Игорь Молчан: Почему малый бизнес иногда не становится крупным

Игорь Молчан

Есть такое понятие – уровень жизни. И это можно определить как относительное качество вещей, принадлежащих человеку: его дом, одежду, пищу, места отдыха, которые он посещает и т.д. За это самое относительное качество вещей мы и бьемся всю свою жизнь.

Самое интересное в том, что для того, чтобы это получить, нам необходимы всего-навсего обычные деньги. Деньги, которых вокруг пруд пруди, которые под ногами валяются. Деньги, которых некоторые из нас получают гораздо больше, чем другие, а некоторые гораздо меньше, чем другие.

Кроме того, есть такое понятие как продукт или завершенная законченная вещь либо услуга, которую можно передать другому человеку и получить в обмен деньги. Это конечно если все делается правильно. Есть, конечно, и такая избитая фраза «Деньги делают деньги». Это говорится о спекулятивных операциях, когда что-то покупается без намерения использовать это для производства продукта. Либо когда деньги используются как своего рода инструмент для получения еще больших денег: валютные спекуляции, мошенничество с ценными бумагами, отмывание денег и т.п. Мы не будем рассматривать такого рода операции. Возьмем классический обмен, когда деньги служат средством обмена одного товара на другой, или услуги на товар и т.д.

Дело в том, что уровень жизни человека определяет объем и стоимость производимого им лично продукта. Лично, а не фирмой. Данный факт ускользает от внимания многих владельцев особенного малого бизнеса. Целью создания подавляющего большинства бизнесов была - улучшение личного уровня жизни. Мы не берем во внимание те бизнесы, которые создавались просто потому, что его создателю нравился процесс организации, придумывания услуги и последующего донесения до клиентов его полезности и осознания чувства гордости за себя, за то, что смог и т.д. Мы сейчас будем рассматривать только те случаи, когда владелец бизнеса хотел повысить свой уровень жизни. В этом желании нет ничего предосудительного. Наоборот, оно похвально, так как заставляет человека создавать тот мир, который ему нравиться.

Однако на этом, в общем, похвальном стремлении, есть несколько подводных камней. И первый камень в том, что есть тенденция путать доходы компании с личным доходом. Соответственно доходы компании есть тенденция считать доходами, которые можно направлять на личное потребление. Очень тяжело получить под личный контроль достаточно интересную сумму денег и не поехать, скажем, отдохнуть на Кубу с красивой девушкой. Чертовски трудно от этого удержаться и что самое интересное, в тот момент не понимаешь, а чем собственно дело? Компания моя, значит и деньги мои. На самом деле, предпринимателю принадлежит не компания, а лишь ее уставный фонд. Это его собственность, а не компания. У компании есть своя жизнь. Это как ребенок, которого нужно вырастить и отпустить в свободное плавание. Владение долями в уставном капитале дает право на управление, право на дивиденды, но не право на разорение компании либо подавление ее роста растратой ее фондов. Такой взгляд более правильный, чем взгляд на компанию как источник дивидендов. На самом деле. Посмотрите, сколько нужно инвестировать, чтобы компания удержалась на плаву и расширила свое влияние. Расширение невозможно, когда отсутствуют средства, чтобы покупать новые офисы, новое оборудование, разрабатывать новые продукты либо инвестировать в квалификацию сотрудников. В случае, когда дивиденды не используются учредителем для улучшения своего уровня жизни, у компаний появляется источник инвестиционных ресурсов. Данные ресурсы, направленные менеджментом на приобретение стратегически важных преимуществ позволяют увеличить, неизбежно увеличить стоимость доли или акций, принадлежащих учредителю. Это и есть на самом деле правильный подход.

Таким образом, первый подводный камень, с которым сталкивается предприниматель при расширении компании – это рассматривание бизнеса как источника дивидендов, направляемого на улучшение уровня жизни учредителя. Правильным было бы направлять эти ресурсы на стратегические инвестиции, увеличивающие капитализацию компании.

В подтверждение разумности данного довода можно привести следующие наблюдения. Налоговая система государства создана таким образом, чтобы стимулировать инвестиционную деятельность и наказывать личное потребление. Уровень налогов и сборов, которым облагается зарплата это подоходный налог, единый социальный налог, сборы в фонд социального страхования и фонд страхования от несчастных случаев. Это один уровень налогов. Чуть меньше государство протестует, когда деньги просто остаются в обороте – всего 24% и работай. И государство уменьшает налоговую базу путем разного рода амортизационных отчислений, отнесения на себестоимость затрат по лизингу, если компания инвестирует средства в производство. При этом дивидендные доходы облагаются почти также как и заработная плата 24% налог на прибыль, а потом еще 13% налог на дивиденды. Государство не поощряет дивиденды, оно как бы направляет предпринимателя в наиболее предпочтительном для общества направлении.

Другой подводный камень, вытекающий из первого из-за которого компании также не становятся большими это неполучение учредителем зарплаты в своей же компании. Учредитель может получать дивиденды как зарплату. Я ничего не имею против того, чтобы использовать этот механизм для снятия наличных денег, но я против того, чтобы они рассматривались не как выплаты за услугу оказываемую учредителем своей компании. Особенно очевидно выполнение функций собственником становится в тот момент, когда компания меняет собственника, например, при продаже бизнеса либо когда собственник решает выйти из оперативного руководства бизнесом либо когда собственник уезжает например на повышение квалификации на пол-года. Создаются целые отделы, которые выполняют функции, ранее выполнявшиеся одним человеком. Поэтому вторая ошибка это нечеткое обозначение собственником своих функций и неполучение из зарплаты (либо в виде зарплаты, либо в виде дивидендов) за выполнение своих функций.

Конечно же, правильный подход обозначает, что доходы собственника, по крайней мере, на первых порах не будут так велики как доходы его компании. Но если посмотреть на темпы роста рынка ценных бумаг, например за последние пять-шесть лет, то вывод один: каждый рубль направленный на личное потребление пять-шесть лет назад равен 10 рублям сегодня. Т.е. инвестируя всего 10% от дохода компании, собственник может получить стоимость всей компании в виде увеличения стоимости ее доли через сравнительно небольшой промежуток времени. Это правильный путь для увеличения своего уровня жизни.

Еще одно и, пожалуй, самое важное препятствие. Это конфликт интересов собственников и менеджмента компании. Если собственник позволяет себе получать от компании больше, чем он оказал для нее услуг, то в точно такую же игру начинает играть менеджмент. Вы не сможете отказать другим в том, в чем не отказываете себе. Так устроен человек. И появляются разного рода фондовые опционы (ну это для больших компаний). Для малого и среднего бизнеса скорее характерна передача доли в уставном фонде своим сотрудникам, которые в свою очередь рассматривают ее как просто бонус, прибавку к заработной плате, часть зарплаты и т.д. Неудивительно, что после такого подхода к финансовому планированию огромный процент малых бизнесов просто закрывается в первые годы своей работы. Правильным был бы подход, когда на зарплату и собственникам и менеджменту выделяется определенный процент от валового дохода. Этот фонд зарплаты увеличивается с ростом доходов компании и собственнику очень легко строить свои компенсационные программы для персонала и себя лично – есть предельный процент, за который нельзя прыгнуть, и есть возможность привязать зарплату каждого сотрудника к валовому доходу организации. При таком подходе менеджмент и собственник вынуждены инвестировать, так как инвестиции в увеличение производственных мощностей предприятия – это прямой путь к увеличению валового дохода и, следовательно, к увеличению зарплат.

Также определенным минусом является отсутствие у собственника стратегического видения, во что может превратиться его бизнес через пятилетку, например. А также нет понимания того, до какого уровня развития компании владелец компании будет единственным владельцем, на каком этапе он будет выходить из оперативного управления компанией, и на каком этапе будет продавать свои доли, реализуя свой интерес. Это неправильно, так как порождает настроение: хочу все сразу и сейчас. Правильным было бы построить идеальную картину того, что может быть ценным через пять-десять лет и направлять инвестиционные потоки таким образом, чтобы достичь поставленной стратегической цели и получить максимальную стоимость принадлежащих собственнику долей либо акций.

Определенные трудности для малого предприятия на пути его роста составляет, конечно же, необходимость для собственника поддерживать свой уровень жизни на достаточно высоком уровне, когда созданный бизнес еще настолько мал, и доходы его так низки, что обеспечить собственника приличной зарплатой этот бизнес просто не в состоянии. Правильный подход состоит в том, что собственник этого бизнеса должен иметь какой то другой доход для финансирования своей жизни. Что это может быть каждый решает для себя сам. Вполне вероятно, что для некоторых людей, обладающих достаточно высокой квалификацией, вместо открытия малого, но своего бизнеса является рациональным получение работы, в какой либо достаточно крупной компании. При этом надо учитывать, что заработные платы в крупных корпорациях могут быть очень и очень значительными. Произведенные накопления могут потом позволить открыть собственный бизнес. Возможна также карьера консультанта. Этот путь также дает хорошую возможность совмещения. Лучше всего, уже иметь какие либо источники доходов.

В любом случае очень большим недостатком, минусом, тормозом в развитии любого бизнеса является отсутствие четкой организующей схемы, на которой присутствовали бы все функции и должности которые есть в компании, в том числе функции, выполняемые учредителем компании, а также продукты этих должностей. Правильным подходом, позволяющим управлять делегированием полномочий является создание такой схемы на самом раннем этапе существования бизнеса.

Как правило, в большинстве компаний отсутствует четкая система коммуникаций, исключающая лишнее движение документов, сотрудников и обеспечивающая быстрое продвижение частиц в организации. Скорее сотрудники носятся друг за другом с бумажками и передают их из рук в руки либо передают Марье Ивановне, чтобы та передала Сидору Петровичу. Правильным было бы организация одного коммуникационного центра в котором сотрудники могли бы оставить сообщения друг для друга.

Также отсутствуют инструкции для персонала, о том, как выполнять работу. Т.е. сами должностные инструкции еще кое-где встречаются, а вот рекомендации как выполнять эти функции, да еще в письменном виде, да еще написанные сотрудниками, ранее занимавшие эти посты это определенно большой минус. А правильный подход заключается именно в написании рекомендаций как выполнять эти функции.

Также чрезвычайно важно иметь систему статистических показателей для каждого поста в организации, чтобы иметь возможность держать на пульсе руку любой сколь угодно большой, разбросанной и т.д. организации и иметь возможность предпринимать действия на основе анализа общей ситуации дел в компании.

Почти нигде в малом бизнесе, да и в крупном нечасто встречается забота о квалификации персонала в виде субсидий на обучение либо открытие внутренних академий. Правильным подходом было бы привлечение продуктивных сотрудников с последующим обучением их вместо найма дорогих «готовых» специалистов, которых все равно в той либо иной степени приходится обучать и, так или иначе, повышать квалификацию.

Очень часто малый бизнес является ребенком, который просит денег у учредителя вместо того, чтобы приносить ему хоть малый, но доход. Наверное, те, кто прошел через это, поймут меня. Вместо того чтобы сказать, что компания заработала столько то, финансовый директор приносит учредителю просьбы: у нас не хватает денег для того-то и того-то. И бедный учредитель достает свои кровные и финансирует свою компанию. Вместо этого правильным подходом было бы установить систему финансового планирования, которое позволило бы компании эффективно распоряжаться тем, что у нее есть, направляя на те либо иные свои нужды средства пропорционально полученного дохода.

Продукт малого бизнеса зачастую имеет мало общего с полезным для людей товаром либо услугой. Здесь нет еще торговой марки, которой надо дорожить и репутации, которая стоит денег. Здесь больше всего нарушений и махинаций с качеством. Правильным было бы сначала обсудить с каким либо экспертом либо решить самому, а является ли этот продукт полезным для потребителей, будут ли они процветать благодаря получению этого, какой социальный эффект произведет эта компания? Следует производить хорошие и качественные вещи вместо того, чтобы, мотивируя отсутствием альтернатив стремиться к получению доходов любым путем.

Как правило, желание выжать максимум личной выгоды из того финансового потока, который может создать малый бизнес, толкает собственников малого бизнеса на разного рода финансовые махинации и нарушение законодательства. Это не позволяет им привлекать партнеров, привлекать разного рода финансирование и также лишает контроля над финансовыми потоками, как только они чуток отходят от оперативного управления. Правильным было бы построение максимально соответствующей законодательству схемы движения товаров и денег, отработка договоров, соответствующих законодательству, с тем, чтобы защитить интересы собственника и построение системы контроля бизнеса, базирующейся на полном соблюдении законодательства и позволяющей собственнику вместо контроля менеджмента сосредоточиться на стратегии развития бизнеса, на постановке целей, которые, менеджмент обязан будет достигать.

Для того чтобы исправить положение и увидеть препятствия, некоторые из которых описаны в этом эссе, предприниматели иногда посещают различные семинары, обучаются на курсах. Это правильно, но что никогда не делается, так это никогда не проводится аудит административных процедур высококвалифицированным консультантом в этой области. Вообще слово аудитор в переводе с латинского языка обозначает «слушающий». Эта должность, возможно, возникла еще во времена римской империи, когда богатые граждане посылали своих доверенных лиц слушать о том, как идут дела в их обширных владениях. В настоящее время аудит свелся к проверке правильности оформления бухгалтерской и налоговой отчетности. В то же время считаю правильным расширение данного понятия до «проверки вообще общего хода дел в организации». И если крупный бизнес может прибегать к услугам высококвалифицированных консультантов, то малый в силу финансовых ограничений практически лишен этой возможности. Считаю, что правильным было бы обращаться к консультантам соответствующего уровня для проведения аудита административных процедур и получения рекомендаций по исправлению либо улучшению хода дел в любой организации, особенно там, где требуется привлечение финансовых партнеров, выход собственника из управления, а также смена собственника при продаже долей.

Подводя итоги, можно сказать, что предприниматели - владельцы малого бизнеса имеют колоссальное количество проблем, трудностей и препятствий на пути к становлению расширению и развитию бизнеса, улучшению собственного уровня жизни, уровня жизни своих сотрудников и общества в целом. Поэтому можно снять шляпу и выразить большое уважение тем, кто осознал эти препятствия, разделил их на составляющие и реализовал шаги по их урегулированию и преодолению. Это большие личности, на которых держится экономика, на плечах которых выезжает все наше общество. И вывод, который напрашивается сам собой таков – для того, чтобы предприниматель был успешен, он должен быть сам большим и способным как личность. А это уже совсем другая история.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург
> При этом дивидендные доходы облагаются почти также как и заработная плата 24% налог на прибыль, а потом еще 13% налог на дивиденды Налог на дивиденды всего 9%, ну и еще много достаточно спорных утверждений
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
[COLOR=blue=blue]> Учредитель может получать дивиденды как зарплату. Я ничего не имею против того, чтобы использовать этот механизм для снятия наличных денег, но я против того, чтобы они рассматривались не как выплаты за услугу оказываемую учредителем своей компании.[/COLOR] А хорошо ли постороннему человеку указывать учредителям, как они должны вести себя в своём бизнесе; какие правильные пути выбирать. [COLOR=blue=blue]> Правильным был бы подход, когда на зарплату и собственникам и менеджменту выделяется определенный процент от валового дохода. > … бедный учредитель достает свои кровные и финансирует свою компанию. Вместо этого правильным подходом было бы установить систему финансового планирования [/COLOR] Вот пример таблицы распределения валового дохода (таблица 1). Таблица 1:
В ПП, Д Н, Пр+Зп Пр, Зп
1000000 70% 700000
30% 300000 50% 150000
50% 150000 50% 75000
50% 75000
Обозначения в таблице 1: ВД – валовый доход; ПП – промежуточное потребление; Д – добавленная стоимость; Н – налоги; Пр – прибыль; Зп – зарплата. Если на оплату поставок на фирму товаров и услуг тратиться 60% от валового дохода, тогда таблица 1 будет иметь следующий вид:
В ПП, Д Н, Пр+Зп Пр, Зп
1000000 60% 600000
40% 400000 50% 200000
50% 200000 50% 10000
50% 10000
По таблицам, типа вышеприведенных, можно определить «подход к зарплате и дивидендам, как определённому проценту». Только не от валового дохода, а от добавленной стоимости. Потому что, дележу подлежит именно добавленная стоимость. Точнее, то, что остаётся от неё, после изъятия из неё налогов. С помощью таблиц, типа вышеприведенных, можно построить и систему финансового планирования. [COLOR=blue=blue]> В настоящее время аудит свелся к проверке правильности оформления бухгалтерской и налоговой отчетности. В то же время считаю правильным расширение данного понятия до «проверки вообще общего хода дел в организации».[/COLOR] Автору надо запатентовать это своё мнение. И добиться, чтобы ещё и такой вид проверки стал явью для бизнеса. Тогда все нынешние проверяющие инстанции зарыдают от зависти. [COLOR=blue=blue]> … для того, чтобы предприниматель был успешен, он должен быть … . А это уже совсем другая история.[/COLOR] Да. Продолжение следует … . Лучше бы оно следовало в разделе «Творчество без купюр».
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Владимир Зонзов пишет: > … для того, чтобы предприниматель был успешен, он должен быть … . А это уже совсем другая история. Да. Продолжение следует … . Лучше бы оно следовало в разделе «Творчество без купюр».
Когда автор статьи, в разделе «Творчество без купюр», высказывает истину, известную из «Азбуки экономики», за него можно порадоваться. Но, когда он это делает в разделе «Знания для менеджера» – значит, он производит информационный мусор. Тема развития малого бизнеса в крупный (малой фирмы в крупную) – описана неплохо. В ней есть своя «классика». Это, например, модель Айзедиса и модель Грейнера. В этих моделях отмечается этап, который я, сейчас, хотел бы особенно подчеркнуть – это этап делегирования. Неумение/нежелание владельца бизнеса делегировать право принятия решений – это основное внутреннее препятствие в росте бизнеса/фирмы. А вообще, по статьям Игоря Молчанова – нынешней и прошлой (о бухгалтерах) – можно заметить, что консультированием занимаются не только те, кто «изучал жизнь по учебникам», но и те, кто не читал учебников.
Руководитель проекта, Москва
Владимир Зонзов пишет: Автору надо запатентовать это своё мнение. И добиться, чтобы ещё и такой вид проверки стал явью для бизнеса. Тогда все нынешние проверяющие инстанции зарыдают от зависти.
это не ноу-хау... подразделения, которые занимаются таким внутренним аудитом, есть во многих компаниях... и уже относительно давно!
Технолог, Украина

Эх, где Вы были со своей публикацией, когда мне было 20 лет и я завалил свое первое производство? :D
Блин, такое производство было ...
Как потом больно было осознавать что почти все деньги нужно держать не в своем кармане (в прямом смысле), а держать в сейфе и на них положить книжечку, в которой записывать нужно все до копейки. Первое правило для предпринимателя: учите бухгалтерский учет. :!: ;)

Нач. отдела, зам. руководителя, Уфа

Интересно, что разговоры о проблемах малого бизнеса не теряют своей актуальности. Хотя наткнулась на статью Дворковича, что проблемы малого бизнеса надуманы на самом деле. И задумалась - актуальны ли?

Нач. отдела, зам. руководителя, Уфа

Прошу прощения, не оставила путь, где статью нашла http://blog-executive.ane.ru/masterclass/485/

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.