Радислав Гандапас: Почему эмоциональный интеллект в тренде у руководителей

Помните, как в фильме «Влюблен по собственному желанию» герой Олега Янковского старательно пытался проникнуться симпатией к невзрачной библиотекарше и изо всех сил искал смысл в нелюбимой работе у станка? По сути, пытался управлять своими эмоциями, чтобы выбраться из жизни, которая каждый день причиняет ему боль. Говоря современным языком – развивал эмоциональный интеллект.

Сегодня эмоциональный интеллект помогает тысячам людей не только разобраться в себе и окружающих, но и начать качественно жить и работать – радоваться, вдохновлять и вдохновляться, расти! В преддверии тренинга «Эмоциональный интеллект начинает и выигрывает», который состоится в Москве 12 октября 2018 года, гуру лидерства и ораторского искусства Радислав Гандапас рассказал, зачем выводит из зала во время тренинга мужчин, как эмоциональный интеллект меняет жизнь руководителей и правда ли, что все наши проблемы родом из детства.

Executive: Как самостоятельно оценить уровень эмоционального интеллекта? Как понять, над какими его сторонами нужно работать прежде всего?

Радислав Гандапас: Существуют тесты, с помощью которых можно оценить эмоциональный интеллект, но для самоанализа они не подходят, у них другие задачи. Если же говорить о самодиагностике, то нужно обратить внимание на области жизни, с которыми у вас есть трудности, – когда сложно себя заставить и мотивировать; трудно сдержаться в какой-то ситуации; если вы робеете на переговорах или боитесь публичных выступлений; не можете сдержать гнев; пребываете в недостаточном энергетическом состоянии; не можете настроить себя на выполнение какой-то работы. Каждый человек лучше знает стороны, в которых у него есть сложности. Владение эмоциональным интеллектом не только решает эти и другие проблемы, но и способствует выведению жизни на принципиально новый качественный уровень.

Executive: Какие ситуации свидетельствуют о том, что пора заняться работой над повышением уровня эмоционального интеллекта?

Р.Г.: Эмоциональный интеллект нужно развивать любому человеку в любом возрасте, вне зависимости от пола и социального статуса. Это способствует повышению качества жизни, эффективности работы, приближает человека к успеху и счастью. Так что здесь вопрос заключается в том, как и над чем лучше начинать работать в каждом конкретном случае. Тренер дает возможность это понять и начать действовать.

Executive: Какова, на ваш взгляд, главная эмоциональная проблема современного общества? Стремление к социальному эксгибиционизму (соцсети)? Излишнее потребительство?

Р.Г.: Эти проблемы не лежат в плоскости какой-то одной эмоции или группы эмоций. Они сложнее, детерминированы различными экономическими и политическими факторами. Излишнее потребительство в России и, в том числе, показное, вызвано десятилетиями тотального дефицита. И сейчас, стремясь компенсировать этот дефицит, мы осознанно потребляем напоказ, покупаем более дорогие вещи, чем люди с таким же уровнем доходов в других странах.

Социальные сети не только помогают человеку явить себя миру, но и являются инструментом расширения социальных связей. Таким образом важны не сами действия, а мотивы, которыми руководствуются люди, совершая эти действия. Эмоциональный интеллект не является средством решения социальных проблем, он сосредоточен на решении внутренних противоречий каждого отдельного члена социума.

Executive: Многие эксперты говорят, что, поскольку все родом из детства, то на эмоциональном статусе взрослого человека нередко сказываются те или иные детские эмоциональные травмы. Проработать их – значит решить многие проблемы себя настоящего. К эмоциональному интеллекту это тоже относится?

Р.Г.: Конечно. В моем тренинге я даю понятие и определение эмоциональной картины мира. В детстве отец давил, пугал, говорил, что ребенок – источник хлопот, что ему за него стыдно? Такой человек вырастает с полной уверенностью, что он и только он причина и источник негативных эмоций, в том числе и для всех остальных. Такие установки идут с ним по жизни, оказывают негативное влияние и на его семейную жизнь. В свою очередь, положительные эмоциональные установки, полученные в детстве, помогают строить счастливую жизнь и успешную карьеру.

Executive: Трудоголики и люди с «синдромом отличников» – тоже жертвы недостаточной сознательной работы над своими эмоциями?

Р.Г.: Трудоголизм и «синдром отличника» относится к неврозам. Такие официальные диагнозы есть. Впоследствии эти состояния могут перерастать в глубокие неврозы. Все они относятся к области психологии и психотерапии. С неврозами ведется успешная работа. Эмоциональная коррекция здесь мало что даст.

Executive: Эмоции играют у мужчин и женщин разную роль. Какую?

Р.Г.: Чтобы ее описать не хватит не только интервью, но и целой книги. Одно и то же событие способно вызвать у мужчин и женщин разные эмоции и реакции. Способы работы с эмоциями у обоих полов также разные. Открою секрет: на тренинге я специально вывожу на некоторое время мужчин и общаюсь с женщинами – рассказывают им о мужских эмоциях, их эмоциональной конституции. А с мужчинами, в свою очередь, также говорю отдельно об эмоциональных особенностях женщин.

Executive: Что такое энергия инстинктов? Каков принцип работы с этой категорией?

Р.Г.: Инстинкт – это автоматический механизм, который запускает выделение большого количества энергии для решения задачи, которая породила эту реакцию. Таким образом инстинкты вызывают эмоции. Инстинкт самосохранения вызывает страх, инстинкт власти – гнев, драйв, кураж, сексуальный инстинкт – выброс окситоцина. В общем, инстинкт – это энергия действия. Проблема в том, что в современном мире наше инстинктивное поведение нередко основывается на воображаемых ситуациях.

Мы испытываем гнев в ситуации, когда нам только показалось, что возникла угроза. Например, нас подрезали на дороге. Реальной угрозе собственности и жизни нет, но все равно возникает вспышка гнева, выделяется энергия, которая должна куда-то деться. Эмоциональный интеллект, в частности, занимается тем, что локализует возникновение таких энергетических вспышек и волн, которые часто не нужны и даже могут быть вредны.

Executive: Депрессию называют чумой XXI века. В какой степени ей может противостоять работа над своим эмоциональным интеллектом?

Р.Г.: Прямым. Депрессивный синдром – это ситуация, когда все зашло слишком далеко, непонятно зачем жить и к чему стремиться. Нередко, если не всегда, она является следствием того, что на определенных этапах у человека не была выстроена работа с его эмоциональным состоянием. В результате ситуация усугублялась и в итоге дошла до того, что психотерапевт констатирует депрессивный синдром. Работать с ним приходится долго и часто, к сожалению, не без последствий.

При этом следует различать депрессию и подавленное состояние. Депрессия – это психотерапевтический диагноз. Работа с эмоциональным интеллектом помогает предотвратить его появление и закрепиться в нормальном состоянии, в котором человек может управлять своими эмоциями.

Executive: Насколько популярна работа над эмоциональным интеллектом у руководителей и собственников бизнеса?

Р.Г.: Сегодня невероятно популярна. Многие руководители осознали, что даже простые приемы из арсенала эмоционального интеллекта сильно влияют на мотивацию команды, личную мотивацию людей, в результате они легче справляются со стрессом, более уверенно ведут себя на переговорах, проводят более яркие и эффективные презентации. Сегодня – это тренд. И именно руководители выступают инициаторами того, чтобы сотрудники проходили обучение приемам эмоционального интеллекта.

Executive: Часто ли вы сталкиваетесь со скептически отношением руководителей к этой области знаний? Мол, я профессионал, руковожу грамотно, компания успешна, что еще нужно?

Р.Г.: За все время моей практики я с таким скепсисом не встретился ни разу. Это не значит, что его нет, но мне встречаться с ним не приходилось. Я начал заниматься эмоциональным интеллектом с подачи главы «Северстали» Алексея Мордашова. Он попросил, чтобы я поработал по этой теме с его компанией. В результате я занялся этим вопросом вплотную. Данная область содержит огромный пласт возможностей решать задачи более простым способом, чем в рамках других концепций и парадигм.

Executive: Какова самая важная эмоциональная компетенция руководителя?

Р.Г.: Это работа с мотивацией людей и самомотивация. У всех руководителей бывают моменты, когда ничего не хочется. Случается и такое, что все достигнуто и непонятно, к чему дальше стремиться, что также демотивирует. Из каких бы хороших специалистов ни была набрана команда, она не будет работать без должной мотивации. Мотивация – это эмоции в чистом виде. На тренингах я обучаю работать с мотивацией, в результате чего климат в компаниях меняется очень качественно.

Executive: В каких ситуациях допустимо врать и вводить людей в заблуждение?

Р.Г.: Это недопустимо. Нельзя говорить ребенку, что его заберет цыганка. Нельзя говорить обреченному больному, что у него легкое недомогание и он скоро поправится. Нельзя обманывать потребителей в рекламе. Ложь – это зло вне зависимости от ситуации.

Executive: Все подчиненные боятся гнева начальства и нередко живут в тревожном ожидании очередной взбучки. Как побороть этот страх?

Р.Г.: Не все подчиненные боятся гнева начальства, потому что не все начальники гневаются. Гнев – деструктивная эмоция. Он разрушает как личность гневающегося, так и людей, на которых он обрушивает свои негативные эмоции. Горе тому бизнесу, в котором люди постоянно трясутся, боятся проявить инициативу. К счастью, такой климат царит далеко не во всех компаниях. Есть достаточное количество компаний, где сотрудники без всякого страха доказывают свою точку зрения руководству.

Тем же сотрудникам, в компаниях которых их держат на коротком поводке и в вечном страхе, я бы посоветовал поискать другое место работы. Жить в страхе и ожидании расправы – жуткая. Никому ее не пожелаю. Не живите такой жизнью, не будьте там и с теми, кто заставляет вас мучиться. Это жесткая калечащая манипуляция.

Executive: Какой самый важный совет из всех, что вы дали своим слушателям?

Р.Г.: Моя профессия не заключается в том, чтобы давать советы. Я не консультант, не телеведущий, не врач. Я тренер. Помогаю людям развить свои возможности, чтобы действовать и достигать большей эффективности. Предлагаю оптимальные решения для каждой конкретной ситуации. При этом я также даю возможность решать – пользоваться ли им инструментами, которые они получают на тренинге, или же поступать на свое усмотрение. Те, кто пользуются, – выигрывают.


Узнать больше об управлении эмоциями и мотивацией вы можете узнать на тренинге Радислава Гандапаса «Эмоциональный интеллект начинает и выигрывает», который пройдет в Москве 12 октября 2018 года.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

Многие руководители осознали, что даже простые приемы из арсенала эмоционального интеллекта сильно влияют на мотивацию команды, личную мотивацию людей, в результате они легче справляются со стрессом, более уверенно ведут себя на переговорах, проводят более яркие и эффективные презентации. Сегодня – это тренд. И именно руководители выступают инициаторами того, чтобы сотрудники проходили обучение приемам эмоционального интеллекта.

Бесспорно - умение управлять своим внутренним состояние м к которому кроме эмоций и чувств, относятся еще ценности и направленность личности, имеет большое значение в развитии личной эффективности.

Но и возможность управлять внутренним состоянием других людей в различных деловых переговорах, влиять на групповую сплоченность коллектива тоже не последнее качество эффективного руководителя.

Как известно всем – положительные эмоции вызывают состояние расслабления и доверия, поэтому каждый стремиться ввести своего оппонента именно в такое состояние, чтобы усилить свое влияние на него и склонить к решению в свою пользу.

Отрицательные эмоции вызывают внутреннее напряжение и являются очень сильным стимулом к действию.

И на таком колебании внутреннего состояния чаще всего и строится возможность добиться выгодного решения в переговорах. Такой маневр называется – «раскачивание лодки» и многие пользуются им на почти неосознаваемом уровне , имея в арсенале общения собственный опыт и способность этот опыт анализировать.

Управляющий директор

Еще до выхода книги Гоулмана, начал заниматься аутотренингом. Что и является одной из форм работы со своим эм. интеллектом (своими и чужими эмоциями). А медитация? Так что, все было еще до рождества Христова...

HR-директор, Черкесск

Коллеги, эмоциональный интеллект - это современный тренд. Оба слова звучат умно и на этом многие зарабатывают деньги. Обычно под эмоциональным интеллектом понимают обычную эмпатию. Зачем ее развивать руководителям - не понимаю. Если не согласны со мной, прошу почитать определение этого термина. Т.о., звучит умно, но содержание пустое.

Теперь вернусь к тому, с чего начал. Для того, чтобы обсуждать тему, хорошо бы проговорить дефиниции используемых терминов. В данной статье происходит смешение понятий: эмоции, инстинкты и мотивация. Научного определения эмоционального интеллекта нет, а про эмпатию я уже писал. Эмоция - состояние, связанное с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей; эмоции являются одними из главных регуляторов деятельности. Мотивация - побуждение к действию. Инстинкт - генетически фиксированное или наследственно закрепленное действие или форма поведения (обширный по значениям, в т.ч. и не научным, термин). Если перечитать статью и использовать данные значения терминов, как-то получается бессвязно, не логично и с нарушениями причинно-следственной связи.

Мне показалось, что основная речь в статье идет про самомотивацию и мотивацию подчиненных. При этом для привязки к "эмоциональному интеллекту" автор обещает научить управлять своими эмоциями. Но это же обычный самоконтроль и к "интеллекту" отношения имеет не более, чем любые другие знания, которые мы запоминаем и используем. Правильно мотивировать и сохранять контроль - важные и полезные навыки, но вот пиар на "эмоциональном интеллекте" для меня равнозначен "АО МММ".

Не хотел обидеть Р.Г., в целом мое мнение относится ко всем, кто проводит тренинги по "эмоциональному интеллекту".

Консультант, Москва
Дмитрий Куранин пишет:
Обычно под эмоциональным интеллектом понимают обычную эмпатию. Зачем ее развивать руководителям - не понимаю. Если не согласны со мной, прошу почитать определение этого термина. Т.о., звучит умно, но содержание пустое.

Если уж возник вопрос о терминах, то ЭМПАТИЯ - это способность человека воспринимать внутренний мир другого со всеми его составляющими, так воспринимать, если бы воспринимающий был КАК ЕСЛИ БЫ сам этим другим человеком. Именно " КАК ЕСЛИ БЫ" составляет главную суть эмпатии, то есть это значит войти во внутреннее состояние другого, не теряя при этом самого себя. Если происходит подобная потеря, то это уже будет идентификация - полное отождествление, проще говоря - эмоциональная копия другого, и в этом состоянии эта "копия" становиться доступной ведению со стороны своего оригинала.

HR-директор, Черкесск
Валентина Путилина пишет:
Дмитрий Куранин пишет:
Обычно под эмоциональным интеллектом понимают обычную эмпатию. Зачем ее развивать руководителям - не понимаю. Если не согласны со мной, прошу почитать определение этого термина. Т.о., звучит умно, но содержание пустое.

Если уж возник вопрос о терминах, то ЭМПАТИЯ - это способность человека воспринимать внутренний мир другого со всеми его составляющими, так воспринимать, если бы воспринимающий был КАК ЕСЛИ БЫ сам этим другим человеком. Именно " КАК ЕСЛИ БЫ" составляет главную суть эмпатии, то есть это значит войти во внутреннее состояние другого, не теряя при этом самого себя. Если происходит подобная потеря, то это уже будет идентификация - полное отождествление, проще говоря - эмоциональная копия другого, и в этом состоянии эта "копия" становиться доступной ведению со стороны своего оригинала.

Полностью с Вами согласен. Поэтому я и писал, что не понимаю зачем это нужно развивать в руководителях :)

Им нужно эффективно управлять сотрудниками, а не переживать вместе с ними их эмоциональные состояния :)

Консультант, Москва
Дмитрий Куранин пишет:
Полностью с Вами согласен. Поэтому я и писал, что не понимаю зачем это нужно развивать в руководителях :)Им нужно эффективно управлять сотрудниками, а не переживать вместе с ними их эмоциональные состояния :)

Зачем переживать, понимать эмоциональное состояние другого, и не только его эмоции, которые являются отражением внутреннего состояния, но то каким фактором внешнего мира эти эмоции вызваны. Вот ключ к эффективному управлению.

HR-директор, Черкесск
Валентина Путилина пишет:
Дмитрий Куранин пишет:
Полностью с Вами согласен. Поэтому я и писал, что не понимаю зачем это нужно развивать в руководителях :)Им нужно эффективно управлять сотрудниками, а не переживать вместе с ними их эмоциональные состояния :)

Зачем переживать, понимать эмоциональное состояние другого, и не только его эмоции, которые являются отражением внутреннего состояния, но то каким фактором внешнего мира эти эмоции вызваны. Вот ключ к эффективному управлению.

Это путь к работе психологом :)

IT-консультант, Москва

Нашли новую игрушку, которая сейчас хорошо продается. Все это знакомо с 90-х, тогда была волна подобных тренингов на каждом углу, были и более серьезные занятия иностранных гастролеров с руководителями с использованием элементов прикладной психологии. Помогало не всем, что и так понятно: сам выдающийся тренер говорит выше, что он объясняет: "как и над чем лучше начинать работать в каждом конкретном случае". Не очень понимаю, как в огромном зале за одно занятие КАЖДЫЙ это поймет... Более того, прм всем уважении к тренеру, я бы не рекомендовала ему заменять врачей, жонглируя серьезными диагнозами в сочетании с популярными западными консалтинговыми терминами. В любом случае делать такую рекламу не стоило бы: повернуть депрессивное состояние в негативную сторону под воздействием энергии толпы очень легко, а кто потом будет отвечать за последствия? Это ведь не Тони Робинсон, который, как Кашпировский или Чумак, просто заряжает толпу за огромные деньги...

Консультант, Москва
Дмитрий Куранин пишет:
Это путь к работе психологом :)

Каждый человек в какой -то мере сам себе психолог, он способен понимать себя и понимать других, чаще интуитивно, но и с помощью логического осмысления собственного поведения и поведения других. Каждый ищет ответ для себя - Почему другой поступил так а не иначе? И когда он ищет ответ на этот вопрос, он уже сам себе психолог, без всякого специального образования и диплома. И чем больше человек имеет знаний о человеческой натуре, тем легче ему ответить на этот вопрос. Вот почему такие тренинги необходимы каждому - понимать глубинную суть человеческой натуры.

Консультант, Москва
Татьяна Орлова пишет:
просто заряжает толпу за огромные деньги...

Конечно эмоционально заряжает! Чтобы "зарядить" толпу эмоционально, необходимо знать её потребности и слабые места.

"Люди готовы, чтобы немного развлечься, послушать философов, так как они слушали бы скрипача или фигляра. Но чтобы поступать так, как советует умный человек, - никогда! Когда бы ни приходилось делать выбор между разумным и безумным, человечество всегда без колебаний шло за безумцем. Ибо безумец обращается к самой сущности человека - к его страсти и инстинктам. Философы же же обращаются к внешнему и второстепенному - рассудку " О.Хаксли.

Во времена О.Хастли не знали слов - игрок, манипулятор, авантюрист, вот он и применил такой эпитет - "безумец", то есть индивид действующий вопреки разумному, но который не является сумасшедшим, а скорее действует весьма разумно по некому плану, и, скорее всего , из собственных корыстных побуждений. В его высказывании современник применил бы слово - авантюрист или манипулятор. Но суть от этой замены не меняется. Каков приход - таков и поп!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.