Про талант, зефирный эксперимент и эмоциональный интеллект. Лучшая статья (14-20.09.10) в «Творчестве без купюр»

Марина Летицкая

Мозг: Я самый умный.

Сердце: Кто тебе это сказал?

 

В статье «Талант есть у каждого!» мы вели разговор об определении уникальных способностей, которыми наделен каждый человек. Но обнаружить свои таланты – это только первый шаг. Для того чтобы самореализоваться и стать успешным, необходимо развитие и продвижение своих способностей.

Как сделать так, чтобы тебя заметили? Как привлечь сторонников, клиентов? Как стать успешным? Что помогает реализоваться?

Конечно, существуют различные технологии продвижения продуктов. Ведь талант – это тоже продукт, который необходимо грамотно вывести на рынок, чтобы затем получать от него доход. Но знания технологий тоже бывает недостаточно.

Почему некогда бывший троечник теперь успешный владелец бизнеса. А его друг – отличник, у которого он списывал домашние задания, – обычный офисный служащий? Почему многие гении ведут жалкую жизнь, а успеха иногда достигают далеко не самые умные и талантливые?

Важным качеством для реализации своих способностей и достижения поставленных целей оказывается умение эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Практика показывает, что наибольшего успеха добивается тот, кто в критический момент может взять себя в руки и не поддаться страху, унынию или раздражению, тот, кто умеет управлять своими эмоциями, кто дисциплинирован, готов преодолевать трудности и идти до конца. Наилучшей иллюстрацией к этому может послужить знаменитый «зефирный тест», проведенный впервые стэндфордским профессором Мишелем Уолтером более сорока лет назад. Четырехлетнему ребенку выдавалась маленькая зефиринка (маршмеллоу). После чего экспериментатор выходил из комнаты на 20 минут и предлагал ребенку выбор: съесть конфету сейчас или подождать возвращения экспериментатора и получить две.

Наблюдая за участниками эксперимента уже в подростковом возрасте, исследователи видели, что группа «стоиков» обладала более контролируемым поведением, достигала больших успехов в любых делах, и, вообще, чувствовала себя более счастливой, чем те, кто в свое время предпочел «зефир в руке». При поступлении в университет дети, которые проявили выдержку в четыре года, успешно прошли экзаменационное тестирование, причем, не все из них имели высокий IQ. Эти же рекордсмены самообладания оказались наиболее успешными в деловой жизни спустя еще несколько лет. С тех пор в американских общественных школах сети KIPP ученикам выдают футболки с надписью «Не ешь маршмеллоу!»

Всемирно известный психолог Даниэль Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект» также говорит о том, что жизненный успех напрямую зависит от умения управлять собой, от эмоционального интеллекта человека (EQ).

Существует несколько определений эмоционального интеллекта. Но под разными формулировками авторы подразумевают группу ментальных способностей, которые позволяют нам осознавать свои эмоции и понимать других людей:

  • самосознание;
  • самоконтроль;
  • эмпатия;
  • эффективное взаимодействие;
  • личная мотивация.

Если в вашей жизни что–то складывается не так, как вам хочется, проверьте, все ли в порядке у вас с эмоциональным интеллектом. Вспомните свои жизненные неудачи. Проанализируйте, что было их причиной. Если вас подводили эмоции, или вы выбирали неверные личные цели, если вы ошибались в оценке других людей или проигрывали в переговорах – вероятно, у вас есть проблемы с EQ.

Оцените каждую составляющую по пятибалльной шкале, и вы поймете, над чем нужно работать. Эмоциональный интеллект – это определенные навыки. А навыки, как известно, можно развивать.

Примите решение: что вы хотите изменить в себе в течение ближайших трех месяцев. Смоделируйте желаемый результат. Наметьте основные шаги: что вы предпримете для того, чтобы измениться, а что, наоборот, перестанете делать. При составлении плана изменений можно воспользоваться следующими рекомендациями:

Развитие самопонимания и самоконтроля

1. Осознайте свои сильные и слабые стороны. В любых действиях опирайтесь на силу и подстраховывайтесь там, где не достает умений.

2. Следите за своими мыслями. Постарайтесь обнаружить те, что запускают ваши негативные эмоции. При обнаружении такой мысли остановитесь. Разберитесь, почему вы так думаете. Любая негативная мысль – это ошибка в вашей картине мира. Что-то вы не так понимаете. Возможно, у вас мало информации или вы введены в заблуждение.

Метод 5 Whys (5 «Почему») позволит обнаружить истинные причины вашей негативной эмоции. Авторство методики принадлежит Сакиши Тойода – основателю компании Toyota. Но этот метод помогает находить базовые причины проблем не только в производстве техники:

Если, вспоминая о работе, вы испытываете обиду на своего начальника, спросите себя:

  • Почему я обижаюсь на своего начальника? (1)

Далее вы отвечаете и задаете вопросы сами себе:

  • Потому что он меня недооценивает.
  • Почему мой начальник меня недооценивает? (2)
  • Потому что не понимает всей важности и нужности моей работы.
  • Почему он не понимает всей важности и нужности моей работы? (3)
  • Потому что я не умею адекватно представлять результаты своего труда.
  • Почему я не умею адекватно представлять результаты своего труда? (4)
  • Потому что я не люблю хвалить себя.
  • Почему я не люблю хвалить себя? (5)
  • Потому что мне кажется, что ничего особенного я не делаю.

Из этого диалога видно, что корень проблемы находится в сознании его автора.

Развитый эмоциональный интеллект позволяет увидеть истинную причину негативной эмоции, после чего трезво оценить ситуацию и отреагировать на нее разумно.

3. Думайте о том, что вы можете измениться. В моей практике было несколько похожих случаев, когда, скатываясь с достаточно высокой иерархической вершины, человек говорил: «Понимаю, что во всем виноват мой характер, но ничего поделать с собой не могу». Это обычная психологическая установка, которую не хочется отпускать. Плохой характер имеет вторичные выгоды, о которых знали эти вполне образованные люди, и желание сохранить титул «железного Феликса» в каждом случае оказывалось более значимым, чем крушение всей последующей карьеры.

4. Выражайте открыто свои чувства. Развитие самосознания – это не контроль над эмоциями. Контроль и гармония несовместимы. Позвольте себе быть самим собой. И пусть некоторое время ваши пока еще неумелые проявления эмоций удивляют вас самих и окружающих. Вскоре вы поймете: как это здорово – жить в ладу с собой. Эмоциональная сфера перестанет «отсасывать энергию», как это бывает тогда, когда мы зажимаем свои эмоции, и начнет помогать вам. Эмоции необходимы нам для защиты, для ощущения полноты жизни и радости бытия, тогда как их подавление – путь к депрессии и болезням, которыми мы расплачиваемся за нарушение своей природы.

5. Смотрите в лицо фактам, действительности, не заметайте мусор под ковер, откажитесь от привычки создавать психологические защиты.

6. Будьте самокритичны. Люди, уверенные в своей непогрешимости, воспринимают мир сквозь призму собственной значимости, а это, как правило, уводит в сторону от реальности. Как говорил наш преподаватель по клинической психологии: «Чем значительнее выражение лица, тем ярче клиническая картина».

Человек с высоким эмоциональным интеллектом понимает, что он неидеален, но он учится. Рефлексирует и снова учится.

Развитие навыков эффективного взаимодействия с другими людьми

Качество нашей жизни дома и на работе в большей степени зависит от того, насколько мы способны чувствовать и понимать людей, которые находятся рядом. Эмоциональная реакция на высказывания собеседника может в один момент сделать нас самыми близкими людьми, а может оттолкнуть так далеко, что разговор окажется последним.

Что мешает людям понимать друг друга?

Можно сказать, что все мы разные. Разные каналы приема и передачи информации в зависимости от типа личности. Разный жизненный опыт, через который мы воспринимаем то или иное событие. Разные цели в данный момент времени. Конечно, все это имеет место.

Но больше всего нам мешают два обстоятельства:

Первое – наши атавизмы. Человек в первобытном обществе всегда рассматривал незнакомца, как опасность, как угрозу семье, племени, роду. При появлении в нашей личной зоне другого человека мы подсознательно воспринимаем его также. Далее включаются пусковые механизмы более позднего развития – идет просчет намерений, слов и действий. И когда начинается диалог, в голове уже готова защитная конструкция. Каждое слово оценивается с точки зрения подтверждения этой конструкции. Выстраиваются мощные блоки, через которые проходит информация, полученная от собеседника. Естественно, что смысл сказанного существенно искажается. В результате – опять не договорились.

Второе обстоятельство, которое мешает нам правильно воспринимать других людей – это наше собственное эго, наши комплексы и внутренние проблемы.

Человек, который не исцелил свои психологические травмы, становится чрезвычайно чувствительным ко всем подобным проявлениям, которые встречаются ему в жизни. Чем больше у нас психологических проблем, тем более мы склонны к осуждению других людей. Причем, острее всего мы реагируем на то, что подсознательно беспокоит нас самих. Недаром говорят: «Не судите, да не судимы будете». Проследите свои жизненные события, и вы заметите, что часто оказывались в тех ситуациях, за которые когда–то осуждали других.

Мало кому удалось избежать психологических травм в детстве и во взрослой жизни, которые, как правило, служат причинами наших комплексов. Прежде чем сказать плохо про другого человека, подумайте, что вас так беспокоит в нем. Вспомните свои проблемы. Скорее всего, в его поступках вы сейчас видите себя, либо свои нереализованные желания. «Мы должны изучить, какие черты или качества окружающих вызывают у нас отторжение или зависть, и признать наличие этих качеств у себя. Так мы сможем перестать завидовать другим и злиться на них за то, что не сделали сами», – говорит известный юнгианский аналитик Джеймс Холлис.

Человек с высоким эмоциональным интеллектом – это зрелая личность, способная заглянуть внутрь себя, увидеть свои недостатки и работать с ними. Как правило, он терпим к другим людям. Потому что понимает, что мир не идеален, и у всех нас, мягко говоря, свои особенности. Самые успешные люди отличаются повышенной толерантностью к другим. Джим Коллинз в своей книге «От хорошего к великому» определил основное отличие руководителей самого высокого, пятого уровня. Оно заключается в том, что все эти люди обладают человечностью. Он ввел термин humility – способность понимать и поддерживать других людей в их развитии.

1. Прежде, чем судить о ком-то, постарайтесь узнать жизненную историю этого человека.

2. Каждый раз внимательно слушайте, что говорит ваш собеседник. Не торопитесь выстраивать защиты. Откажитесь от быстрых оценок. Не отвлекайтесь на посторонние мысли. Марина Мелия в своей книге «Бизнес – это психология» советует использовать такой прием: представьте, что на собеседника направлен луч прожектора, все остальное должно стать фоном. Возьмите паузу, чтобы осознать, что сказал ваш собеседник. Постарайтесь понять его мотивацию: зачем он это сказал. И только потом начинайте говорить в ответ.

3. Чаще становитесь на место того человека, которого вы хотите понять. Старайтесь увидеть ситуацию его глазами. Если вам хочется открыть форточку, вспомните о вашем коллеге, которому спину продуло, и почувствуйте его боль.

Усиление личной мотивации

1. Учитесь принимать решения. У человека, не умеющего принимать правильные решения, между стимулом и реакцией часто живут «тараканы» – стереотипы, навязанные обществом или родителями. Человек «с тараканами» похож на компьютер, выполняющий заложенные в него программы вместо проявления своей воли.

Определите жизненные принципы, которые будут служить для вас критериями выбора. Например, если ваш принцип «никогда не участвовать в политике», вам будет легко отклонить любое предложение на эту тему. Составьте список своих ключевых принципов, жизненных ценностей, проранжируйте их.

Пока не научитесь спонтанно принимать правильные решения, берите паузу, пересматривайте список, чтобы не действовать под воздействием сиюминутных стимулов. Помните, что между стимулом и реакцией всегда существует свобода выбора.

2. Возьмите на себя ответственность за все, что происходит в вашей жизни. Перестаньте обижаться на родителей, судьбу, пенять на природу, погоду и т.п. Вы должны были предусмотреть особенности вашего характера, погодные или иные условия, когда принимали решение. И если вы этого не сделали, виноваты вы, а никто другой.

3. Если вы приняли решение, действуйте. Думайте и снова действуйте. Если вы ошиблись, скорректируйте планы. Не отступайте. Доводите все до конца. Незавершенные дела становятся причинами неврозов и нередко преследуют человека всю оставшуюся жизнь.

Для тренировки эмоционального интеллекта можно, конечно, обратиться к психологу или коучу. Но человек – это самопрограммируемая система. Поэтому если понять, чего вам не достает, и отслеживать развитие своих навыков, будет происходить непроизвольная самокоррекция. Эмоциональный интеллект предполагает постоянную работу над собой, каждый день, каждое мгновение. Это долгий, но очень увлекательный путь навстречу себе.

При работе с EQ необходимы многократные повторения и закрепления навыков. Социальная компетентность возрастает по мере взросления, накопления мудрости. Поэтому здесь главный помощник – время.

Будьте последовательны и не отступайте от намеченных целей. Не поддавайтесь искушениям. Помните об участниках стэндфордского зефирного эксперимента и слова знаменитого философа прошлого: «Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели. На самом же деле мы не бессильны, а безвольны».

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.