Состояние 'потока' - бизнес-муза по вызову. Лучшая статья недели (07-13.06)

Александр Соколов

Записки о вдохновении и силе воли от страшного лентяя

Год назад на E-xecutive промелькнула статья Flow Business о состоянии «потока» — бизнес-идеи от гуру, который гуру стать не хотел. Речь идет об американском психологе Михай Чиксентмихайи (я боюсь склонять его имя!), который сам того не желая стал популярным бизнес-гуру.

Что же такое теория «потока»? Научное обоснование вдохновения!

Представьте себе ощущения художника, под кистью которого холст оживает и превращается в бесценное произведение искусства. Чиксентмихаий приводит это сравнение, чтобы описать состояние «потока» — состояние повышенной концентрации внимания, продуктивности и счастья, к которому интуитивно стремятся все люди. ©E-xecutive

Я уверен, вам знакомо подобное состояние. Вы могли чувствовать его не только на работе. Возможно, занимаясь любимым хобби. Или общаясь с интересными людьми. Бывает, идешь по городу с другом и не обращаешь никакого внимания на дорогу, улицы, окружающих. После такой «прогулки» я не всегда могу вернуться назад. Просто не помню обратного пути.

Если критиковать, то в данной ситуации я невнимательный и несосредоточенный балбес. Невнимательный к дороге. К вещам, которые в тот момент меня просто НЕ интересуют. Я полностью сфокусирован на разговоре, на человеке. В этот момент я эффективен на 200%. Вот, что говорит о состоянии «потока» мой знакомый, студент Института Коучинга Сергей Тюленев:

«Поток» — это когда ты расслабляешься, и все внутренние ограничения вдруг выключаются и ведение группы становится для тебя творчеством. Да есть схема, программа , цель и т. д. , все это сохраняется, но нет напряжения, нет старания сделать все идеально. Тогда есть и результат, и удовольствие. Конечно, есть ошибки, неточности, промахи — но все это исправимо. Ты уже не циклишься на этом. ©Сергей Тюленев

Классно? Представьте, что такое состояние менеджеры могут вызвать у своих подчиненных искусственно — прямо на рабочем месте и в любой нужный момент. Это же сколько будет инноваций, гениальных открытий, да и просто счастливых сотрудников. Настоящий бизнес в стиле фанк!

Но это в теории, а что же в реальности? Всегда ли такой креативный «запой» может принести пользу бизнесу? Ведь «поток» по умолчанию приносит счастье и развитие только своему «хозяину». Для работодателя он может принести не только пользу. В первую очередь это будет зависеть от целей человека и его мотивации.

Представьте, что у компании и сотрудника есть только одна общая цель — заработать денег. Но для достижения полезного компании «потока» одной материальной мотивации не достаточно. Находясь в «потоке», человек никогда не будет делать то, что ему не интересно. Это истина, о которой почему-то забывают многие менеджеры и предприниматели. Муза в бизнесе не приходит только за деньги.

Как часто я вижу сотрудников, увлеченных телефонным разговором, ICQ или простым интернет-серфингом. В этот момент они действительно забывают обо всем — о скучной работе, идиоте-начальнике и уж, конечно, о миссии своей компании.

Удивительно, но как только мне требуется пара рабочих рук, я получаю всего рабочего в придачу! ©Генри Форд

Многие компании фантазируют, что за деньги они покупают 100% рабочего времени своего персонала. По моим ощущениям, в российском бизнесе средний сотрудник выкладывается максимум на 20%. Остальные 80% — нецелевые «потоки». Естественно, желая повысить отдачу на вложенный капитал, компании стараются искоренить такое «бесполезное» времяпрепровождение своих подчиненных.

Стандартной становится практика тотального контроля. Фильтруется почта, запрещается установка «левых» программ (ICQ, Skype). Жестко регламентируется время на обеды и всяческие «перекуры». Некоторые компании идут еще дальше — создают корпоративные тюрьмы, с собственной системой штрафов и наказаний. Яркий пример такой бизнес-каторги — московская компания МВ:

«Система негативной мотивации была создана в МВ после кризиса 1998 года», - рассказывает владелец компании Кирилл Марушин. Тогда, в условиях потери компаниями капитала, требовалось увеличить объемы продаж, и МВ отлично справилась с этой задачей. В ситуации, когда у людей не было уверенности в будущем, негативная мотивация оказалась хорошим способом заставить их работать. ©Sostav. Ru

Правда в том, что лишь во время сильных экономических потрясений можно найти сотрудников, вкалывающих за корку хлеба. А если кризис давно закончился? И единственное, что может предложить компания, — однообразная рутинная работа? В таком случае наивно полагать, что все 8 часов в день человек будет тратить на благо компании. И чтобы избежать быстрого выгорания и высокой «текучки», компаниям приходится прощать (и даже поощрять) «слабости» своих подопечных.

Некоторые боссы готовы закрывать глаза на небольшие развлечения подчиненных — это плата за, в общем, успешный бизнес: работники счастливы и чувствуют себя сплоченными. ©Sostav.ru

Какой же должна быть компания, чтобы «потоки» сотрудников приносили пользу и не разрушали ее? Прежде всего, необходимо сформировать внутреннюю потребность в счастливых и творческих сотрудниках. В одной из своих статей «Компании мечты в России. Куда податься таланту?» я написал, что в состоянии стабильности и успеха компаниям просто не нужны таланты и инновации. Зачем что-то менять, когда и так все хорошо?

Будучи в «потоке» люди раскрывают не только свой творческий потенциал, но и становятся сильными и уверенными в себе. «Поток» — это лучшее лекарство от различных страхов и низкой самооценки. Находясь в нем, человек не забегает вперед и не думает о мнении и оценках окружающих. И самое главное, «поток» приносит результаты и развитие — лучших строителей веры в себя.

Есть такое понятие — 'руководитель-альфа'. Смелые, самоуверенные, требовательные — по мнению многих, именно они заставляют мир вертеться. И мало кого волнует, что они заставляют его вертеться от боли. Потому, что иначе они управлять не умеют.

Однажды (это было, наверное, в детстве или юности) эти люди выучили одну простую истину. Что если на людей кричать и угрожать им, то 80% из них предпочтет отступить и сделать так, как ты сказал. Главное — это не нарываться на остальные 20% (или наладить с ними дружественные отношения). ©Александр Сорокоумов

Уверенными и счастливыми сотрудниками невозможно управлять в рамках традиционной модели альфа-лидерства. С ними нужно строить по-настоящему партнерские отношения — прозрачные и доверительные. Поэтому желание использовать «потоки» сотрудников на благо бизнеса — это большой вызов для менеджмента компании.

Получается, что компания должна достигнуть определенного уровня для успешной практики Flow Business. Но почему только компания? В первую очередь это относится к самим людям. Умение достигать состояния «потока» — это такой же навык, как, например, многофазовый сон.

«Поток» начинается с определения истинных целей и желаний человека. Только они дают мотивацию и ресурсы для высокоэффективного развития — парения в состоянии «потока».

Исследуя практику вхождения в «поток», я много общался с представителями творческих профессий. Они подтвердили мое мнение — вдохновение любит тех, кто занимается своим делом. Через силу воли, через борьбу с собой муза еще никого не посещала!

Кстати, о силе воли… В нашем обществе существует нечто вроде культа силы воли. О ней слагаются легенды и мифы, которые мы все знаем с детства. В этих социальных стереотипах в противовес воле всегда ставится лень. «Удача и талант не любят ленивых». На самом деле, лень — это адекватный ответ организма на чрезмерные усилия воли и послушное выполнение различных «надо».

Ленью очень часто оборачивается душевное бездорожье: необретение или потеря жизненного направления, когда человек не знает, ради чего и к чему стремиться, куда жить и зачем делать то, что вроде бы делать надо. ©Владимир Леви, из книги «Лекарство от лени»

Я хорошо знаю по своему опыту — позитивные изменения никогда не приходят из-под палки. Пытаться заставить себя сделать что-то (часто чужое), пересилить себя — это «победа», которая не приносит радости и счастья. На большие усилия воли организм всегда отвечает сопротивлением. Хроническая усталость, желание «ничего не делать» — постоянные спутники борца с самим собой.

Вы можете возразить: «А как же вредные привычки? Без борьбы с ними не расстаться…» По моим наблюдениям, люди, реально хотевшие бросить курить, делали это легко, без ежедневной изматывающей борьбы с собой. Важно просто осознать и признаться себе, что стоит за курением — например, потребность в определенном социальном статусе.

Честность и искренность с самим собой — это половина успеха в любом деле. Сколько раз я пытался войти в состояние «потока» для достижения чужих целей. Ни разу не получилось :). Поэтому, каждый раз начиная чувствовать сопротивление какому-либо делу, я прислушиваюсь к самому себе. Действительно ли это то, что я хочу делать? То, что принесет мне удовольствие и развитие?

Доверяйте себе. Делайте то, что любите. Легкого вам «потока»!

Проголосуйте за лучшую из лучших статей по теме 'Карьера'

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.