Ярослав Советкин: Аутсорсинг, или Ошибка старого президента

Ярослав Советкин

 

In this world nothing is certain but death and taxes…

Benjamin Franklin

В этом мире неизбежны только смерть и налоги…

Бенжамин Франклин

Современный российский бизнес становится все более чувствительным к мировым тенденциям организации коммерческой деятельности. Не явилось исключением из этой тенденции и появление такого термина в российском деловом лексиконе как «аутсорсинг».

Термин «аутсорсинг» (от англ. outsourcing» - outer source using) появился в американских толковых словарях в начале 80-х годов и с тех пор получил повсеместное распространение как речевой оборот, обозначающий передачу сторонней организации бизнес-процессов, которые ранее являлись внутрифирменными.

Российское бизнес-сообщество начало активно использовать данный вид B2B услуг с середины 90-х годов, что послужило отправной точкой для стремительного развития этой перспективной ниши рынка.

В западной литературе выделяется четыре основных вида аутсорсинга:

  • Аутсорсинг бизнес-процессов (Business Process Outsourcing - BPO) – передача стандартизированных обеспечивающих и вспомогательных бизнес-процессов организации;
  • IT-аутсорсинг (Informational Technologies Outsourcing - ITO) – делегирование сторонней организации вопросов, связанных с разработкой, внедрением и обслуживанием информационных систем;
  • Производственный аутсорсинг (Manufacturing Outsourcing - MO) – частичная или полная передача сторонней организации производства продукции или ее компонентов;
  • Аутсорсинг управления знаниями (Knowledge Process Outsourcing - KPO) – самый молодой вид аутсорсинга, который только начинает получать распространение в США. Суть его заключается в передаче тех процессов, которые требуют глубоких и специфических знаний.

На сегодняшний день наиболее распространенными видами аутсорсинга в нашей стране являются IT-аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов. Предпосылками роста популярности этих двух видов B2B услуг являются следующие факторы:

 

 

Рис. 1 Факторы, мотивирующие к применению аутсорсинга

Наиболее интересными из этих мотивов, с точки зрения анализа, являются «концентрация усилий» (с показателем в 40%) и «сокращение расходов» (с показателем в 48%).

Мотив «концентрация усилий» заключается в том, что, передавая обеспечивающие и вспомогательные процессы на аутсорсинг, у организации высвобождаются дополнительные ресурсы для развития своей ключевой функции, что позволяет быстрее развивать бизнес и улучшать финансовые показатели. Если рассмотреть структуру операционной системы (иными словами, структуру деятельности любого бизнеса) организации (рис. 2), то она подразделяется на 3 составляющее:

  • Управляющую подсистему, которая осуществляет общее руководство деятельностью организации;
  • Перерабатывающую подсистему, которая выполняет главную операционную функцию предприятия (то, что приносит предприятию основной доход, его специализация, например: продажи, производство, сервис и т.д.);
  • Обеспечивающую подсистему, которая является вспомогательной в реализации главной операционной функции предприятия. Для различных компаний туда могут входить совершенно различные бизнес-процессы, все зависит о того, что та или иная компания избрала в качестве основного вида деятельности. Так, для одних компаний уборка помещений относится к обеспечивающей подсистеме, в то время как для клининговых компаний уборка помещений будет являться главной операционной функцией.        

 

Рис.2 Структура операционной системы организации

Как правило, организации отдают на аутсорсинг процессы, входящие в обеспечивающую подсистему, однако в российской практике нередки случаи передачи на аутсорсинг функций управляющей подсистемы, посредством введения управляющей компании. Также встречаются случаи передачи части функций перерабатывающей подсистемы, в основном, когда предприятие занимается производством. Все эти действия направлены на реализацию политики специализации компании, что позволяет сокращать усилия на выполнение периферийных задач, привлекать субподрядчиков в сфере их главных компетенций, а также повышать рациональность и эффективность руководства. Филипп Котлер в своей книге «Маркетинг от А до Я» (F. Kotler, Marketing Insights from A to Z: 80 Concepts Every Manager Needs to Know, 2003) обращает внимание на то, что многие организации вместо концентрации усилий в сфере своей главной компетенции, пытаются собрать в структуре операционной системы все бизнес-процессы, в той или иной степени необходимые для выполнения своей главной операционной функции. Такие организации концентрируются на политике интеграции, что создает громоздкую, бюрократическую и малоэффективную с точки зрения управления организацию.

Наиболее популярным мотивом применения аутсорсинга уже долгие годы остается «сокращение расходов». Именно эта предпосылка становится толчком для многих отечественных компаний в привлечении сторонней организации.

С 1 января 2011 года в нашей стране повышаются ставки социальных налогов, которые в сумме будут составлять 34%, независимо упрощенную или общую систему налогообложения применяет предприятие. Как выразился Герман Греф на недавно прошедшей международной конференции «Налогообложение – современный взгляд»: «Нельзя раздеть голого!». И тем не менее, решение, принятое премьер-министром , отменять, конечно, никто не станет, так как бюджет страны расписан до 2013 года. В этой связи «сокращение расходов» становится еще более актуальной предпосылкой для аутсорсинга. Рассмотрим данное утверждение на простых цифрах.

Участник бизнес-процесса

Чистая стоимость

НДФЛ (13%)

Социальные налоги (34%)

Итого

Итого      (12 месяцев)

Аутсорсер

24 000 р.

0 р.

0 р.

24 000 р.

288 000 р.

Сотрудник

30 000 р.

4 480 р.

11 720 р.

46 200 р.

554 400 р.

 

Услуги аутсорсеров обходятся в среднем на 20% дешевле заработных плат штата сотрудников, обслуживающих тот или иной бизнес-процесс. При этом налоговая нагрузка на «чистую» (без учета налогов) заработную плату сотрудника будет составлять со следующего года 54 %, в то время как оплата аутсорсера налогами не облагается. Таким образом, экономия при замещении штата сотрудников аутсорсинговой компанией составит порядка 48 %. Замена одного сотрудника услугами аутсорсера уже является ощутимой, особенно для малого бизнеса, а замещение целых департаментов приведет к высвобождению дополнительных финансовых потоков, нехватка которых довольно сильно ощущается во многих организациях в посткризисный период.

Стоит отметить, что сокращение штата сотрудников является, в том числе, вопросом социальной ответственности бизнеса. Мало какие организации в нашей стране задумываются о социальных последствиях сокращений и экономии на сотрудниках, в то время как в развитых странах данный вопрос занимает далеко не последнее значение в стратегическом планировании деятельности организаций. Однако этот вопрос относится уже к другому аспекту ведения бизнеса.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.