Забота о семьях сотрудников укрепляет корпоративный дух

Крупные российские компании постепенно начинают возвращаться к традиции советских времен — «профсоюзной» заботе о членах семей сотрудников. В начале 90-х годов создавшиеся компании решили не обременять себя лишними расходами и отвергли подобную практику вместе со всем старым негативным опытом организации труда. В нынешнее время кадровой войны за профессионалов составляющие компенсационного пакета стали одним из важнейших орудий «боевых действий». Профессионалы не всегда выбирают компанию, в которой предложат большую зарплату, там они себя будут чувствовать всего лишь звеном в технологической цепочке. Часто они уходят в конкурирующую организацию, в которой могут почувствовать заботу о себе и своей семье, которая выражается в содержимом соцпакета.

Практически каждый третий соискатель при выборе нового места работы обращает большое внимание на размер и составляющие части нематериальной компенсации. Несмотря на то, что разница в объеме компенсационного пакета может быть незначительной, соискатель, скорее всего, выберет именно ту компанию, где этот пакет больше и оригинальнее. К стандартным социальным пакетам, включающим медицинскую страховку, питание в офисе и оплату мобильного телефона, сотрудники начинают привыкать, и эффект мотивации пропадает. «Как это ни парадоксально, сотрудники ценят заботу о себе и своей семье выше, чем собственную зарплату. К зарплате быстро привыкаешь, и если размер социального пакета не меняется в зависимости от успехов компании, сотруднику кажется, что его не ценят, и он является легкой добычей для конкурирующих компаний», — говорит Юлия Агеева, менеджер по персоналу компании «Нерком». Хорошо продуманная система льгот, материальных и нематериальных благ, получаемых от организации, ощутимо мотивирует, создавая ощущение комфорта и защищенности, повышая статус и самооценку их обладателя и поселяя в нем в свою очередь ответное чувство лояльности, преданности компании. Большинство опрошенных HR-менеджеров российских компаний, считают, что с точки зрения повышения мотивации эффективнее увеличить объем компенсаций, чем повысить зарплату на $100. В то же время, важно не действовать по стандартной схеме, чтобы сотрудник почувствовал свою незаменимость и понял, что его действительно ценят. Поэтому копировать соцпакеты иностранных компаний недальновидно. Одним из главных факторов, который необходимо учитывать при составлении компенсационного пакета, должен быть возраст, социальный статус и психологические особенности каждого из сотрудников. Большинство российских компаний, сотрудники которых привыкли к системе бесплатной медицины, как правило, не сильно ценят включение в пакет медицинской страховки. В то же время, оплата летнего отдыха детей сотрудников компаний расценивается более позитивно.

Большинство западных компаний давно поняли, что специалисты, которых удерживает в компании только зарплата, которые эмоционально не привязаны к своей фирме, представляют легкую добычу для «хэдхантера»: их легко можно переманить в конкурирующую компанию, предложив более высокую зарплату. Поэтому в иностранных компаниях проявление внимания к семьям сотрудников давно стало одной из важнейших кадровых технологий. По мнению экспертов отдела консультационных услуг по управлению персоналом компании PricewaterhouseCoopers, чем больше внимания организация проявляет к семьям своих сотрудников, тем меньше в ней текучесть персонала и тем он сплоченней. По словам Дмитрия Медведева, психолога-консультанта компании «Руян», «…по статистике люди с благополучной личной жизнью чаще являются более эффективными работниками, чем люди с разлаженной семейной жизнью или совсем без семьи. Поэтому, вводя семью в компанию, а компанию в семью, можно создать альянс, который сложно разрушить». По мнению эксперта, простое предоставление членам семьи оплаченных путевок на отдых стимулирует персонал лишь материально. Совместный отдых с детьми позволяет завязывать неформальные контакты, которые работают на корпоративную культуру: лучше разрешаются конфликты и развивается внутренняя кооперация.

Однако для большинства компаний содержание оздоровительных лагерей и пансионатов нерентабельно. На первый взгляд лучше не обременять себя заботами по организации корпоративного детского отдыха, а в качестве поощрения увеличить сотруднику зарплату. Но экономической выгоды это не принесет. Стоимость средней путевки в зарубежный детский лагерь обойдется в среднем в $600. Подобную прибавку к зарплате ($50 в месяц) сотрудник может счесть и оскорбительной. Кроме того, за увеличением зарплаты последует увеличение налоговой ее части на 40% и более. Таким образом, при корпоративной организации отдыха экономят средства не только сотрудники, но и сама фирма.

Многие компании предпочитают снимать на длительный срок пансионат или выкупать все места на одну из смен в оставшихся пионерских лагерях. Однако спрос рождает предложение. В последние годы многие туристические компании стали заниматься организацией корпоративных детских лагерей. Например, один из ведущих туроператоров в области детского отдыха «Спектрум» в течение нескольких лет занимается организацией международных детских лагерей под маркой Joy Spectrum. «Идея организации лагерей для отдыха детей сотрудников одной компании лежала на поверхности, — говорит Вера Багрова, менеджер по маркетингу туроператора «Спектрум». — Многие родители, которые являются коллегами по работе и друзьями, стараются отправить своих детей в один и тот же лагерь. Поэтому в этом году мы стали предлагать услуги по организации корпоративных детских лагерей, и уже сейчас они начали пользоваться спросом».

Главным пожеланием родителей было обучение иностранным языкам и знакомство российских детей со сверстниками из других стран. Таким образом, у ребенка появляется стимул обучаться и совершенствовать полученные знания, которые он стремится проявить в общении со сверстниками и взрослыми. В этом году первые лагеря откроются в Италии, Швеции и Турции. Основополагающими факторами для создания детской базы отдыха являются стабильность, абсолютная безопасность и безукоризненная экология. Курорты Италии, Швеции и Турции подходят по всем критериям, помимо этого выбранные страны отличает низкая криминогенность и высокий уровень обслуживания в отелях, что создает предпосылки для отличного отдыха. Все базы лагерей расположены в непосредственной близости к историческим местам, поэтому, помимо насыщенной развлекательной программы, дети смогут расширить свой кругозор, посетив местные достопримечательности, многие из которых уже включены в экскурсионную программу. Таким образом, для детей сотрудников компании созданы все условия для того, чтобы подружиться и в дальнейшем создать товарищеские отношения между родителями. Подобные мероприятия позволяют не только укрепить корпоративную культуру, но дать понять сотрудникам, что руководство компании не рассматривает их как звено в технологической цепочке. По данным последних опросов рекрутинговых компаний, именно отношение к сотрудникам как к функции, к звену в технологической цепочке вызывает у них наибольшее раздражение. «Сейчас конкурентность и состязательность повышается во всех отраслях, — говорит Дмитрий Медведев из компании «Руян». — Поэтому все ищут резервы для устойчивости, и колоссальный резерв заключается именно в человеческом потенциале. А внимание к семьям стимулирует сотрудника, усиливает его корпоративную надежность, верность идеалам и ценностям компании».

Партнерский материал

Игнат Воланайтис

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.