​Когда в интересах вашей карьеры нужно отвечать «нет»?

Если вы решили провести этот год под лозунгом «да», и на все просьбы и входящие запросы отвечать согласием, то эта статья не для вас. Давайте встретимся здесь же в 2019 году.

Ответ «нет» – признак профессионализма. Главное – делать это правильно. Алгоритм простой: объясните свой отказ, предложите решение или другую альтернативу. Таким образом, вы не будете терять в качестве вашей работы, постоянно жонглировать расписанием, пытаясь добавить в него новую задачу. Самое главное, у всех будут правильные ожидания.

На какие девять рабочих ситуаций разумнее отвечать «нет»?

1. Неэффективные задания

Слова «мы всегда это делаем так» – самые дорогие слова в бизнесе. Цена неэффективных задач и заданий обходится дорого не только компаниям, но и исполнителям, сотрудникам. Это напрямую влияет и на вашу работу. Не зацикливайтесь на старых способах.

2. Не ваши задания

Задания, которые явно не влияют на достижение ваших целей и не связаны с вашей зоной ответственности. Вы заслуживаете того, чтобы вам объяснили четко и ясно, чего от вас ожидают, какие проекты и задачи стоят на пути достижения поставленных целей. Это ваш приоритет, помните об этом. Работайте так, чтобы каждый день становиться ближе к результату, который хотите получить.

3. Ненужные встречи

Многие опросы и исследования показали, что большинство респондентов считает, что встречи и совещания довольно часто являются фактором, который тормозит работу и еще больше респондентов соглашаются, что большая часть встреч неэффективны. Выход есть: или отказывайтесь от встреч в пользу других форматов коммуникации или извлекайте максимум пользы от каждой встречи. Время, проведенное впустую, уже не вернуть. Сделайте каждую свою встречу продуктивной.

4. Коммуникации в режиме 24/7

Работа – важная часть нашей жизни, которой мы уделяем достаточно много времени. Наше личное время – еще более важная часть нашей жизни. Мы работаем, чтобы жить, а не наоборот. Проведите границу между этими важными для вас ролями, когда вы выходите из делового образа и «надеваете костюм» хорошего друга или подруги, заботливого отца или матери, спортсмена, болельщика, просто любящего человека, у которого есть близкие, родные и хобби.

Кстати, в ряде стран уже установили формальные границы, когда сотрудник официально может игнорировать и не отвечать на рабочие письма после окончания рабочего времени, например, во Франции. Аналогичный законопроект обсуждается для тех, кто работает в Нью-Йорке. Найдите свой баланс между работой и личной жизнью и удерживайте его.

5. Просьбы, которые противоречат вашим ценностям

У вас комок в горле и вы понимаете, что придется переступить через себя, возможно, пойти на сделку со своей совестью? Возможно, вы подошли к той черте, которую не стоит перешагивать. Будьте верны, в первую очередь, себе.

6. Нереальные сроки

Есть большая разница, когда от нас требуют быть более шустрыми и оперативными, включить «турборежим» работы для выполнения задачи в срок, и когда просят просто невозможного. Стоит ли говорить, что соглашаясь и принимая на себя нереальные дедлайны, вы просто ухудшаете свои показатели работы? Банально, но сначала всегда оцените свои возможности, и главное – свободные «мощности», которые сможете направить на другой проект. Грамотно управляйте приоритетами и своей рабочей загрузкой.

7. Нечестные рекомендации

Когда вас просят дать положительную рекомендацию человеку, который ее не заслуживает, как можно быстрее отреагируйте на эту просьбу. Не откладывайте ответ. Прежде всего, речь идет о вашей профессиональной репутации. Возможно, вы можете быть полезны другим способом. Не изменяйте своим принципам.

8. Дополнительная работа

Не стоит набирать больше проектов и задач, если это может негативно сказаться на качестве вашей работы. Главное – не количество, а качество.

9. Задачи, которые другой выполнит лучше вас

Всем нам знакомо это чувство, особенно, в начале карьеры, когда ты берешься за задачу, которая тебе не «по зубам». Начинаешь искать помощи и поддержки коллег. Ищешь того, кто может тебе помочь, проконсультировать, проверить, подсказать, чтобы наконец-то задача покорилась тебе, и проект был завершен. Признайте, что вы можете быть не самым лучшим кандидатом для выполнения какой-то конкретной задачи, это сэкономит всем время.

А на какие рабочие ситуации вы категорично отвечаете «нет»?


Загляните в «Управленческие вакансии», если вы настроены сказать «да» новой работе.

Источник: businessinsider.com. Перевела с английского Алина Прудских.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

Интересная подборка! Только кто способен сказать уверенно "нет"? Только тот сотрудник, который не боится потерять источник дохода или у которого мотивация к работе в данной компании резко снижена и он уже нашел другое место.

Остальные промолчат, будут саботировать приказы, работать в половину силы, тянуть время или прибегнут к пассивной манипуляции жертвы.

Активный протест опасен, поэтому 90% служащих в данной ситуации прибегнут к протесту пассивному - выждать, уйти от проблемы с минимальными потерями.

Нашла в интернете 7 советов как уйти от гнева начальника, то есть оправдаться, если он застал вас спящим на рабочем месте.

Очень понравился такой совет - меня загипнотизировал экран монитора моего компьютера. Очень оригинально!

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Валентина Путилина пишет:
Интересная подборка! Только кто способен сказать уверенно "нет"? Только тот сотрудник, который не боится потерять источник дохода или у которого мотивация к работе в данной компании резко снижена и он уже нашел другое место.

Думаю, что есть ещё несколько ситуаций, при которых сотрудник способен сказать "нет" и при этом не рискует быть уволенным:

1. У сотрудника адекватный руководитель, который сначала думает, а потом машет шашкой. Редкость, но и такое встречается :-)

2. Умение грамотно обосновать свое "нет"

3. Понимание своей ценности для организации. Тут главное не перегибать палку, а действовать в рамках здравого смысла и, опять же, с учетом предыдущего пункта. В противном случае может быстро включиться принцип "Незаменимых людей нет"

Консультант, Москва
Михаил Потапенко пишет:
Думаю, что есть ещё несколько ситуаций, при которых сотрудник способен сказать "нет" и при этом не рискует быть уволенным:

А как вы оцените такую ситуацию - сотрудник встает и покидает зал совещаний, где в "сотый раз" обсуждается без всякого позитивного результата надоевшая всем тема, и возвращается к работе над проектом, который ему срочно нужно довести до завершения.

Выбрать один ответ:

1. Он точно рассчитывает свое рабочее время и заботится о престиже компании, так как этот проект для неё очень важен.

2. Он потерял мотивацию работать в компании, завершит проект и уйдет с ним в более престижное место, где и ЗП выше, и его ценность как специалиста взлетит под облака.

Генеральный директор, Москва
Валентина Путилина пишет:
Михаил Потапенко пишет:
Думаю, что есть ещё несколько ситуаций, при которых сотрудник способен сказать "нет" и при этом не рискует быть уволенным:
А как вы оцените такую ситуацию - сотрудник встает и покидает зал совещаний, где в "сотый раз" обсуждается без всякого позитивного результата надоевшая всем тема, и возвращается к работе над проектом, который ему срочно нужно довести до завершения.
Выбрать один ответ:
1. Он точно рассчитывает свое рабочее время и заботится о престиже компании, так как этот проект для неё очень важен.
2. Он потерял мотивацию работать в компании, завершит проект и уйдет с ним в более престижное место, где и ЗП выше, и его ценность как специалиста взлетит под облака.

А почему Вы предлагаете только 2 варианта ответа?

Там может быть еще несколько.

Так же удивительно из уст консультанта услышать задачу, без указания условий задачи. Что я имею в виду? Предлагаю 2 варианта Ваше задачи с различными условиями:

1) сотрудник встает и МОЛЧА покидает зал совещаний

2) сотрудник встает и СПРОСИВ РАЗРЕШЕНИЯ У РУКОВОДИТЕЛЯ покидает зал совещаний

Надеюсь Вы понимаете, что решения у одной задачи, но с дополнительными нюансами, могут быть совершенно разными.

Консультант, Москва
Олег Шурин пишет:
Надеюсь Вы понимаете, что решения у одной задачи, но с дополнительными нюансами, могут быть совершенно разными.

Вы правы, дополнительные нюансы очень важны.

Возьмем первый вариант, предложенный вами - сотрудник встает МОЛЧА и покидает зал заседаний. Демонстративное поведение!

Генеральный директор, Великобритания

Полезная статья, на мой взгляд!

Азиаты всегда говорят да, и избегают говорить нет вообще. Но у них это вопрос культуры взаимодействия с миром и людьми. И круто так уметь, отыгрывать свою позицию без прямой конфронтации.

А вообще конечно нужно обладать определенной внутренней да и внешней свободой, чтобы быть в состоянии сказать да или нет в зависимости от своих личных убеждений и интересов, а не давления обстоятельств.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Валентина Путилина пишет:
Возьмем первый вариант, предложенный вами - сотрудник встает МОЛЧА и покидает зал заседаний. Демонстративное поведение!

Отнюдь. Как совершенно верно сказано выше в дискуссии, и субъективно, и объективно это зависит от ситуации. Если участие сотрудника в совещании не является необходимым для принятия осмысленного решения (а в большинстве корпоративных совещаний это так и есть) - он вполне может тихо выскользнуть из комнаты и заняться чем-то более полезным. И это не будет свидетельствовать о потере мотивации.

Я также могу встать и тихо выйти, если у меня подошло время следующей встречи, а данное совещание вышло за пределы отведенного графика. Более того, я знаю некоторых людей, которые всегда встают и уходят, если совещание не закончено вовремя. Полагаю, с мотивацией у них все в порядке.

Уход с совещания может быть и демонстративным поведением, но необязательно адресованным компании в целом. Легко могу представить, например, что на совещании по ничтожному вопросу в клочья зарубились два альфа-самца (и вовсе необязательно это старшие по субординации в помещении). Понятно, что договорятся не скоро и не в этот раз, так зачем там сидеть в качестве массовки? А кино я и дома посмотрю. Боюсь признаться, но, пожалуй, мне пару раз приходилось выходить из комнаты со словами "Договоритесь - зовите! " :-). И разок-другой - со словами "Я не готова больше тратить время на эту чушь", если докладчик путался в цифрах или противоречил сам себе. И - да! - я могу демонстративно выйти с совещания (или переговоров), если сценарий предусматривает обострение ситуации. Причём тут снижение моей мотивации?

Также, к примеру, я могу встать и выйти, убедившись, что мои сотрудники справляются и без меня и совещание идёт конструктивно и в правильном русле (да-да, я могу заглянуть на совещание и в качестве" группы поддержки", и не только для своих подчинённых, но и для кого-то из коллег! ). Несложно представить и другие сценарии, когда отказ от участия в совещании говорит о чем угодно, кроме потери мотивации.

Вообще, умение говорить "нет" - одна из важнейших составляющих тайм-менеджмента. Ведь тайм-менеджмент - это не про то, как все на свете успевать, а прежде всего про то, как расставлять приоритеты. Если не отказываться от дел с низким приоритетом - не успеешь важного. В этом я совершенно согласна с автором статьи. Как и в том, что "Главное – делать это правильно. Алгоритм простой: объясните свой отказ, предложите решение или другую альтернативу."

Консультант, Москва
Ирина Да Роза пишет:
Азиаты всегда говорят да, и избегают говорить нет вообще. Но у них это вопрос культуры взаимодействия с миром и людьми. И круто так уметь, отыгрывать свою позицию без прямой конфронтации.

Японский филолог Мори Дзеди сравнивает европейский тип личности с яйцом в скорлупе, а японский с яйцом без скорлупы.

Для европейца - твердая личность, его внутренний мир нечто самое реальное и значимое в структуре личности, а жизнь - это поле битвы, где он реализует свои принципы, часто рискуя вдребезги разбить свою "скорлупу".

Японцы гораздо более озабочены сохранением своей "мягкой" идентичности. Лишенная "скорлупы" личность сравнительно легко меняет форму, приспосабливаясь к обстоятельствам, но как только внешнее давление ослабевает, возвращается в исходное состояние. У европейцев это породило мнение о неискренности японцев, которые охотно соглашаются с собеседником, но поступают по - своему.


Консультант, Москва
Татьяна Лапшина пишет:
Вообще, умение говорить "нет" - одна из важнейших составляющих тайм-менеджмента. Ведь тайм-менеджмент - это не про то, как все на свете успевать, а прежде всего про то, как расставлять приоритеты. Если не отказываться от дел с низким приоритетом - не успеешь важного. В этом я совершенно согласна с автором статьи. Как и в том, что "Главное – делать это правильно. Алгоритм простой: объясните свой отказ, предложите решение или другую альтернативу."

Спасибо за столь развернутый комментарий.

О правильно расставленных приоритетах - вы совершенно правы.

И это замечание, что сказав - "нет", сотрудник может сгладить остроту возможного конфликта сразу же пояснив, в каком случае он скажет - "да", очень разумно и прагматично.

Директор по развитию, Москва

Умение говорить "нет" очень важное умение, в том числе нужно уметь говорить "нет" и своему руководителю, но делать это нужно, не "вставая в позу" в процессе обсуждения поставленной задачи и дискуссии. Лучше всего, провести дискуссию таким образом, чтобы сам руководитель пришел к выводу, что "нет" - это самое правильное решение. Я бы согласился с поведением японцев в качестве первого шага диалога, сказав "да", но это "да" не должно означать ваше согласие на действие, это "да" должно означать понимание сути самого предложения. А затем логично было бы перейти к обсуждению целей, срочности, необходимости и эффективности выполнения предложенной задачи, а затем и ресурсов для ее выполнения. И в процессе обсуждения уже приводить свои аргументы, подводя руководителя к решению о правильности его поручения. Если руководитель сам решит отказаться и/или переадресовать свое поручение на основании ваших доводов, то это не будет у него вызывать отрицательного впечатления. И еще, ваша аргументация должна быть убедительной и обоснованной, чтобы не создавалось впечатления, что вы "переводите стрелки", кроме этого решение руководителя отказаться/переадресовать поручение не должно приносить урон деятельности организации.

Если резюмировать, то со стороны руководителя отказ выполнять поручение без объяснений или с несерьезными аргументами вызывает отрицательную реакцию, по себе знаю.

Относительно совещаний - с них можно уйти, но всегда, и в любом случае, уход должен сопровождаться обычными правилами уважения к окружающим (не смотря на их поведение) и ведущему совещания - нужно извиниться и спросить разрешение у организатора совещания выйти, даже если время уже истекло, это в первую очередь будет вас характеризовать с хорошей стороны.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.