Константин Бакшт: Конкурс на лучшую критику

Константин Бакшт

В своей предыдущей статье «Обратная связь с клиентами: зачем она нужна, и что с ней делать» я уже рассказывал о многих полезных применениях обратной связи. Настало время рассказать о том, как использовать обратную связь с Клиентами для получения ценных предложений по развитию бизнеса и повышению качества его работы – о Конкурсе на лучшую критику.

Как это иногда случается, идея Конкурса возникла из желания подпортить жизнь ближнему своему в ходе корпоративных разборок. События, о которых я расскажу, относятся ко времени, когда я был коммерческим директором крупной компании – Интернет-провайдера. Помимо доступа в Интернет, компания предоставляла много других услуг – всего по 12-ти направлениям деятельности. Понятно, что в большом хозяйстве все хорошо быть не может. Бывало, что предоставляемые нами услуги были не слишком высокого качества, происходили сбои со связью, задержки с подключениями клиентов…

Проблема была в том, что в определенный период времени наш технический отдел попытался занять страусиную позицию: не при каких обстоятельствах не признаваться в том, что проблемы есть или были. Клиенты непрерывно жаловались сотрудникам абонентского отдела и отдела продаж, которые были в моем непосредственном подчинении. Со слов клиентов, проблемы были. А со слов технарей, которые потом решали возникшие вопросы, все вроде как было в порядке. Мы же постоянно чувствовали себя как оплеванные.

С ростом количества клиентов проблем становилось все больше. Но никаких серьезных мер для того, чтобы найти первоисточники этих проблем и по-настоящему улучшить обслуживание клиентов, не предпринималось. Проблема была ещё и в том, что при возникновении проблем клиенты нам звонили, но документальных претензий в большинстве случаев не оставалось. Как руководитель коммерческих служб, я и сам старался не доводить дело до официальных писем клиентов с претензиями. Если клиент настолько зол, что пишет тебе гневное письмо, просто решить проблему в большинстве случаев будет недостаточно. Возникает серьезный риск потери клиента – а чтобы этого не допустить, приходится идти на уступки и скидки.

Однако в отсутствии документальных претензий наши разговоры о серьезных проблемах с обслуживанием клиентов так разговорами и заканчивались. Когда мы говорили о том, что техотдел маскирует проблемы вместо того, чтобы их решать, в глазах высшего руководства это выглядело как склоки между отделами.

После серии особо вопиющих случаев с некачественным обслуживанием клиентов меня задело за живое. Я задумывался: как можно собрать с клиентов информацию о реально имеющихся проблемах? Нужно было, чтобы информация была в документальном виде, со ссылками на людей, которые могли бы подтвердить её лично – чтобы в этот раз техотдел никак не мог отвертеться! Кроме того, хотелось собрать хорошие идеи – как можно улучшить работу нашей компании. Так родилась идея «Конкурса на лучшую критику».

Конкурс был организован следующим образом:

  • На нашем корпоративном сайте была размещена специальная страница с условиями конкурса и анкетой обратной связи (Web-формой).
  • Была организована массированная реклама конкурса в Интернет: баннерами на всех разделах нашего корпоративного сайта, в том числе на главной странице, а также рекламная кампания на всех информационных ресурсах, где мы могли размещать свою рекламу бесплатно, на бартер или за небольшие деньги. Использовались как баннеры, так и новостные рассылки.
  • Информационное письмо с условиями конкурса и прямой ссылкой на Web-форму на нашем сайте (для заполнения анкеты обратной связи) было разослано по электронной почте всем клиентам нашей компании.
  • Такое же письмо было распечатано на наших фирменных бланках и разослано в начале месяца всем клиентам нашей компании вместе со счетами.

Условия конкурса были чрезвычайно просты: Компания просила клиентов раскритиковать себя всеми возможными способами. Сделать это можно было, либо заполнив Web-форму на нашем сайте, либо прислав письмо на специальный адрес электронной почты. Реально абсолютное большинство клиентов воспользовалось Web-формой. Я более чем уверен, что без использования возможностей Интернет подобный конкурс нельзя было бы провести столь эффективно - и при таких незначительных затратах.

Любой наш клиент мог критиковать нас, и мы обещали внимательно рассмотреть эти критические замечания и предпринять действия по устранению недостатков. Однако, на нашем конкурсе были призы – и, чтобы получить приз, критиковать было недостаточно. Необходимо было, кроме критики, прислать нам свои предложения – как можно было бы улучшить работу нашей компании, чтобы решить данную проблему. Нами рассматривались все письма – но призы разыгрывались только среди тех участников конкурса, которые прислали нам не только критику, но и предложения по улучшению работы компании.

Конкурс был ограничен по времени – месяц с момента запуска. Была заранее указана дата, до которой участники должны были прислать критические замечания и предложения по улучшению нашей работы. В день завершения конкурса все анкеты и письма участников распечатывались и анализировались директорами нашей компании и руководителями служб. В течении недели конкурсная комиссия принимала решение: кто из участников конкурса заслуживает награды. Победитель получал первое место, также разыгрывались два вторых места и три третьих места. Наградой за первое место был сотовый телефон с подключением к сети: в 2001 году, когда впервые проводился данный конкурс, это была весьма внушительная награда. Наградой за второе место был хороший модем с подключением к сети Интернет: около 2000 руб. в денежном эквиваленте. Призы за третьи места – тысячерублевые карточки IP-телефонии. После объявления призеров информация об этом вывешивается на корпоративном сайте компании, на странице конкурса, а также рассылается по электронной почте всем клиентам компании. Призеры же приглашаются в офис для вручения призов.

Здесь можно обратить внимание на три важных момента, которые учитывались в логике конкурса:

  • Если клиента или даже сотрудника Вашей компании спросить, как можно улучшить работу Вашей компании – вряд ли он что-то придумает. А вот критиковать мы любим и умеем! Ну а уж если раскритиковали, часто можем и предложить, как можно было бы данную проблему исправить. Давать советы мы любим почти так же сильно, как критиковать!
  • Творческое начало в критикующих дополнительно усиливается за счет элемента соревнования и возможности получить приз. Причем для одних участников будет важнее материальная составляющая приза, а для других – нематериальная: то, что о них, как о победителях конкурса, узнают все клиенты компании.
  • Очень важное значение имело и то, что конкурс был ограничен по дате. Классический принцип рекламы гласит: рекламное предложение, ограниченное по сроку действия, в два или более раз эффективнее, чем аналогичное рекламное предложение, не ограниченное по сроку действия. Так же и с конкурсом: из-за того, что он был ограничен по сроку проведения, анкет пришло как минимум в два раза больше, чем если бы ограничения по сроку не было. А предлогом было то, что к определенной дате (к завершению конкурса) все анкеты нужно собрать в единое целое, чтобы решить, кому давать призы.

Что содержала Web-форма (анкета обратной связи конкурса) на нашем корпоративном сайте? Она была очень простой:

  • ФИО участника (поле, обязательное к заполнению)
  • Контактный телефон (поле, обязательное к заполнению)
  • E-mail (поле, обязательное к заполнению)
  • Компания/должность
  • Что Вас не устраивает в работе нашей компании?
  • Что Вы можете предложить, чтобы исправить эту ситуацию?

Результат

За месяц проведения конкурса к нам поступило 68 анкет. 56 из них содержали как критику, так и предложения по улучшению работы компании. Из оставшихся 12-ти девять были только с критикой и три - только с благодарностями. Из предложений клиентов 14 были весьма интересными и 3 – просто блестящими! В следующие полгода практически все эти предложения были внедрены в работу нашей компании. Что действительно помогло существенно повысить качество наших услуг и улучшить обслуживание наших клиентов.

Вскоре после «Конкурса на лучшую критику» нами была запущена ещё более мощная программа по повышению качества обслуживания клиентов – знаменитая VIP-программа.

Эта программа, позволяющая радикально повысить качество наших услуг, защитить клиентов от происков конкурентов и заодно резко поднять доходы нашей компании, требовала существенных ресурсов для проведения. Именно благодаря «Конкурсу на лучшую критику» ресурсы были выделены, и мы смогли запустить VIP-программу, которая вывела нашу работу с клиентами на принципиально новый уровень. Подробнее о том, что представляет из себя VIP-программа, как её организовывать и проводить, Вы можете прочитать в моей книге «Усиление продаж» (ИД «Питер», 2009 год). Или пришлите мне на info@fif.ru запрос “Константину Бакшту – ВСЕ О VIP-программе» с Вашей контактной информацией - и я пришлю Вам материалы и анкету VIP-программы.

Сам же «Конкурс на лучшую критику» обеспечил нам отличные результаты – и весьма недорогой ценой! Прямые финансовые затраты оказались в пределах 25-30 тысяч рублей (правда, в ценах 2001 года) – включая и призы, и рекламу. При этом наш конкурс охватил тысячи корпоративных Клиентов и десятки тысяч частных лиц.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина компаний доплачивают сотрудникам за лояльность

У 46% работодателей есть надбавки за стаж и бонусы за долгую работу в компании.

Спрос на специалистов по анализу данных вырос в 30 раз за 10 лет

Самыми быстрорастущими направлениеми стали инфраструктура данных и DevOps, анализ данных, инженерия данных, BigData и ML. 

Названы сферы, где проще всего трудоустроиться пенсионерам

Треть опрошенных отметили, что работодатели стали охотнее приглашать на собеседования кандидатов пенсионного возраста.

SuperJob ввел аукционную модель найма сотрудников

Теперь работодатели смогут открыто торговаться за соискателя.