Executive.ru часто пишет о проблемах российского менеджмента, спрашивает матерых экспертов, как эти проблемы решать и откуда они появились. И всегда хочется услышать побольше примеров, настоящих историй.
На этот раз мы сами нашли историю. И усилиями участников Сообщества решили разобраться в типичных сложностях нашего менеджмента на примере одной московской организации. Речь идет о Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей. Тот набор проблем, которые сегодня имеет это заведение, свойственен очень многим российским компаниям, страдающим от нехватки клиентов и финансов. Так, например:
1. Компании часто, увязывая в ежедневных проблемах, просто не спрашивают себя, а как же будет расти рынок, на который они вышли, в ближайшие пару лет;
2. При выведении цены продукции не анализируются причины, по которым у конкурентов цена на аналогичную услугу и товар оказывается ниже или выше;
3. Маленькие предприятия открывают либо слишком много вакансий, либо слишком мало;
4. Неправильно или вообще не используется модель аутсорсинга;
5. В плане маркетинга уделяется слишком мало внимания качеству ресурсов (например, сайт, мобильная версия сайта), через которые непосредственно происходит связь с потребителем, клиентами;
5. Компании, особенно начинающие, не умееют искать инвесторов и общаться с ними. Просят слишком мало или слишком много денег, не делая предварительно финансового анализа и не составляя сметы;
6. Иногда предприниматель просто не определилися с ролью своей фирмы. Это одна из основных причин неудачи – проблема позиционирования себя на рынке.
Вот и у нашего музея все ошибки менеджмента налицо: Вроде бы, основная целевая аудитория музея – люди, занимающиеся бизнесом, студенты – историки и экономисты, но в то же время половина мероприятий расчитана на детей, а часы работы (с 13.00 до 18.00) позволяют посещать экспозицию только школьникам. Так называемый контент: экспозиция музея – оригинальная и неповторимая, но как все это демонстрировать, музей до конца не выяснил. Также не определилось наше маленькое предприятие со своей ролью на рынке: каким музеем вы хотите стать... В итоге – нехватка клиентов, финансовые трудности. То есть две типичные проблемы малого и среднего российского бизнеса.
Мы предложили вам разработать план вывода музея из кризиса, чтобы музей стал самоокупаемым; расширил аудиторию; нашел новых партнеров; стал модным местом. В этот раз мы публикуем восемь лучших решений (антикризисные варианты бизнес-планов), которые прислали нам участники Сообщества. Осталось только составить окончательный бизнес-план на их основе. А вам мы предлагаем выбрать самый, на ваш взгляд, удачный и реалистичный кейс!
Решение № 1: Из музея к музам
Борис Яровой: «Если бы я был CEO такого музея, то я бы переформатировал традиционный взгляд на музей, как на большой склад, по которому проводят экскурсии, а стал бы его рассматривать как центр предпринимательской культуры. Я бы пригласил туда бизнес-тренеров, пусть проводят в тематических залах тематические семинары и тренинги. Еще, я бы написал письма всем олигархам из ТОП 100 FORBES, поставил эти письма в рамки, указав, кто, как и чем из сегодняшних Купцов реально откликнулся. Ну и третье, раз в две недели я бы делал закрытые пресс-пати для журналистов деловых изданий. Первая и третья пятница месяца, после 18 часов все посетители уходят, вход только акредитванным журналистам (типа ночи музеев). Ставил бы им ведро чаю, и пусть до 21 часа общаются между собой. А после того, как они пропиарят это пресс-пати, сделал бы то же самое, но во вторую и четвертую пятницу и уже за какие-то значимые деньги для гостей (при этом круг аккредитованных можно мало-мало урезать). Повторюсь - главное, перестать смотреть на музей советскими глазами».
Решение № 2: Ценообразование
Ольга Малашкина: «Принцип: «классный музей дешевым быть не может». Интерактивные программы: 50 руб. – неадекватная цена для музея, в который интересно идти. Возьмем для сравнения цены в популярных в Москве местах, активно развивающих интерактивные программы. Планетарий – от 500 руб. (на самом деле больше 1000 руб., если посетить основные программы). «Бункер-42» на Таганке – более 1000 руб. Примечательно – в этих местах всегда очень много посетителей. Но, цены должны быть адекватны продукту! Сначала интересный продукт, потом ценообразование. Лекторий: стандартная цена 200-500 руб. (в зависимости от аудитории и типа лекции). Стоимость экскурсии единая, простой расчет, вне зависимости от количества пришедших:продажа родственной продукции, сдача в аренду. Возможность снижения аренды; создание интерактивных/игровых программ и современного сервиса, способных привлечь платежеспособную аудиторию; часть залов отдать под экспозицию – «История марки N», которая ведет дореволюционную историю, например, Сбербанк, конфеты «Эйнемъ» и т.п. Они спонсируют выставку.
Непрофильные продукты: Предоставление площадей в аренду, в том числе для проведения многочисленных предпринимательских и стартап событий. Многие мероприятия проходят в будние дни вечером, поэтому здесь не будет конкуренции с другими программами музея, которые в основном должны проводиться в выходные дни; продажа связанной продукции, также через интернет-магазин (литература, вещи, связанные со знаменитыми предпринимателями и меценатами); небольшое кафе, если позволяют площади. Хотя бы поставить хорошую кофе-машину и добавить снеки (малозатратно, мало места, просто и прибыльно). Просто необходимо, если устраивать лекторий; гранты, конкурсы: 1. «Меняющийся музей в меняющемся мире». 2. Конкурс грантов для музеев и библиотек EMC Heritage Project.
Финансовый менеджмент: Необходимо переходить от системы «что вышло, то вышло» к постановке финансовых целей, стратегии их достижения и регулярной обратной связи. Должно быть понятно, какие продукты и какие объемы продаж позволят достигнуть финансовых целей, насколько эти цели выполнимы. Ежемесячно отслеживать финансовые результаты, и корректировать стратегию.
Финансовый анализ: Издержки – предположим, около 350 тыс. руб. (включая аренду и зпл ключевых сотрудников). Могут возрасти с внедрением новых программ, но не должно быть существенного увеличения – предположим до 500 тыс. руб.
Целевая выручка – 1 млн руб. Базовый расчет необходимого уровня цен и загрузки музея: при средней цене на билет в 1000 руб., нужно 1000 посещений в месяц. Учитывая, что львиная аудитория платежеспособной аудитории приходит в выходные (80-90%), это должно быть 100 человек за один выходной. Это 10 сеансов, группы по 15-20 человек (с учетом не 100% загрузки по сеансам и по группам).
Расширить аудиторию: Новая аудитория: основной фокус на платежеспособной аудитории с интересом к предпринимательству и бизнесу.
Деловая аудитория: Удобные часы посещения (СБ и ВСКР обязательно, с 12 до 22.00. В будни можно работать два дня в неделю, несколько часов); маркетинг на целевую аудиторию; продвижение на целевых сайтах, в путеводителях, журналах, блогах (через тематические статьи об истории предпринимательства и личностях, а не прямая реклама музея); маркетинг отдельных программ (во вторую очередь самого музея). Успешный пример –
«Бункер-42»; продукт: тематика, интересная современным предпринимателям; иностранная аудитория: история бизнеса в России может быть интересна иностранцам (в первую очередь, долго живущим или работающим в России, нежели туристам). Перевести все названия на английский язык. Сайт на английском. Аудиогиды на русском и английском.
Текущая аудитория: Школьная и студенческая аудитории: познавательные программы по истории и предпринимательству могут быть интересны для молодежи. Данная аудитория может быть интересна с точки зрения социальной значимости музея. Минус – низкая платежеспособность. Семейная аудитория: данная аудитория не может рассматриваться как целевая с учетом тематики музея. Скорее, это случайные клиенты.
Найти новых партнеров: Партнерство с организациями, которые могут привлечь целевую аудиторию и сделать привлекательный продукт. В частности, бизнес-инкубаторами и клубами, передовыми музеями (в т.ч. международными), у которых можно перенимать опыт и делать совместные программы. Сообщество стартаперов, бизнес-молодежь. Вести совместные проекты: индивидуальные консультации для бизнеса, бизнес-уроки.
Быть «модным» местом: Попасть в тренд «Стартап», который сейчас очень популярен. Показать все на примере дореволюционных предпринимателей.
Продукт: Интерактивные и игровые программы. В музеи давно уже не ходят только смотреть экспонаты под стеклом. Самые успешные музеи одновременно образовывают и развлекают. Примеры в мире: у Таганки
«Бункер-42», Лекторий Политехнического музея, особенно на волне популярности предпринимательства и стартапов среди молодежи. Можно перевести опыт дореволюционных предпринимателей на современный бизнес-язык: например, как они решали наиболее актуальные задачи, как наращивали бизнес, почему было так популярно меценатство, взаимодействие с властью, параллели с современным бизнесом, и отличия, и т.д. Плюс – продукт может продаваться одновременно большому количеству участников (до 50-100 человек, в зависимости от помещения), тогда как интерактив предполагает не более 15-20 участников. К тому же, лекции – как правило, серийный, а не единичный продукт. Можно продавать не только одну лекцию, а целую серию или даже годовое членство. Минус – нужно обустраивать часть помещения под лекторий. Но можно обойтись минимумом инвестиций – стулья и экран. Продвижение лектория наиболее эффективно делать в партнерстве с успешными бизнес-инкубаторами и предпринимательскими сообществами, через тематические сайты, доказавшие свою эффективность. Также предпринимательские встречи и лекции с приглашенными гостями – популярный сейчас формат. Консультации для частных лиц при поиске и приобретении экспонатов. Плюс – это работа на самую платежеспособную аудиторию (коллекционеры, инвесторы). Минус – сложный маркетинг самого продукта и выход на целевую аудиторию.
Производство: Необходимые условия производства вышеобозначенных продуктов: сотрудники с новым мышлением (ключевая составляющая успеха), сервис музея (общение с посетителями, начиная со звонка по телефону, встречи посетителей на входе, ответы на вопросы, кафе, туалеты, кресла и т.п.), партнерство».
Решение № 3: Расширение формата
Александр Будаков: «Основная идея – в расширении направлений деятельности с формата «сбор, сохранение, популяризация истории предпринимательства, меценатства и благотворительности» до летописи новой истории. История – вещь непрерывная, основная задача музея – связать прошлое с настоящим и будущим, сделать сегодняшних и будущих предпринимателей причастными к истории и будущему страны.
Как? Можно попросить денег, взывая к гражданской ответственности и пр. и пр. Думаю, это не надолго, да и не про нас. Предлагаемый подход – дать возможность сегодняшним предпринимателям встать в одну шеренгу с теми, кто прошел этот путь ранее, оставил свой след в истории предпринимательства и страны, кто и сегодня является вдохновляющим примером. Музей должен стать своеобразной Меккой, местом, откуда каждый начинающий свое дело хотел бы начать отсчет времени. Местом, которое не только самим фактом своего существования, но прежде всего богатством всего материала, аурой представленных лиц и судеб, давало бы благословение на свершения во благо общества, во славу предпринимателя и напоминало бы ему, что успех – это не нажитые богатства, а средство прожить достойную жизнь на земле и остаться в памяти потомков творящим благо, а не тешащим свое тщеславие. Этот посыл должен стать миссией музея и принципом отбора его сподвижников, попечителей, жертвователей.
Еще один принцип – сделать деятельность музей бесплатной в принципе, бюджет формировать из взносов попечителей (ежегодные) и пожертвований (разовые). И третье – в фонде поддержки музея не должно быть денег государства: рано или поздно, но за свои деньги государство, точнее, его чиновники, что-нибудь попросят, как минимум лояльности, как максимум- всего, что есть сегодня в музее. Краткое знакомство с работой музея позволяет предложить следующий подход к внесению изменений в его работу на ближайшее будущее.
Первое. Предложить активно и продуктивно откликнувшимся на задание по кейсу войти в инициативную группу (далее – ИГ) для детальной проработки (дополнения, корректировки) следующей модели.
1. От имени учредителей музея и ИГ сделать обращение ко всем предпринимателям России и предложить войти в сообщество попечителей музея, и сделать его началом движения за возрождение в стране предпринимателей, меценатов и благотворителей. В обращении призвать осознать свое место в истории страны, поддержать идею преемственности предпринимателей, меценатов и благотворителей, необходимости иметь свой музей, стать попечителями этого музея и активными участниками движения возрождения предпринимательства.
Стать попечителем может каждый ИП, собственник ООО и т.п. Он должен направить по эл.почте или обычной почтой: заявление, с готовностью (при желании) войти в Совет Попечителей; копии подтверждающих статус документов для архива; после получения счета перечислить N-ную сумму и получить Свидетельство попечителя музея. Попечительство – только индивидуальное, именное. Пожертвования – могут быть от частных лиц и организаций. Распространение обращения предлагаю сделать через сайты бизнес-сообществ и соцсети, которые тем самым войдут в историю возрождения движения предпринимателей. После опубликования на сайте музея списков попечителей выбрать попечительский совет всеобщим голосованием попечителей из числа давших согласие.
2. Функция попечительского совета – утверждение плана работы музея и принятие бюджета, исходя из поступивших средств. Разработка (предложение) программы деятельности.
3. Основные мероприятия в рамках нового формата деятельности:
- посвящение в предприниматели для лучших выпускников бизнес-школ с вручением Диплома надежды и занесением имени в книгу летописи современного предпринимательства;
- создание видео-лекций хранителя музея господина Краснопевцева;
- создание видео-экскурсий директора музея Елены Калмыковой (по тематикам, по фамилиям предпринимателей);
- создание электронного архива музея.
Представляется, что в идеале все материалы музея должны быть доступны бесплатно (в электронном виде с обязательной ссылкой на источник – музей). Музею взять на вооружение принцип «упреждающего доверия». Он вернется сторицей – пожертвованиями единомышленников, как убеждение, а не «баш на баш». Помощь музею в виде пожертвований должна быть только добровольной. Платными можно сделать подготовку материалов, включая копии, по тематическим заказам предприятий, бизнес-школ, отдельных предпринимателей.
4. Обязательно в музее надо создать некий артефакт, например, «финансовый рычаг» в виде сохи с плечом, скажем, в 1:1000 – посеешь тысячу – пожнешь миллион. Да и «прикоснуться» к чему-то посетителям надо. Соха – идея Елены Ивановны. На мой взгляд – очень подходит, поскольку многие, ставшие в последствие известными, российские предприниматели тоже были «от сохи». Основная идея – дать возможность сегодняшним предпринимателям встать в одну шеренгу с теми, кто уже вошел в историю. Останутся/не останутся – рассудит время, но это их выбор. Вместе с ИГ надо будет обсудить вопрос «монетизации» попечительства, каналов распространения Обращения и еще некоторых «технических» вопросов. Но я верю, что правильно найденные слова дойдут до тех, кто «делает себя сам».
Решение № 4: Реклама
Андрей Куренков: «Считаю решение одновременно простым и не очень. 1). Надо давать по возможности рекламу на максимуме предпринимательских площадок в Интернете. 2). Неплохо было бы сотрудничать с сетевыми гостиницами и туристическими фирмами, смысл – ознакомление групп туристов, как иностранцев, так и из РФ, с историей русского предпринимательства (Российского). Самому музею в данный этап времени имело бы смысл быть видимо в статусе НКО – это позволяет решить проблемы, которые существуют – одновременно получая средства для возможного дальнейшего развития. 3). Так же есть возможность рекламы компаний спонсоров музея в его стенах, в том числе с помощью распространяемых открыток и другой печатной и Интернет-продукцией».
Решение №5 : Событие, а не склад
Сергей Лоханов: «Недавно был в Плесе, посетил музей Левитана. Экскурсовод великолепно рассказывал про картины, что изображено и почему, как жил художник, вспоминал интересные моменты из его биографии. Но это всего лишь двухэтажный домик, где выставлено порядка 15 картин. Вопрос – что заставит меня второй раз посетить этот музей? Ответ – ничего. К сожалению, многие наши музеи занимаются банальным стяжательством - собирают тысячи экспонатов, большинство из которых пылится в подвалах и редко выставляется для показа. Для того, чтобы я захотел вернуться в музей второй раз мне интересно новое оригинальное событие, которое было бы непохоже на предыдущее и какой-то интересный сувенир на память. Музей – это всего лишь красивая оболочка для организации интересных событий (ивентов). Наша задача – сформировать устойчивый денежный поток от наших клиентов, состоящий из двух частей: оплата за какое-то событие и оплата какой-то покупки на выходе. В этой логике я вижу три направления:
1. Организация тренингов и/или стратегических сессий для компаний. Сегодня сотни тренинговых компаний и консультантов предлагают свои услуги по организации обучений (нужно составить базу данных и обзвонить/отписаться). Музей – это замечательная площадка (в отличие от конференц-залов отелей). Ключевые условия – удобная мебель, проектор и флип-чарт (можно арендовать) и хороший Интернет.
2. Организация ивентов. На рынке также масса компаний, организующих различные корпоративные мероприятия. Думаю, что в процессе обсуждений с ними возникнут интересные идеи.
3. Реализация хорошей уникальной сувенирки на данных мероприятиях – взаимодействие с несколькими сувенирными компаниями и, возможно, книжными магазинами.
Другие идеи:
4. Следующее направление – гранты. Нужно держать нос по ветру относительно всевозможных конкурсов федералов, а также различных организаций (Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, а также разного рода европейские агентства, которые просто жаждут пристроить свои средства на очередное исследование по влиянию предпринимательства начала 1990-х на становление демократии в России).
5. Коллекционеры. Возможно, интересно раз в неделю организовывать сбор любителей старины, которые захотят продать или купить что-нибудь раритетное. Обстановка музея будет к этому располагать. Выгода для музея – стоимость входа. Дополнительно я бы выделил некоторую сумму для оборота коллекционных вещей (купля-продажа), чтобы музей сам мог выставлять интересные экспонаты для продажи или покупать что-то на будущее также для продажи.
6. В кейсе не описана система продаж и маркетинга в музее, но, думаю, здесь есть, что подправить. Пригласите хорошего специалиста по маркетингу, чтобы он бесплатно помог вам найти новые идеи/каналы продаж. С него никаких затрат, но зато хорошее вложение в репутацию (можете повесить его большое фото на входе). Я бы также подумал о вирусном маркетинге (вбросить в СМИ какую-нибудь «утку» и обязательно дать опровержение, например, раз в неделю появляется привидение какого-нибудь купца и советует женщинам, куда лучше всего вложить свободные средства). Это позволит на ровном месте увеличить поток посетителей. Нужно также привлечь консультанта.
7. Можно предоставлять помещения для съемок фильмов/рекламы (пообщайтесь с киностудиями и рекламными агентствами).
8. Где-то читал, как какой-то британский студент по Интернету «распродал» свой монитор. Он «нарезал» его по кусочкам и «распродал», т.е. все желающие присылали ему небольшие деньги и могли в он-лайне посмотреть, как на его мониторе появился кусочек с их фамилией. Продайте одну из своих стен за один млн. руб. («нарежьте» ее на фрагменты и предложите бизнесу выкупить). Здесь будет и игра, и конкуренция».
Решение № 6 :Точка зрения
Дарья Захарова: «Из текста следует, что продукт музея – большое количество интересных экспонатов, коллекция пополняемая, есть клуб потомков (но неизвестно, как они участвуют в жизни музея), библиотека. В таком музее хотелось бы видеть: читальный зал с литературой разных лет, также современной деловой; хорошо оборудованный зал для проведения каких-либо деловых мероприятий или встреч (особенно для студентов, они часто проводят различные тематические встречи, это можно было бы делать в помещении музея); сайт обновить, перевести на английский язык (как минимум), еще больше наполнить информацией, изменить дизайн. Сейчас нет ощущения связи с современностью, как будто это музей-квартира кого-нибудь из меценатов. Можно добавить электронные версии некоторых книг, форум, где обсуждались бы прошедшие мероприятия музея, более подробно анонсировались бы события; кафетерий или место, где можно попить чай, обсудить увиденное/услышанное.
Еще хотелось бы видеть другой логотип, более современный.
Стоимость входа 50 руб. низкая для музея, у которого есть проблемы с оплатой аренды. В данном случае можно было бы разделить посетителей на группы с разной стоимостью билетов, как например: школьники, студенты, льготные группы граждан; все прочие посетители. Конечно, хорошо, что всего за 50 руб. можно увидеть так много, но, вспоминая о том, сколько стоит посмотреть экспозиции современного искусства (несколько предметов на всю выставку), сразу хочется повысить стоимость входа в данный музей, ведь это большое тематическое собрание. Как вариант можно создать группу вконтакте и/или на фейсбуке, твиттере и добавившимся в друзья группы делать скидки на вход, какие-то привилегии. В таких же сетях нужно обновлять новости хотя бы раз в месяц с сообщением о событиях. Новости появляются у тех, кто в друзьях группы, тем самым привлекая новых посетителей.
Считаю неправильным определение целевых посетителей. Я бы не включала в целевую аудиторию детей. Конечно, они могут посещать музей, но цель - это в первую очередь: студенты; предприниматели; прочие интересующиеся менеджеры и бизнесмены; иностранцы. На школьников, детей ставить акцент не нужно, особенно на проведение детских праздников. Это автоматически приводит музей к формату детского сада, подсознательно сигнализирует о детскости этого места. Воскресные лекции для взрослых и детей тоже считаю неправильным позиционированием. Данная тематика, на мой взгляд, не так интересна самим детям, но позиционирование «для детей и взрослых» натолкнет взрослых (студентов, например) на мысль, что данное мероприятие проводится для родителей с детьми.
Да, семейный бизнес и семья предпринимателя – темы, затрагивающие проблемы отцов и детей, отношений в семье, но целевая аудитория этих лекций – не маленькие дети. Это больше тема психологии, она была бы интересна ученикам психологических факультетов, заинтересованных в таких проблемах и примерах их решения в истории. То есть кроме экономистов, можно заинтересовывать и психологов, тоже полезно. Я думаю, что данный музей был бы отличным местом для проведения каких-либо регулярных (в выделенный день или, например, в какой-то период) благотворительных акций, сбор средств и т.д. Можно было бы связаться с волонтерскими организациями для совместной работы. Это была бы прямая связь с тематикой музея, полезно для общества. Люди, которым интересна тема помощи, всегда бы знали, что в этом музее они могут поучаствовать в деле благотворительности. Нужно повысить узнаваемость музея тем, что хотя бы раз в год размещать в институтах красивые листовки с приглашением в музей. Уверена, многие даже и не знают про этот музей, а в институте все объявления на виду, привлекают внимание. Экскурсии «Управление и маркетинг», «Личные финансы» вообще отлично бы подошли как обязательная программа для посещения в школах при экономических вузах, в самих вузах тоже. Рядом расположенный РЭУ им. Г.В. Плеханова – отличный вариант для начала «внедрения в учебные заведения».
Также повысить узнаваемость можно участием в ночи музеев, если есть такая возможность. Даже если человек не посетит музей, он хотя бы узнает о его существовании из буклета ночи музеев. Я выделила в целевую группу иностранцев, потому что столкнулась с такой проблемой: когда приезжают иностранцы на бизнес встречи, хочется показать им в свободное время что-то тематическое, деловое, но при этом интересное. В данном случае этот музей был бы отличным вариантом. Тем более, находится он почти в центре. И про еще одну целевую группу. Я думаю, большой интерес вызовет музей у молодых предпринимателей, менеджеров среднего звена и бизнесменов, заинтересованных в истории. Данный музей мог бы организовывать такие мероприятия, как мастер-классы, встречи, литературные презентации, обсуждения. Было бы интересно видеть экскурсоводов в деловых костюмах».
Решение № 7: Хочешь жить, умей вертеться
Андрей Геронин: «В условиях современной России тема меценатства и благотворительности в конце 19 – начале 20 века широкой публике совершенно не интересна. Если музей хочет выйти хотя бы на уровень рентабельности – надо менять идеологию, содержание и методы работы. Выживание с имеющейся идеологией возможно только в случае финансирования проекта со стороны богатой компании: а) либо старинной компании, имеющей древние российские корни; б) либо заинтересовать собой Благотворительный фонд В.Потанина или другого современного мецената разделяющего взгляды знаменитых благотворителей прошлого века и желающего сохранить о них память. В случае же изменения идеологии музею можно было бы порекомендовать следующее:
- Современная молодежь очень любит запечатлевать себя на фото в каких либо интересных местах с последующим размещением изображений в социальных сетях и блогах. Для этого в музее нужно создать несколько соответствующих инсталляций, например: кабинет Рябушинского или Третьякова, салон великосветской дамы рубежа веков, кабину экипажа или ретро автомобиля. С обязательно бесплатной возможностью фотографироваться в этом антураже. Причем не обязательно в одежде того времени. Хотя, это было бы великолепно.
- Музей мог бы стать площадкой для проведения фотовыставок или выставок, не охваченных галереями художников, посвященных интересным сюжетам из российской истории.
- Стать некоторым научным и методическим центром по приведению в порядок современного законодательства и практики благотворительности.
- Музей может пойти на контакт со старообрядческой церковью, поскольку большинство меценатов дореволюционной России были староверами.
- Но самый очевидный выход из сложного финансового положения это «интерактивность» и «сувенирка». Найти максимально много возможностей для вовлечения молодых и активных посетителей в содержательную деятельность в рамках музея. Реализовывать посетителям оригинальные сувениры и полиграфию, связанную, например, с модернизмом, импрессионизмом; копии денег и акций прошлого, стильные постеры, редкие фильмы и грамзаписи и др.
- Ну и, конечно, изменить график работы: работать вечером и в выходные дни. Сделать нормальный современный сайт. Сделать рекламу. Стать интересными широким слоям населения».
Решение № 8: Эксперимент
Ольга Вепрецкая: «У музея очень неудобные часы работы для бизнес-среды. Вся бизнес-среда в это время работает. Что если музею попробовать на условное время (например, месяц) перенести рабочие часы музея на выходные дни и понаблюдать динамику?
Москва – очень популярный город для иностранных туристов. Многие приезжают сюда работать, потому что считают, что здесь реально можно заработать, так почему бы не сделать одну экскурсию на иностранном языке для групп туристов. Обзвонить те же турфирмы, которые занимаются въездным туризмом, и предложить такой нестандартный вид времяпрепровождения. Назвать экскурсию можно «Откуда берет начало русское предпринимательство» или что-то более интригующее, типа «Откуда в Москве столько денег?», «Как зарабатывали русские?».
А почему бы музею не предложить себя в качестве недорогой площадки для какой-нибудь тематической клиентской вечеринки. Ведь антураж музей самый что ни на есть исторический, можно придумать красивую легенду и отлично вписать концепцию ивента в стены старого музея. Тогда рекламировать новую площадку станет заботой маркетологов/продажников компании, которая организует мероприятие. Если это крупная компания, то она может пригласить какую-нибудь «звезду», разместить пост-релизы в популярных изданиях и так далее.
Еще одним отличным способом повысить популярность музея может быть игра, проведенная в самом музее. Игра, которая подразумевает какую-то интригу изначально и ее разоблачение в ходе игры. А платформой может стать музей: например, в письмах, лежащих на витринах будут зашифрованы коды, которые нужно будет разгадать. Сделать в интернете специальный сайт, где рассказывалась бы «загадочная история создания музея». Добавить мистики, что, мол, он сейчас «выживает», потому что в этом здании раньше жил какой-нибудь «синяя борода», и с тех пор его дух часто появляется в стенах музея. Это как вариант. На самом деле сценарий может быть абсолютно любой.
Если говорить о бизнес-среде, то здесь можно говорить о проведении в стенах музея небольших деловых встреч, конференций и т.д. На начальном этапе, конкурентным преимуществом площадки будет ее недорогая стоимость. И рекламы здесь особой не надо. Просто обзвонить существующие агентства, которые профессионально занимаются организацией деловых мероприятий, найти ответственного человека и отправить ему коммерческое предложение.
Музей может стать отличной площадкой для мастер-классов по предпринимательскому делу. Сейчас огромной популярностью пользуется тема «стартапов» так почему бы не организовать какой-нибудь конкурс/обсуждение/круглый стол, на который пригласить молодых предпринимателей, рассказать им об истории музея, а заодно и какого-нибудь гуру, который и станет основной приманкой для них. Идей масса. При чем почти все не требует никаких материальных вложений».
Фото в анонсе: pixabay.com