факты, поймал мысль, что лучшее МБА сегодня - это простой совковый ВУЗ вчера.

''Ж.-Ф.М.: Понятие специальности и профессии актуально в короткой перспективе, а в условиях современного быстро меняющегося мира я бы предпочел говорить о навыках. Самый важный навык для молодых специалистов сегодня – это уметь быть инноваторами, каждый день и на всех уровнях, создавать новые идеи, находить новые решения, разрывать шаблоны, отвечать на все новые вопросы и справляться с новыми вызовами.''

Ведь именно этому раньше учили в ВУЗах СССР в первую очередь и на подсознательном уровне.
Детские фотки в зачетках, на костылях перед преподами, за 3-ое суток затолкать 2 семестра во временную память причем порой реально на ''отлично'' весь курс дисциплины...
Вспомнили? :)

Аналитик, Москва
...Международного университета Монако...англоязычной программы Executive MBA Private capital management and luxury industry, что совпало с проведением года России в Монако.
Хорошее образование для какой-нибудь светской львицы, например, такой как Виктория Боня. У нее как раз есть недвижимость в Монако. В любом случае, находясь в качестве обучающегося, она бы привлекла много других студентов. А если бы она преподавала на это программе какой-нибудь свой курс, то от желающих обучиться просто не было бы отбоя. :-))))
IT-менеджер, Москва

Увы, но позвольте не согласиться. Возможно россияне - удобные ученики, нетребовательные, платежеспособные (особенно кто пошел после школы). Но последние годы показали - что в связи с тем что вектор экономики разворачивается на Китай и Азию - бизнес-школа и MBA начинет цениться и ''телефонной книжкой'' - перечнем контактов, которые потом можно с пользой использовать.
Выпускники азиатских MBA быстрее находят работу, быстрее устанавливают контакты. Да и качество университетов резко выросло. Если в 2013 году в рейтинге Financial Times Global MBA Rankings 2013 из ста лучших бизнес-школ мира 6 были в Китае:
8 место - Hong Kong UST Business School (Гонконг, Шэньчжэнь)
15 место - CEIBS (Шанхай, Пекин)
27 место - Chinese University of Hong Kong (Гонконг)
31 место - University of Hong Kong
66 место - Peking University: Guanghua
89 место - Fudan University School of Management
http://rankings.ft.com/businessschoolrankings/global-mba-ranking-2013
то в 2014 году - их уже 11 (!!)

http://rankings.ft.com/businessschoolrankings/global-mba-ranking-2014

Говоря про опрос - да, образование в кризис - не помешает - у каого есть запасы ''отсидеться'' пару лет - поучиться. Но только в Азии !

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.