Мы продолжаем начатую тему «как помнить связи». В предыдущей статье мы обсудили, как можно использовать для этого бумажную и электронную записные книги.
Какие критерии обычно используют для удобства хранения и поиска своих контактов профессиональные нетвокеры? Ведь удобно, к примеру, студенту держать отдельно контакты одногруппников, отдельно — преподавателей и отдельно — коллег компании, в которой он параллельно работает.
Сегодня все больше сторонников того, чтобы имеющиеся контакты как-то упорядочивать по категориям. Имеются разные технологии дробления. При этом можно выделить два принципиальных отличия: либо разделять на категории, либо присваивать их контактам. Объясню в чем разница. Разделять — это часть в одну коробку положить, часть — в другую коробку и остатки — в третью коробку. А присваивать — это когда у каждого контакта может быть не один, а сразу несколько категорий. Тогда, скажем, Сергей Бадюк, являющийся одновременно преподавателем в бизнес-школе курса executive mba по антикризисному управлению, актером в кино «Антикиллер-3», главным звонарем России и бывшим генеральным директором «Запсибгазпром», сотрудником ГРУ и пр., будет сразу принадлежать категориям: «CEO», «emba», «производство», «маркетинг», «инвестиции», «рпц», «нетворкинг», «любимое дело», «мат и фин благополучие», «здоровье». Это похоже на тэги, которые все чаще внедряются в различные операционные системы, программы, сайты и пр. Я сторонник именно последнего метода, хотя и допускаю, что кому-то это покажется слишком сложным.
1.1. География контактов
Делить контакты по географическому признаку тоже удобно. Я это делаю даже в бумажном варианте: у меня на отдельных листах распечатаны лица, которые проживают в Москве, Екатеринбурге, Лондоне и пр. Кроме того, отдельные листы ежедневника для категорий по проектам: «Power 3.0», «Будущая Россия», «CapitalProjectGroup», «Up 3.0» и др. И когда мне нужно решить вопрос по одному из проектов, перед глазами у меня отображена только необходимая информация, без лишнего «шума».
Дополнять категории географического местоположения лица в Outlook будет излишне ― программа и так может сделать выборку контактов, у которых где-либо упоминается слово Лондон или только по месту жительства.
В разделе «заметки» контакта в Outlook я вставляю порой какие-то публикации. Иногда такие публикации или содержание общения в письменной форме вставляю в дневнике и присоединяю к контакту. Так я могу быстро и удобно вспомнить через год, что на последней встрече с Косолаповым Иваном я узнал о его сложностях с соседом, который громко слушает рок. А также что он собирается проводить игры по стритчеленджу и стратегических планах в области провайдера связи «Интерра», совладельцем которой он является. Или даже освежу память о том, что он мучается плохим зрением и ищет подходящую клинику для сложной операции. Теперь я без труда могу найти минимум 7 поводов ему позвонить по этим темам, предложив помощь или просто поинтересоваться изменением планов.
1.2. Частота общения
Некоторые нетворкеры предлагают объединять ваши контакты по категориям частоты общения с ними. Так предлагает объединять по группам Кейт Феррацци в своей книге «Никогда не ешьте в одиночку». Простые цифры: 1, 2 и 3.
Категория 1 — это лица, которым вы будете 1 раз в неделю напоминать о себе. Сюда можно отнести друзей и деловых партнеров, а также новых знакомых. Если это новый знакомый, значит, Кейт намеревается с ним общаться по трем линиям коммуникаций (телефон, переписка и личные встречи). Причем выходить на связь в следующем месяце он намерен отличным от предыдущего способом. Скажем, если в этом месяце он ему звонил, то в следующем — напишет письмо или встретится. Основной костяк таких людей он вносит в систему быстрого набора номера телефона и при удобном случае (в такси или минуту ожидания) набирает их.
Категория 2 — это лица, которые составляют основную долю базы его контактов. Это первичные знакомства или люди, которых он уже давно знает. Им Феррацци звонит или направляет электронное письмо раз в квартал. Эту категорию людей он также включает в список рассылки о новостях его бизнеса. Он звонит им в дни рождения и рассылает открытки-поздравления с ежегодными праздниками.
Категория 3 — сюда можно отнести людей, которых вы знаете недостаточно хорошо. Частота связи с ними подразумевает хотя бы раз в год, но недостаточно часто.
Частоту общения, формат взаимосвязи и название категорий каждый из вас может изменить под себя.
Кроме описанных выше категорий можно выделить еще как минимум три: категории 14D (так я ее назвал), 6D (тоже личное название, не ищите в сети) и проекты.
1.3. Профессиональные сообщества «14D»
14D — это профессиональные сообщества, которые можно выделить в сфере деятельности компании: стратегия, производство, маркетинг, логистика, продажи и сервис, персонал, ИТ, финансы, корпоративная культура, внешние отношения, правовая надежность, знания и улучшения, собственность и благосостояние и, наконец, инвестиции. Итак, один человек может одновременно быть причислен сразу к нескольким категориям. Например, Женя Белых, который является коммерческим директором и совладельцем «Металл-Электро», будет принадлежать категориям «стратегия», «производство», «финансы» и «инвестиции».
Идею на причисление людей к таким категориям мне подал научный руководитель программы EMBA Морыженков Владимир Алексеевич. Умный человек, и в свои годы весьма активен. Сейчас путешествует по всему миру, набирая все новые связи и одновременно получая массу удовольствия и новых впечатлений, опыта, знаний.
P. S. Приглашаю обсудить такой вопрос: кто из вас использует описанные выше или иные системы объединения контактов?
Я не использую никакое объединение.
На работе в мыле один список, дома другой, в записной книжке - сваты, ЖЭКи и прочие важные телефоны...
С уважением В.Петриченко