7 вопросов, которые помогут оценить токсичность работодателя на собеседовании

Какие вопросы надо задать собеседнику, чтобы оценить уровень токсичности компании?

Предлагаем полезный список из семи простых вопросов, которые помогут получить больше информации о компании еще при первом знакомстве.

  1. Каковы основные ценности компании?
  2. Почему сотрудник ушел с этой должности?
  3. Что вам больше всего нравится в этой компании?
  4. Каковы слабые стороны команды?  
  5. Как долго команда работает вместе?
  6. Каковы сложности и вызовы на этой должности?
  7. Каковы критерии успеха на этой позиции?
Каковы основные ценности компании?

Этот вопрос – проверка на совместимость. Эксперты рекомендуют задавать его, чтобы понять, насколько ваши ценности совпадают с ценностями будущего работодателя. Особенно это важно, если ваш собеседник сам не затронул эту тему и не рассказал ничего, что хоть как-то демонстрирует философию компании.

Почему сотрудник ушел с этой должности?

Есть два сценария, когда рекрутер может не знать ответа на вопрос, почему предыдущий сотрудник закончил свою работу в данной должности. Первый – люди, отвечающие за работу с человеческими ресурсами в компании, не поддерживают контакт с сотрудниками. Второй – об истинных причинах ухода сотрудника боятся говорить, чтобы не спугнуть нового кандидата. Оба варианта – красный флажок для соискателя.

Что вам больше всего нравится в этой компании?

Все очень просто: если собеседник свой ответ про компанию, в которой работает, начинает с негатива, то высока вероятность, что это определяющий фактор его настроя и подхода к жизни, который будет отражаться и на работе.

Каковы слабые стороны команды?  

Данные исследования ResumeLab показывают, что 42% руководителей перекладывают вину за свои ошибки и неудачи на других сотрудников. Поэтому эксперты советуют обратить внимание на то, как начальство отзывается о своих подчиненных. Если плохо, то, скорее всего, вас будет ждать такое же отношение.

Как долго команда работает вместе?

Если в компании высокая текучка, то это означает, что работодатель не умеет работать с талантами. Ему нечего предложить, чтобы удержать ценные кадры: ни должной поддержки, ни какого-либо развития.

Каковы сложности и вызовы на этой должности?

По данным опроса портала Monster, 42% сотрудников покидают компанию из-за слишком напряженной атмосферы и стресса, который испытывают на работе. Этот вопрос поможет оценить, насколько вы готовы к тем сложностям, которые готовит эта должность для будущего кандидата, сможете ли вы с ними справиться.

Каковы критерии успеха на этой позиции?

Карьерный коуч Рэйчел Монтанес считает, что компаниям с токсичной корпоративной культурой сложно принять тот факт, что для большинства людей недостаточно только денежного вознаграждения за свою хорошую работу. Задайте этот вопрос и вниательно слушайте, как ответит ваш собеседник.

По материалам entrepreneur.com, перевела с английского Алина Прудских

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Украина

Теоретически можно попробывать, но на практике у нас могут и не понять.... 

Да и утверждение о том, что "Если в компании высокая текучка, то это означает, что работодатель не умеет работать с талантами" очень спорное - причин высокой текучки намного больше.Или даже все наоборот - таланты (а их всегда мало) остаются работать в компании, а не креативные сотрудники увольняются.... 

Дизайнер, Москва
Юрий Петров пишет:
Да и утверждение о том, что "Если в компании высокая текучка, то это означает, что работодатель не умеет работать с талантами" очень спорное - причин высокой текучки намного больше.Или даже все наоборот - таланты (а их всегда мало) остаются работать в компании, а не креативные сотрудники увольняются....

Это редкость... В основном, если текучка, то работодателю просто наплевать на сотрудников - меняет как перчатки ("Не нравится - уходи"). Или система на предприятии дубовая - такая, что хоть будь ты 100 раз "талантлив", она тебя подминает и уравнивает с остальными любыми по способностям (суть - опускает). Конечно, "талантам" (или профессионалам) в такой идиотской системе сложно выжить - уходят или терпят от безысходности, которая существует по разным причинам (непопулярная профессия и прочее).

Адм. директор, Санкт-Петербург

Улыбнуло... Уже семь лет не делал попыток искать работу "на рынке труда", но когда искал - пару раз устроил примерно такой же "опрос" работодателя, разместившего вакансию...

Правда - уже после того, как понял, что мне с ними точно "не по пути"!

 

Директор по развитию, Латвия
Юрий Петров пишет:

Теоретически можно попробывать, но на практике у нас могут и не понять.... 

Да и утверждение о том, что "Если в компании высокая текучка, то это означает, что работодатель не умеет работать с талантами" очень спорное - причин высокой текучки намного больше.Или даже все наоборот - таланты (а их всегда мало) остаются работать в компании, а не креативные сотрудники увольняются.... 

Токсичная компания как раз и не поймёт таких вопросов, потому что у токсичных руководителей обычно завышенная самооценка, они не терпят глубоких вопросов со смыслом, и на фоне "умников" чувствуют себя некомфортно. Они никому не позволяют выделяться на их фоне, так как не любят признавать чужие заслуги и не редко приписывают все достижения в компании себе.

По поводу текучки, и что именно не таланливые уходят, это значит лишь то, что токсичное руководство не ценит всех людей одинакого и не занимается развитием всех сотрудников, а оставляет лишь самых выгодных себе, а к остальным относится со скрытым презрением и люди сами уходят из за неравного (токсичного) отношения. Профессиональный лидер считает текучку своей недоработкой и ищет пути, как улучшить условия в компании, а токсичный босс перекладывает вину на других - люди увольняются потому, что сами не креативные.

Генеральный директор, Москва

Первый признак токсичности компании - опоздание лица, проводящего собеседование. Как правило, от 20 минут до часа. Серьезно. На моей практике 100 из 100. Если опоздания начинаются  с первой встречи с кадровиком - ну тогда вообще абзац. Значит компания-мясорубка..  Или могут пригласить по времени, а по приходу выдать 100500 анкет для заполнения. И не спросить даже - есть у вас время их заполнить или нет. 

Researcher, Москва

Что за мода пошла на термин токсичность?

Токсичный значит ядовитый, отравляющий.
Токсичные люди, коллеги, теперь вот компании-работодатели.
Называть компанию-работодателя токсичной это примерно такая же глупость как называть интеллект эмоциональным.

Есть нетривиальные, но очень одаренные и талантливые люди, и есть офисные е..аны, которые не способны общаться с ними, находить точки соприкосновения и подходы -- и которые ноют и стучат на первых, используя этот странный термин, чтобы произвести на начальство впечатление и придать убедительности своему мнению.

Есть банальные му..ки в руководстве, откорые не умеют управлять и ладить с людьми.

Есть компании-проходные дворы, где приоритет (возможно, осознанно) делается не на качестве сотрудников и создании условий для их 100% перформанса, а на -- бери больше, кидай дальше, отдыхай пока летит.
Речь в публикации, видимо, об этом.

Но причем тут токсичность?

Это просто новомодная игра словами, тупая калька с ангийского тех, для кого форма важнее содержания, цель которой -- подороже продать свою малоценную точку зрения.
Поэтому давайте выражаться корректней и по сути.

Кстати, в английском языке термин ядовитый имеет много почти синонимов (toxic, poisonous, venomous, итд), которые тем не менее существенно различаются по смыслу. И использование их русской кальки не передаёт тех смыслов, которые подразумеваются там.

Консультант, Москва
Сергей Средний пишет:

Есть компании-проходные дворы, где приоритет (возможно, осознанно) делается не на качестве сотрудников и создании условий для их 100% перформанса, а на -- бери больше, кидай дальше, отдыхай пока летит.
Речь в публикации, видимо, об этом.

Но причем тут токсичность?

А на мой взгляд, термин "токсичность" превосходно передает атмосферу, которая раъедает, а со временем и просто разрушает организацию. Токсичность далеко не всегда относится к приоритетам в управлении и даже качеству менеджмента в организации.

Был у меня случай: довольно долго продержалась в одной из организаций не "благодаря", а "вопреки" как раз по причине токсичности. Два человека в руководстве новой команды, пришедшей на смену прежней, портили буквально всё, к чему прикасались. Все понимали, что это просто капризные и неопытные эгоисты, упивавшиеся властью и чувством безнаказанности под защитой начальства. Суть токсичности созданной ими атмосферы заключалась в том, что любое начинание сразу же подвергалось критике так, чтобы разнести все в пух и прах. В конечном счете это и была цель, а не "проверить на риски" и т.п. В результате убили всю инициативу, все предпосылки к развитию и т.п. Хорошие проекты загнулись, так как если один из товарищей был против, у проекта шансов не оставалось. Экспертиза от греха дистанциировалась от любого обсуждения и вообще участия в работе руководства, отрабатывая по минимуму. В результате посыпались шишки уже от верхнестоящего руководства из-за низкокомепетентных действий. Дальше - больше: где фаворитизм, там и группировки, сильные против слабых, наушничество, сплетни, склоки, скандалы интриги расследования. В общем товарищи увлеклись борьбой с инакомыслием так, что команда потихоньку развалилась. Люди разошлись по разным организациям, остались эти двое (никому такие красивые не понадобились). На смену прежней пришла новая команда, уже с другим руководителем, и теперь эти два товарища сидят тише воды ниже травы.

И ладно бы, это был единичный случай в наших организациях. Это системный случай, к сожалению 

Экономист, Краснодар

1. Каковы основные ценности компании?

Что вам даст ответ на этот вопрос, учитывая тот факт, что у подавляющего большинства компаний в "ценностях" и "миссиях" значится банальное ниочёмное фуфло а-ля "человеческий капитал" или "мир во всем мире"? К тому же менеджер по персоналу вряд ли сумеет сформулировать для вас эти ценности компании - именно потому, что они существуют, главным образом, на распечатках, висящих на стенах офиса возле туалета и кулеров с водой.

2. Почему сотрудник ушел с этой должности?

Опять-таки - кто вам правду-то скажет? Ответ всегда будет состоять опять из того же банального фуфла "в связи с переездом в другой регион" или "в связи с уходом на повышение в другую компанию". Никто никогда не скажет, что просто начальник у него дегенерат и человек просто сбежал, роняя тапки. 

3. Что вам больше всего нравится в этой компании?

Рекрутер вам ответит стандартные заученные фразы, которые никакого отношения к реальности не имеют. 

4. Каковы слабые стороны команды?  

Кто вам скажет правду? )))) Тем более, что рекрутер обычно вообще не в курсе, что там за команда и какие в ней отношения

5. Как долго команда работает вместе?

Ответа на этот вопрос рекрутер обычно не знает, потому что либо сам работает в компании недавно, либо просто не в курсе ситуации именно в этом отделе, куда идет набор

6. Каковы сложности и вызовы на этой должности?

Особенно мне нравится слово "вызовы" )) Кто-то использует его в реальном общении? А про сложности вам скажут только в хорошей компании, где всё хорошо, но есть некоторые недостатки. В Лукойле мне сразу сказали "из плохого у нас...." В плохой компании будут скрывать

7. Каковы критерии успеха на этой позиции?

Рекрутер на этот вопрос точно не ответит. Только руководитель, да и то может отделаться общими фразами "чтобы всё было сделано качественно и в срок". 

Итого: из моего опыта прохождения собеседований я сделал вывод, что получить информацию о негативных сторонах работы можно, но это довольно сложно и никакие прямо заданные вопросы не помогут - только в ходе беседы, наблюдая реакцию собеседника. Нужно хорошо разбираться в людях и заметить, когда человек врет, когда пытается приукрашивать, и так далее. В идеале пообщаться с обычными сотрудниками компании (не с рекрутерами), желательно вне офиса - они могут рассказать много интересного. Иногда достаточно просто посидеть в офисе полчаса, ожидая собеседования - посмотреть как люди работают, как между собой общаются. Но в любом случае - никаких гарантий. У меня было так, что я пришел в крупную компанию, прошел несколько собеседований, пообщался с будущими коллегами - и всё выглядело просто шикарно. Но когда я вышел на работу, эти люди кардинально преобразились в худшую сторону и я увидел реальные отношения в коллективе. 

Иногда помогает чтение отзывов о компании в интернете (если их компания не трёт намеренно, оставляя только хорошие, написанные собственными сотрудниками). Понятно, что там будут и эмоции, и какие-то отзывы, написанные назло кому-то. Но если в отзывах постоянно пишут о том, что условия в компании не соответствуют заявленным и кучу народа "кинули" на тестовые задания - есть повод задуматься. 

Из последнего: откликнулся на вакансию в строительной компании (обычного специалиста, не руководитель). Позвонили из компании и 15 минут рекрутер задавал мне их стандартные глупые вопросы а-ля "почему вы выбрали именно нашу компанию?" и "кем вы видите себя через 5 лет?". После чего мне предложили выполнить тест из 600 вопросов (как она сказала - всего 1,5 часа вашего времени) и заполнить анкету для службы безопасности, включающую много вопросов с личной информацией (паспорт, другие документы, родственники, их документы и т.д.). Я сказал, что готов заполнить анкету и сделать тесты, но после собеседования с руководителем, в случае если мы друг друга устроим. Больше они не звонили. 

Так что оценка токсичности работодателя - довольно сложная задача, которая требует времени и наблюдательности, умения находить, собирать ианализировать факты, и уж точно не решается 7 вопросами в лоб. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Какие навыки проверяют работодатели при найме на высокооплачиваемую должность

Помимо необходимой квалификации и опыта, работодатели за последний год стали все больше внимания уделять мягким навыкам и проверять их на этапе собеседования.

Половина работодателей планируют выплатить сотрудникам новогодние премии

В большинстве случаев компании выплатят премии всем сотрудникам.

Нейроинтерфейс от Skillbox и Neiry поможет выбрать профессию

Новая технология работает на базе электрической активности мозга, помогая измерять поведенческие паттерны человека.

Почти половина россиян собираются работать на новогодних праздниках

Трудиться во время новогодних каникул будут в большей мере жители Перми, Волгограда, Самары и Нижнего Новгорода.