Олег Кулагин: Тюнинг управленческих команд

Олег Кулагин

Что такое тюнинг автомобиля, знают все. А что такое тюнинг управленческой команды, приходится только догадываться. Что это за штука такая? Да, действительно такое выражение, по-моему, еще никем не использовалось. Вообще, смысл тюнинга заключается в «доводке» чего-либо стандартного и обычного до более совершенного состояния и «настройке» на решение более сложных и необычных задач. Другими словами, это есть процесс развития чего-либо, когда, например, автомобиль приобретает новые качества, становится мощнее, надежнее, красивее, исходя из пожеланий и прихотей своего хозяина. Такие же процессы могут происходить с управленческой командой. В любом бизнесе тоже есть хозяин, причем он не всегда является собственником. Хозяином будем называть того, кто принимает управленческие решения. Так вот, хозяин всегда подбирает и формирует управленческую команду «под себя». Но, чаще всего, он делает это неосознанно, интуитивно. Но даже тогда, когда команда создана, далеко не всегда можно сказать, что это действительно команда, а не просто группа подчиненных руководителей во главе с своим любимым (или не очень любимым) боссом. В общем, скажу так:  тюнинг управленческой команды (TMT - Tuning of a Management Team) - это создание управленческой команды из группы руководителей, трансформация команды в более совершенную команду, преобразование более совершенной команды в еще более совершенную команду и т.д. Это бесконечный путь развития команды руководителей как ключевого управленческого ресурса организации.

Но прежде, чем начинать чем-то заниматься, надо ответить на вопрос: зачем это нужно? В данном случае, а нужна ли нам вообще эта самая управленческая команда? Есть директор, есть его заместители, есть руководители среднего звена и т.д. У каждого свои функции и обязанности. Зачем еще что-то придумывать? И так забот хватает. Действительно, управленческая команда – актив эксклюзивный. И подходит он далеко не для всех организаций и востребован практикой далеко не всегда. Многие предприятия успешно управляются и без всякой команды из единого мозгового центра, находящегося в голове у первого руководителя. И это хорошо. Если серьезно, то руководители и собственники бизнеса, задумавшись о создании команды менеджеров, должны взвесить все «за» и «против» этого управленческого решения.

Какие же риски возникают в том случае, если организация меняет авторитарный стиль управления, когда большинство решений принимается единолично и затем директивно спускается «сверху вниз» подчиненным руководителям, на демократический стиль управления, когда все важные для организации решения подготавливаются и принимаются коллективно в составе управленческой команды. Таких рисков довольно много. Например, это риски совладения информацией, усиления внутренней конкуренции и борьбы за влияние в команде, увеличения времени обсуждения и решения проблем компании. Кроме того, существенным фактором риска может быть личность первого лица компании. Скажем, по своему психотипу генеральный может быть просто не готов к работе в команде, если он глубокий интраверт. Если хотя бы по одному из этих факторов риска CEO скажет: «Нет, спасибо. Я и сам управлюсь», то тема закрыта. Команду создавать не надо. Все равно ничего не получится.

Но с другой стороны, важно оценить преимущества управленческой команды. Что же к ним относится? Это, прежде всего, более высокое качество управленческих решений. Ведь управленческая команда – это фабрика мысли по производству управленческих решений! Это ее основное назначение. Именно управленческая команда способна производить принципиально новые, оригинальные и синергичные решения, которые не по силам одному или двум руководителям. Кроме этого, работа в команде повышает управляемость компании, ибо исполнять принятые решения приходится самим же руководителям, которые участвовали в их обсуждении и принятии. А исполнять свои же решения гораздо приятнее, чем чужие. Значит, растет вероятность исполнения управленческих решений. А это и означает рост управляемости организации. Вместе с тем, работа в команде улучшает взаимодействие подразделений в процессе текущей, оперативной работы компании. Как вы думаете, почему? А тут и думать не надо. В каком случае взаимодействие смежных подразделений будет более эффективным: когда их руководители – простые исполнители чьих-то решений или члены одной команды, которая эти решения вырабатывала? Ответ очевиден. Какие еще «за» командное управление? Уменьшается возможность манипулирования первым руководителем со стороны его подчиненных (ведь основная работа происходит у всех на виду!), растет ответственность и мотивация руководителей, работающих в составе команды; происходит их идейное объединение. Этих плюсов уже достаточно много, чтобы подумать о создании команды руководителей.

Предположим, что мы подумали и решили: «Да, это хорошо. Нам это надо. Давайте сделаем». Но как? Ведь управленческая команда не возникнет от того, что мы группу функциональных руководителей однажды назовем командой управленцев. Это длительная и кропотливая работа. И не секрет, что для облегчения и ускорения этой работы существуют специальные технологии. Первый шаг – АНАЛИЗ. Перед тем, как что-то менять и развивать, надо понимать, что мы имеем сейчас, и что с этим делать дальше. Для анализа управленческих команд могут применяться самые разнообразные методики: социометрия, анализ командных ролей, трансакционный анализ, диагностика психотипов, внутренней мотивации, ценностей руководителей. Батарея методов довольно внушительная. С их помощью можно получить много полезной информации о том, в каком состоянии находится команда сейчас, и почему в ее работе возникают те или иные проблемы. Главное, понимать, что мы хотим оценить и не утомить руководителей чрезмерным психологическим тестированием. Все хорошо в меру. Тем более, тесты - не самый надежный метод для получения диагностической информации. Гораздо больше информации можно получить через глубинное интервью и диагностическое наблюдение. Но, правда, здесь есть одна тонкость: это надо уметь делать.

Хорошо. Допустим, что мы такой анализ провели. Чтобы у руководителя компании не появился закономерный вопрос: «Ну и что??», надо его предвосхитить и сразу предложить план дальнейших действий. Собственно, в этот момент и начинается тот самый тюнинг, о котором мы мечтали. Это второй шаг – СИНТЕЗ. В процессе синтеза происходит развитие группы или команды руководителей в направлении нового качественного состояния. Что это за состояние? Можем ли мы его четко обозначить? Думаю, что нет. Развитие – это непрерывный процесс, имеющий ценность сам по себе, даже, если мы не представляем, когда и куда он нас приведет. Это не цель. Это путь. Если мы на него встаем, значит, надо идти. Это справедливо для любых активов и процессов, происходящих в организации. В частности, мы не можем сказать: «Все, стоп! Команда создана, больше не надо». Надо. Это постоянная работа. С помощью каких инструментов эту работу можно проводить? Выбор широкий. Основной методрегулярная совместная работа постоянной группы руководителей над выявлением и решением проблем предприятия. Типичная ошибка многих руководителей – сводить работу по формированию и развитию управленческой команды к тренингам командообразования. Но это же совсем другая тема! Тренинги, всего лишь, - вспомогательный инструмент, который можно встраивать в работу управленческой команды, когда это разумно и необходимо. Не более того. Можно обойтись и без них. Во многих случаях они даже противопоказаны. Управленческая команда совершенствуется не в искусственных ситуациях, а в ходе реальной стратегической и оперативной работы. Самый лучший тренинг – сама жизнь. Но эта работа не должна происходить стихийно. Формирование и развитие команды руководителей – это важная управленческая инновация. Стало быть, это процесс осознанный и планомерный. Он происходит на основе плановых командных разработок посредством регулярных стратегических сессий, проблемных (!) совещаний, обучения действием ( Action Learning), диагностических семинаров, тренингов коллективного принятия решений и других мероприятий. Для этого разрабатывается и осуществляется специальная программа по диагностике и развитию управленческой команды. Наполнить содержанием командные разработки не представляет большого труда. Это могут быть разработки миссии, видения, корпоративной, конкурентной и функциональных стратегий, идеологии, кодекса организации, проектов совершенствования бизнес-процессов, определения служебных функций и оптимизации внутрифирменного взаимодействия, новых продуктов и услуг, системы оценки и мотивации персонала и т.д. Всего не перечислишь. Да и сама практика бизнеса и управления компанией – бездонный источник проблем, питающих и развивающих управленческую команду организации. Это надо использовать. Другого пути нет.

Буду рад вашим комментариям!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Тю... чего? Тю... что? :D
Искренне восхищен творческим посылом автора: ''А что такое тюнинг управленческой команды, приходится только догадываться. Что это за штука такая? Да, действительно такое выражение, по-моему, еще никем не использовалось''. Сам чушь придумал, сам же ей и восхитился: ''Ай да Кулагин, ай да с...н сын!''
Советую не останавливаться, ведь далее можно обсудить ''мейк-ап'', ''нейлинг'' и ''эпиляцию'' управленческих команд. Сплошные открытия :D

Председатель совета директоров, Москва
Олег Кулагин пишет: Тюнинг... это создание управленческой команды из группы руководителей, трансформация команды в более совершенную команду, преобразование более совершенной команды в еще более совершенную команду и т.д. Это бесконечный путь развития команды руководителей как ключевого управленческого ресурса организации...
упал патц стол-перлы :-!
Председатель совета директоров, Москва
Крючков Владимир пишет: далее можно обсудить ''мейк-ап'', ''нейлинг'' и ''эпиляцию'' управленческих команд. Сплошные открытия...
и ''овуляция'' управленческих команд-управление ниже пояса :oops: :oops: :oops:
Генеральный директор, Москва
Цитата: ''Для анализа управленческих команд могут применяться самые разнообразные методики: социометрия, анализ командных ролей, трансакционный анализ, диагностика психотипов, внутренней мотивации, ценностей руководителей'' Никто из руководителей этого делать не будет. Единственно эффективным решением в области построения команды может быть проведение общей стратегической сессии, где первый вопрос - ''А нужна ли нам команда''? Только с этого нужно начинать В большинстве компаний, в которых руководители озадачены этими вопросами, команды хотят навязать.....
Руководитель управления, Украина

Олег Кулагин как всегда отмалчивается.
Олег, хотелось бы ознакомиться с вашим практическими практическими проектами по теме статьи.

Руководитель проекта, Москва

Статья мне понравилась, есть РАЗУМНОЕ направление создания НАСТОЯЩИХ команд и подход верный. Спасибо Олегу, хотя бы за то, что он сказал, что Тренинг командообразования, это неработающий инструмент. Честно говоря, утомила эта веревочная мура, с АБСОЛЮТНО ИСКУССТВЕННЫМИ ситуациями. А вариант стратегических сесий и т.п. вещей самый РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ инструмент, для создания команд. Совместный труд - он объединяет. Это еще Матроскин говорил.

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Михаил Боднарук пишет: Совместный труд - он объединяет. Это еще Матроскин говорил.
Матроскин - отец российского коучинга, а Эдуард Успенский - его дедушка :D
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
пишет: Олег Кулагин: Тюнинг управленческих команд
''Страшне пэро нэ в гусака''. Воно страшнэ у Олега Кулагина. Он вознамерился вывалить на нас всё, что им прочитано.
Председатель совета директоров, Москва
Михаил Боднарук пишет: А вариант стратегических сеcсий и т.п. вещей самый РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ инструмент...
только автор статьи забыл упомянуть Г.Минцберга со-товарищи, Дж.Уэлча и многих др... :|
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.