Иван Маурах: Коучинг — искусство вдохновлять людей

Иван Маурах

«Practice doesn’t make you perfect, practice only makes you consistent».

Что такое Коучинг?

Технология, которая позволяет находить необходимые ресурсы и пути для решения проблемы, энергию и способы достижения цели, и где работа происходит со сторонним человеком — тренером или коучем. В коучинге существует множество школ и направлений, которые берут свое начало примерно в одно время — 40-50-года прошлого века в разных странах. Основы коучинга идут из спорта, где в первую очередь возникал вопрос развития и тренировки спортсмена.

Привычный способ тренировки заключался в следующем: «Смотри как надо и повторяй за мной. Со временем ты это освоишь». Но зачастую этот способ натыкался на внутренние препятствия и противоречия, такие как: «я не понимаю, как это делать»; «я понимаю как, но не могу так сделать»; «я все делаю правильно, но у меня ничего не получается». Эффективные спортивные тренеры начали задумываться над тем, что простая демонстрация примеров или разговор о том «как надо» далеко не всегда приводят к тому, что спортсмены осваивают это движение.

При этом у нас всех в жизни есть пример того как мы успешно осваиваем достаточно сложные физические движения: в возрасте 9 месяцев мы начинаем ходить, при том, что никто из взрослых ни разу не говорил «Смотри как надо. Тверже шаг. Увереннее поступь. Сначала правой, потом левой».

Ведущие тренеры случайно или эмпирически обнаружили, что когда им удавалось активизировать у спортсмена самостоятельный поиск решения, тогда процесс тренировки и освоения нового проходил гораздо быстрее и результативнее. Важно инициировать процесс самостоятельной работы и эксперимента, поскольку мозг любого человека обладает удивительной способностью к обучению и развитию, находить пути достижения целей, выходы из самых сложных ситуаций, пути решения самых сложных задач.

Но, тем не менее, ученые утверждают, что в каждодневной жизни мы используем потенциал нашего мозга не более чем на 5%, что бы мы не делали. Более того, выяснилось, что с периода, когда мы начинаем осознанно думать, огромная доля нашего мозга работает отнюдь не в эффективном режиме, а занята выживанием, а точнее, минимизацией рисков. С течением времени эта доля становится все больше и больше. К «выживанию» мы относим не только физическое выживание — уменьшение риска, но и сохранение имиджа — уменьшение риска «плохо выглядеть» и доказательство своей правоты — уменьшение риска быть неправым. И это существенно усугубляют нашу неэффективность. Маленький ребенок не боится казаться смешным, когда учится ходить, не пытается доказать свою правоту или опровергнуть точку зрения другого. До определенного момента мозг ребенка занят поиском нового, обучением. Именно в этом залог его эффективности и успеха. Позже мы начинаем посвящать работу нашего мозга не достижению целей, а в неэффективном и весьма распространенном случае — объяснению того, почему мы этих целей не достигли.

Обмениваясь и обобщая опыт друг друга, тренеры создали технологию и искусство коучинга: активизацию самостоятельного поиска и нахождения решений, способов достижения целей и выхода из сложных ситуаций. Оказалось, что подобные технологии можно использовать в самых разных областях человеческой деятельности, далеко выходящих за пределы спорта. Так появился специальный коучинг в бизнесе, в межличностных отношениях и других областях. Используя опыт спортивных коучей, была создана технология коучинга, позволяющая человеку полностью активизировать свой разум, как осознанный (рациональный), так и бессознательный (иррациональный) для решения многочисленных и разнообразных задач сегодняшнего дня. Благодаря технологии коучинга человек может достигать выдающихся и порой превосходных результатов.

Кто такой коуч?

Персональный коуч — это успешный, состоявшийся в жизни человек, который владеет системными знаниями для того, чтобы помогать заказчику в поиске и создании ресурсов для достижении любой реальной цели.

Коуч приглашается, в первую очередь, для совместной работы над достижением цели, для профессиональной поддержки и воодушевления. Коуча стоит нанять, если: ваша цель масштабна и грандиозна, вы хотите осуществить свою мечту; вам важно самостоятельно добиваться высоких результатов; вы намерены повысить свою эффективность и ответственность; вы стремитесь достичь сбалансированного успеха во всех областях вашего бизнеса и жизни и понимаете что обращение к коучу не только не умаляет вашего достоинства, но и свидетельствует о вашем намерении быть продвинутым и успешным.

Как это работает?

Очень часто мы рассматриваем ситуации жизни, воспринимаем самих себя и других людей, пользуясь привычными и устоявшимися точками зрения, и зачастую мы не видим выхода, а задачи нам кажутся не выполнимыми. Пользуясь технологией коучинга, заказчик получает возможность найти для себя новую точку зрения, причем это точка зрения является не точкой зрения коуча, а его собственным новым взглядом.

В русском языке существуют три типа предложений: повествовательные, вопросительные и восклицательные. Повествовательные заставляют нас слушать, задействуют воображение и вызывают образы, восклицательные предложения включают эмоции, но именно вопросительные включают мозг читателей. Таким образом, искусство коучинга — это искусство задавать правильные и высокоэффективные вопросы. Таковыми являются вопросы, направленные в будущее, открытые, а так же основанные на незыблемой уверенности в том, что клиент обладает всеми необходимым ресурсами и навыками для решения своих собственных задач.

Пример неэффективных вопросов: «Неужели вы не понимает что это ошибка? Зачем вы это сделали? Как вы можете обьяснить отсутствие результатов? Что привело к этой проблеме?»

Пример эффективных вопросов: «Какие ресурсы ты сможешь использовать и для достижения поставленной цели тремя наилучшими способами? На какие индикаторы нужно обратить внимание, чтобы понять, что предложенный тобой способ решения работает? Как их сформулировать и довести до практики?»

Очень часто мы зацикливаемся на неэффективных мыслях, тем самым создавая для себя неэффективный настрой. Известный социальный опыт является тому подтверждением: двум группам добровольцев предлагали одинаковые математическии задачи. Одной группе сообщали, что эти задачи не была решены никогда, второй группе — что решения уже были найдены. Результаты показали, что вторая группа, с эффективным настроем, решала задачи в 2,7 раз эффективнее первой.

Таким образом, коучинг — умение создать вопросами пространство, в котором клиент сам находит решение. Коуч не дает советов, он слышит клиента и на основе этого, задавая «правильные» вопросы, создает эффективный настрой в сознании человека. Что позволяет сгенерировать видение и найти наилучший выход из любой ситуации. И самое главное коуч готов пройти этот путь вместе с клиентом поддерживая его в нужные моменты, после чего клиент четко понимает, что становится непосредственным автором своей жизни.

У Тимати Галви в книге «Максимальная самореализация» есть следующее определение:

«Помощь клиенту в поисках мобильности для достижения желаемого результата не является ни решением проблемы, ни просто корректирующей обратной связью. Это также и не консультация, предполагающая предоставление экспертного совета. В спорте тренер не играет вместе с учениками. Он не бросает мяч. Он выполняет свою работу за пределами площадки. Результатом коучинга является то, что его команда выступает и учится, пока не реализует полностью свой потенциал. Это значит позволить команде добиться успеха и быть уверенным в том, что она сможет добиваться успеха и в будущем».

Отличие коучинга от консультаций — коуч не предлагает решений и не говорит, что надо делать. При консультации клиент уносит с собой результаты с недолгим сроком годности, в случае же коучинга клиент может пользоваться системой и результатами долгие годы после сессии. Человек сам становится источником своих решений. Коучинговая пословица « Дай человеку рыбу — накормишь его на один день, научи ловить рыбу — накормишь на всю жизнь».

Итак, на наш взгляд, для создания эффективного разговора с коллегами и подчиненными мы выделяем следующие шаги, которые реально могли бы помочь в вашем диалоге и переговорах с вашей командой, грамотно избежать конфликтных ситуаций и достичь поставленных целей:

Шаг № 1

Четко и ясно сформулировать цель.

Цель от локального к глобальному: от разговора с сотрудником, до цели что даст этот разговор в рамках корпорации.

На первый взгляд, это кажется слишком просто. Но речь о том, что бы сформулировать цель ко всему.

Поэтому рекомендуем:

А. Поставить цель самого разговора с сотрудником. В первую очередь задать себе вопрос «Что я хочу получить через 15 минут разговора с кем-либо, какая цель?».

Б. Обязательно связывать цели со временем, ставить четкие сроки их выполнения: на 15 минут, на неделю, на месяц.

У этого шага №1 есть свои критерии:

— Четкость и ясность цели. А именно: целью не может быть «обсудить», «постараться» или «подумать».

Пример неэффективной и неясной цели: «Попытаться обсудить как бы усилить производство»

Пример ясной цели: «Увеличить показатели производства на 15 % за 1 месяц»

— Обязательно формулировать цель в позитиве, а именно перестать использовать частицу «не».

Какие слова мешают постановке цели: избежать, прекратить, уничтожить, снизить затраты, перестать и тп.

Для большей эффективности рекомендуем использовать: договориться, создать, определить другой уровень затрат т.п.

Посудите сам, например высказывание «сократить потери» уже само по себе подразумевает, чтобы эти потери были, поэтому мы бы как цель такое выражение не рекомендовали.

Цели это категории будущего, а не прошлого. В связи с этим обсуждать с подчиненными «почему это не произошло» не эффективно и никоим образом не приведет к поставленной задаче.

Мы бы рекомендовали построить разговор с следующем ключе:

.. — « И.Петров не вышел на работу во время»

Вы: — «Ок, нам нужно найти три способа, которые могли бы повлиять, чтобы Петров вовремя выходил на работу. Желательно в трех разных сферах влияния: семья, коллеги, личная мотивация».

Таким образом руководитель сам становится примером эффективности и сам не попадает к категории « проблемы прошлого». Ведь ставить цель в позитиве — это о том, что будет, а не о том чего нет и не будет, и именно тогда наше внимание фокусируется на том, что действительно нужно, а именно создать, а не избежать итп.

Подобные ошибки негативных формулировок можно увидеть в спорте, когда мы слышим от тренера: «Будь, внимательнее, не пропусти мяч справа».

- Цель это всегда результат, а не процесс. Цель это глаголы « создать», «договориться». Целью не может быть «поговорить», цель это «решить».

Речь не о том, что мы будем делать, а о том, что мы будем иметь в результате. Зная цель, мозг гораздо эффективней включается в поиск решений.

Не удивляйтесь, если в результате разговора о прояснение цели, будут созданы спонтанные и неожиданные решения.

Шаг № 2

Задайте вопрос вашему собеседнику «Почему это важно? Что это даст ему, что это даст компании, какие возможности это откроет перед другими сотрудниками?

Честный ответ на вопрос почему это важно для собеседника, откроет новые возможные перспективы для нахождения решений. Именно на этом этапе происходит связка будущего с настоящим. Цель становится четче.

Шаг № 3

Это важный шаг, на котором требуется открытость и изобретательность в сужениях.

Задайте вашему собеседнику следующий вопрос: «Какими способами можно добиться это цели?»

Именно способами во множественном числе. Интересное свойство человеческого мозга заключается в том, что если человек знает, что задача решаема — он ее решает. Если ставится задача найти один способ решения — он находит один способ и чаще всего считает что другого способа быть не может. Если задача найти 2 способа — то сознание попадает в ловушку двойственности или дуальности, когда один способ противоположность другому, один якобы неработающий, а другой, наоборот, очень эффективный.

Но если задача ставится найти 3 способа решения — то именно это, на наш взгляд, является выходом за рамки привычного, именно здесь происходят открытия в поиске решений.

Часто когда задается вопрос «Что ты можешь сделать для решения задачи?» человек находится в в разговоре «У меня нет для этого средств», мы так же рекомендуем ставить вопрос в следующем ключе: «Что можно сделать для ее решения?».

Важные вопросы собеседнику на данном этапе: «С Чего ты начнешь?», «Какие ресурсы и средства тебе понадобятся на данном этапе, на последующей этапе?». Очень часто люди говорят «Я не знаю», не бойтесь этого ответа, в коуч-разговоре он преодолевается очень легко: «Что нужно для того, что бы это узнать?», «У кого можно это узнать?», «Где можно раздобыть информацию 3-мя способами?».

Бывает, что мы слышим в ответ «Это не возможно», но для коуча продолжением разговора послужит следующий вопрос «Да. Конечно, это может казаться невозможным, но как бы можно было добиться цели, если б это было возможным?».

Шаг №4

Этот этап заключается в понимании конечного результата, больше чем предыдущие, точнее в его визуализации. Коуч-вопрос этого шага «Как мы узнаем, что процесс идет? Как мы поймем, что цель достигнута и как это будет? Какие будут промежуточные этапы в процессе и в какие сроки?»

Как пример: «Что бы станок починили и он работал через неделю, что должно быть через час, через 2 дня? Как мы узнаем, что процесс завершен и мы достигли цели? — Ответ: Через неделю будет выпущена первая партия деталей без брака, а для этого сегодня буду вызваны эксперты и через 3 дня мы запустим первую наладку.

Выше перечислены основные шаги коучинга, которые рекомендованы к использоваю. Но самым главным советом мы бы «Начните с себя»!. Каждому руководителю важно самому практиковать на себе самом и в своей жизни эти советы, а не только на коллективе и подчиненных.

В дополнение хочу сказать, что известный специалист по коучингу Т.Галви сказал:

«Способность поставить себя на место другого человека. Это не обязательно означает, что вы должны соглашаться с мнением или точкой зрения другого человека. Но вы возможно узнаете как можно больше о его образе мыслей и чувствах». Словно в поговорке: «Не судите о человеке, пока не пройдете милю в его мокасинах».

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель проекта, Беларусь

ну зачем, зачем в очередной раз пересказывать содержимое сотен статей и десятков книг (большинство из которых - не очень хорошего качества)? Да еще коверкать устоявшийся перевод фамилии Т.Голви? Хотите сделать что-нибудь оригинальное - опубликуйте что-нибудь из авторов, у нас не издававшихся. Того же Томаса Леонарда хотя бы.

Коммерческий директор, Москва

Или совсем не интересный пересказ ряда статей сомнительного качества, или попытка очередной раз дешево разрекламировать коучинг... :evil:

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Цитата: Словно в поговорке: «Не судите о человеке, пока не пройдете милю в его мокасинах».
Поосторожнее с эпиграфами и поговорками. Например, в этой: хозяин мокасин хотя бы в курсе, что кто-то в них гуляет?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие. 

Владелец «Л’Этуаль» полностью выкупил сеть магазинов косметики «Подружка»

В России работает 287 магазинов сети «Подружка».

Стать предпринимателем пробовал каждый третий в мире

Доля заинтересованных в развитии своего бизнеса выше в странах Латинской Америки и в Индии, ниже — в Японии, Нидерландах, Бельгии, Швеции.