Эй, начальник! Семь советов тем, кто готовится к собеседованию с руководителем

Люди приходят работать в компанию, а уходят от начальника

Чья-то мудрая фраза


Наступает осень, а вместе с ней многие специалисты на рынке начинают искать новую работу, где они смогут реализоваться профессионально, открыть для себя новые горизонты или просто получить более высокую зарплату. Этой весной мне пришлось провести много собеседований и прочитать не одну сотню резюме, чтобы закрыть вакансии в своем департаменте, поэтому я хотела бы дать несколько советов тем, кто уже прошел первый тур общения с эйчаром и теперь готовится к собеседованию с непосредственным руководителем.

Сначала расскажу про внешние факторы, с которыми столкнулась на собеседованиях и на которые просто обратите внимание перед встречей с человеком, который, возможно, станет вашим начальником.

1. Надевайте одежду, адекватную ситуации

Это первое и самое банальное, о чем уже только ленивый не писал, и мне всегда казалось, что это какая-то очень простая мысль, но среди нас все равно попадаются люди, игнорирующие это правило. Однажды ко мне на встречу в 10 утра пришла девушка в коротком ярко-красном платье с огромным вырезом. Ну, и вообще вся она выглядела как героиня Джулии Робертс в первой части фильма «Красотка», и ничто в ее внешнем виде не выдавало прекрасное резюме: свободный английский, работа в Америке, креатифф и куча проектов в HoReCa.

Я еще подумала, что резюме классное, а сама она ему как-то не соответствует; в процессе разговора, действительно, выяснилось, что да, английский и жизнь в Америке была, но креатифф и куча проектов – это все что-то очень маленькое: с друзьями на заднем дворе и ни разу не про настоящий бизнес. Типа, продавали лимонад на День благодарения соседям и креативно писали плакаты от руки.

Возможно, если бы она пришла в джинсах и майке по-молодежному, образ был бы более цельным и можно было пообщаться. Но вечернее платье, и утро, и полное несоответствие резюме образу человека оставили самые странные впечатления, так что я вежливо закруглилась через 20 минут, чтобы зря не терять время.

2. Не преувеличивайте свои профессиональные знания

Это эйчара, далекого от реалий и особенностей вашей сферы, можно ввести в заблуждение заумными терминами и уверенным голосом, но непосредственный руководитель того направления, куда вы идете работать, точно сразу поймет, где и как вы что-то преувеличили.

Однажды мне пришло резюме, где девушка почти в каждой своей работе указывала, что делала SWOT-анализ, продвигала новый продукт, проводила trade-акции, и показатели у нее вырастали на какие-то «нечеловеческие» цифры. Я начала уточнять, как именно она планировала акции, насколько плановые показатели расходились с фактическими, и в конце спросила, насколько сильно падала маржа при распродажах.

– На 3%, – отвечает мне моя собеседница.

Очень странные распродажи, подумала я, если маржа всего на 3% падала. Может, сначала цену поднимали в 2 раза а потом перечеркивали и писали скидку? В принципе, некоторые компании так иногда делают.

– Нет, – говорит. – Маржа падала на 3%.

– А какая тогда у вас была наценка обычно, если маржа так мало падала? – уточняю я.

– А разве маржа и наценка это не одно и то же? – удивляется кандидатка, которая в трейд-маркетинге проработала не один год.

Дальнейшие расспросы показали, к сожалению, что другие слова и достижения из резюме были тоже только словами.

3. Тщательно проверяйте портфолио

Мой опыт сейчас, скорее, относится к сотрудникам маркетинга и рекламы, но если человек идет на хорошую позицию с рыночной зарплатой в классную компанию – то имеет смысл потратить пару часов и подготовить нормальное портфолио без ляпов, косяков и с трезвым взглядом на свою работу. Не секрет, что в жизни каждого маркетолога были неудачные кампании, решения, акции (а у кого их не было?), именно поэтому не стоит включать их в портфолио сразу же на первой странице и говорить потом: «А, вы это не смотрите, это я так просто сюда поставил». А зачем же ты тогда это ставил, если смотреть не надо?

Для меня наличие портфолио при общении с кандидатами было очень важно, обычно я обращаю внимание на два момента:

  • Логика и структура содержания. Как человек разбил по блокам свои достижения (по компаниям, где работал, по дате или по типу. Например, навигация, диджитал или трейд). Насколько он вообще умеет структурировать свои мысли.
  • Оформление и стиль. Задача маркетологов – предвосхищать ожидания потребителей и давать им то, что они ожидают. Когда ты идешь устраиваться на работу, то в роли продукта, который ты продвигаешь – выступаешь ты сам. И соответственно, твое портфолио должно показать, что на новом месте работы ты тоже будешь делать все классно и красиво. Но если в презентации текст написан белой вывороткой 10 кеглем на черном фоне и по 10 размытых картинок с телефона на странице – то становится страшно, а какую же рекламу будет делать человек, когда выйдет на работу в вашу компанию.

4. Рассматривайте другие вакансии в компании

Если ваш собеседник говорит, что все-таки ваш опыт не совсем то, что нужно – попросите пару дополнительных минут и расскажите еще о каких-то ваших сильных сторонах или опыте. У меня было так два раза в жизни, когда я понимала на собеседовании, что человек специализируется немного на других вещах, и мне сейчас под вакансию не подходит, но мои коллеги из других отделов ищут похожего сотрудника, и я его рекомендовала в другие подразделения. Так как внутри компании всегда знаешь, у кого какие вакансии открыты, и, зная специфику бизнеса, можешь помочь своим коллегам найти сотрудника. Таим образом вы можете попасть в нужную компанию на работу, но в другое подразделение.

5. Подумайте о дороге

Как ни странно, многие люди не задумываются о том, что 1,5 часа дороги в один конец – это очень тяжело. Особенно если у вас есть семья и дети. И когда вас нет дома по 12 часов (1,5 часа дорога туда + 9 часов работы с обеденным перерывом + 1,5 часа дорога обратно), и вы приезжаете домой в лучшем случае в половине девятого (если рабочий день с 10.00), то через пару-тройку месяцев и вы, и ваша семья почувствуете усталость. И тогда либо мучиться и ждать отпуска, либо искать новую работу.

6. Обратите внимание на личные качества руководителя

Посмотрите внимательно на вашего будущего непосредственного руководителя. Понятно, что за час, пока длится собеседование, много не поймешь, но есть факторы, на которые имеет смысл обратить внимание при беседе:

  • Как человек отзывается о вашем предшественнике, если вакансия не только что открылась, а вас приглашают на чье-то место. Если руководитель пренебрежительно и демонстративно не говорит ничего хорошего о человеке – подумайте, какая обстановка внутри компании, и если вы захотите потом через некоторое время покинуть компанию – то какую он даст вам характеристику.
  • Как он формулирует цели и задачи. Способен ли он связно рассказать, что ожидает от вас на этой работе по окончании испытательного срока. Чтобы потом не было мучительно больно услышать, что срок этот вы не прошли.
  • Насколько вы подходите друг другу психологически и по типажу личности. Я раньше недооценивала этот параметр, но как-то у меня был сотрудник очень спокойного темперамента, с долгой раскачкой и фиксацией на мелочах, а я работаю довольно быстро, и за несколько месяцев мы буквально измучили друг друга. Потому что человек уже изо всех сил работал, чтобы успеть за мной, а мне все время казалось, что он отстает. В результате в конце испытательного срока мы обе с радостью расстались друг с другом, так как работа на одной волне и скорости – это очень важно, и нам обеим было жаль, что мы сразу не увидели эти различия еще на собеседовании.

7. Оцените его гибкость и договороспособность

Посмотрите, насколько гибок человек, насколько его взгляды совпадают с вашими. Потому что если у вас есть дети (у которых то собрание в школе, то выпускной, то миллион других разных поводов), или вы знаете, что каждую осень вам надо ездить к бабушке в деревню копать картошку, или что-то еще, посмотрите, насколько человек готов давать вам отпуск на несколько дней или давать возможность работать удаленно, при достижении ваших показателей. Потому что если в компании принято брать отпуск 2 раза в году по 2 недели и ваши рабочие часы учитываются только по нахождению на рабочем месте – ваши семейные обстоятельства помешают дальнейшей успешной работе в компании. Либо вам придется все время отпрашиваться, опаздывать, уходить пораньше – напряжение будет копиться и ничем хорошим не закончится.

Ваш непосредственный руководитель – это человек, с которым в случае прохождения испытательного срока вы будет работать долго (и желательно счастливо), расти профессионально, вместе решать сложные задачи, разделять радости и поражения. И чтобы не было потом мучительно больно за неправильный выбор – посмотрите на него получше, задайте побольше вопросов, посмотрите на него просто как на человека – сможете ли вы контактировать с ним каждый день без ущерба для своей нервной системы. Насколько он интересен и развит как профессионал? Научитесь ли вы у него чему-то новому? Станете вы лучше на этой работе? Или же он действительно тот, с кем будет классно работать, вы станете одной командой и сделаете вместе много крутых вещей, которыми потом будете гордиться.

Всем удачи при поиске работы и хорошего начальника! ))

Комментарии
Директор по развитию, Калуга

Здравые мысли! Я бы еще дополнила - изучите информацию о компании, в которую вы идете. Тем более если речь о маркетологах. Конечно, сложно оценить компанию, если у нее нет даже своего сайта, но сейчас это уже редкость и встречается только в маленьких городах в малом бизнесе (а там и через знакомых всё можно узнать).
Если кандидат прошел через HR и идет на встречу с непосредственным руководителем, значит, первичный отбор пройден и он действительно заинтересован в предложении, а как можно быть заинтересованным, ничего не зная о будущем работодателе и не представляя, с чем придется работать?

Генеральный директор, Москва

Маржа и наценка - вещи тождественные или взаимосвязанные, если маржа выражена в % (см. википедию). При этом, работая в продажах более 20 лет, я тоже не ответил бы, что-такое маржа.

Экономист, Москва
Леонид Сохор пишет: Маржа и наценка - вещи тождественные
Не совсем так. Грубо говоря, маржа показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле, тогда как наценка характеризует долю прибыли приходящуюся на каждый потраченный рубль. Это разные вещи. Например, при наценке 50% маржа будет около 33%.
Генеральный директор, Москва
Константин Комшуков пишет: Грубо говоря, маржа показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле,
Ссылку можете дать на нормативный документ по терминологии? Для общего развития :-)
Экономист, Москва
Леонид Сохор пишет: Ссылку можете дать на нормативный документ по терминологии?
Леонид, Разумеется, мог бы. Но собственная квалификация давно позволяет ссылаться на самого себя в подобных вопросах.
Генеральный директор, Москва

Ну что ж. Поверю на слово финансовому контролеру ;-)

Старший консультант, Москва

О дороге лучше бы подумать несколько раньше, - тогда, когда направляешь резюме. Дабы избежать мучительных раздумий: все нравиться, а добираться полдня.

Экономист, Москва
Леонид Сохор пишет: Ну что ж. Поверю
Зачем верить, если можно легко проверить? Допустим, Вы решили купить товар, чтобы его перепродать с 50-% ''накруткой''. Покупаете за 1 руб., следовательно накрутка в денежном выражении = 1*0,5=0,5 руб. Затем Вы перепродаете данный товар за 1,5 руб. (1+0,5). Ну, а потом Вы вдруг решили посчитать % своего ''навара'' в этих 1,5 рублях выручки. Получается 0,5/1,5*100% =33%. ''Накрутка'' - это наценка, а ''навар''(в %) - маржа.
Генеральный директор, Москва

Фишка в том, что я технарь и привык оперировать гостированной терминологией :-)
А в нашем случае, какие-только термины не используют. Еще, например, валовая прибыль, рентабельность.

Экономист, Москва
Леонид Сохор пишет: Фишка в том, что я технарь и привык оперировать гостированной терминологией :-)
Так технаря и не возьмут на должность в экономической сфере.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
$67,5 млрд: отток капитала из России

Цифра дня: Чистый отток капитала в 2,7 раза и достиг $67,5 млрд.

​США готовы идти на уступки Китаю

Тренд дня: Чиновники обсуждают вопрос об отмене импортных пошлин на китайские товары.

Кук: следите за личными данными!

Персона дня: Генеральный директор Apple Тим Кук призвал реформировать законодательство США в области защиты данных.

​В «Ангаре» найден дефект

Факт дня: Конструктивный дефект в двигателях ракеты «Ангара» РД-191 может разрушить ее при старте.