Александр Верещак: Размышления об образовании в XXI веке

Александр Верещак

 

Мое интервью порталу http://www.training.com.ua 


Гениями не рождаются, а становятся. Чтобы стать успешным, богатым и знаменитым, нужно всего ничего — наилучшее умение превратить в навык путем постоянной тренировки.

Образование или гениальность?
Образование или гениальность?

Гость портала Training.com.ua, Александр Верещак,вице-президент Международного Института Бизнеса, уверен, что образование сегодня необходимо и востребовано, как никогда раньше. Узкая специализация, с одной стороны, и множество навыков, которыми должен владеть специалист любой сферы, с другой, вынуждают нас всех постоянно совершенствоваться, обучаясь. 

«T»: Существует ли связь между образованием и успешной карьерой? Если «да», то насколько знания помогают быстрее продвигаться по карьерой лестнице или достигать каких-тоощутимых результатов в работе?

В.А.: Да, связь существует. Она — не прямолинейна, не однозначна. Но тенденция такова, что с развитием общества эта связь будет становиться все более сильной. Знания помогают. Помогают, являясь основой более широкого кругозора. Помогают в приобретении жизненно необходимых навыков. А эти навыки, в свою очередь, обеспечивают более высокую эффективность ведения дел. Трансформация из знаний («что делать») через умение («как делать») в навык («делать правильно, порой не особо и задумываясь, «на автомате») — нелегка.

МИБ помогает пройти этот путь. Для всех наших слушателей одной из главных задач является нахождение решений в прорабатываемых бизнес-кейсах. Постоянная сфокусированность на поиске оптимальных решений помогает превратить теоретические знания, которыми слушатели «накачивают» себя в межмодульные периоды, в навыки.

Задача бизнес-образования: научить быстро принимать эффективные решения

В итоге, когда проработано множество кейсов и найдены решения, происходит то, для чего и существует бизнес-образование — человек учится «приподниматься» над проблемой и видеть ее с различных ракурсов. И, соответственно, владея глубокой базой знаний, быстро находить оптимальные решения. Задача бизнес-образования — дать руководителю современную теоретическую базу и научить, уходя из привычной зоны комфорта, подымаясь над обыденностью, быстро принимать эффективные решения в условиях ограниченности информации.

«Т»: Существуют ли другие способы, кроме бизнес-образования, которые позволяют приподняться над проблемой и оценить ситуацию со стороны?

В.А.: Существует множество способов. Например, самообразование, постижение всего опытным путем (через «набивание шишек»), медитация.

Бессменный ведущий программы новостей телекомпании CNN, Ларри Кинг, утверждает, что он сделал себе карьеру, задавая гостям своей телепрограммы только один вопрос: «Почему?» Задать себе вопрос «почему?» может только человек, умеющий и стремящийся рассмотреть проблему с разных сторон.

Большинство людей, которых забивает ежедневная рутина, к огромному сожалению, вопрос: «почему?» себе не задают. И это печально, поскольку именно этот вопрос определяет, насколько человек будет успешен. Как только человек начинает задавать себе этот вопрос, он становится на правильный путь. Есть такая шутка (с долей иронии). Человек, который знает «как», никогда не останется без работы. А человек, который знает «почему», будет руководителем первого.

Александр Верещак, вице-президент Международного Института Бизнеса
Александр Верещак, вице-президент Международного Института Бизнеса

Конечно же, можно задаваться этим вопросом и без учебы. Но, как показывает практика, человек, который получил бизнес-образование, гораздо чаще задумывается о причинах тех или иных событий, действиях партнеров и конкурентов. И просчитывает альтернативные пути развития ситуации.

Очень много людей, с которыми я общаюсь, говорят мне: нет смысла учиться в бизнес-школеи получать степень МВА. Можно прочитать нужные книги — и все. И я всегда задаю один и тот же вопрос: а Вы много книг прочитали за последний год? И практически всегда в ответ слышу лишь тишину. Есть много людей, которые не выучат английский язык без того, чтобы пойти на специализированные курсы, которые им нужны для дисциплины. Так же и с другим образованием. Для многих людей учеба в бизнес-школе является, простите, пинком, помощником в структурированности и возможности впитать в себя новейшие знания. Она дает шанс приподняться над проблемой, посмотреть на нее с нескольких сторон и найти оптимальное решение. Эти составляющие и есть ценностью, «солью» бизнес-образования.

«Т»: Как полученные знания превратить в тот арсенал, которым можно будет пользоваться постоянно? 

В.А.: Только путем постоянного повторения. Нового способа пока никто не придумал. Тетрадь, которая кладется под подушку накануне экзамена, не поможет, если вы не учили предмет. Чудес не бывает! Человек хочет научиться быстро (или «в слепую») набирать тексты на клавиатуре. Он прослушал десяток семинаров и прочитал полсотни книг на эту тему. Результата нет. А результат появится лишь тогда, когда он сядет за клавиатуру и начнет практиковаться.

Задать себе вопрос «почему?» может только человек, умеющий смотреть на проблему с разных сторон

Прочитайте книгу «Гении и аутсайдеры» Малкольма Гладуэлла. Он проанализировал причины успешности выдающихся людей XX века и пришел к выводу, что для того, чтобы стать выдающимся в каком-то деле, нужно посвятить ему не менее 10 000 часов. Вот и все чудеса.

«Т»: Кто чаще всего посещает тренинги или открытые обучающие программы?

В.А.: Людей, которые посещают открытые мероприятия, можно разделить на три категории:

1) те, кто осознает то, что он чего-то не знает. На вопрос о причине посещения, например, Финансового мастер-класса, можно услышать такой вариант ответа: «Меня не устраивает то, что мои товарищи знают, что такое cash flow, IRR и NPV, а я нет». Это осознанная некомпетентность, когда человек понимает, что он чего-то не знает, и он хочет этот пробел заполнить.

2) тренингоголики, которые посещают множество тренингов, презентаций, форумов. Для них посещение подобных мероприятий — стиль жизни. Не могу сказать, что это плохо. Хочется верить, что рано или поздно количество перейдет в качество. И в стране вспыхнут десятки новых звезд бизнеса, культуры, политики, которые так долго «накачивали» свой потенциал.

Сиюминутный же эффект от тренингов у этих людей меньше. В таких ситуациях я говорю, что лучше пройти обучение на одном тренинге, взять из него одну идею и воплотить ее в жизнь, чем посетить десяток обучающих мероприятий, найти там 100 идей и оставаться бездействующим мечтателем-теоретиком.

3) те, кого направили на тренинги от компании, кто обязан их посещать по намеченному HR-омплану. Такая категория людей является самой тяжелой, потому что у них нет внутренней мотивации к изменениям.

«Т»: Как правильно выбирать тренинги или семинары на интересующую тематику? На что обращать внимание? Что учитывать?

В.А.: Мне кажется, здесь мы с Вами вряд ли сможем что-то порекомендовать нашим читателям. У каждого человека своя «карта мира», свое восприятие действительности. У каждого существует свой путь принятия решения и свой алгоритм выбора. Один принимает решение на основании совета близких друзей, другой — основываясь на рекламе. На мой взгляд, наилучший способ выбора — личное посещение мастер-класса, демо-версииобучающей программы. Приезжайте на мастер-классы и смотрите, слушайте, чувствуйте — Ваше это или нет. Да, это требует времени. Но этот путь — оптимальный. При таком подходе резко снижается вероятность простой манипуляции человеком броской рекламой.

«Т»: Какие темы открытых семинаров пользуются наибольшим спросом и почему? Как эта тенденция изменилась по сравнению с прошлыми годами? Почему, на ваш взгляд, произошли такие изменения?

В.А.: До осени 2008-го года самыми востребованными были тренинги по продажам. В растущей экономике главной задачей является завоевание рыночной доли (читайте — продажи). В сегодняшнем дне все более пристальное внимание уделяется структурированности, работе с людьми, финансам, оптимизации структур и процессов.

МИБ представляет целый ряд тренингов. Например, наши жемчужины — Финансовыймастер-класс (ФМК) Михаила Сорокина и программа «Оптимизация производственных процессов REFA», которую ведет команда высокопрофессиональных, сертифицированных в Германии, тренеров.

Чтобы стать выдающимся в каком-то деле, нужно посвятить ему не менее 10 000 часов

После окончания ФМК слушатели смело работают с балансом предприятия, с отчетом о прибылях и убытках; умеют оперировать ключевыми финансовыми показателями и инструментами, например, такими, как операционный и финансовый леверидж, их использование для получения максимального экономического эффекта. Пройдя один (!) цикл ФМК они получают комплекс знаний и навыков принятия финансовых решений и на всю жизнь становятся, так сказать, финансово коммуникабельными.

Что касается программы REFA — будь моя воля, я бы ее ввел в список обязательных предметов при обучении всех работающих на производстве, так как это сделали, например, в Германии. Знания и навыки, приобретаемые во время прохождения обучения на данной программе, а также тот мощный эффективный инструментарий, который остается в активе слушателей по окончании обучения, невозможно переоценить. Реальная, а не на бумаге, оптимизация производственных процессов, загрузка персонала, управление качеством — лишь небольшой перечень вопросов, ответы на которые дает программа REFA. И речь идет не об общей базе данных, а об инструментарии, непосредственно применимом на данном, конкретном предприятии.

«Т»: Необходимость получить дополнительные знания в какой-либо области возникает тогда, когда произошли внешние изменения: изменились правила игры на рынке, повысились требования к сотрудникам. С какими конкретными проблемами или нуждами приходят в ваш Институт? Как удается решать эти проблемы?

В.А.: Мы живем в эпоху, имя которой очень метко подобрал Ф.Котлер: хаотика, эпоха турбулентности. Изменения происходят постоянно, повсеместно и, зачастую, непредсказуемо. Самые распространенные проблемы: не удается наладить работу с людьми, не удается внедрить систему управленческого учета, не получается выстроить систему поставок или оптимизировать складские запасы.

Производственные проблемы на конкретных предприятиях решаются посредством аудита сложившейся ситуации, совместного поиска узких мест («бутылочных горлышек», по ТОС — теории ограничения систем — Э. Голдратта) и расстановки приоритетов в решениях. Финансисты обучаются решая многочисленные кейсы, в которых на «живых» примерах рассматриваются и проблемы, и возможные пути их минимизации путем применения профессиональных финансовых инструментов.

«Т»: Зачем нужны финансы для не финансистов?

В.А.: Знания финансов не нужны, если вы готовы довольствоваться малым. Времена, когда почти нормальной была ситуация, что сотрудники приходили к руководству и говорили: «А у нас вот проблемы, что делать?» уже прошли. Руководство ждет, что профессионалы будут наряду с констатацией проблемы сразу же предлагать несколько вариантов ее решения.

Сегодня начальник подразделения продаж обязан уметь составлять бизнес-план, формировать проекты, делать финансовое обоснование той или иной активности на рынке. Руководитель подразделения HR должен уметь определять отдачу от инвестирования в обучение; уметь экономически обосновывать выбор пути решения поставленных задач: аутсорсинг или увеличение штата предприятия. 

«Т»: Какая стратегия обучения является оптимальной: основанная на решении конкретных проблем или без привязки к специфике бизнеса?

В.А.: Главное — обучаться. Обучаться и в том, и в другом случае, при любой из стратегий. У человека в XXI веке нет возможности жить так, как он жил лет десять назад. Сейчас время совсем другое, другие информационные потоки, их скорость и объемы. Человек не может быть успешным в долгосрочной перспективе, если он не будет постоянно самосовершенствоваться.

Учебное заведение напоминает мне ювелирный магазин. Можно поехать на прииски и добывать золото самостоятельно, по крупицам. И за какое-то время, возможно, получится намыть на слиток. Правда, надо быть готовым к несравнимо большим временны́м затратам. Да и не факт, что попадешь на золотоносную жилу. Или можно заниматься тем делом, которое получается лучше всего, которое приносит удовольствие. Зарабатывать деньги, часть из которых можно потратить на приобретение в ювелирном магазине желанного золотого слитка.

Так и в обучении. Можно (и нужно!) заниматься самообразованием. И идти верной дорогой к мудрости. Но бизнес в эпоху турбулентности не дает нам времени на долгие поиски решений. На помощь приходят бизнес-школы. В них сосредоточены люди, которые каждый день перерывают огромные массивы информации в поиске всего самого лучшего в современных знаниях и бизнес-практике. Все это исследуется на предмет применимости в локальных (правовых, экономических, культурных и др.) условиях, систематизируется, пропускается сквозь личную призму ученого и практика, интегрируется и уже после всего этого предоставляется в виде программы обучения тем, кто пришел получить максимальное количество знаний за минимальный срок.

Наилучший способ выбора тренинга — посещение демо-версии (мастер-класса) обучающей программы

Невозможно быть профессионалом во всех отраслях. Каждый должен заниматься своим делом. А в жизни есть не только бизнес и учеба. Нельзя забывать и о других радостях. Значит, мы должны «аутсорсить» некоторые «отрасли» жизни, делегировать их выполнение профессионалам. А освободившееся время проводить с друзьями, близкими, родными.

«Т»: Если говорить о корпоративных программах, то какие направления пользуются сейчас наибольшим спросом? Какие проблемы возникают в компаниях чаще остальных и почему? 

В.А.: Корпоративная программа начинается с того, что кто-то в компании говорит: у нас что-то не так, давайте посмотрим на себя со стороны. После чего должна быть проведена стратегическая сессия, где выявляются проблемы и определяются пути их решения. 
В корпоративном обучении мнение первого лица (или первых лиц) является определяющим, более важным, чем мнение других людей, работающих в компании. Мне очень нравится позиция: в процессе принятия решения у нас демократия, после принятия — автократия.

Сотрудники не сразу осознают, принимают, что обучение — это хорошо. Именно поэтому мы очень жестко отстаиваем свою позицию, чтобы был написан приказ по предприятию о корпоративном обучении, чтобы первые лица компании пришли на первый день тренинга и сообщили о том, что пристально наблюдают за процессом и ожидают конкретных результатов от обучающейся команды.

Если мы не будем просить о применении таких мер, компания недополучит финансовый результат от обучения сотрудников. А для нас важно, чтобы после обучения был виден рост, чтобы люди сами ощутили, что обучение приносит пользу. Иногда мы, спустя некоторое время после проведенного обучения, приезжаем в компанию и оцениваем, что изменилось с тех пор, как прошла программа. И видеть, что произошли изменения в лучшую сторону — одна из самых больших наград.

«Т»: С пережитым кризисом компании очень серьезно подходят к выбору обучающей компании. Посоветуйте, как заранее просчитать эффективность корпоративного обучения: какие факторы необходимо учесть, на что обратить внимание, как выбрать оптимальную программу обучения в ситуации ограниченного бюджета?

В.А.: На стратегических сессиях мы заранее выбираем те цели и задачи, которые будут решены в процессе обучения: анализируется то, что мы имеем на сегодняшний день, и то, чего мы хотим достичь за определенный период.

Знания финансов не нужны, если вы готовы довольствоваться малым

Совсем недавно МИБ работал над проектом по оптимизации логистики складских запасов. Эффективность такого проекта просчитать достаточно легко, просто сравнив средние остатки (за период) по складам до и после проекта. И эти данные сразу позволят понять, эффективным ли было обучение. Целью проекта, о котором я говорю, было снижение складских запасов на 60%. В результате применения инструментария REFA компания высвободила в оборот 12,6 млн. гривен. Однако не все проекты могут быть так просчитаны.

При выборе корпоративной программы обучения надо обратить внимание на, во-первых, направления деятельности, которые критичны с точки зрения зарабатывания прибыли, а во-вторых, на зрелость решения руководства и его готовность к внедрению изменений. Ведь всем известно, что любые изменения вызывают сопротивление. Понадобится воля, решимость и настойчивость топ-менеджеров в имплементации полученных знаний и навыков. 

«Т»: Сейчас многие эксперты говорят о том, что обучение должно быть процессом непрерывным, что обучать сотрудников нужно постоянно. Но как найти оптимальный баланс между желанием HR-а постоянно чему-то обучать сотрудников и возможностями самих сотрудников, которые из работников могут превратиться в учеников, за которых платит компания, не получая реальной отдачи?

В.А.: Главный вопрос, который нужно себе задать: какова цель обучения? Если главная цель HR-а — освоить бюджет, и вы боитесь, что если вы его не освоите, то в следующем году на обучение выделят меньше средств, это одно дело. Хотя, вряд ли это может быть истинной целью. Если же вы заботитесь о сотрудниках фирмы и, выбирая обучающие программы для сотрудников, подходите к выбору с трех сторон: со стороны акционеров, со стороны сотрудников и со стороны клиентов, тогда такой подход к обучению является экологичным и эффективным.

Например, в ситуации, когда компания принимает решение переходить на МСФО, лучшим решением будет отправить на курсы не только главного бухгалтера, но и группу(команду) из бухгалтерии, сразу поставив им цель: после обучения на программе перейти с национальных стандартов учета на МСФО. Вот тогда такое обучение будет иметь результат. Важна цель, важно ответить на вопрос — зачем? Бесцельно нельзя ни учиться, ни жить.

Цели, которые ставятся перед обучением, должны быть созвучны корпоративной культуре. Обучать повально всех не нужно, это неразумно потраченные деньги.

«Т»: Какие новые тенденции в обучении вы видите? Будет ли в будущем найден оптимальный формат для открытых мероприятий и для корпоративного обучения, где привязка к специфике отрасли будет минимальна? Или на ваш взгляд уникальность отрасли и компании в ней должна обязательно учитываться и почему?

В.А.: Мне кажется, что и в обучении, и в других сферах нашей жизни никогда не будет найденочего-то оптимального. Одному человеку подходит что-то одно, другому — другое. Что касается специфики в обучении — всегда будут существовать коротко-, средне- и долгосрочные обучающие программы, корпоративные и открытые мероприятия, мастер-классы и прочие форматы. И так же, как и сейчас, в будущем, каждый для себя будет определять тот формат, который ему подходит более всего. Открытые программы направлены на то, чтобы сформировать один навык, среднесрочные программы нужны для формирования нескольких необходимых навыков, академические программы направлены на то, чтобы стратегически развивать личность.

Ни в обучении, ни в других сферах нашей жизни никогда не будет найдено чего-тооптимального для всех

Если говорить о будущем, то, скорее всего, еще большее развитие получат вебинары, т. е.система онлайн обучения. Несмотря на то, что большинству из нас недостаточно просто сидеть у мониторов и что-то слушать и нам привычнее живое общение и с тренером, и с коллегами.

Если говорить об академическом бизнес-образовании, то форма обучения не претерпит особых изменений. Процесс социализации, кросс-обучения, взаимное обогащение опытом, знаниями и даже эмоциями одногруппников — эти составляющие очной учебы бесценны. Тем более, в современной жизни — жизни, все больше уходящей в виртуальную среду общения. Пока человек жив, ему важно видеть глаза собеседника. А мы ведь живы!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.