Юрий Поддубский, Ирина Поддубская: Качественные характеристики персонала как резерв повышения прибыльности

Юрий Поддубский
Ирина Поддубская

Люди, как и любой ресурс, используемый на предприятии для достижения поставленных целей, должны соответствовать требованиям, предъявляемым функциональной необходимостью к качеству такого ресурса на каждом участке снабженческого, производственного, сбытового и управленческого процесса.

Эффективность использования трудового потенциала предприятия неверно оценивать только производительностью труда и другими связанными с ним количественными показателями. Наибольшее значение в оценке использования трудовых ресурсах в рамках конкретного предприятия приобретают качественные показатели.

Персонал, как неотъемлемая часть ресурсов предприятия, также нуждается не только в количественной, но и качественной оценке. Такая оценка особенно необходима при планировании деятельности предприятия и разработке инвестиционных проектов, предполагающих качественный прорыв в деятельности компании. При принятии решения об инвестировании средств в проект необходимо провести детальную оценку деятельности предприятия и инвестиционного проекта, которая без качественной оценки персонала не может быть признана достоверной и способной отражать реальное положение дел на предприятии, а также эффективность реализации инвестиционного проекта.

Модель описания любого экономического процесса, будь то развития предприятия либо развития отрасли в целом, априори содержит ошибку, некоторая часть которой обусловлена непринятием в счет при составлении эконометрической модели психологических характеристик персонала, то есть отсутствие одной из компонент его качественной оценки. Принятие во внимание данного фактора позволит в некоторой степени усовершенствовать эконометрическую модель и снизить вероятность ошибок при планировании.

Формализованная схема включения персонала в эконометрическую модель в предлагаемом контексте выглядит следующим образом: группа работников выполняет возложенные на них функции и посредством этого достигается цель их деятельности. Функции, выполняемые работниками, прямо либо опосредовано находят свое отражение в конечном финансовом результате деятельности предприятия и, как следствие, на свободном остатке денежных средств на счетах предприятия.

Достижение поставленных целей в рамках всего предприятия возможно только при условии, что сотрудники информированы о целевой картине предприятия, осознают свою роль в общем деле и те задачи, которые стоят непосредственно перед ними, а также ответственно относятся к выполнению возложенных на них функций. Немаловажную роль при этом имеет обратная связь, которая предполагает информирование сотрудников предприятия о результатах выполненной ими работы, что дает возможность при необходимости скорректировать свои действия.

Выполнение функций, возложенных на персонал, напрямую зависит не только от их профессиональных умений, навыков и мастерства, но и от их индивидуально-психологических особенностей. Например, если человек склонен перераспределять ответственность за выполненные или невыполненные им действия на других людей или обстоятельства, то вряд ли он будет качественно выполнять свою работу и «выкладываться» в полную силу; или, например, если у человека низкая стрессоустойчивость, то ему сложно будет принять решение в ситуации, ограниченной временем, или, например, человек с мотивацией профессиональной самореализации при благоприятных внутриорганизационных условиях будет ответственно относиться к своей работе и выполнять ее на высоком профессиональном уровне. Можно привести огромное количество примеров, которые описывают то, как психологические особенности личности либо позитивно, либо негативно сказываются на выполнении трудовой деятельности и ее результативности. Но очевидно одно – их анализ и оценка необходимы для понимания того, насколько «жизнеспособно» данное предприятие.

Грамотное применение результатов, полученных в ходе изучения индивидуально-психологических особенностей персонала, для достижения предприятием поставленных целей не увеличивает расходов по производству и реализации конечной продукции, а напротив способствует их снижению. Так уменьшение издержек возможно, например, вследствие полного выполнения всем персоналом предприятия возложенных на них функций, и будет способствовать высвобождению излишне вовлеченного персонала; либо осознание и выполнение работниками своих функций приведет к увеличению производительности труда, при тех же издержках, что увеличит рентабельность деятельности предприятия в целом. При ограниченных рыночных ценах использование качественных характеристик персонала является наиболее значимым резервом по управлению издержками и рентабельностью деятельности предприятия.

Исходя из этого, анализ эффективности использования качественной компоненты персонала предприятия целесообразно производить с применением количественных показателей, например, производительности труда либо повышение общей прибыльности предприятия.

На наш взгляд, только при сочетании всех факторов, описанных в данной статье, группа людей способна достичь целей, обозначенных прогнозом, и получить ожидаемый эффект, что прямым образом влияет на оценку инвестиционного проекта и стоимость предприятия в целом.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.