Каким должен быть идеальный финансовый директор

Я долго работал в автобизнесе, а потом запустил стартап – облачный сервис управленческого учета. Опыт работы в финансовой сфере большой, поэтому я подготовил гайд по поиску финансового директора (CFO – Chief Financial Officer). Эта статья будет полезна как для бизнесмена, который хочет нанять специалиста, так и для финансового директора, который ищет работу.

Три типа CFO: что делает каждый из них

В своей практике я встречал три типа финансовых директоров:

  1. Кто просто готовит отчетность.
  2. Эдвайзеры. Они оцифровывают бизнес-модель, объясняют команде, как показатели влияют друг на друга, и помогают бизнесу достигать целей.
  3. Кто умеет работать с банками, привлекать финансирование. Кстати, если финдир хорошо привлекает средства, то это не значит, что он не может быть эдвайзером или составлять классные отчеты.

Идеальный финдир в моей картине мира – это партнер предпринимателя. Он помогает собственнику и стейкхолдерам компании понять, как работает бизнес, и вместе прийти к результату. Выявляет точки роста, зоны оптимизации, обращает внимание на то, как показатели увязаны между собой и какие драйверы больше всего влияют на бизнес. Я бы сказал, помогает компании быстрее двигаться к запланированному результату.

Когда в компании должен появиться финдир?

Финансовый директор как эдвайзер должен быть уже на старте. Не надо ждать, когда компания дорастет до определенного масштаба. Для начала можно не брать человека в штат, а привлекать на почасовой основе, чтобы он помог оцифровать модель и разложить ее на драйверы. А история с in-house-финдиром уже может развиваться постепенно. Сначала обычно собственник или бухгалтер делает отчеты, сводит аналитику, и понимает, что сформировать отчетность просто не успевает. То есть, задача уже есть, а ресурса на ее выполнение нет.

Искать специалиста лучше под сформулированную задачу. Например, бизнес собирается расти, есть инвестпрограмма, нужно привлечь кредит – возможно, понадобятся два человека. Один займется привлечением денег – он знает, как общаться с банками, как отстаивать нужную процентную ставку. А второй разберется в работе бизнеса, построит модель и объединит команду для роста.

Иногда экспертизы не хватает, невозможно сразу сформулировать, «что болит» в компании. Тогда я прихожу к специалистам сначала без конкретного запроса. Узнаю, какие они решают задачи и что предлагают, и для себя понимаю, насколько это соответствует потребностям и решает ли проблемы.

Можно пойти другим путем. Найти предпринимателя, который уже на другом этапе развития, и прямо сказать ему: «я тоже предприниматель, расскажи, как это устроено, какие задачи решает твой финдир, потому что я еще до этой стадии не дошел, а ты дошел». Все достаточно открыто реагируют, и нет проблемы попросить небольшую встречу.

Финансовые и нефинансовые метрики: что должен отслеживать финдир?

У компании есть стратегия, и задача финансиста – помочь оцифровать эту стратегию и проверить критические зоны. Например, собственник хочет продать за год миллион единиц товара. Финдир раскладывает глобальную цель на составляющие и понимает, что для этого нужно вырасти в 10 раз за год, или рынок вообще не позволит столько продать. Получается, мечта пока нереалистичная, и нужно переключиться на другую.

Дальше – подобрать частоту контроля метрик, отслеживать, как принятые решения отражаются на показателях, и принимать каждый день новые решения. Например, мы живем в основном спринтами и контролируем метрики еженедельно. Смотрим самое понятное: количество входящих лидов, конверсию из каждого этапа воронки в следующий, средний чек. Каждые две недели у нас новый релиз, и мы контролируем запуск новых фич. Раз в месяц смотрим отчетность и ежедневно – все поступающие платежи, насколько они сходятся с бюджетом.

Отдельно смотрим нефинансовые метрики. Это темпы роста по количеству клиентов, доля партнерских продаж, которую мы контролируем, средний срок сделки. Еще есть количество проведенных демо и показатели квалификации клиента – какое количество из входящего трафика квалифицировалось, отдельно контролируем холодные и теплые и воронку по ним. У нас построена оцифрованная модель бизнеса, поэтому все эти метрики есть в отчетности.

Кейс из практики: наш финдир проанализировал среднюю частоту покупок. Оказалось, что 20% клиентов делают 80% объема продаж. А оставшиеся 80% совершают в среднем полторы покупки. И вот финдир видит: если эти 80% будут покупать не 1,5, а хотя бы 2 или 2,5, то суммарно это даст огромный рост выручки, больше чем в полтора раза. Понятно, что это работа больше с клиентами – почему они так покупают, но подсветить эту зону роста может именно финансовый директор.

Как выбрать финансового директора?

Можно поискать специалиста на аутсорсе, да и рекомендации знакомых никто не отменял. Главное – понять, что ты хочешь от финансового директора, какую задачу решаешь. Приходить с этим запросом и смотреть, с кем отзывается работать, кто больше соответствует запросу.

При выборе финдира важнее даже не опыт, а кейсы: не «чем занимался», а «что сделал в компании, как это повлияло на результаты». У финдира первого типа, который просто делает отчеты, кейсов не будет. Весь его кейс – это готовый распечатанный отчет 10 числа каждого месяца.

Но и кейсов недостаточно, чтобы понять, сработаетесь ли вы. С потенциальным финдиром я предпочитаю «сходить на свидание». Беру какую-то задачку и пробую в формате part time поработать со специалистом. Это классная возможность оценить hard skills – умеет ли он генерить гипотезы, soft skills – комфортно ли команде с этим человеком. Это может быть крутой специалист, но вдруг он не подходит вашей корпоративной культуре. Чтобы пазл сложился, важно заранее посмотреть, получается ли работать, и после этого уже договариваться о найме.

Как оценить эффективность работы CFO?

Финдир контролирует метрики, а собственник контролирует финдира. И подход к вопросам оценки эффективности работы финансового директора такой же, как и к анализу метрик. Чтобы решить поставленные задачи, CFO предлагает разные гипотезы: «если мы сделаем это, то получим такой результат». Понятно, что не все зависит от финдира, но в целом, можно посчитать, сколько гипотез сработало, и сколько денег заработал для нас финансовый директор.

Если гипотезы не выстреливают и задачи не решаются – нужно разбираться почему. Одно дело – если финдир срывает сроки, не делает свою непосредственную работу, не выстраивает, например, систему управления рентабельностью и финансовыми потоками. И совсем другое – если финансовый директор подсвечивает, что дебиторская задолженность растет, и системно пинает команду продаж, чтобы они что-то с этим делали, а они не делают или делают неправильно. И финдир больше никак не может на это повлиять, – уже не его зона ответственности.

Чтобы понять, справляется ли он, много времени не нужно – это вопрос месяца-двух. Проблемные зоны типичны для бизнеса, обычно на старте их достаточно легко найти. Например, на складе всегда можно посмотреть количество неликвида, оборачиваемость товара, сколько мы инвестируем в заказ. Уже в первое время может быть много рекомендаций, которые быстро повысят эффективность бизнеса, если до этого в команде не было финансового директора.

На практике я чаще встречаю финансовых директоров, которые приходят и говорят: «сейчас мы 4 месяца будем выстраивать методологию, а потом уже начнем работать и строить первый идеальный отчет». Но ведь руководителю бизнеса отчет сам по себе не нужен – ему нужно понять, что делать. Методологию и систему отчетности, конечно, важно выстраивать, но делать это параллельно с поиском проблемных зон. А когда есть насмотренность, быстро понимаешь, куда копать в этой сфере. Для этого финдиру обязательно нужно развивать кругозор.

Что ждут от финансового директора в 2023?

Я вижу, что подход к финансовому планированию меняется. Все больше компаний переходят на драйверную модель: планируют не конкретные финансовые показатели, а драйверы, которые их формируют. В быстро меняющейся среде предприниматели понимают, что цели и планы нужно уметь перестраивать так же быстро. Для этого нужно много учиться.

Сейчас автоматизируют все: управленческий учет, воронки продаж. Возникает вопрос: можно ли автоматизировать и финдира? Я думаю, скорее, нет. Системы автоматизации могут подсвечивать проблемные зоны, но интерпретировать их искусственный интеллект пока не умеет. А задача финансового директора – как раз думать, анализировать, выстраивать методологию. Автоматизация поможет освободить время от рутины и сосредоточиться именно на работе финдира – если, конечно, финдир уже больше, чем просто составитель отчетов.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Рук. планово-эконом. службы, Нижний Новгород

В последнее время все больше встречаются компании/читай собственники/, которые сами не знают чего хотят и ищут, но не находят в итоге, фокусников. 

 

Менеджер, Краснодар

 

Мое мнение, идеальный финансовый директор  должен объяснить предпринимателю несколько принципиальных вещей:

1. Что такое точка безубыточности.

2. Чем прибыль отличается от денег.

3. Что такое оборотный капитал и как им управлять.

4. Какие имеются инструменты, чтобы денег входило в компанию больше, чем выходило.

5. Чем отличается бухгалтерский отчет от жизни.

Всё остальное, к другим специалистам.

Консультант, Самара
Игорь Назаров пишет:

В последнее время все больше встречаются компании/читай собственники/, которые сами не знают чего хотят и ищут, но не находят в итоге, фокусников. 

 

Да-да, фокусников, факиров, супергероев, людей-бизнеспауков... Чтобы пришел, хвостиком махнул - и, опа, расцвел бизнес, как майский сад.

А то, что пахать надо в саду всем коллективом, удобрять,окучивать, вредителей морить, прививать новое, опрыскивать, и пр, и пр, - это нет, это пусть придет волшебник, и наволшебнит.

Директор по экономике и финансам, Москва

Все так. И учить нужно не только собственника, но и других членов команды: коммерсантов, логистов, производственников... Причем учить думать о сквозном результате, а не локальном. Порой ведь как бывает, одни экономят, другие страдают, компания в целом потеряла. При этом не надо забывать, что у них для их работы тоже должны быть инструменты - как навигационная панель в корабле: прежде, чем куда-то повернуть или прибавить узлов, надо считать показатели; загорелась красная лампочка - обрати внимание, и знай что делать. Не малую роль в ее построении должен играть именно финансовый директор. 

  

IT-менеджер, Красноярск

Идеальный финдир в моей картине мира – это партнер предпринимателя. Он помогает собственнику и стейкхолдерам компании понять, как работает бизнес, и вместе прийти к результату. Выявляет точки роста, зоны оптимизации, обращает внимание на то, как показатели увязаны между собой и какие драйверы больше всего влияют на бизнес. Я бы сказал, помогает компании быстрее двигаться к запланированному результату.

Все говорят о возможностях и мало кто о рисках. Даже странно как-то... 

Генеральный директор, Москва

Фин. дир - это одна из ключевых ролей в компании, это такая надежная стена, на которую можно опереться. Взаимоотношения собственник -фин. дир - оптимально-партнерские. Фин. дир нового поколения, должен уметь/знать как работать с большими объемами данных для выявления закономерностей и выстраивания гипотез, для контроля и постановки задач... и т.п. Т.е роль фин. дира должна быть существенно шире, чем только отчетность, банки и советы. Фин. дир нового поколения - это специалист на стыке финансов, ИТ и бизнесполагания, или проще - "премьер-министр" компании))...

Рук. планово-эконом. службы, Нижний Новгород
Игорь Адеев пишет:

 

Мое мнение, идеальный финансовый директор  должен объяснить предпринимателю несколько принципиальных вещей:

1. Что такое точка безубыточности.

2. Чем прибыль отличается от денег.

3. Что такое оборотный капитал и как им управлять.

4. Какие имеются инструменты, чтобы денег входило в компанию больше, чем выходило.

5. Чем отличается бухгалтерский отчет от жизни.

Всё остальное, к другим специалистам.

Игорь, п.4 -вы про что?

Менеджер, Краснодар
Игорь Назаров пишет:
Игорь, п.4 -вы про что?

1. Переход на предоплату с Покупателями и отсрочку с Поставщиками.

2. Рост выручки через инвестиции в дополнительные мощности и/или новые продукты/услуги.

3. Хеджирование рисков изменения стоимости валют, сырья, готовой продукции.

4. Размещение свободных денежных средств в доходные финансовые инструменты.

5. Замещение собственного капитала на заемный (заемный, как правило, обходится дешевле).

Финансовый директор, Москва

"Одно дело – если финдир срывает сроки, не делает свою непосредственную работу, не выстраивает, например, систему управления рентабельностью и финансовыми потоками. И совсем другое – если финансовый директор подсвечивает, что дебиторская задолженность растет, и системно пинает команду продаж, чтобы они что-то с этим делали, а они не делают или делают неправильно. И финдир больше никак не может на это повлиять, – уже не его зона ответственности."

Финансовый директор должен и может на это повлиять, если он не просто статист - финансовый менеджер или аналитик.
Если финдир именно финансовый директор, то он должен не просто "подсвечивать", а создать механизм "воздействия" на сотрудников/службы ответственные за неправильный цвет "подсветки".

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.