Парадоксы найма в бюджетные учреждения, или Как музею закрывать вакансии

Подбор сотрудников для коммерческих учреждений – привычный и понятный процесс. А вот как обстоят дела с процедурами собеседования и найма персонала в бюджетные учреждения – в этом вопросе многим соискателям сложно разобраться.

Основная проблема трудоустройства в бюджетные учреждения

Дело в изменениях законодательства, обеспечивающего работу этих бюджетных учреждений. В министерствах идет изменение нормативной базы, что в свою очередь влияет на особенности работы подведомственных учреждений. Реформы Социального фонда выявили кучу нестыковок в нормативных базах, которые затем повлияли на реальную работу персонала в бюджетной сфере.

В качестве примера возьмем подведомственное Министерству культуры бюджетное учреждение «музей» и три вакансии – научного сотрудника, инженера по эксплуатации зданий и сооружений, бухгалтера по основным средствам и материальным ценностям.

Итак, музей не федерального уровня, общая численность персонала – 80-90 человек, в профиле работы: выставки, экспозиции, научная работа по теме «археология», культмассовые мероприятия, включая концерты и фестивали городского значения.

Как изменилась нормативная база

  • Введены профессиональные стандарты, на основе которых разрабатываются должностные инструкции для персонала.
  • Внесены изменения в федеральный закон №44 о закупках для государственных и муниципальных нужд.
  • Внедрена система электронного документооборота для бухгалтерского бюджетного учета.

Как законодательные изменения повлияли на требования к кандидатам

Вот как изменились требования к практическим умениям сотрудников после нововведений:

  • Должность научного сотрудника усилилась практическими знаниями правил общего документооборота в организации. Уже недостаточно знать, как оформляются процессы в рамках научной деятельности, необходимо самостоятельно изучить основы общего документооборота.
  • Должность инженера по эксплуатации зданий и сооружений предполагает наличие экспертизы относительно покупаемых музеем технических услуг, работ. В качестве примера возьмем покупку и установку стеклянной стены-панно. В техзадании были прямо оговорены размеры стены-панно, толщина стекла, виды и эскизы рисунков. В экспертную оценку инженера, исполнителя по договору со стороны заказчика, входила проверка размеров стены-панно, проверка толщины стекла, соответствия нанесенного рисунка эскизу в техзадании.
  • Должность бухгалтера по основным средствам и материальным ценностям теперь предполагает работу в электронном документообороте по приемке ценностей в составе инвентаризационной комиссии.

Какими навыками должны обладать сотрудники бюджетных учреждений

Поскольку численность персонала в музее до 90 человек, то часть должностей инженерных и финансовых работников представлена в единственном числе. Что это означает на деле? Наставника для нового сотрудника на испытательном сроке фактически не будет. Новый сотрудник должен иметь навык самостоятельного обучения и практической работы.

Что еще должен уметь новый работник? Свободное владение компьютерными технологиями. В большинстве своем в карточках вакансий бюджетных организаций об этом не пишется, поскольку это навык «по умолчанию». По факту компьютерная грамотность предполагает:

  • Для научного сотрудника: свободное владение программами Word и Excel, умение оформить запрос в поисковой строке интернета на произвольную тему, допустим «как написать служебную записку на выдачу материальных ценностей на проведение научной конференции».
  • Для инженера по эксплуатации зданий и сооружений: свободное владение Word и Excel, умение оформить интернет-запрос на произвольную тему, допустим «как оформить экспертизу в рамках ФЗ-44».
  • Для бухгалтера по основным средствам и материальным ценностям: свободное владение Word и Excel, умение оформить поисковый запрос на произвольную тему, допустим «самостоятельное изучение программы 1С, связанное с введением электронного документооборота».

Проблема изучения продуктов программного обеспечения «1С» для сотрудника, не связанного с работой бухгалтерии, возникла по причине введения электронного документооборота по учету материальных ценностей. В идеале законодатель требует, чтобы все ответственные лица, не связанные должностными обязанностями с бухгалтерией, но использующие материальные ценности, имели на своем рабочем месте программный продукт «1С» и систему ЭДО, и самостоятельно занимались как изучением ПО, так и работой в нем.

С какими проблемами столкнулся музей на этапе собеседований

  • Претенденты на должность инженера в ультимативной форме отказывались нести ответственность за экспертизу закупок как исполнители со стороны заказчика в рамках ФЗ-44.
  • Претенденты на должность научного сотрудника не могли даже с подсказкой описать свои действия при оформлении служебной записки на выдачу материальных ценностей (блокнот, ручка, научная книга музея, сувенирный пакет) для проведения научной конференции.
  • Бухгалтера из коммерческой зоны были испуганы самой обязанностью ведения электронного документооборота, с последующим ознакомлением остальных сотрудников с правилами такого документооборота по учету материальных ценностей.
  • Претенденты на должности научных сотрудников и инженера по эксплуатации зданий и сооружений категорически отказывались от предварительного изучения профессиональных стандартов по их специальностям до начала собеседования, хотя сами профстандарты существуют с 2016 года и выложены в свободном доступе на сайте Минтруда.

Данной статьей я надеюсь помочь как соискателям, претендующим на занятие должностей в бюджетных учреждениях, так и сотрудникам бюджетных учреждений, столкнувшихся с очередной реформаторской инициативой законодателей.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Инженер, Томск

Мдэ. Не скоро в бюджетных учреждениях научатся внедрять инновации.
Задача стадартная, много где решена.

Генеральный директор, Москва

Прочитал, всё понравилось, но вопросы огстались.

А в чём же, собственно, состоит парадоксальность (!) в процессе поиска, отбора и наима кандидатов?

И почему так сложно найти кандидатов на распространённые позиции с понятными требованиями именно для музеев?

Управляющий партнер, Санкт-Петербург
Евгений Равич пишет:

И почему так сложно найти кандидатов на распространённые позиции с понятными требованиями именно для музеев?

Наверное, зависит от того, где искать. Очень странно видеть такие тезисы:

1. "Претенденты на должность научного сотрудника не могли даже с подсказкой описать свои действия".
2. "Претенденты на должности ... категорически отказывались от предварительного изучения профессиональных стандартов по их специальностям".

Без контекста статьи я бы предположил, что подбор велся в закрытых учреждениях для пациентов со снижением когнитивных функций.

 

Генеральный директор, Москва
Антон Соболев пишет:
Евгений Равич пишет:

И почему так сложно найти кандидатов на распространённые позиции с понятными требованиями именно для музеев?

Наверное, зависит от того, где искать. Очень странно видеть такие тезисы:

1. "Претенденты на должность научного сотрудника не могли даже с подсказкой описать свои действия".
2. "Претенденты на должности ... категорически отказывались от предварительного изучения профессиональных стандартов по их специальностям".

Без контекста статьи я бы предположил, что подбор велся в закрытых учреждениях для пациентов со снижением когнитивных функций.

Простите, но ... Кто решил искать инженеров, бухгалтеров и научных работников музеев именно в таких местах?

Консультант, Москва

Данной статьей я надеюсь помочь как соискателям, претендующим на занятие должностей в бюджетных учреждениях, так и сотрудникам бюджетных учреждений, столкнувшихся с очередной реформаторской инициативой законодателей.

А может быть, стоит "помочь" руководителям музеев? Мне кажется, соискателей на работу в музеи, особенно бюджетные, не так много. На рынке труда музеи вообще величина бесконечно малая. То, что руководители музеев давно нуждаются в некотором обновлении - очевидно. Эти должности стоит на открытом конкурсе, как профессуру, выставлять. Это социально, идеологически важные люди! А что мы видим - десятилетиями одни и те же лица, фамилии. Уже по наследству скоро передавать будут. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.

90% российских компаний отмечают влияние выгорания на бизнес

Однако с ментальным здоровьем сотрудников работают лишь 45%.