Системный взгляд на мотивацию сотрудников

Последнее время рынок труда в России все больше становится рынком работника. Хороших сотрудников становится все меньше, а задач для них — все больше. В этой ситуации очень важно найти, а потом и не потерять хорошего специалиста.

На мой взгляд, идеальный принцип руководства коллективом звучит так: «найди крутых специалистов, замотивируй их, поставь цель и не мешай им работать».

Сегодня поговорим про мотивацию.

Традиционная мотивация работает недолго

Традиционно используемые средства мотивации сотрудников — кнут и пряник. В качестве пряника могут выступать прибавка зарплаты, похвала, даже почетная грамота. В качестве кнута — негативная обратная связь. Проблема в том, что организм адаптируется к любой системе. Если постоянно предлагать сотрудникам повышение заработной платы, рано или поздно эта мотивация перестает действовать. Если сотрудника постоянно критиковать, он перестает воспринимать слова руководителя близко к сердцу.

Нужно искать дополнительные методы мотивации и комбинировать их. Чтобы система мотивации работала, нужно понимать, в чем именно нуждается человек, пришедший к вам в компанию.

Почему мы выбираем работу и остаемся на ней? 

Давайте посмотрим на это с точки зрения сотрудника. Чего он ждет, приходя на работу в организацию? Я обычно представляю эти потребности людей в виде пирамиды Маслоу. Пройдемся по уровням пирамиды от низшего до высшего.

Самый первый уровень, на основе которого мы собственно и выбираем работу — физиологический: заработная плата и другие компенсации. Сотрудник хочет быть уверен, что компания даст достаточно денег, чтобы обеспечить его потребности. Это базовый уровень, который мы должны обеспечить сотруднику, — платить ему конкурентную заработную плату, иначе он найдет другое место, а скорее всего, вы просто не найдете человека, который согласится на неконкурентные условия. Но стоит учитывать, что потребности растут, и чем выше квалификация специалиста, тем больше денег он хочет. 

Второй уровень — потребность в безопасности. Человек должен знать, что зарплату будут платить регулярно и стабильно; что начальник адекватный и не уволит его просто так; что если он хорошо делает свою работу, он ее не потеряет. Эти два уровня можно уточнить на этапе собеседования, и на их основе будущий сотрудник принимает решение о трудоустройстве.

Третий уровень связан с тем, почему мы остаемся на выбранной работе, порой даже если первые два уровня не совсем идеальны — это чувство принадлежности, команда. Людям нужно чувствовать, что они работают в коллективе, который разделяет общие ценности и пристрастия. Ты понимаешь, что принадлежишь этой команде, и ассоциируешь себя с ней.

Четвертый уровень — потребность в уважении: «Я не последний человек в команде». Человек должен ощущать, что в компании его воспринимают как крутого специалиста в каком-то вопросе. И неважно, в каком, главное — чтобы он осознавал свою ценность.

Самый высший уровень — потребность в саморазвитии. В стоячем болоте мотивацией и не пахнет. Сотрудник должен понимать свой трек развития, и видеть на примере других, что оно возможно. 

Как использовать эту пирамиду на практике

Тот вариант пирамиды Маслоу, о котором я рассказал выше, лежит в основе любой мотивации. При этом стоит помнить, что руководитель должен идти по пирамиде в порядке важности потребностей сотрудника. Нельзя мотивировать человека более сложными задачами и карьерным ростом, если у него не закрыты потребности более низшего уровня.

Если зарплата недостаточная, он, скорее всего, уйдет даже от стабильности и хорошего коллектива. Если нет стабильности, и сотрудник постоянно ощущает угрозу увольнения, бессмысленно предлагать ему повышение в следующем году — он даже не знает, будет ли этот следующий год. Если он понимает, что стабильность есть, но отношения в коллективе плохие, предложение стать начальником в этом плохом коллективе тоже не сработает как мотивация.

Все потребности надо закрывать постепенно, по очереди, учитывать необходимо каждую ступень. Чем выше человек поднялся по этой пирамиде, тем сложнее ему уйти: ему придется искать работу, на которой есть все то, что предлагали ему вы, плюс следующая ступень пирамиды — а это сложно.

Как это работает у меня

Любое наше влияние на сотрудника — кусочек этой пирамиды. Первый этап — это собеседование. На этом этапе мы можем отобрать людей, для которых наш оффер будет интересным, и работать с ними дальше — и в плане должностных обязанностей, и в плане мотивации.

Первая ступень пирамиды — обеспечение материальных потребностей. Все сотрудники моей команды получают конкурентную заработную плату — чуть-чуть больше, чем предлагают конкуренты. 

Второй момент — безопасность: я никогда не угрожаю увольнением. Это как достать пистолет: если достал, то должен выстрелить. Сюда же я отношу лояльное отношение к рабочему графику. Работать 8 часов без перерыва физиологически невозможно. Вернее, можно включить «режим берсерка» и в таком графике работать несколько дней, но потом все равно нужны перерывы на кофе, перекуры, разговоры с коллегами. И это тоже часть мотивации — обеспечение потребности в безопасности. Важно показать, что ты не собираешься увольнять человека за малейшую ошибку.

Чувство принадлежности. За свою жизнь я успел поработать в то числе и тренером по командообразованию. Вероятно, это наложило некий отпечаток на мое отношение к работе в команде. Честно говоря, я не могу выделить, что конкретно делает нашу команду командой. Дурацкие и иногда «на грани фола» шуточки? Любимая фраза одного из сотрудников «все обосрутся кроме нас»? Конкуренция на рынке и желание стать лучшим продуктом? Наверное, все по чуть-чуть. У вас, безусловно, найдется свой рецепт, который будет самым правильным. 

Далее — потребность в уважении. У людей проявляются таланты, полезные для всей команды. Кто-то помимо того, чтобы быть крутым партнерским менеджером, начинает проводить бизнес-игры. Кто-то умеет круто выступать на публике. Я стараюсь не присваивать заслуги команды только себе и регулярно рассказываю о них другим коллегам и руководству. Так ребята чувствуют себя признанными в компании специалистами.

Далее — личностный и профессиональный рост. Если сотрудник проявляет готовность заняться каким-либо проектом, я его полностью поддерживаю и помогаю, даже если это означает переход в другую команду. 

Весь этот трек мотивирует людей оставаться рядом со мной, и команда растет. У них нет базовых страхов, есть лояльность к команде и понимание, в каком направлении они могут развиваться.

Что имеем в остатке? Применяя пирамиду потребностей можно очень логично продумать мотивацию сотрудников. Не стоит ограничиваться финансовой мотивацией — она работает до тех пор, пока сотрудника «не перекупят». Захватывайте любовь сотрудника к себе целиком, и тогда он от вас никуда не денется.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Researcher, Москва

Странно что в вопросе системной мотивации лояльность сотрудника к команде вынесена на главное место. А об эффективности/результативности сотрудника не сказано ничего.

Мне кажется первичней всё же то, чтобы сотрудник приносил результат, отвечающий целям бизнеса. А лояльность все же идет вторым эшелоном. Иначе складывается впечатление что важней лояльные, чем эффективные.

Такой приоритет в мотивационной системе рождает отрицательную селекцию. Что легко наблюдать.

Руководитель, Москва

Мдя... А вот как-то стимул и мотив у автора смешались...

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Похоже, автор не знаком с Герцбергом и другими  подходами, про мотивы и стимулы точно согласен с Максимом Часовиковым, и  как-то печалькой от статьи и автора веет.

Руководитель, Москва

Вот что пишет сам Абрам Маслов (с учетом того, что его родители выходцы из-под Киева, то делать двойную транскрибцию фамилии и имени, как-то не хочется): 

"…может сложиться впечатление, что речь идёт о некой жёстко фиксированной структуре потребностей. Но в действительности иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд.

...Говоря об иерархии потребностей, мы утверждаем лишь, что человек, у которого не удовлетворены две потребности, предпочтёт сначала удовлетворить более базовую, а, следовательно, и более насущную потребность.

Но это ни в коем случае не означает, что поведение этого человека будет определяться именно этой потребностью. Считаю нужным ещё раз подчеркнуть, что потребности и желания человека – не единственные детерминанты его поведения."
Абрам Маслов

Knowledge manager, Пермь

Благодарю за описание личного опыта работы!

Понравилось личное отношение Дмитрия к сотрудникам! 

Но считаю не самым подходящим применяемый принцип: "идеальный принцип руководства коллективом звучит так: "найди крутых специалистов, замотивируй их, поставь цель и не мешай им работать"".

Более подходящим для руководства на практике и тем более для изменений в управлении исходя из меняющихся ситуаций - является обучение сотрудников как необходимым навыкам на рабочем месте, так и слаженному сотрудничеству.

А то, вот уже и Эльвира Набиулина на вопрос "Где деньги Зин?"(с):) - отвечает, что сначала с кадрами и производительностью труда разберитесь - это мол и есть сейчас - главная проблема экономики.

А Абрам Маслов(он же Абрахам Маслоу) и другие позитивно - ориентированные специалисты нам безусловно в помощь!:) 

Профессор, Москва

Ну что вам рассказать про "пирамиду" Маслоу...

Во-первых, никакой "пирамиды" потребностей Маслоу не существует. Это выдумка американских журналистов 30-х годов, пытающихся популяризовать новые идеи в управлении, психологии и социологии. Аккурат во время Великой депрессии это было очень актуально.

А что же было?

А была "иерархия потребностей" Маслоу, в которой урождённый Абрам Маслов, вывезенный из России в шестилетнем возрасте в начале 1900-х, попытался классифицировать движущие мотиваторы человека. В своей иерархии Маслоу классифицировал и расставил потребности от "низших", свойственных всему животному миру, до "высших", свойственных только человеку.

По Маслоу у человека все потребности работают ОДНОВРЕМЕННО. иначе нельзя объяснить "феномен голодного художника" или феномен "героя, жертвующего жизнью". 

То есть никакой "пирамиды" и уж тем более никакого пути от низших потребностей к высшим НЕ БЫВАЕТ. Все потребности работают одновременно и параллельно.

Автору - жирный минус за незнание основ...

И, соответственно, описанный автором путь "снизу вверх по пирамиде" как основа его системы мотивирования - фейк и введение в заблуждение. За что ещё один минус. Наижирнейший.   

Как-то так...

искренне ваш,

Researcher, Москва
Дмитрий Хлебников пишет:
Во-первых, никакой "пирамиды" потребностей Маслоу не существует.

Ну как же не существует?

Если бы не существовало закономерности поступательного прогресса в качестве потребностей человека, то не существовало бы бизнес-класса, дорогих брендов, спроса на произведения искусства, мецентаства.

Принцип Пирамиды Маслова излагался задолго до него. Например в  Упанишадах, где описывается концепция чакр и тесно связанная с ними кундалини. Уровень, на который восходит кундалини, определяет уровень духовной зрелости индивида. А уровень духовного развития напрямую связан с потребностями.

Поэтому утверждать, что "пирамиды" потребностей Маслоу не существует -- все равно что утверждать, что не существует связи между успехом и эффективным управлением в бизнесе.

Народная мудрость гласит:
Сытый голодного не разумеет. Это ж оно и есть про пирамиду.

Встречаются после долгой разлуки двое приятелей, богатый и бедный. Богатый:
— У меня квартира в центре Москвы, жена-модель, и только что прилетел с Гаваев! Ну, а ты как?..
— А я не ел уже семь дней…
— О, старик! Надо себя заставлять!

Руководитель, Москва

Если бы не существовало закономерности поступательного прогресса в качестве потребностей человека, то не существовало бы бизнес-класса, дорогих брендов, спроса на произведения искусства, мецентаства.

Почему вы так считаете? Может быть это и верно, но по крайней мере не очевидно. Скорее, то что Вы говорите, это больше про Франкла и микроэкономику, чем про Маслова. И поясните, что такое качество потребностей? Есть более качественные и менее качественные?

Поэтому утверждать, что "пирамиды" потребностей Маслоу не существует -- все равно что утверждать, что не существует связи между успехом и эффективным управлением в бизнесе.

Как в рамках пирамиды Маслова объясняется личностый выбор прот. Аввакума, который предпочел за счет снижения безопасности, неотказаться от своих идеалов? Да и Сократ чашу с цекутов выпил, хотя мог это избежать. Как Пирамида объясняет реализуцию более "высоких" потребностей за счет сильного ущерба более "низких"

Researcher, Москва
Максим Часовиков пишет:
Почему вы так считаете?

Зачем вам столько ботов?
Игорь Васюкин
Виктор Нестеров
Евгений Мурашов
Виктор Сериков
Олег Гранин
Илья Фролов
Геннадий Саланов
...

Одному хочется признания, другому познания, а третьему красоты.
Это потребности несколько разного качества.

Консультант, Новосибирск

Несколько небрежно используются термины система, системный ...
Почему предложенный взгляд на мотивацию назван в заглавии статьи назван  системным? Можно ли считать системой набор (даже практичных) рекомендаций по каждой из ступеней взятой автором пирамиды?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.