Оксана Гаврилица: «В России есть люди, готовые рискнуть…»

Executive: ММВБ у многих людей ассоциируется с крайне закрытой организацией, в которую нельзя попасть «со стороны». Так ли это?

Оксана Гаврилица: Есть некий сложившийся на рынке образ ММВБ. Образ большой и весьма политизированной бюрократической структуры. Такое восприятие связано с тем, что многие важные для финансовой жизни России процессы так или иначе ассоциируются с именем ММВБ – курс доллара и евро, проведение IPO, индекс ММВБ, ГКО… И думается, что «делами государственной важности» занимаются люди с сединой на висках, бывшие государственные чиновники, которые были направлены сюда «сверху». И продвигаться у нас, как многие полагают, тяжело, и вообще – куда посадили, там и будешь работать до пенсии. Это не так.

ММВБ в реальности серьезно отличается от этого стереотипа. ММВБ – это удивительная организация, в которой стабильность и надежность сочетаются с динамизмом и инновациями. Когда я пришла работать в Группу ММВБ, то была удивлена, как много всего уже сделано в разных направлениях и как много еще предстоит сделать. На самом деле, я думаю, что у любого специалиста, который приходит сюда, открывается огромное поле деятельности. Организация постоянно развивается и меняется вместе с финансовым рынком. С одной стороны, ММВБ отвечает на запросы финансового рынка, с другой стороны, она сама выстраивает и развивает этот рынок.

За последние 5 лет работы Группа ММВБ добилась очевидного успеха во многих областях. Вот факты, которые говорят сами за себя. Оборот валютного рынка за 5 лет вырос более чем в 10 раз; объем торгов на Фондовой Бирже ММВБ тоже вырос в 10 раз. Показатели, характеризующие эффективность использования человеческих ресурсов, такие как объем торгов в расчете на 1 сотрудника, количество инструментов, количество сделок и количество клиентов на 1 сотрудника, росли с опережающими темпами – их изменение составило от 200 до 430%.

Разве таких успехов могла бы достичь компания с равнодушными сотрудниками-функционерами?

Executive: Какие основные направления деятельности ММВБ можно выделить в настоящее время?

О.Г.: Группа ММВБ – это действительно уникальная организация, находящаяся в центре финансовой инфраструктуры страны. Группа состоит из ряда компаний, занимающихся организацией торгов и обеспечением их проведения на различных рынках. ЗАО ММВБ: валютный рынок, самый первый для ММВБ и наиболее знакомый для всех, рынок государственных ценных бумаг, денежный рынок, срочный рынок (торги на производные инструменты).

Относительно новый, но, пожалуй, ключевой сегодня - это фондовый рынок. Развитие этого рынка – задача Фондовой биржи ММВБ. Мы понимаем, что будущее, с одной стороны, в развитии фондовых операций, с другой стороны - в развитии срочного рынка. Все биржи мира в основном зарабатывают на интересе финансового мира к срочным операциям. Людям всегда интересно сделать ставку на то, что будет завтра, и попытаться выиграть, собственно говоря, фьючерсы – это то, чем увлекается практически весь мир.

У нас есть «Национальная товарная биржа», на ней проходят торги на товарные активы. Кроме этого в Группу ММВБ входят «Расчетная палата ММВБ» и «Национальный депозитарный центр», где проходят расчеты и регистрация и учет ценных бумаг для дальнейших операций с ними.

Год назад была создана новая компания, банк «Национальный клиринговый центр», который занимается определением и взаиморасчетом обязательств участников клиринга и организацией исполнения обязательств по сделкам. НКЦ был создан для повышения надежности системы управления рисками и качества обслуживания клиентов.

Роль ЗАО ММВБ также меняется со временем – растет ее роль как управляющего корпоративного центра Группы ММВБ – «мозгового центра», где определяются стратегия, политики, методология и стандарты работы Группы в ключевых областях развития и управления.

Executive: Расскажите, пожалуйста, в чем специфика работы ММВБ?

О.Г.: Ключевой момент в понимании специфики работы Группы – это знание того, что ММВБ – биржа электронной торговли. Увы, в нашем красном зале вы не увидите возбужденную толпу брокеров и трейдеров, нервно вскидывающих руки вверх и что-то громко выкрикивающих. Все страсти кипят перед экранами мониторов где-то за пределами биржи, в ФК и банках. У нас же – уверенность и спокойствие маклеров, внимательно следящих за ходом торгов в электронной Торговой Системе ММВБ. И журчание серверов, обеспечивающих работу системы.

Находясь в самом центре электронной финансовой инфраструктуры, мы даем возможность торговать через нас кому угодно и где угодно благодаря современным электронным технологиям доступа.

Наши же Региональные Биржевые Центры (а их на сегодня уже 4) – это наши удаленные клиентские центры, основная задача которых – обслуживание региональных участников валютного рынка клиентов и рынка госбумаг ММВБ, а также работа с потенциальными эмитентами и инвесторами.

Executive: Существуют ли у Группы ММВБ конкуренты?

О.Г.: Можно обозначить две основные зоны конкуренции. Мы работаем в одном городе с фондовой биржей «Российская Торговая Система», но РТС узко сегментирована, и серьезно пересекаемся мы и конкурируем только на срочном рынке. Гораздо большую конкуренцию мы испытываем со стороны западных бирж. Есть все предпосылки к тому, что крупнейшие иностранные игроки будут заходить на наш рынок в альянсах и союзах с российскими биржами. Западные биржи, обладающие превосходными технологиями и оценивающие российский рынок как наиболее привлекательный и перспективный, ищут партнеров среди отечественных бирж, рассматривая такой вариант как наиболее оптимальный для выхода на российский рынок.

Executive: Сложный рынок. Где вы находите профессионалов? Привлекаете специалистов из инвестбанков/ инвестиционных компаний?

О.Г.: Когда я пришла в организацию, меня очень порадовал тот факт, что ММВБ берет людей с рынка. Этого принципа мы по-прежнему придерживаемся. Попасть на ММВБ только по рекомендации или знакомству - без должного уровня профессионализма - очень сложно.

Основная референтная группа, которая нас интересует с точки зрения источника кандидатов на работу, – это компании финансово-банковского сектора. ММВБ – это бренд в финансовом мире, как сказал кто-то из банкиров, «ММВБ – это финансовый Олимп». И бренд работает на нас, привлекая людей из финансовой сферы, которые не боятся браться за новое и работать с сильными людьми. Я очень рада, что в России есть люди, готовые рискнуть, чтобы подняться еще на одну ступень в профессиональном и карьерном развитии. Все мои западноевропейские коллеги жалуются, что у сотрудников совсем нет мотивации, они вообще не стремятся к карьерному росту, а больше ориентированы на общечеловеческие ценности, семью.

Вторая зона внимания - студенты ведущих вузов, как технических (ведь около трети наших сотрудников это технари, программисты, администраторы систем), так и финансово-экономических. Это, так сказать, источники «свежей крови». В первую же очередь, при появлении новой вакансии мы думаем, есть ли у нас внутри нужные ресурсы. Ведь внутренние ресурсы Группы ММВБ – около 800 сотрудников только в Москве. А учитывая то, что деятельность каждой компании в Группе уникальна, возможны очень продуктивные с точки зрения и карьеры работника и развития компаний переходы внутри Группы.

Executive: Какими критериями вы руководствуетесь при отборе кандидатов?

Несмотря на то, что в России кадровый голод и борьба за таланты – уже не просто слова, а головная боль каждой компании, мы выдерживаем свои стандарты и выбираем лучших из лучших. Основной критерий отбора новых сотрудников – их профессионализм, умение и желание быть командным игроком, а также гибкость, способность к быстрому обучению новому. Если говорить про формальные требования, то это: хорошее образование (базис), опыт работы в серьезных компаниях с хорошей репутацией (профессиональная школа), английский язык (условие, позволяющее учиться у западных коллег, быть в курсе того, что происходит в мире). Кандидат также должен обладать успешным опытом реализации проектов и экспертизой в своей области, т.е. быть профессионалом.

Очень важно образование кандидата. От западноевропейских коллег часто слышу, что человеческие ресурсы в России – самые лучшие в мире. Именно “the best”, а не просто “one of the best”. Никто не уделяет столько внимания образованию, как Россия и страны, так или иначе связанные с ней по бывшей советской системе образования. Правда, с 2004 года все стали замечать падение уровня выпускников. То есть, люди, условно говоря, родившиеся позднее 1982-83 года, уже попали в ситуацию, когда произошел сбой на этапе среднего образования. И высшее образование стало страдать. Представителями «золотого поколения» – самыми умными, креативными и талантливыми – считаются люди, которые в районе 1991-95 годов оказались выпускниками вузов. Они успели получить блестящее образование, имеют значительный опыт работы на сегодняшний день и при этом могут думать самостоятельно. Хорошее, классическое образование – это большая ценность, но для нас немаловажно и то, как человек в свое время выбрал то или иное направление, вуз. Мы предпочитаем брать людей, которые в своей жизни делают осмысленные поступки и могут объяснить, почему они поступают таким или иным образом.

Executive: Каковы особенности корпоративной культуры ММВБ?

О.Г.: На ММВБ за 16 лет ее существования сложилась уникальная и очень позитивная корпоративная культура. Во-первых, мы все одна большая команда. Большинство возникающих идей сначала обсуждается неформально с коллегами и только после «их приемки» выходит наверх. И для любого нового сотрудника Группы критичным является способность установить с коллегами доверительные отношения партнерства и сотрудничества. Для нас выражение «один в поле не воин» - это аксиома, проверенная годами. Каким бы талантливым не был новый специалист, если он не сможет работать в команде, слушать и учиться у других, уважать их мнение, он продержится на ММВБ не больше года. Система вытеснит его как инородное звено. Вторая критичная способность – открытость новому, готовность позитивно воспринимать собственную некомпетентность. А некомпетентность будет испытывать любой, так как ни у кого нет опыта работы на бирже, аналогичной ММВБ.

У нас не поощряются интриги и «подставы», зачинщики наказываются. Это жесткое правило, установленное и поддерживаемое руководством Группы. Профессиональные конфликты – это реалии любого бизнеса, разница между компаниями в поощряемом руководством способе их решения. Важно достичь положения “win-win” – договориться с коллегами, найти способ решения задачи, который устроит всех. Внутри ММВБ довольно теплые и неформальные отношения внутри коллектива. Это так редко в современном бизнес-мире и так ценно для нас!

Executive: А как ММВБ инвестирует в людей?

Мы вкладываем большие деньги в развитие персонала. Стимулируем сотрудников, чтобы они стремились узнавать новое, посещали специализированные семинары, конференции, чаще общались с западными коллегами – на конференциях либо через посещение западных бирж. Для тех, кто хочет развивать свой английский у нас организованы корпоративные курсы английского языка и индивидуальные занятия.

Мы заботимся о наших людях – у нас широкая линейка корпоративных и социальных льгот и компенсаций. Например, социальный пакет у нас сотрудник конструирует сам из порядка 30 вариантов медицинских программ и фитнеса. Для себя и членов своей семьи.

Для нас немаловажную роль играет организация рабочего места. Когда мы планируем арендовать новое здание, мы обязательно учитываем все стандарты и требования к рабочему месту, и делаем так, чтобы сотрудникам было комфортно. Люди не могут этого не чувствовать.

В результате всего возникают взаимные обязательства, как будто бы заключается моральный контракт между компанией и работником.

Executive: Оксана, давайте поговорим о мотивации и системе вознаграждения.

В результате проекта, который длился почти 2,5 года, в Группе ММВБ на основе проведенной оценки должностей была построена Единая структура должностных разрядов, грейдов. Проект был осуществлен совместно с международной консалтинговой компанией Hay Group. Это позволило нам распределить все должности Группы по грейдам (уровням) в зависимости от ответственности, знаний и умений, широты и области решаемых вопросов. И определить равные условия оплаты труда для должностей одного уровня по всей Группе. При определении уровня оплаты труда персонала мы ориентируемся на рыночные показатели, что обеспечивает стабильность коллектива, а также делает привлекательным для кандидатов переход на ММВБ.

Система вознаграждения складывается из нескольких компонентов - рыночной заработной платы, квартальных премий (выплачиваемых на основании оценки качества выполнения работником своих должностных обязанностей за период) и бонусов для руководителей по результатам деятельности Группы. В ближайшее время мы планируем разработку программы долгосрочного стимулирования для руководителей верхнего уровня.

Executive: Какое направление Группы сейчас наиболее нуждается в свежих идеях?

О.Г.: Актуальным именно сейчас для нас является развитие системы управления рисками Группы, и недавно мы приняли на работу руководителя, который будет заниматься развитием этого направления. Кроме того в настоящее время мы ищем специалистов по оптимизации бизнес-процессов, укрепляем команду, отвечающую за листинг и работу с эмитентами, формируем кадровый резерв ИТ-специалистов, обеспечивающих бесперебойную работу нашей торговой системы. Мы ищем профессионалов, которые уверены в успехе, хорошо знают рынок и готовы работать в условиях серьезной внешней конкуренции.

Executive: Осуществлялись ли попытки привлечь иностранных специалистов, использовать их опыт?

О.Г.: На одной из конференций мне было очень интересно слушать рассуждения западноевропейских спикеров о том, какие иностранцы и для чего нужны в России. Складывается ощущение, что если вам нужен человек на какие-то операции, связанные со снижением уровня расходов, улучшением контроля - привлекайте англичанина или немца – они в силу своих природных качеств и культуры смогут работать методично и хладнокровно над решением этих задачей. Если вам необходимо развивать торговую сеть, то лучше всего приглашать специалистов из Восточной Европы, которая лишь совсем недавно сделала рывок в развитии розничной системы.

Я считаю, что у нас в России уже сформировалось поколение топ-менеджеров, которые еще молоды, полны энергии, выросли вместе со страной и на практике доказали свою эффективность. На Западе бесполезно искать им аналоги – такие люди там уже на пенсии и перешли в разряд консультантов.

На мой взгляд, привлекать иностранных консультантов для внедрения новых технологий можно, а вот в качестве первых лиц – не стоит. Это не способствует успеху российской компании: слишком много аспектов, связанных с политикой, местным регулированием, российским менталитетом, в конце концов. На ММВБ очень много людей работает ради идеи. Мы выстраиваем серьезную организацию, способную к конкуренции с западными биржами. Иностранцы же более прагматичны. Людям, работающим в компании, очень важно верить в то, что главная цель работы первого лица - не просто получение большой суммы денег, но и желание сделать что-то на благо страны.

Executive: Нарисуйте, пожалуйста, портрет сегодняшнего биржевого профессионала. Какие требования, на ваш взгляд, предъявит рынок к нему завтра?

О.Г.: Скорость развития информационных и биржевых технологий требует от специалистов гибкости, успешной адаптации к инновациям, хорошей стрессоустойчивости и способности быстро действовать в нестандартных ситуациях.

Усиливающаяся конкуренция на биржевом рынке способствует развитию таких качеств как умение предвидеть ситуацию, ориентация на клиента, креативность в разработке новых продуктов, услуг и технологий.

Уже сегодня мы общаемся и разрабатываем новые проекты совместно с нашими коллегами как на Западе, так и на Востоке. Границы растворяются. Свободное владение английским языком становится условием профессиональной успешности.

И есть еще одно важное качество, которое будет ключевым всегда, это оставаться в бизнесе Человеком, личностью, со своим моральными принципами и ценностями, уважающим мнение и принципы других, сильных и профессиональных людей.


Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
74% сотрудников предпочитают горизонтальный рост

Несмотря на высокий интерес к горизонтальному росту среди сотрудников, работодатели пока уделяют этому недостаточно внимания.

Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.