Кому готовы переплачивать работодатели

Неважно, какая экономическая погода стоит на дворе. Если вы классный профессионал или редкий специалист, вы можете рассчитывать на особое внимание работодателей. Международная кадровая компания Hays провела исследование, результаты которого могут стать ориентиром для тех, кто считает себя достойным более высокой зарплаты, чем получает сегодня. В каких отраслях и сферах бизнеса чувствуется повышенный спрос на опытные и квалифицированные кадры? Какие умения ценятся выше всего? Как взвесить собственные карьерные возможности? Об этом Executive.ru рассказала директор по развитию бизнеса Hays Маргарита Тяжова.

Executive.ru: В каких сегментах российского рынка труда наметился повышенный спрос на специалистов?

Маргарита Тяжова: Мы фиксируем спрос в ряде отраслей. Традиционно высокая потребность в специалистах у IT-компаний. Это условие продолжит диктовать стремительно развивающийся прогресс. Самыми востребованными IT-специалистами останутся программисты, а также специалисты по тестированию и контролю качества ПО. Безусловно, также останутся востребованными и специалисты службы технической поддержки, системные администраторы корпоративных сетей, поскольку IT-компании увеличивают свою инфраструктуру. Могу с высокой долей вероятности предположить, что в ближайшие годы будет расти спрос на специалистов по управлению проектами, менеджеров и бизнес-аналитиков.

Но есть одно особое требование к IT-специалистам, которое однозначно актуально сегодня, и будет актуально всегда: это гибкость мышления и способность быстро и успешно изучать новое. Поэтому в первую очередь нужно быть открытым для непрерывного самообразования и уделять этому достаточно времени.

С 2015 года держится тренд на повышенный спрос в аграрном секторе. Катализатором этого процесса выступили санкции и господдержка отечественных производителей. АПК переживает бум потребности в технологах, агрономах, зоотехниках, лаборантах, селекционерах. Это все те специальности, которые до сих пор не хотела осваивать молодежь. И если компаниям нужен быстрый результат, они готовы приглашать таких профессионалов даже из Европы и Америки.


По-прежнему наиболее высокий спрос в агросекторе и на специалистов по продвижению сельскохозяйственной продукции и сопутствующей продукции, необходимой аграриям (удобрения, семена, с/х техника и запчасти), продажа сельскохозяйственной техники. Из узких агроспециальностей наибольшим спросом пользуются агрономы и ветеринары.

Следующие две группы специальностей связаны с продажами в интернете, которые развивают практически все компании. А значит, нужны профессионалы в области digital-технологий и e-commerce.

Executive.ru: В начале кризиса самый высокий спрос был на специалистов, умеющих продавать. А сейчас?

М.Т.: Я в рекрутменте уже 16 лет и не могу представить, чтобы сейлзы были где-то не нужны. Если ты умеешь продавать, то зеленый свет тебе будет всегда. Но все-таки сейчас превалирует другой тренд. Кризис затянулся, и это заставляет компании искать людей с экспертизой change-менеджер: таких руководителей, которые умеют в условиях стагнации и неопределенности менять, не ломая, структуру компании, оптимизировать процессы, позволяющие компании развиваться дальше.

Executive.ru: Кто обладает знаниями и опытом, чтобы решать такие задачи?

М.Т.: Это все же антикризисные управляющие, а также все успешные первые лица компаний, финансовые директора или коммерческие директора, которые успешно прошли через кризис и привели свою компанию к успеху. Если такой человек успешно реализовал антикризисный проект и был его реальным лидером, он может рассчитывать на предложения от других компаний. Таких профессионалов на рынке немного.

Executive.ru: Наверняка, эти управленцы хорошо знают себе цену. А как чаще бывает?

М.Т.: Мой опыт работы в рекрутменте говорит, что адекватно оценивают себя только 30% соискателей. Примерно 50% переоценивают свои навыки, и их ожидания при смене работы также неоправданно завышены, и только пятая часть себя недооценивает. Кто эти последние? Чаще всего те, кто лет десять сидит в одной компании, не мониторит вакансии, не отслеживает рыночные тренды по уровням заработных плат и не имеет возможности сравнить себя с другими специалистами, которые востребованы рынком труда.

Executive.ru: Как понять, что ты действительно ценный кадр?

М.Т.: В первую очередь по результатам своей работы. Допустим, вы — специалист по e-commеrce. Если у вас растут продажи, вы уже можете считать себя ценным кадром. Если продажи растут настолько активно, что под вас набирают новых сотрудников — еще один повод повысить себе цену. Третий показатель — награды, заслуженные вами в компании. Если у вас на стене висят пять дипломов «Работник месяца», «Лучший руководитель года», «Лучший проект» и так далее — это знак. Правда, при этом важно себя опять-таки адекватно оценивать, возможно, вы ценный сотрудник только для своей компании.

Также у вас обязательно должно быть хорошее образование, дополненное корпоративными обучающими программами или специализированными курсами по вашей специальности, MBA для руководителей, свободное владение языками, английским, китайским, который кстати становится все более востребованным.

Чтобы это почувствовать, достаточно вывесить свое резюме на одном из специализированных сайтов или встретиться с экспертным в вашей индустрии и профессии хедхантером или рекрутером. И если специалисту по e-commеrce за неделю придет двадцать предложений из других компаний, или рекрутинговых агентств, то можно не сомневаться: его востребованность очень высока. А если хедхантеры ему не звонят, и работодатели им не интересуются, то либо он неправильно составил резюме, либо переоценил свои успехи.

Executive.ru: А если моя зарплата ниже моих реальных способностей? Как ее поднять?

М.Т.: Тут нужно сначала ответить самому себе, вы хотите больше получать в своей компании или уйти на рынок труда и найти работу с большим доходом. Если хотите остаться в компании, тогда приходите к руководителю и говорите, апеллируя к тому, что вы уже много лет успешно трудитесь в компании, а зарплата давно не менялась, и у вас есть информация, что на аналогичной позиции в большинстве других мест платят больше. Начальник может ответить: «да, ты прав, давай пересмотрим твой оклад и бонусы». Это хороший вариант. Он может занять жесткую позицию: «Если ты так уверен в себе, я тебя не держу». И есть еще третий вариант: «Давай подумаем об этом когда-нибудь попозже». Если реакция будет такой – начинайте изучать рынок. Походите по работодателям, поищите варианты. Если вы действительно ценный кадр, то наверняка получите оффер с суммой, превышающей вашу заработную плату, и это будет самым весомым аргумент для повторного разговора с нынешним работодателем или для смены работы.

Executive.ru: Есть еще и психологический момент: неловко себя чувствуешь, когда говоришь о деньгах с начальством.

М.Т.: Нужно просто хорошо подготовиться к разговору и уйти с позиции «просителя», но избегать лобовых атак. Желательно, промониторив рынок, прийти к руководителю и спросить, не собирается ли компания пересматривать зарплатный фонд, не коснется ли этот процесс лично вас. Если руководитель вас ценит, он поймет, к чему вы клоните, и можно будет обсудить возможность повышения заработной платы. Если он не заинтересован в том, чтобы вас оставить в компании, то возвращаемся к варианту «идти на рынок». Вы должны быть партнером, а не просителем.

Executive.ru: Какую прибавку к прежней зарплате может получить сегодня профессионал при смене компании?

М.Т.: От 10 до 30%. Но до 30%, как мне известно — только в фармацевтике и банковском секторе. В среднем по рынку труда это примерно 15%. И надо иметь также в виду, что в кризис многие из крупных компаний вообще не поднимают зарплату переходящим к ним сотрудникам.

Executive.ru: А, может быть, сделать ставку на работу за рубежом? Нужны ли там российские специалисты?

М.Т.: Традиционно наибольшие шансы найти работу за границей у IT-разработчиков и тестировщиков. Но если вы не относитесь к категории сверхвостребованных и уникальных специалистов, то вряд ли зарубежные компании будут готовы рассматривать вас как соискателя, так как сотрудник из числа экспатов дорого обходится компании: квота, рабочая виза, перелет, проживание. Европейской компании проще найти работника в ЕС, компании из США – на американском континенте. К тому же иностранцы опасаются нанимать россиян из-за политического климата.

Еще есть возможность пойти по карьерным ступенькам внутри международной компании, работающей в России. Если вы покажете себя очень успешным в России, есть шанс, что вас направят на работу в другую страну.

Где платят больше, чем в среднем на рынке труда

Сегмент рынка

Позиции и требования

Комментарии

Оборудование и инжиниринг

-Уникальная экспертиза, многофункциональность

- Владение дополнительными иностранными языками, кроме английского

- Опыт работы в международных проектах с использованием технологий, которые внедряются на российских производствах

В России реализуется программа импортозамещения. Западные производители, не имеющие производственных площадок в стране, организуют СП, чтобы вернуть прежнюю долю рынка

Бухгалтерия и финансы

- Навыки в области сhange-менеджмента

Важен опыт интеграции, слияния, постановки финансовой или бухгалтерской функции с нуля, а также успешный опыт создания команд

FMCG

- Brand Manager

- Senior Brand Manager

- Директор по продажам

- Global Key Account Manager

По сравнению с 2015 годом в продажах увеличилось количество открытых позиций среднего уровня в продажах. Много позиций на замену или декретных ставок

IT и телеком

- Почти все должностные позиции

Спрос превышает предложение, и работодатели платят завышенную заработную плату даже «средним» IT-специалистам

Медицинские отделы международных фармацевтических компаний

- Медицинский советник в узкой терапевтической области

- Специалист в области трансфера фармацевтических технологий

Прирост штатов региональных медицинских советников в 2016 году составил 40%

Отделы продаж международных фармацевтических компаний

- National Sales Manager

- Sales Director

Могут рассчитывать на прибавку в 20%. Финансовые ожидания варьируются в зависимости от количества сотрудников в подчинении, объема бизнеса, специфики продуктов, каналов продвижения

Отделы маркетинга международных фармацевтических компаний

- Product Manager

- Senior Product Manager

- Специалист по взаимодействию с госструктурами, контролирующими рынок

По сравнению с 2015 годом зарплаты маркетологов в среднем выросли на 10-15%

Сельское хозяйство

- Агрономы и животноводы со знанием современных технологий

- Специалисты по искусственному осеменению

- Специалисты с редким сочетанием знаний

- Менеджеры со знанием английского языка и опытом работы в западных компаниях

Учитывая экономические санкции и антисанкции, к агробизнесу приковано особое внимание государства

Логистика и закупки

- Специалисты по закупкам и планированию спроса

- Руководители отделов закупок и планирования

Крупные производители из FMCG-сектора запускают новые проекты с торговыми сетями.

Финансовые институты

- Директор по маркетингу

- PR-директор

- Руководитель подразделения по разработке продуктов

- Портфельный риск-менеджер

- Специалист по разработке скоринговых моделей

- Эксперт по внедрению положений международных соглашений «Базель II» и «Базель III»

- Менеджер по торговому финансированию

- Менеджер по продаже продуктов транзакционного бизнеса

Банки и финансовые компании начали возобновлять проекты, которые были приостановлены после начала кризиса, и запускать новые. Особенно заметный тренд 2016 года — двукратное увеличение спроса на сильных специалистов в области внешних коммуникаций

Нефтегазовый сектор

- Специалист с опытом работы с техническими морскими проектами

Зарплата зависит от уровня знания английского языка

Цифровые технологии и медиа

- Digital Manager

- Social Media Manager

- Digital-аналитик

- Product Maneger (mobile)

- Head of Mobile

Все обозначенные специалисты оплачиваются выше, чем в среднем по отрасли

E-commerce

- Руководитель проектов в e-commerce

- Web-аналитик

- Digital performance-аналитик

- CRM-аналитик

Ценится опыт в реализации мультиканального подхода, глубокое понимание web-аналитики, опыт управления продуктовой матрицей в e-commerce проекте и умение управлять кросс-функциональными проектами

Luxury

- Визуальный мерчандайзер

- Байер

- Управляющий ритейлом

- Операционный менеджер

Ценятся специалисты, которые отвечают напрямую за продажи в точках, владеют навыками рыночной аналитики, набирают персонал, выставляют цели и приносят чистую прибыль

Источник: исследование Hays Global Skills Index 2016

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Красноярск

всегда интересно читать мнение людей , не связанных с отраслью сельское хозяйство. Спрос на агроновом. ветеринаров, зоотехников как и дояров. был всегда.Другое дело, только сейчас стали предлагать достойную заработную плату.Но это, в основном. в новых проектоах.

Бухгалтер, Москва

Пожалуй стоит разобраться в понятиях - "переплачивать" и "достойно оплачивать". Для работника более приемлемый второй вариант, для работодателя первый :)

IT-менеджер, Курск

особенно смешно про IT и телеком : "Спрос превышает предложение, и работодатели платят завышенную заработную плату даже «средним» IT-специалистам" - видимо это в какой-то другой стране или в отдельно взятом стольном граде Москва. По всей остальной стране такой тенденции как-то не наблюдается....

Консультант, Москва

Согласна с Владимиром. Далеко не о всех регионах такой "завышенный" спрос на специалистов и не на всех предприятиях.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.