Михаил Яровой: Полезный инструмент - Тимбилдинг. Опыт применения

Михаил Яровой

К написанию подвигла статья о том, что, дескать, тимбилдинг не работает (Елена Самсонова: Тимбилдинг – неработающая игрушка). И отклики типа «и у меня не работает». Грустно стало….

Ну так вот…

Данный текст назван «Опыт применения», а не «Инструкция по эксплуатации» и написан не заводом-изготовителем, а одним из пользователей. Так что, не является абсолютной истиной. И написан в виде эссе. Так что не ищите серьезную аналитику. Ее здесь нет. И про опыт пишу не в виде готовых рекомендаций по применению. А так, пунктиром… Сами додумывайте. И не пытайтесь в обсуждениях пройтись по «поверхностности», «недостаточной аргументированости», «отсутствию фактического материала» и т.п.. Заранее говорю, нет и не ищите. А вот примитивизация изложения материала есть и сделана сознательно… Вот.

Теперь – вперед!

Тим или есть, или его нет

Давайте определимся. Среди многообразия форм населяющих нашу страну организаций есть компании ориентированные на работу не с коллективом, а с отдельно взятыми сотрудниками. Если в Вашей компании считают достижения каждого сотрудника отдельно, измеряют личную эффективность каждого (и, в соответствии с ней, индивидуально начисляют зарплату), тима нет и не будет по определению. Успокойтесь, это нормально. Но дальше можно не читать.

Во всех остальных случаях, тим либо уже есть (в том или ином виде), либо может появиться.

Что такое команда, и какой она бывает?

Что такое команда? Отдел продаж и производство это одна команда или две? Какая у команды общая великая цель? 

Предлагаю вообще не зацикливаться на этих вопросах. Было ли, в свое время, население Новосибирского Академгородка командой?  Считаю, «да». Два человека на орбитальной станции – команда? Согласны? Естественно, некое большое множество может содержать в себе изрядное количество подмножеств… И большая команда может состоять из многих мелких. Ок?

А что касается общих целей и т.п., давайте рассудим так. Люди ходят на работу добровольно? Добровольно собираются вместе. Считаем, что этого достаточно. Что-то общее есть. Пусть даже общая цель весьма прозаична – пару раз в месяц получить заветный конвертик… 

Командостроительство – не разовая акция. И по команде не делается

Обычно, это – процесс. У которого нет ни ярко выраженного начала, ни конца. За исключением… Есть приятное исключение - «старт ап». Начало чего-то нового. Чистый лист, так сказать…

Примеры из жизни

Обычно, во времена советской власти, студентов посылали «на картошку» (на месяц) в начале второго курса. Только в Н-ском гос. Университете на картошку посылали первокурсников. Вчерашние абитуриенты благополучно знакомились с сокурсниками других факультетов, и паутина дружбы и контактов охватывала целый курс. В других ВУЗах второкурсники группами приехали, группами уехали…

Прославленная зарубежная компания набирает менеджеров и операторов задолго до открытия завода. И отправляет группами в долгосрочные командировки на учебу…

К сожалению, очень часто встречается вариант, когда в компании, работающей несколько лет, вдруг (с какого перепугу?) выясняется, что надо таки команду строить. И об этом громогласно объявляется «С понедельника начинаем тим билдить». И начинается работа, к которой сразу возникает отношение как к «компанейщине». Поэтому, эта работа и заканчивается очень быстро… Ну нельзя так, честное слово...   

Дабл стандарт

Вот здесь засада. Которая, естественным образом перекочевала из предыдущего раздела. Ежели менеджментом компании принято вслух говорить про прочий персонал: «ресурс» или «рабочая скотина», все сказанное (вдруг, с какого перепугу?) в духе «мы – одна команда (банда и т.п.)» не будет принято всерьез.  

А кто будет строить?

Есть два ответа.

Ответ первый – HR. Хороший ответ. Если HR не просто хороший, а очень хороший. Только тогда есть надежда, что масса усилий и кропотливый труд (по разъяснению, обучению, организации, пропаганде и т.п.) дадут достойный результат. В противном случае, некое количество денежных знаков будет истрачено, какое-то их количество будет «попилено», сотрудники будут (кратковременно) пребывать в состоянии «пьяный, и поэтому счастливый».

Ответ второй – линейные руководители. Оставим в стороне тот факт, что линейный руководитель (он же капитан команды) и так должен свою команду «строить». Маленький, наводящий вопрос. А есть ли в бюджете этого линейного менеджера денежки на то, чтобы пива с подчиненными выпить, в ознаменование трудовой победы? Или на бюджете «энтертеймента» лежит рука HR? А как надо?

И еще один вопрос. Что у нас делает генеральский директор в то время, когда сотрудники развлекаются на очередные десять кило баксов? Он с нами или как (см. предыдущий пунктик)?

Это работа? Или так, выпить водки на свежем воздухе?

Типичный сценарий организации «билдинга». В субботу народ отправляется на природу играть в «Зарницу». В обед – помывка в бане и обсуждение итогов, под воздействием алкоголя.

Вопрос: - А почему в субботу?

Ответ: - А что, нужно всех в будний день от работы отвлекать?

Ну вот. Приплыли. Наше мероприятие называется «Организация досуга сотрудников». К «билдингу» отношения не имеет.

Еще масла подолью. Вот и менеджмент (тот же HR) думает… И чего ради, в свой выходной день я пойду смотреть, как эти бабуины по деревьям лазают?

Я про то, что если командостоительство – часть работы, то нужно эту часть работы оплачивать. В конце концов, оплачиваем же мы время нахождения сотрудника в туалете? Чем тимбилдинг хуже?   

За что пьем?

Ответ «а не все ли равно» не канает. В уездном городе Н было принято третий тост поднимать «за господ акционеров, благодаря которым и на чьи деньги мы сейчас и…». До сих пор, глубоко убежден, что этот тост имеет полное право на жизнь. И заслуживает того, чтобы его применяли чаще… И я тащу этот тост в другие компании. И что интересно, везде его принимают безоговорочно.

«Кто людям помогает…»

Ой, скользкая тема… Я по тех «агентов» по командостроительству, которых не меряно по России бегает. 80% - помойка полная. Это те, кто за 10 кило баксов предоставят услуг на 2к – максимум. Зато откат может быть… Специально оставил 20%. Надеюсь, все имеющие к этой теме отношение, занесли себя именно в эти 20%….

Совет тем, кому это надо. Попробуйте, приценитесь к стоимости «Зарницы» в исполнении импортных товарищей. Тех, которые свои «Лэнд Роверы» и прочие аксессуары потащат из-за границы. Будете приятно удивлены…

И чего это я?

А Вы как думаете? Господин Яровой решил, в очередной раз свою манию величия подкормить? Типа повещать с высокой трибуны…  Успокойтесь. Она (мания) и без этого себя прекрасно чувствует.  

Я так просто… Ну, обидело меня то, что хороший инструмент был обхаян незаслуженно…. Тема тимбилдинга действительно заслуживает свое почетное место… Хоть она и непроста, ой как непроста…

Резюмируя

Специально не буду писать про «синергию» и иже. Про кумулятивный эффект тоже не буду. И про то, как замечательно «тимбилдинг» с не денежной мотивацией сочетается, тоже не буду. Расслабьтесь. Давайте о хорошем и простом.

Давайте просто согласимся с правильностью и полезностью лозунга: «инджой то, что ты делаешь». Давайте признаем, что сотрудники, с удовольствием идущие на работу, гораздо эффективнее тех, кто работает  под лозунгом «радость через силу». И не требуйте от сотрудников много и сразу. Не ждите чуда от «веревочного» курса. Не думайте, что после одного тренинга народ построится и начнет, как пчелы, нести сладкий нектар прибыли в копилку акционеров. 

Тот же дворник может не знать, в чем собственно кроется великий смысл того бизнеса, частью которого он является. Пусть просто с радостью идет на работу в Вашей компании….

Ну а если более серьезно... Читайте. Думайте. Пробуйте.  Более того, перед прочтением, тоже думайте. Бездумное прочтение, а тем более, бездумное применение прочитанного чревато…

Есть много инструментов. Разных. Полезных. Об их существовании нужно знать. И разумно пользоваться этими инструментами. А перед тем как сказать: «оно не работает», подумайте. Может, в розетку не включили…

Ладно, удачи всем нам!

P.S. И че я до сих пор не в HRах? Не зовут, однако…

 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Две трети компаний переманивают чужих сотрудников

Большинство работодателей занимаются прямым хантингом из-за нехватки людей на рынке труда.

Эйджизм на рынке труда России снизился

Работодатели все чаще присматриваются к возрастным кандидатам.

60% подрабатывающих россиян не копят деньги системно

Каждый пятый россиянин сразу тратит все деньги с подработки. 

70% россиян обращают внимание на корпоративную культуру при выборе работодателя

Самыми важными аспектами корпоративной культуры опрошенные назвали открытость и прозрачность управления, возможности для обучения и развития и сильный командный дух.