Ирина Лопатухина: Зачем нам дарить друг другу подарки?

Ирина Лопатухина

Давай другим то, что хотел бы получить для себя

Зачем нам дарить друг другу подарки?

Жизнь складывается из разнообразных контактов человека с окружающей средой. Контактов поглотительных – когда мы что-то забираем из среды – еду, звуки, впечатления, материальные формы.

Контактов выделительных – когда мы что-то отдаём в среду – звуки, впечатления, продукты своего творчества, материальные формы.

По завершении поглотительного контакта человеку свойственно испытывать удовлетворение – примиряющая с жизнью послеобеденная сытость…

После выделительного контакта человек испытывает радость – подтверждение тому радость ребёнка, с гордостью демонстрирующего Взрослому содержимое своего горшка.

Способов контакта за историю человечества сложилось великое множество. Обмен подарками – один из древнейших. В начале времён обмен был прямой и честный – шкуру на бивень, коренья на мамонтятину. Или так – я тебе и шкуру, и бивень, а ты будешь мне сыновей рожать… Ну и коренья собирать….

Потом как-то всё усложнилось и продолжает усложняться. Деньги появились… Человек развился в прямоходящую, обезображенную интеллектом особь… Помимо простых инстинктов и потребностей – пищевых и продолжения рода – появились сложные новообразования типа потребностей в самоуважении, в признании социумом… Коммуникация подарками тоже усложнилась. Но базовые законы действуют по-прежнему.

Когда вы задумываете кого-то одарить, залог успеха – своевременно и правильно ответить себе на вопросы: «Зачем МНЕ это делать?» «Что я хочу сообщить адресату своим подарком?» «Что бы мне хотелось получить в результате?».

1. «Зачем МНЕ это делать?» – отвечая на этот вопрос, вы разберётесь со своими мотивами. Кратко, мотивы – основные движущие силы поведения человека. Сюда включаются потребности, намерения, цели, интересы, стремления, которые формируются и развиваются в течение жизни. В нашем случае основными потребностями, которые можно удовлетворить вручением подарков, являются потребность в любви, в самоуважении и принадлежности к социуму, а именно потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

2. «Что я хочу сообщить адресату своим подарком?» – для ответа на этот вопрос придётся, прежде всего, разобраться со своими чувствами к адресату. Что вами движет – любовь, уважение, признательность, благодарность или желание проконкурировать, угодить, зависимость, страх? Если первое, то ваша интуиция поможет вам ориентироваться во вкусовых предпочтениях адресата, если второе – затрудняюсь советовать….

3. «Что бы хотелось получить в результате?» – с этим сложнее всего… Все помнят детский опыт – напиши список желаемых подарков Деду Морозу, и, если будешь хорошим мальчиком (девочкой), под ёлкой потом найдёшь… Таким образом с детства обещание подарков становится хорошим способом регулятора поведения: получишь куклу или машинку, если мама – папа – учительница будут тобой – довольны… Повезло, когда есть чёткие представления о том, «что такое хорошо и что такое – плохо», и, соответственно, шанс попасть в ожидания Другого…А как жить в режиме «Играл и не угадал ни одной буквы»? Вот в том-то и дело… Как у Адресата, так и у Дарителя может случится разочарование – особенно если подарок и правда планируется в обмен на такие чувства, как верность, преданность, любовь, эксклюзивное внимание… Вообще чувства – категория нематериальная. И когда вместо вполне для всех прозрачного обмена «Товар – Деньги – Товар» затевается игра: «Кто полюбит меня лучше всех – тот получит и Товары, и Деньги, и Деда Мороза в круглогодичное пользование» – хорошо бы для начала именно со своими ожиданиями от такого рода обменов разобраться… Причем всем участвующим в этой достаточно мутной игре…

А лучше всего, по-моему, относиться к этим процессам с юмором… И все-таки в сфере человеческих отношений больше полагаться на нематериальные обмены – а именно на эмоциями и чувствами… Хотя подарки – это просто прекрасно! Дарите и принимайте их – с детским непосредственным удовольствием! Обменивайтесь радостью – и жизнь станет немножко волшебной. А это так приятно – особенно в канун Нового Года.

Деловые подарки – что подарить партнерам и клиентам?

Мы часто бываем озадачены вопросом: что подарить – партнеру, начальству, коллегам?

Как бы мы ни хотели выдумать что-то совсем необычное, наши фантазии ограничены рамками принятой в бизнесе корпоративной культуры. Вряд ли кто-то из наших деловых партнеров обрадуется подаренному барабану и флагу, расшитому логотипами нашей компании. Да и какое послание может быть в таком подарке? Фантазия останавливается…

Лучше всего в качестве деловых подарков работают инструменты для бизнеса. Основной офисный инструмент сегодня – компьютер. Поля монитора – хорошая площадка для размещения на ней держателей для записок с телефонами и мемо-стиков, смешных мелких игрушек, часиков на присосках, календарной сетки с липким слоем для прикрепления важных напоминалок, держателя для ручки, и т.п.

Для «клавы» можно приспособить мини-лампочку для подсветки. Щеточка с совочком или компьютерный мини-пылесос не только развлечет в минуты отдыха, но и создаст ощущение собственной опрятности. Коврик для мыши практически уже не нужен, но коврик-блокнот с отрывным блоком сослужит хорошую службу для любителей писать где попало, а потом мучительно рыться в поисках заветного клочка бумажки... Мышка-радио или мышка- телефон – продвинутый сувенир для тех, кто понимает...

Ручка... Пишущий инструмент... Первое место по функциональности и второе после компьютера – по частоте использования... Кого только этим удивишь в качестве подарка? Но удивить все-таки можно. Далеко не полный список многофункциональных пишущих инструментов прилагается:

1) В ВИП - категории – чем дороже, тем круче... В ход идут такие завораживающие имена, как Монтеграппа, Монблан, добротный Паркер и изысканный Ланвин. Минимум персонализации. Но как вариант ВИП подарка все-таки не совсем удачный – у адресатов ВИП-категории с пяти-десяти-летним стажем наверняка скопились штабеля подобного эксклюзива, и все близкие снабжены этим добром до конца своих дней... Да и на тысячу долларов точно можно что-то поинтересней придумать...

2) В бизнес - категории – самое большое предложение:

- ручка со встроенной флэш - памятью – лакированная, из благородного металла
- ручка с диктофоном
- ручка с радио
- ручка с часами
- ручка с гелиевыми песочными часами
- ручка - лазерная указка с раздвижной указкой с другой стороны
- ручка – фонарик
- ручка с открывающимся фонариком для подсветки листа
- металлическая ручка с вечным календарем
- ручка со встроенным механизмом для точечного массажа
- для строителей - ручка с отверткой или ручка с уровнем
- для дам - ручка с пульверизатором для любимой туалетной воды
- ручка - зажигалка для тех, кто так и не бросил курить - или для галантных спутников тех, кто так и не бросил курить
- ручка с мини - стриптизом без возбуждающих излишеств – знакомый с детства и поэтому очень волнующий подарок – однако с узким сегментом адресатов
- ручка с антистрессом - переливающимся потоком гелиевых шариков – игрушка, помогающая высидеть на долгих совещаниях

Игрушки – очень благодатная тема бизнес - подарков! Крупная телекоммуникационная компания заказала медвежат в футболках со своей символикой для выставки в Женеве. Медвежата были настолько прикольные, что к их стенду стояла круглосуточная очередь в надежде получить игрушку. Серьезные люди в офисных костюмах и элегантные бизнес-леди...

Ребенок в каждом из нас жив до седых волос, ребенок – это та творческая часть, которая помогает решать взрослые задачи, и о которой редко заботятся в многотрудной деловой жизни... Наша китайская страсть к новогодней символике в категориях быка или тигра – благодатное поле возможных подарков!

При выборе подарков очень помогает информация об адресате, его/ее возрасте, национальности и, при особом везении, личных пристрастиях и хобби. Смело обращайтесь к «внутреннему ребенку» клиента... Игрушки, антистрессы, головоломки, офисные игры, шутливые послания...

Хороши продуктовые наборы – спиртное непременно отличного качества по выбору клиента + рюмки или бокалы с логотипом клиента + изысканная закуска – экзотический сорт сыра (см. срок годности обязательно!) или баночка икры, или – если чувство юмора клиента позволит – водка + «килька в томате» или «завтрак туриста» (привет из студенческой молодости!). Последнее из перечисленного вряд ли съедобно, но весело....

Так что ищите – творите – придумывайте… И самое главное – дарите и получайте удовольствие!

Что подарить людям, у которых всё есть?

Слава капитализму, победившему в Российской Федерации – всё больше вокруг нас людей, у которых всё есть. Как правило, эти люди являются большими боссами, представителями властных структур или просто хорошими людьми, с которыми нас связывают должностные или партнёрские отношения. И каждый год по приближении Нового Года или дня рождения ближайшей к нам – или удалённой от нас – фигуры влияния мы начинаем мучительно соображать – что бы такое придумать в подарок, чтобы он не утонул в куче привычных подношений – благо капитализму уже без малого пятнадцать лет, и все мыслимые и немыслимые фантазии в рамках корпоративной культуры, кажется, уже исчерпаны…

Для начала поделюсь, на мой взгляд, интересными решениями прошлых лет. Одному президенту крупной корпорации, в прошлом мастеру велосипедного спорта, изготовили ростовую куклу – реплику президента – на спортивном велосипеде последней модели… Радовался подарку, как дитя…А на велосипеде в редкие часы досуга до сих пор иногда ездит…

Коллекционеру антикварных денежек вся Москва сбилась с ног найти в кратчайшие сроки милую сердцу безделицу… Нашли, порадовали – к счастью бюджет подарка позволял не скупиться…

Даме – известной своим взыскательным вкусом – затруднялись придумать подарок до тех пор, пока не просочилась информация, что она неравнодушна к кошкам – заказали камнерезу фигурку, дама осталась довольна…

Как следует из приведённых выше примеров, шансы на успех в подношениях «сильным мира сего» напрямую зависят от следующих факторов:

1 - владение информацией о вкусовых предпочтениях адресата, возможных увлечениях и хобби и вехах его – её – биографии;
2 – достаточный период времени на поиск или изготовление эксклюзивного подарка;
3 – бюджет мероприятия.

Прежде чем пытаться ориентироваться в предпочтениях адресата попытайтесь осознать свои мотивы и цели.

Подарок является предметным посланием. Какие чувства и надежды Вы вкладываете в выбираемый предмет?

Зачем Вам делать этот подарок, каковы Ваши ожидания и пожелания по поводу ответной реакции адресата? Где живёт Ваше удовольствие от дарения? Что для Вас наиболее значимо – поразить воображение адресата, выразить ему свои чувства, подкупить его, проконкурировать с другими дарителями или подняться в рейтинге самоуважения по шкале своей щедрости и всемогущества? Опознав свои цели и ожидания, а также свое возможное удовольствие Вы гораздо легче будет ориентироваться в том, что сможет доставить удовольствие Другому. Да и выбор подарка упростится…

Если вы хотите, прежде всего, акцентировать внимание адресата на цене своего подарка, вы можете попасть в неловкую ситуацию. Супер - дорогой подарок может превратиться в попытку дачи взятки должностному лицу. Или поставить адресата в неловкое положение…

Если Вам важно оказаться выделенным из толпы дарителей, но средства, да и контекст отношений с адресатом не позволяет опредметить своё послание на впечатляющую человека, у которого всё есть, сумму, обратитесь к его чувству юмора.

Узнайте из открытых источников ранне-биографические вехи – город, в котором родился, институт, в котором учился. Закажите хорошему фотографу набор коллажей видов с мемориальными досками: «Здесь с 19… по 19… учился, работал, жил, и т.д.» или с памятником на центральной площади – адресат на коне, или в кепке с указующей в светлое будущее рукой…

Добившиеся многого в жизни люди любят иногда оглянуться назад, потому что истина достижений познаётся в сравнении себя с собой 20-ти или 10-ти летней давности, а не в сравнении себя с другими. И при этом всем нам свойственно ностальгировать о прошедшем.

Если Ваш адресат застал расцвет 60-х – дарите диск «под Окуджаву» с песнями его молодости, перепетыми под его жизненный сценарий. Оформите диск его фотографиями, напишите поздравление в виде автографа.

Хороши художественные полотна эпохи соцреализма – если позволяет бюджет, можно заказать картину маслом «Адресат на железном коне пашет плодородную ниву», «Первая плавка» - адресат с медальным профилем у мартена, или «Советские учёные на пороге великого открытия» - адресат с ретортой в руках, или у доски, испещрённой формулами.

Порадует мультфильм в стиле «Петровича» - коротенько отображающий детство, отрочество, юность…

Можно заказать настоящему художнику картину «под Рембрандта» - адресат «с Саскией на коленях», или что-нибудь попроще – типа «Охотники на привале» с узнаваемыми персонажами из жизни подарко – получателя.

Также будет хороша и шоколадная картина – или шоколадный бюст в натуральную величину. Однако может случиться вполне понятная заминка с поеданием этого вкусного авторского подарка…

Чтобы воздержаться от того, чтобы откусывать и жевать его уши – или нос – закажите народным умельцам матрешку с индивидуальной росписью – опять-таки в стиле «Детство – отрочество – мои университеты» или «Уважаемые люди», в обойму которых входит тот, кому вы замышляете подарить этот подарок.

Если русло народных промыслов вас – вдохновляет, то можно заказать и жостовский поднос, и гжель, и хохлому, и палех по индивидуальному эскизу росписи и формы. Да, стоить это будет гораздо дороже, чем традиционные «раскраски», но есть все шансы все-таки удивить человека и выделиться в толпе подарко – подносителей..

Закажите ему серебряный подстаканник с индивидуальным литьем – такая услуга есть на рынке эксклюзивных подарков.

Напишите авторскую кулинарную книгу «Рецепты счастья и успеха», отражающую основные вехи карьерного роста адресата, включив по максимуму свои творческие способности и чувство юмора, однако остающееся в рамках этики ваших взаимоотношений.

Достаточно распространенный вариант – но может быть именно вами позабытый – назвать в честь юбиляра звезду. Реальную звезду нашей галактики. Спрашивайте у астрономов нашего города…

Надеюсь, хоть какая-то моя идея придется вам по душе и выручит вас в тяжелых муках предпраздничной суеты – что же такое «этакое» подарить сильному мира сего…

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бизнес OBI в России продали за 600 рублей

До пандемии бизнес OBI в России оценивали в €100 млн.

В Санкт-Петербурге на месте закрывшегося кинотеатра в ТЦ открыли фуд-холл

За полгода количество кинозалов в России сократилось на 12,4%.

Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

В строительной отрасли растет дефицит кадров

По данным Минстроя России, сектору сегодня не хватает около 3 млн человек.