1.
В бизнесе, чтобы сохранить конкурентноспособность, добиться успеха, «идти в ногу со временем» в эпоху глобализации, которая сократила до минимума понятия времени и пространства, чтобы решить, в каком направлении двигаться предприятию, выбрать сотрудника или компаньона, решить вопрос об инвестиции или диверсификации производства, необходимо научиться использовать одно из самых важных орудий – интуицию. Но использовать правильно, понимая ее сущность и отличая от всего другого.
Существует огромное количество книг, курсов, семинаров, которые предлагают научить «развивать интуицию»; сайтов, на которых обсуждается вопрос, как понять интуицию; университетов, школ бизнеса, консалтинговых компаний, которые проводят тренинги по «бизнес-интуиции», предлагают программы по креативному бизнесу и лидерству. Распространены лозунги типа: «Купи мою книгу и ты обретешь интуицию», или «Пройди видеокурс и ты узнаешь, как стать интуитивным», или «Мы научим тебя верить своей интуиции». Эта деятельность становится все более насыщенной, предприниматели все чаще обращаются за консультацией или за помощью при принятии важных экономических решений «к специалистам по развитию интуиции».
С другой стороны, существуют те, кто критикуют данный подход, утверждая, что невозможно использовать интуицию в качестве помощника, что она только вводит в заблуждение, прежде всего, на предприятии, где разворачиваются различные динамики. Предлагается следовать стратегическому планированию с постоянной реструктуризацией всех отделов, секторов, а также целей предприятия. Предпочтение отдается исследованиям рынка, а не интуитивному выбору продукта, основанному на предчувствиях или «шестом чувстве».
Позиция онтопсихологической школы такова: «Существует ум (ум, как причинное природное понятие, не ограниченное лишь рациональностью), которым обладают все люди. Необходимо попытаться понять его, потому что этот ум является постоянным источником решений всех проблем человека в любой области: в бизнесе, обществе, семье...».
Чтобы понять этот природный ум, необходимо, прежде всего, познать первичное, базовое самодвижение человека – его психику. Важно знать, как психика человека формализуется и, особенно, каков глубинный источник психической деятельности, чтобы увидеть, в каком направлении она движется и к каким следствиям приводит сейчас и в будущем.
Психическая деятельность невидима, и поэтому ее изучение связано с некоторыми трудностями, которые на данный момент до конца не решены. Например, умение бегать, ходить, прыгать осуществляется посредством моторной деятельности человека, и сегодня мы знаем, как устроены мышцы, как циркулирует кровь. На основе этого знания мы можем лучше тренировать себя. Зная строение мышц, можно понять, какие движения мы должны выполнять для развития определенных групп мышц, чтобы преуспеть в определенных видах спорта и т.п. Если же рассмотреть психическую деятельность, то, как можно формализовать такие процессы, как мышление, эмоция, память и т.п.? Но, прежде всего, знают ли «консультанты по интуиции», как движется и формализуется психическая деятельность? Многие знают лишь сознательную часть, но психическая деятельность зарождается в бессознательном, и как влияет на сознательную часть то, что там формализуется?
Таким образом, нельзя говорить об интуиции, если мы не знаем, как устроена психика и все, что с ней связано.
2.
Многие определяют интуицию как неожиданно возникшую мысль или эмоциональную вспышку (flash), другие – как инстинктивное чувство или внезапное желание сделать что-либо. Некоторые придерживаются того мнения, что это субъективная инстинктивная оценка. Для других - это фокусировка разума в самом сердце, ускоренное чувство жизни, внезапное впечатление и образ, внутренний голос, вдохновение, синтетическая фантазия, внезапная идея или чувство, внутренний совет, сигнал, внутреннее притяжение, эмоциональная разумность, прояснение ситуации, озарение. Все едины во мнении, что интуиция зарождается в бессознательной сфере субъекта, который способен обнаружить ее на уровне сознания.
Сколько людей знает, «из чего состоит» бессознательное? А ведь бессознательное - это и резервуар всей неметаболизированной информации, поступающей из окружающей среды, и вытесненные, неотреагированные эмоции, и, в тоже время, бессознательное - это совершенный порядок (закон) жизни человеческого существа?
Сколько людей может с точностью определить, что возникшее в данный момент чувство, эмоция или образ вызвано вытесненным (как правило, в раннем детстве) материалом или же совершенным природным порядком, подсказывающим оптимальное решение? Сколько людей владеет инструментами, позволяющими установить это различие без тени сомнения? Сколько людей обладает реальным кодом интерпретации языка бессознательного, состоящего из «вспышек», образов, сновидений, чувств, фантазий и т.д.?
Если мы не можем дать научный ответ на эти вопросы, то можем ли мы говорить об интуиции? Существует риск расценить импульсы комплекса (Юнг) как flash, придав ему важное значение. Равно как существует риск принять ценную интуицию за банальный эмоциональный отклик. Но самое главное, не являются ли все вышеперечисленные «определения» интуиции скорее следствиями интуитивного процесса, нежели самой интуицией? Говоря об интуиции, не рассматривают ли авторы следствия. Эмоциональный компонент, образы, фантазия, обнаруживаемые на уровне сознания, даже если их истоки неизвестны, не могут быть причиной интуиции. Она приходит гораздо раньше, ее истоки глубже.
3.
Становится ясно, что желания, чувства, эмоции, обнаруживаемые в нашем сознании, уже являются следствиями интуитивной деятельности, которые могли быть искажены другими структурами бессознательного и которые начинают действовать до момента сознательного акта со стороны нашего рационального, сознательного «Я».
Отражает ли наше сознательное «Я», посредством которого интуиция должна быть «схвачена» и реализована, в точной мере то, что сообщает бессознательное? Если сознательное «Я» ошибочно, то как человек может претендовать на понимание и реализацию интуиции? То есть если зеркало, в которое мы смотрим, чтобы понять причесаны мы или нет, мутное, как мы можем увидеть, хорошо ли мы выглядим или нет?
Онтопсихология предлагает свою точку зрения относительно интуиции, отличную от всех других. По сравнению с другими направлениями смещаются акценты, поскольку задача заключается не в том, чтобы понять, как работает интуиция, а в том, чтобы дойти до источника проблемы. Имеет смысл говорить не о формировании или тренировке интуиции, а о восстановлении «инструмента», посредством которого интуиция проявляется и действует. Приведя этот инструмент к здоровью, сделав его точным, можно обеспечить связь с интуицией.
Если сказать проще, интуиция «автоматически» сможет проявить себя. Поэтому обучение человека направлено на то, чтобы сделать его сознательное «Я» прозрачным для того, чтобы уметь с легкостью «прочитывать» интуицию. До тех пор, пока сознание не станет прозрачным, интуиция будет оставаться лишь гипотезой, потому что из бессознательного, как мы уже сказали, идут различные и противоречивые сигналы, часто не имеющие ничего общего с интуицией.
Онтопсихологическая школа настаивает на том, что сначала необходимо аутентифицировать человека, тогда непосредственным следствием этой аутентификации станет его способность действовать согласно интуиции. В этом случае не было бы надобности говорить об интуиции, потому что она стала бы нормой действий. Если все говорят об интуиции как о чем-то случайном, то для онтопсихологической школы это нормальное и постоянное явление.
4.
Резюмируя вышесказанное можно сказать, что для того, чтобы использовать интуицию и уметь отличать ее от эмоций, желаний, комплексов и т.д., необходимо улавливать движение психической деятельности. Для этого мы должны освободить наше сознательтное «Я» от всех стереотипов, штампов, парадигм, верований и т.д.
Необходимо знать, какие внутренние импульсы являются приоритетными на бессознательном уровне индивида в данный момент времени, каковы истоки и возможные вмешательства. И, наконец, нужно обладать кодом прочтения, чтобы понять образы, которые посылает бессознательное. Если существуют ответы на все эти вопросы, то мы можем говорить об аутентификации индивида, а в дальнейшем – о понимании и реализации его интуиции. С помощью аутентифицирующего консультирования человек сможет перестроить свои модели мышления в соответствии с природным проектом, чтобы сделать логическое «Я» способным точно отражать самодвижение психической деятельности.
Вечный спор - интуиция vs. рациональность - теряет всякий смысл. Человек по замыслу природы обладает интуитивным видением, которое должно быть рационально воплощено в историческом действии. Речь идет о рациональном использовании интуиции.
Из глубины бессознательного, в котором заложена структура и проект человеческого генома, идет информация. Она непосредственна, тотальна, формальна. Она напрямую показывает собственную выгоду, поскольку она предшествует результатам и формируется внутри взаимосвязи индивида и ситуации, давая пропорциональные координаты силовых точек контекста и субъекта. Это универсальный природный автоматизм. Он указывает оптимальное и возможное направление. Это и есть природная безошибочная интуиция.
''Вечный спор - интуиция vs. рациональность - теряет всякий смысл. Человек по замыслу природы обладает интуитивным видением, которое должно быть рационально воплощено в историческом действии. Речь идет о рациональном использовании интуиции.''
Интуиция это неизвестная информация полученная из неизвестных источников. Технологии рационального использования интуиции мне не известны.