Х-фактор лидера

Что отличает лидера от всех остальных? Почему именно этому человеку безгранично верят все – от секретарей до председателей советов директоров, почему все сотрудники готовы за ним в огонь и в воду? И дело не в знаниях и навыках, и даже не в его управленческих талантах – дело в харизме. В том отчасти мистическом и непостижимом X-факторе, который, по мнению большинства, и позволяет стать истинным лидером и сделать блестящую карьеру.

Исследования, проведенные в Америке, установили, что чем более харизматичен глава компании, тем лучше и успешнее его фирма. Была даже установлена цена харизмы - от 10% до 15% прибыли. По мнению специалистов, особенно велика роль харизмы в таких чрезвычайных обстоятельствах для компании как запуск новой продукции/проекта, провал или, наоборот, взлет, или резкое изменение ситуации на рынке.

Харизматичных лидеров ценили всегда, их старались привлечь компании, к ним в команду мечтали попасть лучшие специалисты, в них верили и на них надеялись, считалось, что для них почти нет невозможного. Однако несколько лет назад вера в харизму как в соломинку, которая может в последний момент спасти компанию, несколько пошатнулась. После краха ряда корпораций, у руля которых стояли сильные и авторитетные лидеры, советы директоров и акционеры несколько пересмотрели список компетенций идеального СЕО и вычеркнули оттуда харизму. Умение убеждать и рисковать – в числе основных черт харизматичного лидера, но мир больших корпораций сегодня в основном делает ставку на стабильность. Кроме того, как полагает ряд экспертов, наличие в руководстве личности с яркой харизмой создает в компании нездоровую атмосферу. Такие лидеры в большинстве своем неспособны воспринимать критику, поэтому в компании никогда не возникает альтернативных точек зрения, и вся организация начинает вращаться вокруг одного человека.

Тем не менее, нельзя отрицать тот факт, что большинство перевернувших мир инноваций, «чудесных» возрождений и невероятных старт-апов обязаны своим успехом именно харизме своего лидера. Его уверенности в себе, его умению воодушевлять и мотивировать сотрудников, его способности сплотить коллектив и повысить лояльность к компании, его авторитету… И многие компании и руководители по-прежнему хотят видеть в рядах своих сотрудников людей, обладающих харизмой.

Об этом не рассказывают в бизнес-школах, и этому не учат гуру, но, разговаривая с теми, кто обладает этим ценным качеством, вы обнаружите, что не такая уж это страшная тайна. Трудно дать точное определение харизме - вы просто знаете, что это она, когда сталкиваетесь с ней. Это не только личное обаяние, но в гораздо большей степени способность заставить других разделять вашу точку зрения и неистово ее поддерживать. Это невозможно передать, этому невозможно научить, но не стоит расстраиваться – можно быть успешным лидером, и не обладая такого рода обаянием. А поскольку это понятие весьма многогранно, возможно выделить те его компоненты, которые легко может освоить практически любой менеджер.

Во-первых, это способность просто преподносить самые сложные и рискованные проекты. Харизматичные лидеры никогда не будут говорить длинные и скучные речи, нет, они любую идею разложат на составляющие и преподнесут вам ее так, что вы сразу скажете: «Конечно, это возможно!» Другая сторона этого умения – ораторские способности. Неважно, имеете вы дело с персоналом или советом директоров, вы должны заразить слушающих своим энтузиазмом, сделать их соучастниками и компаньонами, а сложные, заумные конструкции и обилие терминов «утяжеляют» речь, мешают людям проникнуться вашими идеями. Кроме того, яркий, живой и образный язык быстрее поможет вам установить контакт с аудиторией, завоевать ее. Это особенно важно, когда вы общаетесь с сотрудниками, – свободная и несколько неформальная речь поставит вас на одну планку с вашими слушателями, снимет барьер, который отделяет топ-менеджеров и руководителей от коллектива.

Лидеры, обладающие ярко выраженной харизмой, всегда эмоциональны и открыты. Они не стараются казаться замкнутыми и серьезными, они воздействуют на сердца людей так же, как на умы. Как правило, они приверженцы неформальной корпоративной культуры, стандарты не для них. Харизматичный СЕО может лично встретить вас у лифта и проводить в свой кабинет, отказаться от услуг секретаря или сделать еще что-нибудь столь же нетривиальное. Это не значит, что они не могут быть строгими и требовательными руководителями, отнюдь, просто они умеют создать такую атмосферу и так сформулировать задание, что у человека загораются глаза и он готов свернуть горы.

Еще одна особенность лидеров подобного рода – склонность к риску. Они постоянно бросают вызов миру и себе, они всегда стремятся достичь большего, они мыслят шире, чем требуют того стоящие перед ними задачи, и поэтому часто первыми улавливают тенденции завтрашнего дня.

Нельзя утверждать, что законы и механизмы действия харизмы изучены, это невозможно, потому что нельзя найти и исследовать неуловимый Х-фактор, но можно просто подсмотреть его внешние проявления, систематизировать и сделать выводы. А потом, опираясь на них, попытаться усовершенствовать свои способности.

При подготовке материала использованы статьи Fortune Kill Your Career With Charisma, CareerJournal Amid CEO Bashing, Cheers for Charisma и Is a Lack of Charisma holding You Back?

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.